Фундаментальные факторы в цене на палладий

Oct 02, 2019 18:27


За прошлую неделю цены на #палладий выросли на 2,4%. В понедельник, в моменте, котировки металла тестировали рекордный уровень $ 1700,71 за унцию. Опасения по поводу того, что поставки металла, используемого в автомобильных катализаторах, могут резко сократиться, помогли поднять цены более чем на 33% только в этом году, несмотря на ослабление автомобильного сектора, сообщает Reuters. Несмотря на замедление роста продаж автомобилей в мире, спрос на палладий, используемый в каталитических конвертерах, подогревается ужесточением требований Китая к экологичности автомобилей. Кроме того, после «дизельгейта» европейские потребители всё больше отдают предпочтение бензиновым двигателям, а не дизельным. А в них преимущественно используются палладиевые катализаторы.

«Мы с трудом можем себе представить, где рынок возьмёт достаточно металла, в то время как спрос продолжает расти, а предложение остаётся ограниченным. При этом есть вероятность чрезмерного роста рынка и его подверженности [резкой коррекции] в периоды ухода от риска, особенно в контексте напряжённости в торговле и замедления роста мировой экономики», - говорят аналитики UBS. «Мы считаем, что восстановление палладия после августовских минимумов связано с возобновлением фундаментальной напряжённости, а также с некоторым спекулятивным интересом. Несмотря на прочный фундамент палладия, на рынке будут иметь место приступы риска», - отмечают они.

«Фундаментальные факторы поддерживали палладий в течение всего этого года, и его дефицит сохраняется ... Он будет продолжаться до тех пор, пока эти факторы будут в силе, и сейчас нет ничего, что действительно способствовало бы прекращению этого процесса», - сказал товарный стратег Saxo Bank Оле Хансен. Однако он добавил: «Если мы увидим коррекцию в некоторых других металлах, таких как золото или платина, мы можем увидеть некоторую фиксацию прибыли, которая может перетечь в палладий». Тем не менее, с вечера понедельника началась коррекция и в палладии. Рост цены на палладий календарно с 1 по 30 сентября аккуратно уложился в почти $ 200 за унцию.



Интересно, что Джеффри Кристиан, управляющий партнёр CPM Group, считает почти так же, как и Хансен: «Существует сильный спрос на палладий, но в значительной степени это спекулятивный спрос со стороны инвесторов, которые ожидают роста цен, а также людей, которые вложились в золото, серебро и платину, но из-за того, что эти цены падают, некоторые из них переходят в палладий <…> Есть много опасений, что на рынке не так много палладия. Большая часть этого страта - инвесторы, которым принадлежит металл, но которые не хотят продавать его по текущим ценам. Они хотят увидеть, насколько вырастет цена, прежде чем они решат зафиксировать свою прибыль».


Экспертная оценка потенциала палладия сейчас разделена между несколькими лагерями. Первая группа экспертов считает, что есть сочетание высокого спроса на палладий, а также текущий оптимизм рынка. Этот спрос, добавленный к ограниченному предложению, приводит к росту цен. Корреляция роста палладия относительно золота очевидна, и рост золота может быть благоприятным драйвером для палладия (или - наоборот).

Вторая группа экспертов считает, что палладий обладает идеальным сценарием, но это будет краткий пик - хотя и на высоких уровнях цены. Прогноз из этого лагеря заключается в том, что торговая война между США и Китаем пока продолжит говорить о прогрессе, а затем фактически не даст положительных результатов. Всё это время мировая экономика будет продолжать замедляться.

Ну и третья, самая малочисленная (в т.ч. и я, ваш покорный слуга) считает, что сейчас монополистами создаётся искусственный дефицит палладия на рынке. Потанину - привет! Поэтому что-либо прогнозировать по ценам на него в кратко- и среднесроке невозможно. Я это понял после того, как весенне-летнее контанго на рынке вновь сменилось нынешней бэквордацией. Вот из последнего обзора Heraeus:

Ставки аренды палладия подскочили с пятницы, 20 сентября, когда цена выросла на $ 50 до $ 1647 за унцию. Это показывает, что физический рынок снова сжался. Интересно отметить, что продажи в палладиевых ETFs замерли, что привело к закрытию одного источника металла. Кроме того, спекулятивный интерес не следовал за ценой к новым максимумам, поэтому, возможно, инвесторы не гонятся за ценой выше. Фактически, спекулятивное позиционирование фьючерсов на NYMEX сейчас намного ниже, чем в начале 2018 года, когда цена впервые достигла $ 1100 за унцию. В ближайшей перспективе, пока рынок остаётся устойчивым, цена на палладий может подняться ещё выше.

