В Лондоне стартовала очередная ежегодная «Платиновая неделя» («PLATINUM WEEK 2018»), организованная Лондонским рынком PGM (London Platinum & Palladium Market, LPPM) совместно с London Bullion Market Association (LBMA). Это - ежегодный форум крупнейших представителей промышленности, добывающих компаний и аналитических институтов в индустрии металлов платиновой группы (PGM). Компания Johnson Matthey plc опубликовала доклад «
PGM Market Report», а Всемирный совет по инвестициям в платину (World Platinum Investment Council Ltd, WPIC) - свой доклад по данным за первый квартал и прогнозу на весь 2018 год «
PLATINUM QUARTERLY Q1 2018».
Платина
Начну с Johnson Matthey (JM ). Из-за продолжающегося «дизельгейта», #платина оставалась одним и худших драгметаллов в прошлом году. По данным компании JM в 2017 году на рынке платины был зафиксирован небольшой профицит предложения. Объёмы добычи шахтёров практически не изменились, при этом более высокие поставки южноафриканских производителей компенсировались снижением продаж России и Зимбабве. Глобальные поставки первичной платины практически не изменились в 2017 году и составили 6,11 млн унций.
Российские поставки немного снизились: часть объёмов производства PGM Норникеля были выставлены на продажу, но не проданы, однако это было компенсировано более высокими продажами от некоторых южноафриканских производителей, особенно Anglo American Platinum. Южноафриканские поставки достигли 4,46 млн унций, что на 67 тыс. унций выше, чем в 2016 году и на 80 тыс. унций выше, чем объёмы основной добычи. Этот дополнительный металл был поставлен в основном из ранее существовавших запасов аффинированного металла.
Валовой спрос на платину снизился на 2% до 7,96 млн унций, так как сократился спрос инвесторов в Японии после исключительной активности в 2015-2016 годах. Также сократилось потребление платины на крупнейшем в мире рынке платиновых ювелирных изделий в Китае. Напротив, спрос на платину в промышленных секторах составил рекордные показатели на фоне расширения мощностей китайской стекольной и химической промышленности. Продажи платины в автомобильном секторе практически не изменились: объёмы производства дизельных автомобилей оставались стабильны в Европе.
Элисон Коули, один из авторов доклада, прокомментировала:
Мы ожидали, что 2017 год будет сложным для спроса на платину, но мировое производство дизельных автомобилей оказалось лучше, чем ожидалось, и мы увидели некоторые признаки улучшения спроса на китайские ювелирные изделия во втором полугодии. Настоящим ярким пятном был промышленный спрос, который был беспрецедентным. Инициативы правительства Китая стимулировали огромные инвестиции в новые химические и стекловолоконные заводы, что повысило спрос на платину в промышленности.
Согласно прогнозам JM, профицит предложения на платиновом рынке в 2018 году вырастет, поскольку ещё один год роста промышленного спроса будет перевешен снижением потребления в секторе автокатализаторов и сокращением чистых инвестиций. Добыча платины шахтёрами останется слабой, но есть возможность для дальнейшего роста вторичной переработки, поскольку мировой рынок рециклирования продолжает восстанавливаться.
Объёмы потребления платины для дизельных каталитических конвертеров в Европе в этом году сократятся, поскольку снизится производство дизельных автомобилей и продолжится переход на авто, сертифицированные по стандартам Euro 6d-TEMP. Изготовление ювелирных изделий немного сократится, но китайский рынок продемонстрировал некоторые признаки стабилизации, и поэтому JM ожидает, что темпы снижения будут умеренными. Промышленный спрос останется исключительно сильным, при этом продолжатся крупные инвестиции в китайские химические, нефтяные и стекольные сектора.
Доклад JM включает большой раздел, посвящённый автомобилям на топливных элементах (FCEVs). Ожидается, что спрос на платину в топливных элементах значительно вырастет в 2018 году, особенно в Китае, где развёртывание программ использования транспортных средств на топливных элементах в ряде городов вызвало заказы на значительное количество стеков топливных элементов, которые будут поставлены в течение 2018- 2021 годов. JM оценивает, что глобальный спрос на платину в топливных элементах может достигнуть эквивалента 5% от спроса на автокатализаторы в 2025 году.
Марджери Райан, старший аналитик JM по автомобилям на топливных элементах, отмечает:
Технология топливных элементов всё чаще используется в тяжелых транспортных средствах, а также в легковых автомобилях. Китайские автопроизводители разрабатывают различные платформы транспортных средств на топливных элементах, а автобусы, в частности, являются сейчас самым перспективным рынком. Мы ожидаем, что сотни автобусов на топливных элементах будут развёрнуты в крупных городах Китая в течение следующих нескольких лет. Поскольку транспортные средства на топливных элементах полностью электрические, они привлекают щедрые субсидии от правительства Китая.
