Так сколько же золота на самом деле потребляет Китай?

Feb 23, 2015 16:44


Уже много лет аналитики во всём мире пытаются это выяснить. Рынок золота довольно непрозрачен, а в Китае он непрозрачен в кубе. Поэтому данные даже крупнейших мировых институтов, таких как Всемирный совет по золоту (WGC), Thomson Reuters GFMS, CPM Group и других часто не совпадают. Например, в последнем докладе «GFMS Gold Survey 2014» утверждается, что спрос на золото в Китае составил в 2014 году 866 тонн, а в докладе WGC «Gold Demand Trends. Full year 2014» этот спрос оценивается в 814 тонн.

Долгое время поставки золота в Китай можно было оценивать только по данным администрации Гонконга об объёмах нетто-импорта металла из Гонконга в Китай. Однако в последние годы последовательно продолжается либерализация рынка золота правительством Китая, которое стимулирует не только банки и дилеров, но и всё население покупать золото.

Открываются новые биржи, в частности - в Сингапуре, которые могут поставлять золото непосредственно на Шанхайскую золотую биржу (SGE). Много золота поступает в страну в виде лома и завозится частными лицами. Китай предоставляет всё большему количеству банков лицензии на торговлю золотом и открывает внутренний рынок для зарубежных игроков.

С начала 2015 года по 20 февраля на SGE было реализовано более чем 315 тонн золотых слитков, что превышает 300 тонн вновь добытого золота по всему миру за тот же период. Некоторые аналитики опрометчиво утверждают примерно следующее: Китай потребляет больше золота, чем на Земле производится. Это, конечно, не так. На биржу также поставляются слитки из золота, аффинированного из вторичного лома, даже если этот лом был поставлен в страну из заграницы.

Здесь нужно отметить особенности китайского законодательства: всё импортное и отечественное добываемое и поставляемое в виде слитков золото должно сначала пройти через Шанхайскую золотую биржу (SGE), до выхода на китайский рынок (кроме золотых Панд). Слитки, изготовленные из отечественного и импортного лома, поставляемого на китайские аффинажные фабрики, также должны пройти через SGE. Даже налоговые льготы поставщикам слитков из лома и новых слитков предоставляются SGE.



Минуя SGE, покупать слитки на внешнем рынке имеет право только Народный банк Китая (PBOC) в государственные резервы. Количество золота в ЗВР Китая - также вопрос, вокруг которого ведутся ожесточённые споры. В последний раз Китай публиковал официальные данные о своих золотых резервах в 2009 году, и тогда они составляли 1054,1 тонны. С тех пор, вероятно, они значительно выросли, но главный вопрос - покупает ли PBOC золото на SGE, или непосредственно на мировом внебиржевом рынке. Но об этом ниже ( 1↓).


Таким образом, весь учтённый импорт золота в Китай и всё производимое в Китае золото проходит через SGE. Объёмы продаж на SGE - тот самый пирог, который никак не могут справедливо разделить различные мировые институты и аналитики. Отсюда и расхождение в данных по спросу на золото в Китае. Причём расхождение данных WGC, GFMS, CPM Group, других западных институтов с данными некоторых китайских и азиатских источников и аналитиков порой довольно значительны.

Причины этого расхождения попытался объяснить WGC в своём докладе «Understanding China’s gold market» (Понимание золотого рынка Китая), опубликованном 15 августа 2014 года. Главные противоречия между Западной и Восточной точками зрения заключаются в разных методиках расчётов и подходах к вопросу, что можно, а что нельзя включать в общий спрос.

Но многие аналитики Востока считают, что все публикации WGC содержат неточности и несоответствия и не раскрывают самые важные данные, показывающие, что китайский спрос на золото значительно выше, чем принято считать. WGC сознательно скрывает эти данные от широкой аудитории и их мотивы остаются непонятными, что служит пищей как для спекуляций на эту тему в СМИ, так и для реальных спекуляций на бумажном рынке золота.

