Палладий и платина. Рынки, цены и прогнозы. Часть I

Sep 18, 2023 21:49

В предыдущем материале « Золото и серебро. Рынки, цены и прогнозы» я рассмотрел рынки, цены и прогнозы на #золото и #серебро. Теперь посмотрим на металлы платиновой группы (#PGM) палладий и платину. Лидером продаж среди четвёрки основных драгоценных металлов (ДМ) на прошедшей неделе оказался #палладий, поднявшийся на 4,88%, благодаря закрытию коротких позиций хедж-фондами. Цена на палладий выросла на прошлой неделе, поскольку поддержка на уровне $ 1200 за унцию удержалась, но сейчас металл скорее перекуплен, поэтому $ 1300 за унцию может снова стать сопротивлением. Худшим драгоценным металлом за неделю стала #платина, потерявшая 7,44%, на фоне новостей Всемирного совета по платине (WPIC) о том, что Китай владеет более 80% мировых запасов платины после двух лет массового импорта металла.

Возможно, импорт был направлен на обеспечение поставок автомобилей ДВС (ICE) с бензиновыми и дизельными двигателями, которым нужна платина для каталитических конвертеров, снижающих вредные выбросы. Однако уровень внедрения электромобилей (EV) в Китае составляет 17%, что превышает порог в 5% для покупки новых автомобилей, что обычно сигнализирует о начале логарифмического внедрения электромобилей в стране. Возможно, произойдёт профицит поставок, если в будущем производство топливных элементов на водороде не получит большего развития. По данным WPIC, к концу 2023 года наземные запасы металла упадут до уровня пятимесячного спроса. Но из этого количества более четырёх пятых будет находиться в Китае.

На прошлой неделе прошла Нью-йоркская Платиновая неделя, участники которой обсуждали состояние рынка. Будущее платины в водородной экономике было темой дискуссий, и главный вопрос заключался в том, как скоро она сможет существенно поддержать спрос на платину (это может занять некоторое время). Падение цен на PGMs также вызвало обеспокоенность участников, причем ключевым фактором было возможное влияние низких цен на первичное производство. Не меньшее беспокойство вызывает спрос на PGMs, поскольку будущее автомобилей с ДВС становится менее определённым по мере того, как аккумуляторные электрокары (BEV) увеличивают свою долю на рынках. Однако существовал скептицизм по поводу того, что США увидят такой же уровень внедрения BEV, как и в Европе.

Вызывает обеспокоенность и сокращение объёмов переработки автокатализаторов. Есть надежда на восстановление экономики в 2024 году, но в ближайшей перспективе это мало заметно. Учитывая значительное улучшение производства легковых автомобилей и рост продаж новых автомобилей в этом году, давление на рынок подержанных автомобилей должно начать ослабевать, что предполагает, что со временем должно произойти улучшение, поскольку все больше старых автомобилей будут утилизированы.


SFA (Oxford) отмечает, что обработка незавершённых запасов платины и палладия в Южной Африке идёт медленнее, чем ожидалось. Годовые результаты Impala Platinum показывают, что компания завершила финансовый год (с июля по июнь) с 245 тыс. унций PGMs 6E в незавершённых запасах, что эквивалентно примерно 130 тыс. унций платины - чистое увеличение избыточных запасов на 105 тыс. унций 6E за первые шесть месяцев месяцев 2023 года. Ремонт плавильного завода в начале этого года способствовал чистому увеличению запасов. Существует риск того, что основные добывающие PGMs компании закончат 2023 год с более высокими уровнями избыточных запасов, чем первоначально прогнозировалось.

Задержки в переработке могут привести к увеличению поставок рафинированной платины и палладия в 2024 году и далее, поскольку в ближайшие 12 месяцев на горизонте ожидаются дополнительные ремонтные работы мощностей по переработке. Ожидается, что производство рафинированной платины в Южной Африке вырастет на 3%, с 4,06 млн унций в прошлом году до 4,17 млн унций. Вполне возможно, что этот рост может быть остановлен, если запасы незавершённого производства останутся непереработанными, особенно если сокращение загрузки возобновится до конца года.



