Анна Рашны, доктор наук, профессор Ягеллонского университета, специльность - русская филология, история русской литературы (RAZNY ANNA, prof. dr hab. nauk humanistycznych, specjalnoc: filologia rosyjska, historia literatury rosyjskiej)
_________
«Опираясь на свой лагерный опыт, Шаламов показывает не только механизм существования тоталитарной системы, но и отражает ее воздействие на внутренний мир человека, главным образом на мир его этических ценностей. Последние, по убеждению автора, не могут реализоваться как абсолютные и объективные под уничтожающим натиском тоталитаризма, которому способствует уход узника Колымы от внутренней свободы, определяемой философией персонализма как моральная свобода. Для Шаламова самым главным в этом процессе релятивизации духовых ценностей является перемена их субъекта - человека, отказывающегося от внутренней свободы и ответственности за окружающее его зло. В философском плане этот отказ иллюстрирует дорогу человека от субъекта к объекту, от индивидуальности и личности к предмету, отрицающему не только свое трансцендентное измерение и самую трансценденцию, но и соглашающемуся со своим новым, низшим онтическим статусом.
Результатом отказа от свободы и трансценденции является перемена онтического измерения человека в эсхатологическом плане. На Колыме человек существует горизонтально - к смерти. В мире человека Колымы, изменяющего ценностям, невозможной является проекция его жизни на сферу трансцендентную, гарантирующую высшую степень существования. Образ Колымы в рассказах Шаламова - это образ абсолютного зла. [...]
Шаламов как свидетель отмечает, что лагерь - это модель советского, тоталитарного общества, в котором мораль блатарей заменяет универсальную, положительную мораль ведущую к реализации добра. Эта перемена морали была вызовом для заключенного и принимала характер его духовной пробы. [...]
Отношение узника Колымы к смерти является одним из самым главных свидетельств обесценения человеческого существования, которое произошло в тоталитарной коммунистической системе. Оно обозначает онтологическую деградацию человека, проявляющуюся в обесценении личности и ее сознания, меняющего все универсальные понятия о добре и зле.
В историческом аспекте творчество Шаламова свидетельствует о крахе гуманистических идей XIX века, рождающих новую действительность в виде коммунистического тоталитаризма. «Новая проза», как сам писатель определил свое творчество, отражает эту новую действительность, приводящую к распаду жизни и отрицательной антропологии».
__________
Это
сжатое изложение существа книги Анны Рашны «Литература против тоталитарного порабощения. Свидетельство правды Варлама Шаламова» (Raźny, Anna. Literatura Wobec Zniewolenia Totalitarnego: Warłama Szałamowa Świadectwo Prawdy. Kraków: Wydawn. Uniwersytetu Jagiellońskiego, 1999) размещено на сайте "Варлам Шаламов", редакции которого книга «интересна именно своей абсурдностью: тем, что представляет Шаламова с точки зрения идеологии «холодной войны», прямо против его воли». Интересно, до какой степени промыты мозги кураторов и сотрудников сайта, чтобы не увидеть в приведенных словах польской исследовательницы, в сущности, самых элементарных положений, которые просвещенный Запад со времен Ханны Арендт признает как базу для дальнейшего изучения феноменов нацизма и сталинизма. Самое любопытное, что абсолютно все сказанное Анной Рашны в точности соответствует точке зрения самого Шаламова, мыслившего по отношению к массовым убийствам и массовому растлению общества «коммунистическим тоталитаризмом» именно в категориях абсолютного зла, постоянно употреблявшего по отношению к Колыме слова «геноцид» и «Освенцим» и называвшего «социалистическую структуру» созданной «для массового убийства кошек и людей». Мантра «холодная война» в комментарии редакции показывают лишь полную неспособность этих людей вдуматься в смысл того, что они комментируют. «Абсурдностью интересно» никак не резюме книги польской исследовательницы, а сталинистско-агитпроповский комментарий российских шаламоведов к этому резюме. Кроме того, совершенно ясно, что места для текстов исследователя Шаламова доктора наук, профессора Ягеллонского университета по специальности русская филология и история русской литературы Анны Рашны на сайте shalamov.ru с их мышлением, вынесенным из 1984 года, никогда не найдется. Ну никак Шаламову не избавиться от опеки Большого Брата, даже посмертно, обязательно оградят от вредоносного идеологического влияния, благо совковые рефлексы всегда на страже.
UPD
По теме см.
Первый научный доклад о творчестве Шаламова, Краков, 1981 Сборник
"Идентичность, индивидуализм, сообщества в русской культуре", изд. Ягеллонского университета, Краков, 2014, под редакцией Анны Рашны.