Об этом также ниже. А пока приведу хорошо показанную в этом докладе структуру рынка золота Китая:



Первый камушек в огород устоявшихся на Западе методик оценки китайского спроса кинул председатель SGE Сюй Луодэ, оценив китайский потребительский спрос в 2013 году в 2000 тонн. В выступлении на форуме LBMA в Сингапуре 25 июня 2014 года он сказал:

В прошлом году Китай импортировал 1540 тонн золота. Такой импорт, вместе с 430 тонн золота, которое мы произвели сами, означает, что мы, в сущности, поставили около 2000 тонн золота в прошлом году. Эти 2000 тонн золота были куплены потребителями в Китае. Конечно, все мы знаем, что на китайских "дам" (женщин среднего возраста) приходится значительная доля покупок золота. Поэтому в прошлом году наши запасы сократились почти на 2200 тонн, из которых 200 тонн составил рециклированный металл.

Второй камушек запустила Китайская Золотая ассоциация (CGA) в своём докладе «Gold Yearbook 2013», опубликованном только в бумажном виде на китайском языке 11 сентября 2014 года на Китайском конгрессе по золоту в Пекине. В нём утверждается, что спрос на золото в Китае составил в 2013 году 2198.84 тонн. WGC в своём докладе «Gold Demand Trends. Full year 2013» оценил этот спрос в 1065.8 тонн.

Тем не менее, позже, 15 апреля 2014 года, в докладе «China's gold market: progress and prospects» WGC пересмотрел свою оценку на 6,2% до 1132 тонн, оговорившись всё же в примечании, что это данные GFMS, и что они сопоставимы с оценкой CGA 1176.4 тонны ( 2↓). Правда, на графике GFMS спрос явно превышает даже указанную WGC оценку спроса от CGA.



Однако в докладе CGA говорится следующее:

В 2013 году продолжился 11-летний рост спроса на золото в Китае со значительным увеличением объёма рынка на 92,65%. Импорт золота в Китай вырос на 197,98%, до 1506,5 тонн, тем самым Китай стал крупнейшим в мире золотым импортёром. Спрос на золото достиг 2198,84 тонн в 2013 году. Чистые инвестиции составили 1022,44 тонн, показав существенное увеличение на 230,68%.



Синие столбцы - общий спрос в тоннах (LHS), красная линия - рост г/г в процентах (RHS)

Почему же такая большая разница между оценками CGA и WGC общего спроса на золото в Китае? WGC и другие «западники» пытаются привести аргументы, объясняющие эту разницу, указывая, что «мы стремимся быть максимально объективными». Главный камень преткновения в этих спорах - так называемые «чистые инвестиции» (Net investment), которые составили в 2013 году 1022,44 тонны.

Вот как выглядит структура китайского спроса по версии CGA:



•  Красный = ювелирные изделия (716.5)
•  Синий = золотые слитки (375.73)
•  Фиолетовый = промышленные материалы (48.74)
•  Бирюзовый = золотые монеты (25.03)
•  Жёлтый = другое (10.4)
•  Зелёный = чистые инвестиции (1022.44)
•  Чёрный = всего (2198.84)

Если суммировать в этой таблице ювелирные изделия, слитки, монеты, промышленные материалы и другие, то мы получаем в сумме 1176.4 тонны - тот спрос, на который ссылается WGC в примечании ( 2↑ 2↓). Всё! Дальше начинаются танцы с бубном! Но сначала посмотрим на структуру предложения от CGA:



•  Фиолетовый = отечественная и зарубежная добыча (445,417)
•  Зелёный = вторичное золото (246,923)
•  Синий = импорт золота (1506,50)
•  Чёрный = всего (2198,840)

Продажи через SGE в 2013 году составили 2196,96 тонн, то есть 1,88 тонн (2198,4 - 2196,96) были импортированы в виде ювелирных изделий, которые и не должны продаваться через SGE.

Теперь посмотрим, что говорит WGC в докладе «Understanding China’s gold market»:

Ювелирные изделия, слитки, монеты и промышленный спрос составляют около 84% от общего спроса на рынке золота материкового Китая. Для более близкого взгляда на оценки спроса на слитки, монеты, ювелирные изделия и производственного спроса, мы рассмотрим данные двух из наиболее известных источников: GFMS Thomson Reuters и Китайской ассоциации золота (CGA). Методология сбора данных, используемая GFMS Thomson Reuters и CGA могут отличаться, что приводит к немного разным оценкам.