WPIC анализирует уже первый квартал этого года (учитывайте, что WPIC анализирует только платину). Посмотрим, что он нам представляет:
В отличие от JM, которая прогнозирует профицит платины на рынке в этом году в объёме 360 тыс. унций, WPIC прогнозирует профицит металла в размере 180 тыс. унций. Мировое предложение платины в первом квартале снизилось до 1,850 млн унций против 2,140 млн унций в четвёртом квартале 2017 года. В том числе первичная добыча составила 1,4 млн унций против 1,620 млн унций, вторичная переработка сократилась до 450 тысяч унций с 520 тысяч унций, включая вторичную переработку ювелирных изделий, которая также снизилась до 130 тысяч унций со 140 тысяч унций.
Спрос на платину в первом квартале сократился до 1,975 млн унций против 2,050 млн унций в четвёртом квартале, в том числе спрос в автомобильной промышленности составил 840 тысяч унций (-2,9%), ювелирный спрос - 640 тысяч унций (-5,9%), промышленный спрос вырос на 6,1% до 435 тысяч унций.
Инвестиционный спрос составил 60 тысяч унций против 95 тысяч унций в четвёртом квартале, при этом отток из ETFs в отчётный период составил 10 тысяч унций против притока в 50 тысяч унций в четвёртом квартале 2017 года. Спрос на монеты и слитки из платины вырос на 23% до 80 тысяч унций против 65 тысяч унций в четвёртом квартале. Посмотрим на прогнозы:
В сегодняшнем докладе прогнозируется, что предложение будет сокращаться в 2018 году по сравнению с 2017 годом, а поставки из Южной Африки в первом квартале упали до самого низкого уровня с 2016 года. Ожидается, что мировой спрос на платину будет незначительно расти в течение года, несмотря на падение общего спроса в автомобильной промышленности, при этом рост спроса в секторе коммерческих автомобилей будет недостаточным для нивелирования падения спроса со стороны легковых автомобилей.
Эти фундаментальные сдвиги будут способствовать снижению уровня общего профицита за весь 2018 год до 180 тыс. унций, по сравнению с пересмотренным профицитом в 315 тыс. унций в 2017 году. В 1 квартале 2018 года дефицит составил 125 тыс. унций относительно 90 тыс. унций профицита в четвёртом квартале 2017 года.
Основные моменты сегодняшнего доклада включают прогнозируемое восстановление как ювелирного, так и промышленного спроса в 2018 году. Ожидается, что мировой спрос на платиновые ювелирные изделия вырастет на 2% в 2018 году. Это будет обеспечено сильным глобальным экономическим ростом, наряду с продолжающимся ростом спроса в Индии, так как крупные розничные продавцы там получают свою долю рынка от независимого сектора. Спрос в Китае, как прогнозируется, также увеличится.
Ожидается, что рост промышленного спроса (+60 тыс. унций) будет подпитываться требованиями аффинажной промышленности и использованием в переработке, что будет также вызвано восстановлением спроса в Японии. В соответствии с предыдущими прогнозами, инвестиционный спрос в ETFs прогнозируется на уровне 250 тыс. унций в 2018 году. Спрос в первом квартале этого года был подкреплён сильными покупками слитков и монет, чему способствовал выпуск слитков и платиновых монет American Eagle американским Монетным двором.
В общем, кому интересна полная картина, читайте доклад.
Палладий
JM отмечает, что #палладий в 2017 году достиг рекордных уровней цен на фоне экономического роста. Использование палладия в автомобильных системах контроля выбросов в 2017 году увеличилось на 450 тыс. унций, установив новый рекорд потребления в этом секторе в почти 8,4 млн унций. Покупки метала производителями химических веществ также находятся на исторических максимумах, что, вместе с сокращением оттока из ETFs, привело к росту общего спроса на палладий на 8% до 10,1 млн унций.
Хотя был отмечен значительный рост объёмов извлечения палладия из отработанных автокатализаторов, российские первичные поставки сократились на 13%, в результате чего предложение металла выросло незначительно. В результате дефицит предложения палладия на рынке увеличился до более чем 800 тыс. унций в 2017 году. Мировые поставки первичного палладия упали на 6% до 6,37 млн унций в 2017 году, что вызвано резким сокращением поставок из России. Данные «Норильского никеля» свидетельствуют о том, что производство палладия выросло на 7% до 2,73 млн унций, а продажи российского металла составили около 2,4 млн унций.