Падение цен на палладий и родий способствовало резкому снижению доходов компаний, добывающих PGMs: средняя цена корзины (средневзвешенное производство металла) упала на 66% с 2021 года и приблизилась к среднему уровню в 2011-2019 годах. Южноафриканская руда добывается из двух основных «рифов» пород, обогащенных PGMs, - UG2 и Merensky. Риф UG2 обычно богаче родием, чем риф Merensky. Средняя цена корзины, полученная за каждые 4 унции PGMs на UG2, снизилась больше всего - на 70% за этот период, главным образом из-за резкого падения цены на #родий. Хотя цена корзины для руды UG2 остаётся выше, чем для руды месторождения Merensky, она претерпела большее снижение. Таким образом, шахты, производящие более высокое соотношение UG2:Merensky, потеряли большую часть доходов.

Кому интересно, читайте мою статью: « Платина: обзор рынков, спрос, предложение, прогнозы». Оттуда:

80% экономически жизнеспособных платиновых месторождений (резервов) в мире расположены в бушвельдском магматическом комплексе (Бушвельд), который находится в северной части Южной Африки. Второй по объёмам запасов платины является Зимбабве (месторождение Great Dyke), далее следуют Россия и Северная Америка. Южная Африка является единственным основным источником платины, причём платина в России и Северной Америке добывается как побочный продукт добычи других металлов (в основном никеля и палладия соответственно).



Руда PGM в Бушвельде встречается в горизонтальных слоях, обычно толщиной менее одного метра. Основным типом рудных тел PGM западной и восточной частей Бушвельда являются рудные тела Merensky и UG2. На Merensky исторически добывалась основные объёмы PGM, и получались более высокие доходы по сравнению с рудниками UG2. Однако вследствие истощения руд Merensky, сейчас больше руды добывается на UG2. Руды Platreef находятся в северной части Бушвельда, они расположены ближе к поверхности, поэтому их легче разрабатывать, в них более высокое содержание палладия и золота.

Сейчас затраты значительно выше. Инфляция в Южной Африке с января 2022 года составила в среднем 6,7%, но инфляция в горнодобывающей промышленности была выше. За тот же период ранд ослаб с 15,84 до 18,77 за доллар, что привело к росту долларовых расходов, таких как топливо и другие расходные материалы. Нестабильность энергоснабжения привела к тому, что производители обратились к производству дизельной электроэнергии, чтобы сгладить сокращение нагрузки энергетической компании Eskom, что также привело к увеличению эксплуатационных расходов.

Результатом может стать снижение производства. В середине 2010-х годов более дорогостоящие рудники Южной Африки были в основном убыточными. Несколько шахт закрылись, и планировалось закрыть ещё несколько старых шахт, но рост цен на родий привёл к приостановке закрытия. Однако на этот раз ситуация иная. Производители могут сократить накладные расходы в краткосрочной перспективе, но истощение запасов руды и гораздо более высокие затраты могут в конечном итоге привести к закрытию некоторых из этих старых шахт.

Вторичное предложение автокатализаторов, по прогнозам SFA, сократится в этом году. Продажи легковых автомобилей в ЕС продолжают расти: в июле наблюдался рост продаж уже 12 месяцев подряд. Продажи достигли 851 тыс. единиц, что соответствует годовому росту на 15,2%. Хотя продажи неуклонно растут, объёмы продаж с начала года по-прежнему на 22% ниже, чем до пандемии, поскольку производство легковых автомобилей сдерживалось нехваткой полупроводниковых чипов в течение последних двух лет.

Неспособность производства новых автомобилей удовлетворить спрос привела к тому, что подержанные автомобили дольше оставались на дорогах как в ЕС, так и в США, что повлияло на количество списанных автомобилей и ударило по рециклингу PGMs. Неблагоприятным фоном также стало резкое падение цен на родий и палладий. В результате ожидается, что в этом году мировые поставки вторичного палладия из отработанных автокатализаторов сократятся.


В то же время Германия снижает привлекательность BEV. В конце прошлого года правительство Германии прекратило субсидирование подключаемых гибридов (PHEV), оставив субсидии только для BEV. С 1 сентября сектор служебных автомобилей исключён из субсидии BEV в размере до 6750 евро за автомобиль, которая теперь будет доступна только частным покупателям. В 2022 году коммерческие автомобили составили 16,6% от общего числа новых регистраций в Германии, хотя эта доля, вероятно, выше для регистраций BEV. В преддверии изменения законодательства количество регистраций BEV подскочило на 171% в годовом исчислении до 86 649 единиц.