Фундаментальные факторы для палладия являются надёжными. Законодательство China 6 в Китае внедряется по всей стране с июля 2020 года. Более жёсткие стандарты выбросов в США и ЕС также помогут поддержать спрос на автомобили, а Bharat 6 в Индии стартует в апреле 2020 года. Ожидается, что китайский рынок автомобилей вернется к росту продаж в следующем году, что также поднимет спрос на палладий и увеличит ожидаемый дефицит. Даже без роста продаж автомобилей более широкое использование палладия, требуемое более строгими стандартами выбросов, будет держать рынок в дефиците. Тем не менее, существует риск того, что глобальный рост продолжит замедляться, а продажи автомобилей продолжат падать, что приведёт к тому, что палладий вернёт часть своего роста.

Инвесторы в ETFs незначительно сократили свои запасы палладия на неделе до 20 сентября. Инвесторы почти не изменили свои запасы с августа. Это происходит после интенсивной волны продаж объёмом 148 тыс. унций в первые семь месяцев года.



Предложение

Тем не менее, предложение палладия растёт, как из первичных, так и вторичных источников. Большие запасы (примерно на пять месяцев спроса) означают, что металл доступен для конечных пользователей. Рост поставок обусловлен проектами по обогащению палладия в России, Северной Америке и Южной Африке. Кроме того, высокая цена на родий и палладий стимулирует производство в богатых этими PGMs провинциях UG2 в Южной Африке, что также потенциально увеличит поставки палладия. Все эти разнообразные источники палладия должны обеспечивать конечным потребителям безопасность поставок.

Поэтому, возможно, удивительно, что сокращение продаж автомобилей не сдерживало цены на палладий. Цена достигла нового рекордного уровня, несмотря на падение продаж автомобилей с начала года на всех основных рынках - в Китае, США и Европе. Цена отреагировала на объявленный дефицит металла на рынке в этом году.

Вообще-то, высокая цена на палладий стимулирует новое производство. Nornickel объявил о расширении своего производства в течение следующих пяти лет с целью увеличить производство палладия на 25%. По данным Statista, Россия произвела 85 тонн палладия в 2018 году, но и Южная Африка не слишком отстала - на втором месте с 68 тоннами - большой кусок мирового предложения. Канада, США и Зимбабве произвели от 12 до 17 тонн драгоценного металла.


Недавно была опубликована подробная информация об окончательном технико-экономическом обосновании проекта Waterberg в Южной Африке. Строительство и эксплуатация проекта Waterberg, богатого палладием, может стоить $ 1,1 млрд. Проект находится на северном лимбе южноафриканских платиновых месторождений. Это отдаленный регион, и для его освоения и строительства требуется множественная инфраструктура. Высокая текущая цена на палладий делает этот проект жизнеспособным.

Высокая цена на палладий стимулирует новые проекты. Anglo American Platinum (Amplats) приобрела два потенциальных рудника у Atlatsa Resources. Северная и центральная шахты Kwanda будут поглощены соседней правой шахтой Mogalakwena, ведущей шахтой Amplats. Mogalakwena произвела 260 тыс. унций палладия в I полугодии 19-го года, что составляет около 8% мирового производства палладия. Компания уже рассматривает возможность расширения Mogalakwena, и приобретённые шахты предоставят возможности для менее капиталоёмкой экспансии в более мелкие запасы.

Богатые палладием ресурсы позволят Amplats лучше согласовывать производство со спросом в более долгосрочной перспективе. Уникально для Южной Африки то, что запасы руды в проекте, разделённые по содержанию металла (4E), составляют 63% палладия, 29% платины, 1,5% родия и 6,5% золота. Стабильное производство 270 тыс. унций палладия намечено на 2027 год, а проект имеет 45-летнюю шахтную жизнь. Первое производство будет в конце 2023 года, что, конечно, не поможет текущей ситуации на рынке палладия с дефицитом.

Производство PGMs в компании Sibanye-Stillwater соответствует рекомендациям компании, несмотря на медленное начало года и сложные условия на грунте. Производство палладия в I полугодии 2019 года оставалось стабильным на уровне 221 тыс. унций по сравнению с 228 тыс. унций в первом полугодии прошлого года. На долю Stillwater приходится 6% мировых поставок палладия и более 50% производства палладия в компании.