И тут же график, в котором (O-ops!) спрос по оценкам GFMS составляет уже не приведённые ранее ( 2↑) 1132 тонны, и даже не озвученные там же WGC оценки спроса от CGA 1176.4 тонн, а тянет уже где-то на 1350 тонн.
(Индия, привет … :))



А как же это: (стр. 56 доклада «China's gold market: progress and prospects»)?

Излишек спроса на китайском рынке в основном связан либо с возможными официальными покупками (НБК в резервы - прим. моё) ( 1↑ 1↓), либо с широким использованием золота для финансовых операций. ... Нет статистики по непогашенным объёмам золота, связанного в финансовых операциях в теневой банковской системе, но Precious Metals Insights считает, что возможно к концу 2013 года этот объём мог достичь кумулятивного эффекта в 1000 тонн.

WGC честно признаётся, что в связи с закрытостью китайского рынка все её и GFMS расчёты - только оценочные. Например, вот как оценивается спрос на монеты, слитки и ювелирные изделия:

В настоящее время по всему Китаю насчитывается более 100000 ювелирных магазинов. Город Шэньчжэнь стал главным центром золотой индустрии и насчитывает около 3600 ювелирных корпораций и ещё 5000 зарегистрированных самозанятых индивидуальных ювелиров. .... Для индикативного анализа мы рассмотрели изменения в запасах золота у двух крупнейших китайских розничных ювелирных ритейлеров Luk Fook и Chow Sang Sang. Мы приравняли все их запасы к золоту, и эти запасы увеличились приблизительно на 30 тонн между 2009 и 2013 годами.

Товарно-материальные запасы, однако, могут включать и другие материалы с высокой добавленной стоимостью, такие как платина, серебро, алмазы и другие драгоценные камни. Мы оценивали небольшой сегмент - менее 5% от всей ювелирной промышленности - и он не может представлять всю отрасль. Это, однако, свидетельствует, что ювелиры увеличили свои объёмы запасов, и на этом основывается наше суждение, что и вся отрасль могла увеличить запасы на 75 - 125 тонн с 2009 года.

Вот такая статистика и анализ. По мнению WGC, если ювелир имеет 2 тонны запасов, то это, скорее всего - хеджирование, что автоматически исключает эти запасы из общего спроса. Есть ещё большой блок нестыковок, противоречий и различных мнений - по вторичной переработке, импорту/экспорту и т.п. Кому интересны эти темы, читайте первоисточники по ссылкам.

А мы уже явно попали на территорию «чистых инвестиций», на которой вольно пасутся китайские банки. Коммерческие банки могут совершать множество операций с золотом (покупка/продажа, хранение, аренда, залог, лизинг, золотые сберегательные счета, ETF, брокерские услуги и т.д.). И на этой территории скрываются главные проблемы корректного определения объёмов спроса на золото в Китае.

Если бы Китай расшифровал понятие «чистые инвестиции» и разложил их по полочкам, то многие вопросы отпали бы сами собой. Скажем, каждый китайский гражданин может открыть счёт на SGE и купить и вывести физическое золото через банки. На SGE зарегистрировано более чем 5 млн индивидуальных клиентов, в соответствии с данными председателя SGE, наряду с 8 тыс. институциональных клиентов.

Большинство продуктов на SGE представлено в потребительских размерах: 1 кг, 100 грамм, 50 грамм и 10 грамм. Когда SGE только открылась, существовал лишь один продукт для торговли - слитки 12,5 кг, хотя этот контракт продержался в одиночестве только три дня с момента создания биржи в 2004 году. Позже клиенты SGE (потенциально каждый гражданин Китая) уже могли покупать и выводить слитки от 50 грамм. Вот спецификация такого контракта:



Таким образом, китайцы покупают слитки не только в ювелирном магазине. И эти покупки попадают в «чистые инвестиции», поэтому оценить их объёмы невозможно. Вот как WGC анализирует банковский сектор:

Большинство крупных банков в Китае предлагают вкладчикам возможность приобрести золотые слитки и монеты. Сельскохозяйственный банк Китая продвигает свои слитки бренда Chuan Shi Zhi Bao, Промышленный и коммерческий банк Китая (ICBC) имеет свой бренд Ruyi Gold, а Банк Китая продаёт слитки, изображающие животных, представляющих китайские знаки зодиака.