В конце 2023 года планируется снова снизить федеральные льготы уже для частных покупателей. Сокращение поддержки, а также стоимость BEV, которая по-прежнему намного выше, чем у конкурентов ICE, может привести к замедлению темпов роста продаж BEV, что положительно для спроса на палладий. Германия стремится к 2030 году иметь на дорогах 15 млн электромобилей, что может снизить спрос на палладий почти на 200 тыс. унций. Общий объём продаж BEV на сегодняшний день составил чуть более 1,5 млн, при этом в этом году было продано 355 тыс. единиц, так что это выглядит амбициозно.

WPIC в очередном докладе PLATINUM QUARTERLY Q2 2023 считает, что дефицит на рынке платины достигнет в 2023 году 1 млн унций, что на 2,2% больше ранее ожидавшегося показателя, ввиду сильного спроса на металл при нерастущем предложении. Мировой дефицит платины в 2023 году может составить 1,005 млн унций (31,259 тонны), против 776 тыс. унций профицита 2022 года. При этом, новая оценка на 81% превышает первоначальный прогноз на текущий год. Эксперты WPIC уже второй раз корректируют свои ожидания по дефициту платины с 556 тыс. унций, объявленных в марте, и 983 тыс. унций, заявленных в мае.

"Несмотря на замедление развития мировой экономики, мы сохраняем уверенность в том, что в этом году рынок почувствует глубокий дефицит платины, - говорится в обзоре. - На это указывает устойчивое восстановление автомобильного производства с начала года и расширение промышленного спроса". Кроме того, в этом году ожидается возврат к положительному инвестиционному спросу после значительного чистого оттока в 2022 году.

Согласно прогнозу, спрос на платину увеличится на 27%, до 8,2 млн тройских унций. Спрос на платину стимулируется ростом производства автомобилей и увеличением количества платины в одном транспортном средстве, а также заменой палладия на более дешёвую платину. Как ожидают эксперты, предложение платины сохранится на уровне прошлого года - 7,2 млн унций, частично вследствие дефицита электроэнергии в крупном производителе платины Южной Африке. Перспективы первичного предложения (добыча) остаются неопределёнными, в первую очередь из-за сохраняющейся нестабильности энергоснабжения в ЮАР и будущего местной энергетической компании Eskom.

Реконструкции металлургических заводов в 2022 году и в первом полугодии 2023 года ограничивали перерабатывающие мощности, что привело к значительному накоплению складских запасов полуфабрикатов. После того, как компания Anglo American Platinum во втором квартале возобновила производство на заводе в Полокване (ЮАР) её запасы стали сокращаться. Однако перебои в поставках энергии задержали запуск печи N4 у Implats - другой южноафриканской компании. Согласно их отчётам, а также отчётам других компаний уровень запасов полуфабрикатов во втором квартале 2023 года продолжал увеличиваться и достиг объемов, не наблюдавшихся с 2020 года. По оценкам Metals Focus, долговременные запасы полуфабрикатов составляют более 250 тысяч унций (7,8 тонны) платины.

Перспективы поставок из России также представляют собой неопределённость. Усилия "Норникеля" по преодолению торговых и логистических препятствий, вызванных военной спецоперацией на Украине, по-видимому, оказались успешными. Тем не менее, по прогнозам компании, ожидается падение производства платиноидов во втором полугодии из-за планового технического обслуживания перерабатывающей инфраструктуры. Но, несмотря на это, высокие показатели первого полугодия предполагают, что поставки платиноидов из России могут превысить ожидания.

Согласно новому прогнозу WPIC, потребление платины в автопроме по итогам 2023 года увеличится на 13%, что выше предыдущей оценки на 28 тыс. унций из-за большего, чем ожидалось, количества выпускаемых автомобилей, и продолжающегося процесса замены палладия платиной в катализаторах для бензиновых двигателей. Кроме того, возрастает использование металла при производстве большегрузных автомобилей и внедорожников, а также в других - гибридных транспортных средствах.

Спрос на ювелирные изделия был пересмотрен в сторону повышения в Северной Америке и Западной Европе, хотя слабый спрос в Китае стал компенсирующим фактором. Общий промышленный спрос, по прогнозам WPIC, будет самым высоким за всю историю наблюдений. Увеличение мощностей по производству стекла и, в меньшей степени - мощностей по производству химической продукции является основной движущей силой годового роста промышленного спроса, компенсируя снижение спроса в нефтяной и энергетической отраслях.