Южноафриканское производство PGMs в Sibanye-Stillwater (4E) снизилось на 4% по сравнению с H1’18 и составило 547 тыс. унций, но всё ещё находится на пути к годовому прогнозу в 1 - 1,1 млн унций. Пока не было предоставлено никаких планов по производству на недавно приобретённой шахте «Marikana» (печально известной в связи с расстрелом шахтёров в 2012 году) у Lonmin Plc. Компания отметила, что «некоторые шахты имеют ограниченные резервы и получают ограниченную выгоду от более высоких цен на металлы из корзины PGMs», что предполагает, что может произойти некоторая реструктуризация


Northam Platinum Ltd расширяет производство PGMs. Это четвёртый по величине производитель PGMs в Южной Африке с двумя действующими рудниками - Booysendal и Zondereinde. Добыча производится из Меренского и UG2 рудных тел. В руде UG2 содержится более высокая доля мелких PGMs (Rh, Ru, Ir), и в ней в четыре раза больше родия, чем в меренской руде. Шахта Booysendal расширяет добычу и добывает больше руды в UG2, что увеличивает производство мелких PGMs. Производство Northam родия, рутения и иридия увеличилось на 24%, 10% и 27% соответственно в этом финансовом году по июнь.

Высокие цены на родий и палладий стимулировали возобновление добычи на руднике Eland, который был закрыт с 2015 года и был приобретен Northam в 2017 году. Northam также планирует использовать более надёжный и недорогой метод добычи. Компания уже перерабатывает хвосты, которые будут производить небольшое количество концентрата PGMs, и начальная подземная добыча начнётся в 2020 году.

Высокие цены на PGMs обеспечат стабильное производство палладия, родия, рутения и иридия в Южной Африке. Учитывая реструктуризацию, запланированную на предприятиях других компаний, возможно, что производство родия, рутения и иридия в Южной Африке в следующем году может снизиться на 2%. Тем не менее, доходы шахтёров поддерживаются высокими ценами на родий, рутений, иридий и палладий и более слабым рандом, так что эти планы вполне могут измениться, и шахты, ранее запланированные для закрытия, могут остаться открытыми.

Горнодобывающие районы были заморожены из-за недостаточной прибыльности, когда цена на родий была около $ 1000 за унцию, однако добыча может быть возобновлена, как показали проекты Northam, вновь открывающие Eland и RBP, возобновляющие добычу на UG2 на южном стволе. Тем не менее, рынки иридия, рутения и родия близки к равновесию, сохраняя стабильные цены.

P.S. Кому интересно, что это за месторождения и рудные тела, читайте мою статью: Платина: обзор рынков, спрос, предложение, прогнозы

Угроз относительно предложения палладия на рынке всего две. О первой я уже сказал выше - монополисты РФ могут придерживать свои запасы металла. Вторая - споры по заработной плате в платиновом секторе ЮАР могут снова привести к забастовке, так как Ассоциация горняков и строительного союза (AMCU) не может прийти к договорённости с несколькими компаниями. В частности, проблемы с договорённостью о повышении заработной платы возникают с крупнейшими компаниями отрасли, Anglo American Platinum и Sibanye-Stillwater.

Профсоюз AMCU, который представляет большинство рабочих в платиновом секторе, изначально требовал повышения ежемесячной базовой заработной платы примерно на 48%, поскольку более высокие цены на палладий и родий увеличивают прибыль компаний, но некоторые производители говорят, что это приведёт к потере рабочих мест и закрытию шахт и заявили, что разочарованы этим предложением о заработной плате для рабочих в подразделении Lonmin, которое было приобретено Sibanye ранее в этом году.

Переговоры о заработной плате в Южной Африке зашли в тупик, но впереди ещё предстоит пройти долгий путь. Профсоюз AMCU официально объявил о прекращении переговоров о заработной плате с Anglo Platinum и SibanyeStillwater. Следующим этапом является наблюдение за переговорами со стороны внутренних арбитров. Если решение не будет достигнуто, обсуждение будет перенесено в Комиссию по примирению, посредничеству и арбитражу. На южноафриканских рудниках Anglo Platinum и Sibanye-Stillwater добывается около 2,0 млн унций палладия, или примерно 27% мирового объёма добычи. Хотя Sibanye бодрится.

Для компании Sibanye-Stillwater это были трудные 18 месяцев, сказал её генеральный директор Нил Фронеман в кулуарах Денверского золотого форума. «Я думаю, что мы можем поставить галочку в поле решения наших проблем безопасности. Я думаю, что мы можем поставить галочку на [потенциальной] возможности забастовки, потому что сделка (с Lonmin) закрыта, - утверждает он. «И поэтому должно быть значительное увеличение наших доходов во второй половине этого года и, безусловно, в следующем году, что, очевидно, очень важно для инвесторов». Фронеман добавил: «Я думаю, что ключевым сообщением является то, что мы на пороге переоценки нашей цены на акции, и, безусловно, мы с нетерпением ждём этого».