Вдохновлённые исследованиями GaveKal Dragonomics, мы проанализировали изменения объёмов драгоценных металлов на балансах семи крупнейших банков Китая в период между 2009 и 2013 годами. За этот период стоимость драгоценных металлов на балансах банков выросла. Рост общей стоимости на RMB 268 млрд (Rénmínbì, буквально: «народные деньги», сокращённо RMB - одно из названий юаня - прим. моё) был вызван главным образом за счёт расширения сферы деятельности банков на рынках драгоценных металлов.

Сколько это в золоте? Если бы вся эта сумма размещалась в физическом золоте, то банки держали бы в 2009 году около 1455 тонн металла на своих балансах, и увеличили бы их примерно на 1150 тонн за этот период, показав наибольший скачок роста объёмов металла на балансах.

Мы знаем, например, что с 2009 года серебро также стало популярно среди инвесторов. Мы использовали соотношение стоимости золота и серебра (GSR) на SGE и Шанхайской Фьючерсной бирже (SFE) как риск-фактор для драгоценных металлов на балансах банков, и по нашему мнению объёмы золота могли бы быть ближе к 500 тоннам в начале периода, а рост составил бы 200 тонн с 2009 года.

Стоит также отметить, что золото, находящееся на балансах банков, не обязательно должно представлять собой физический металл в Китае; оно может включать золотые позиции в Лондоне на внебиржевом рынке или позиции на бумажном рынке.

Эти методы оценки количества золота на балансах китайских банков могут быть ошибочными, но, учитывая отсутствие точной информации, они являются полезными для определения диапазона оценки. Мы считаем, что количество золота на балансах китайских банков увеличилось на 400 - 600 тонн с 2009 года.

То есть: на безрыбье и рак рыба. Это ещё не всё. Вот ещё одно признание WGC:

Мы знаем, что банки принимали активное участие в разработке золотых продуктов, связанных с повышением аппетита китайских инвесторов к золоту, наиболее ярким примером которых являются Золотые накопительные счета (GAP). ICBC запустил первый такой счёт в Китае в 2010 году, а в последние годы и другие последовали его примеру. Четыре других банка теперь также предлагают подобные инструменты: Банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая, Guangfa и Банк коммуникаций.

Данные об объёмах, находящихся на GAP счетах, не являются общедоступными, но мы считаем, что на них может размещаться от 100 до 200 тонн золота. Эти данные не учитываются в оценке китайского инвестиционного спроса компанией GFMS Thomson Reuters. Скорее всего, они попадают в оценку чистого баланса банков, или инвестиций на внебиржевом (OTC) либо бумажном рынке.

Ну и, наконец, ещё один возможный игрок на Terra Incognita «чистых инвестиций» - Народный Банк Китая ( 1↑). Мнение WGC:

У правительства Китая есть целый ряд вариантов при покупке золота. Они могут приобрести часть золота на китайском рынке; его там хватает. Но есть причины, почему они предпочитают покупать золото на международных рынках: золото продаётся на SGE по цене в юанях, и потенциальные покупатели - например, НБК, с большими запасами различных валют - могут более эффективно использовать доллары США, чем при покупке металла по отечественным ценам. И международный рынок также будет иметь гораздо больше ликвидности.

Похоже, WGC соглашается с тем, что Народный банк Китая не покупает золото через SGE. Интересно, чьи оценки ближе к истине, и всё-таки, сколько же золота на самом деле потребляет Китай?


прогнозы, рынки, доллар, cga, sfe, статистика, золото, инвестиции, etf, монеты, pboc, Китай, wgc, otc, банки, рециклирование, sge, Азия, gap, Европа, драгметаллы, серебро, gfms, lbma, слитки, Сингапур, Гонконг, Индия, cpm group, валюты

Previous post Next post
Up