Оценка инвестиционного спроса упала в сравнении с последним квартальным прогнозом (386 тыс. унций против 433 тыс. унций). Наблюдаемый с начала 2023 года сдержанный интерес инвесторов к слиткам и монетам сохраняется, хотя остаются надежды на выправление ситуации до конца года и, отчасти на возможное повышение притоков в #ETF. Во многих случаях экономические факторы, которые поддерживали спрос на платину во втором квартале 2023 года, сработали лучше, чем ожидалось.

Экономика Европы оказалась устойчива к последствиям военной операции России на Украине, - цены на энергоносители снижались быстрее, чем можно было предположить. В США утихла угроза широкомасштабного банковского кризиса после банкротства Silicon Valley Bank и Signature Bank (а также Credit Suisse в Швейцарии). Однако, базовая инфляция пока по-прежнему остаётся устойчиво высокой по историческим меркам, за исключением китайской экономики, которая больше не обременена ограничениями Covid-19, но всё ещё притормаживает.

В целом, во втором квартале 2023 года платина оставалась в дефиците, - спрос превысил предложение на 348 тыс. унций, и таким образом были зарегистрированы два подряд дефицитных квартала с конца 2020 года. Увеличение спроса показали лишь платиновые ETF чистыми притоками в размере 155 тыс. унций. Однако инвестиции в слитки и монеты упали на 64% к прошлому году. Производство автомобилей (особенно в сегменте тяжелых грузовиков) выросло и повлекло за собой повышение использования платины на 19% в годовом исчислении, на фоне ужесточения экологических требований к выхлопным газам.

CPM Group в своём очередном обзоре рынков ДМ отмечает, что после снижения в первой половине августа цены на платину начали восстанавливаться во второй половине месяца. В середине августа цены отскочили от $ 880, что стало важным уровнем поддержки для цен на платину. Затем 30 августа цены выросли и достигли внутридневного максимума в $ 993,30, после чего снова откатились. С середины июня цены на платину в основном колеблются от $ 900 до $ 1000 за унцию. Цены могут выйти за пределы этого диапазона в течение последних нескольких месяцев 2023 года. Цены на платину могут упасть, а платина ненадолго упадет ниже $ 900, если продолжится забастовка* «большой тройки» американских автопроизводителей. После этого или если стороны договорятся, цены на платину могут вырасти благодаря высоким ценам на золото и серебро, а также сезонному росту цен на платину.

Несмотря на то, что существуют общие рыночные факторы, которые могут привести к росту цен на платину, собственные фундаментальные показатели спроса и предложения металла вряд ли помогут резкому росту цен. Увеличение использования платины в автомобильных катализаторах для бензина, здоровый спрос на коммерческие автомобили на большинстве крупных автомобильных рынков, возможность перебоев в поставках из Южной Африки (Eskom реализовала шестую стадию сброса нагрузки в начале сентября) и конкурентоспособная относительная стоимость платины с палладием - всё это факторы, которые помогают поддерживать цены на платину.

Эти факторы, однако, компенсируются продолжающимся увеличением доли рынка аккумуляторных электромобилей (BEV) и замедлением роста в Китае, что, как ожидается, окажет давление на спрос как на коммерческие автомобили, так и на спрос на платиновые ювелирные изделия в этой стране.

Цены на платину, вероятно, будут двигаться в сторону роста в этой ситуации с первоначальным сопротивлением около $ 1000 за унцию, в случае прорыва которого цены могут подняться до $ 1060. Перебои в поставках из ЮАР могут способствовать росту цен. В начале сентября Eskom - южноафриканская государственная коммунальная компания - реализовала шестой этап (этапов с первого по восьмой) сброса нагрузки, в результате которого из сети отключается около 6000 мегаватт электроэнергии. Это было сделано для проведения технического обслуживания и было приурочено к концу зимних месяцев в Южной Африке, когда спрос на электроэнергию растёт. С другой стороны, цены на платину имеют сильную поддержку на уровне $ 880. Прорыв этого уровня может снизить цены до $ 840.