Конечно, впереди ещё много работы для компании, которая является крупнейшим производителем первичной платины, вторым по величине производителем первичного палладия и топ-10 золотодобытчиком. Действительно, Sibanye-Stillwater приступила к консультациям по плану реструктуризации на своём руднике Marikana. Она также ведёт переговоры о заработной плате в Marikana и в Рустенбурге. Отвечая на вопрос, планирует ли Sibanye-Stillwater больше приобретений сейчас, когда Lonmin уже официально находится в её портфеле, Фронеман ответил, что это не будет главной задачей.

«Простой ответ на следующие 18 месяцев, два года - мы сосредоточены на сокращении нашего баланса. И это не только через умный финансовый инжиниринг - мы сделали это. На самом деле речь идёт о том, чтобы сосредоточиться на наших доходах, чтобы наши доходы были такими, какими они должны быть», - пояснил он. Посмотрим, что на это скажет AMCU... ;)

Спрос

Несмотря на довольно сильный спрос, рост цен на палладий, вероятно, замедлится, если вообще не прекратится. Узкие места в поставках из Южной Африки способствовали увеличению дефицита на рынке, но в ближайшие несколько месяцев они могут быть устранены. Китай является крупнейшим рынком легковых автомобилей, и продажи на нём за первые семь месяцев года упали на 11,4%. Продажи легковых автомобилей в США за тот же период снизились на 1,5%. Продажи автомобилей в Европе в июле не изменились, но рынок сократился на 3,1% в первой половине 2019 года.

Угроза для палладия увеличивается с падением спроса в ЕС. Регистрация новых автомобилей в ЕС в августе снизилась на 3,2% до 10,5 млн единиц с начала года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (источник: Европейская ассоциация автопроизводителей, ACEA). Замедление спроса на рынке, где сейчас преобладают бензиновые автомобили, представляет риск для спроса на палладий. Прогнозируется, что спрос на палладий в Европе сократится примерно на 2% в годовом исчислении в 2019 году. На европейский рынок автокатализаторов приходится 16% мирового спроса на палладий.

Однако в этом месяце в Европе вступили в силу более строгие нормы выбросов NOX для всех легковых автомобилей. Допустимый предел будет дополнительно снижен для новых моделей в январе, и этот нижний предел будет применяться ко всем транспортным средствам с января 2021 года. США также собираются постепенно снижать допустимый уровень выбросов NOX в течение следующих нескольких лет. Эти ограничения касаются в первую очередь дизельных автомобилей, в каталитических конвертерах которых преобладает платина.


Продажи автомобилей в Германии продолжаются, несмотря на экономический спад. В Германии продажи легковых автомобилей в августе снизились на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но совокупные продажи за год выросли на 1%. Продажи автомобилей за первые восемь месяцев года на других четырёх основных европейских рынках (во Франции, Италии, Испании и Великобритании) упали. Совокупные продажи во Франции, Италии и Великобритании были на 3% ниже, а в Испании снижение составило 9%. В прошлом году продажи были искажены резким ростом в преддверии введения режима тестирования выбросов WLTP в сентябре и спада после его введения. Учитывая, что это делает сравнение более сложным, этот результат не так уж и отрицателен. Ожидается, что общий объём продаж будет немного выше в этом году и продолжит расти в следующем году, увеличивая спрос на палладий.


Попытки стимулировать продажи автомобилей в Китае ограничены в масштабах. В августе продажи новых автомобилей упали на 11% до 16, 104 млн единиц (источник: Китайская ассоциация автопроизводителей, CAAM). Стремясь повысить продажи на крупнейшем в мире автомобильном рынке, столица китайской провинции Гуйчжоу, Гуйян, в которой проживает около 5 млн человек, стала третьим городом, который снял ограничения на продажу новых автомобилей. Выдача номерных знаков для транспортных средств, которым разрешено ездить в центре города Гуйян, ранее были ограничены 24 тыс. единиц в год в попытке ликвидировать пробки.

В июне Гуанчжоу и Шэньчжэнь договорились разрешить продажу дополнительно 100 тыс. и 80 тыс. новых автомобилей соответственно. Вместе эти меры составляют около 1% годовых продаж автомобилей. На автомобильный сектор в Китае приходится около 2 млн унций спроса на палладий, что составляет 20% от мирового спроса. Ожидается, что продажи автомобилей вырастут в следующем году, что будет поддерживать цену на палладий.