JM считает, что непроданный металл был перенаправлен в палладиевый фонд компании Global Palladium, который был создан с целью ослабления влияния дефицита металла на рынке и обеспечения доступности металла для его клиентов. Фонд также покупает палладий у Центрального банка России и у других участников рынка. Для реальных оценок предложения JM предположила, что любые объёмы норильского металла, которые не были проданы в прошлом году, будет поставляться на рынок в течение 2018-2020 годов. Отмечу от себя, что многие аналитики уже говорят о том, что Норникель искусственно взвинчивает цены на металл.
Рупен Райтатх, менеджер отдела по исследованиям рынка JM, отмечает:
Инвесторы в биржевые фонды ETFs за последние три года продали почти 1,7 млн унций своих палладиевых запасов. Это помогло поддержать рыночную ликвидность в период исключительного роста спроса в автомобильном секторе. Однако постоянные дефициты металла на рынке оказали реальное влияние на цену, которая достигла рекордного уровня в $ 1129 за унцию в январе 2018 года.
Потребление палладия в автомобильном секторе в 2018 году установит новый рекордный уровень в 8,6 млн унций в соответствии с ростом мирового производства бензиновых автомобилей. Тем не менее, будет наблюдаться умеренное снижение спроса со стороны промышленных секторов, таких как электронные компоненты и стоматологические сплавы, поскольку высокие цены способствуют дальнейшему замещению металла другими материалами.
JM также ожидает, что инвестиционный спрос в ETFs будет оставаться на отрицательной территории с ликвидацией на уровнях, аналогичных объёмам прошлого года, в то время как объёмы рециклирования палладия из автомобильного лома продолжат расти. Эти изменения значительно превысят увеличение спроса на автокатализаторы и приведут к сокращению дефицита предложения металла на рынке до 239 тыс. унций.
Питер Дункан, генеральный менеджер отдела маркетинговых исследований JM, отметил:
Рост спроса на палладий для автокатализаторов снизится до двух процентов в 2018 году. Однако перспективы значительного роста китайского спроса на палладий усилились, потому что всё более вероятно, что некоторые города и провинции будут внедрять нормы законодательства о выбросах China 6 на более раннем этапе и что некоторые автопроизводители пропустят этап China 6a и перейдут сразу к China 6b. Это может произойти уже в следующем году и приведёт к двузначному увеличению потребления палладия в китайском автопроме.
Родий
Рынок родия находился в состоянии баланса в 2017 году. Увеличение спроса на #родий опережало рост переработки, а первичные поставки снизились из-за снижения объёмов производства в России и стабилизации в Южной Африке. Спрос на родий в автомобильном секторе вырос на 4%, что свидетельствует о скромном росте глобального производства бензиновых автомобилей и некотором увеличении потребления в секторе автокатализаторов, особенно в Северной Америке.
Потребление в химическом и стекольном секторах также немного выросло. Однако инвестиционный спрос в ETFs стал отрицательным. Ликвидность на рынке была низкой за счёт спекулятивных и стратегических закупок, а цена родия удвоилась в течение 2017 года до шестилетнего максимума более чем $ 1700 за унцию.
JM ожидает, что в 2018 году предложение родия вырастет за счёт увеличение первичных и вторичных поставок металла на 3%. Это мнение основано на дальнейшем росте рециклирования металла из автокатализаторов и при условии, что в этом году южноафриканские производители решат продать всю свою продукцию. Некоторые аффинажные заводы закончили прошлый год с запасами родия выше нормального уровня, и продажи этого металла должны увеличить предложение в 2018 году.
Прогнозируется, что спрос, напротив, будет сокращаться, так как умеренный рост потребления в автомобильном секторе будет компенсироваться снижением закупок компаниями по производству стекла и химикатов (которые в 2017 году купили необычно большое количество металла). Также ожидается приток металла на рынок из ETFs. В результате JM считает, что рынок вернётся к профициту предложения родия в 2018 году, хотя это не обязательно отразится на рыночной ликвидности, если продолжатся дополнительные спекулятивные и стратегические закупки.
P.S. Данные по рутению и индию приводить не буду - смотрите доклад.
А «Платиновая неделя» продолжается…
P.P.S. Одна из крупнейших добывающих PGM компаний Anglo American планирует создать свою венчурную компанию для сбора средств для инвестиций в водородные технологии, такие как топливные элементы, заявил глава платиновой компании Крис Гриффит, пишет Financial Times. Гриффит говорит, что выделение новой компании позволит ей получить доступ к внешним инвесторам, поскольку она возьмет курс на развитие новых водородных двигателей, которые могут подтолкнуть внедрение топливных элементов в электрические автомобили с батарейным питанием. Платиновые шахтёры ожидают, что водородные топливные элементы станут новым источником спроса на металл, поскольку дизельные автомобили, которые используют платину в своих катализаторах, сталкиваются с неопределённым будущим из-за растущей озабоченности по поводу загрязнения воздуха.