CPM Group отмечает, что цены на палладий большую часть времени с середины июня находились в узком диапазоне между $ 1200 и $ 1320. Цены несколько раз приближались к нижней границе этого диапазона, а также несколько раз прорывались ниже этого уровня. Рынок палладия сталкивается с рядом препятствий фундаментального характера. Существует несколько факторов как со стороны спроса, так и со стороны предложения, которые не сулят ничего хорошего для роста цен на металл. Некоторые из этих факторов включают следующее:

(а) Увеличение использования платины в автокатализаторах бензиновых автомобилей за счёт сокращения использования палладия в этих катализаторах.
(б) Растущая доля рынка электромобилей. Это особенно плохо для палладия, поскольку палладий широко представлен на рынке легковых автомобилей, где электромобили забирают всё большую долю рынка. BEV вредны для металлов платиновой группы, поскольку им не нужен автокатализатор.
(в) Наблюдается рост предложения металлолома палладия, что ещё больше оказывает давление на цены.

Существует некоторая возможная поддержка со стороны сокращения поставок палладия из России и риска потери производства из-за перебоев в подаче электроэнергии в ЮАР, но эти факторы, поддерживающие цены, в значительной степени омрачаются слабостью спроса на продукцию и увеличением предложения лома. Хотя фундаментальные показатели палладия в настоящее время не слишком убедительны, позитивные настроения в отношении других ДМ могут оказать некоторую поддержку цене металла. Более того, многие плохие новости на рынке палладия уже учтены в ценах, что может замедлить темпы любого будущего падения. CPM ожидает, что цены консолидируются вокруг текущих уровней в течение следующих нескольких кварталов.

Если цены на палладий резко пробьют вниз уровень в $ 1200, будет неудивительно, что цены снизятся до $ 1085. С другой стороны, цены имеют сильное сопротивление около уровня $ 1320, и для того, чтобы цены прорвались выше этого уровня, потребуются некоторые перебои в поставках.

* Автомобильный сектор наблюдает за тем, как переговоры между профсоюзом «Объединение автомобильных рабочих» (UAW) и автопроизводителями Детройта - Ford (F), General Motors (GM) и Stellantis (STLA) зашли в тупик. Напряжённости способствовал переход отрасли в сторону электромобилей, что создало новую производственную динамику, например, меньшую потребность в заводах по производству двигателей и трансмиссий, а также в новых заводах по производству аккумуляторов, работники которые в основном не состоят в профсоюзах.

UAW объявил забастовку против «Детройтской тройки» после того, как истекли четырёхлетние контракты сотрудников, и обе стороны не смогли прийти к согласию на переговорах. Около 13 тыс. рабочих автомобильной промышленности трёх заводов, принадлежащих General Motors, Ford и Stellantis вышли на улицы, ознаменовав первую в истории одновременную забастовку.

Забастовки приведут к остановке производства популярных моделей автомобилей, включая Ford Bronco, Jeep Wrangler и GMC Canyon, что может оказать давление на цены акций автопроизводителей. По оценкам финансирования, профсоюз может позволить себе 11-недельную забастовку. В этом случае производство легковых автомобилей в США и, следовательно, спрос на палладиевые и платиновые автокатализаторы могут существенно пострадать, хотя маловероятно, что забастовка продлится так долго.

P.S. Продолжение последует во второй части статьи. В нём мы рассмотрим представленный компанией Heraeus Deutschland GmbH & Co. в рамках Нью-йоркской Платиновой недели доклад консалтинговой компании SFA (Oxford) Ltd: «The Palladium Standard 2023». Доклад содержит всестороннюю оценку и взгляд на вопросы, которые будут определять повестку дня PGMs на предстоящий и следующие годы. В нём рассматриваются ключевые факторы, влияющие на спрос и предложение PGMs, а также на ценообразование в каждом году. Доклад также включает следующие темы:
- Авторынок США в центре внимания.
- Будущее PGMs: движение в быстро меняющемся энергетическом ландшафте.

Продолжение: Палладий, платина (и родий). Рынки, цены и прогнозы. Часть II


прогнозы, рынки, #платина, статистика, инвестиции, #палладий, heraeus, Норникель, #pgm, etf, Китай, родий, #etf, рециклирование, РФ, #родий, metal focus, палладий, Германия, sfa, США, ЮАР, amplats, implats, autocatalyst, ЕС, wpic, платина, cpm group, #серебро, #золото

Previous post Next post
Up