В Китае введение стандарта China 6b в 2023 году потребует более высоких загрузок родия и палладия в каталитические конвертеры. Тем не менее, с появлением China 6, который уже внедряется с июля этого года в некоторых городах, и в преддверии общенационального внедрения в июле 2020 года, некоторые производители автомобилей уже перешли к выпуску автомобилей, соответствующих стандарту China 6b. В связи с ужесточением стандартов выбросов на всех основных автомобильных рынках в течение следующих нескольких лет, рынок родия и палладия, скорее всего, снова усилится, а цена на эти металлы может расти.

В других промышленных применениях замена палладия на другие материалы ускоряется из-за его высокой цены (сокращение на 21% в этом году), особенно в стоматологии и различных электрических компонентах. Наряду со снижением промышленного спроса, высокие цены также стимулируют переработчиков перерабатывать большие объёмы автокатализаторов, увеличивая предложение палладия. Это увеличение объёмов переработки поддерживается растущим количеством утилизируемых автомобилей и более высокой загрузкой металла в утилизируемых конвертерах стандарта Euro 5 и ниже. Тем не менее, несмотря на экономию и увеличение объёмов переработки, рынок по-прежнему, как говорят, испытывает дефицит, что способствует высокой цене на палладий.

Ну и на десерт о продвигаемой некоторыми аналитиками идее о быстрой замене ДВС на электрокары

Как вы думаете, что было третьим бестселлером в Великобритании в сонном месяце августе, перед ростом продаж, и новым идентификатором года продажи моделей в сентябре? Удивительно, но эти транспортные средства занесены в список продаж SMMT как «прочие». Оказалось, что это Модель 3 Теслы позади обычных Fiesta и Golf и впереди последнего Focus. Удивительные 2082 единицы.



Рынок новых автомобилей в августе сократился на 1,6%, но в этом месяце наблюдался всплеск продаж электромобилей, согласно данным SMMT, почти в пять раз, и они заняли рекордные 3,4% рынка. Автомобили с нулевым уровнем выбросов продемонстрировали наибольший процентный рост - на 377,5%, до 3147 единиц, поскольку новые модели и некоторый неудовлетворённый спрос увеличили регистрацию, в то время как 4014 гибридных электромобилей также присоединились к дорогам Великобритании, что на 36,2% больше.

Тем не менее, снижение количества регистраций подключаемых гибридных, которые пострадали от отменённых государственных субсидий, продолжилось, снизившись на 71,8% до 907 автомобилей. SMMT отметил, что в дополнение к самым чистым бензиновым и дизелям в Великобритании альтернативное предложение в настоящее время включает около 27 гибридов, 27 подключаемых гибридов и 24 аккумуляторных с нулевым уровнем выбросов для электрических и водородных моделей. «Мы избалованы выбором», - иронизирует SMMT.

Недавний доклад ACEA за 2019 год показывает, что в 2018 году на всей территории Европейского Союза было доступно менее 145 тыс. пунктов зарядки для автомобилей с электрическим зарядом (ECV, в их число входят и гибриды с возможностью подзарядки). Несмотря на то, что это число в три раза больше, чем пять лет назад, оно по-прежнему намного меньше, чем минимум 2,8 млн пунктов зарядки, которые потребуются к 2030 году, что означает 20-кратное увеличение в следующем десятилетии, утверждает ACEA.

ACEA говорит, что проблема заключается не только в общем отсутствии инфраструктуры, но также в «огромном дисбалансе в её распределении по ЕС». В самом деле, согласно последнему анализу ACEA, на четыре страны, покрывающие примерно четверть общей площади ЕС - Нидерланды, Германия, Франция и Великобритания - приходится более 75% всех пунктов зарядки ECV в ЕС.

Что касается прогнозов цены на палладий… Я - пасс. Не телепат, увы. Мысли Потанина и иже с ним прочитать не могу.


рутений, прогнозы, acea, #драгметаллы, northam, sibanye, reuters, #палладий, saxo bank, Норникель, #pgm, Китай, родий, #рынки, #иридий, РФ, #родий, lonmin, драгметаллы, pgm, amplats, autocatalyst, иридий, статистика, amcu, инвестиции, heraeus, #рутений, etf, #etf, рециклирование, #инвестиции, палладий, США, ЮАР, анализ, ЕС, cpm group

Previous post Next post
Up