Фундаментальные факторы поддержки палладия

Jul 16, 2017 05:13


CME Group в ночь на пятницу в шестой раз за четыре недели резко повысила маржинальные требования (гарантийное обеспечение, ГО) к фьючерсам на #палладий на NYMEX (См. « Палладий: раунд №6»). Самое удивительное - после пятого повышения ГО палладий в понедельник открыл неделю на уровне $ 830 за тройскую унцию, а в пятницу, после шестого, закрыл уже на $ 860 (лондонские PM фиксинги). Многие инвесторы и трейдеры удивляются такой стойкости белого металла, ведь в общей сложности ГО за месяц было повышено почти в три раза. Для того чтобы понять рынок палладия, прежде всего надо изучить его структуру.

Более 80% от мирового спроса на металл составляет потребление в автомобильной промышленности, где палладий используется в качестве катализатора в каталитических конвертерах для очистки выхлопных газов. Причём, если в конвертерах для дизельных автомобилей его доля составляет порядка 30% от остальных PGM (платины и родия), то в конвертерах для бензиновых - более 70%.



Соответственно, чем выше спрос на новые автомобили, особенно в странах с преобладанием бензиновых авто, тем больше объёмы потребления палладия. Ужесточение экологического законодательства во многих крупных странах также приводит к увеличению спроса на металл. Например, в ЕС в результате перехода на стандарт Евро-6 (аналог EPA10 в США и Post NLT в Японии) владельцы легковых дизельных авто активно отказываются от них в пользу других типов автомобилей, в основном - бензиновых, но и гибридов, и электромобилей. Сказывается и «дизельгейт» - скандал с Volkswagen и некоторыми другими производителями дизелей, после которого продажи дизельных авто также снижаются, а бензиновых - растут. И это не пустые слова. Вот последние данные по регистрации новых автомобилей в консервативной UK:




Как видите, хотя по темпам роста гибридные авто безусловные лидеры, в количественном отношении бензиновые уже превысили падающие продажи дизелей и продолжают показывать неплохие результаты роста. Несмотря на то, что по этим данным, опубликованным SMMT, британский рынок новых автомобилей сократился в июне уже третий месяц подряд на -4,8%, так как спрос продолжал стабилизироваться после рекордного первого квартала и последующей турбулентности рынка, вызванной введением с апреля акцизного налога на новые автомобили. Компактные малолитражные бензиновые авто оказались наиболее популярными для всех категорий покупателей, причём супермини и небольшие семейные автомобили составляют почти 60% рынка. Малые семейные автомобили и внедорожники были единственными двумя сегментами, которые показали рост в июне на 6,0% и 11,3% соответственно.

По данным Европейской ассоциации автомобильных производителей (ACEA), опубликованным в пятницу, количество регистраций новых авто в Европе выросло в июне на 2,1% по сравнению с июнем прошлого года до 1,54 млн единиц. Хотя показатель июньских продаж стал самым сильным с июня 2007 года, темпы роста отстали от майских 7,7%. Регистрация новых авто в первом полугодии выросла на 4,6% и составила 8,46 млн автомобилей. Брюссельская сеть ACEA объединяет данные из 28 стран-членов ЕС, за исключением Мальты, плюс Швейцария, Норвегия и Исландия.

LMC Automotive считает, что поставки в июне подкрепляют ожидания того, что автомобильный бум на рынках Европы начинает сглаживаться, а рост в 2017 году прогнозируется на 2,9% по сравнению с 5,8% в 2016 году. В предстоящие годы спрос на автомобили может замедлиться, поскольку потребители переходят на новые виды транспорта и всё чаще будут полагаться на услуги по совместному использованию автомобилей и робототехнику вместо того, чтобы покупать свои собственные транспортные средства.

«Германия и Великобритания эффективно и полностью восстановились до докризисного уровня, и хотя темпы роста в Испании и Италии остаются довольно сильными, вы не можете ожидать, что они будут продолжать расти в том же темпе в последующие годы», - сказал Джонатон Поскитт , аналитик LMC Automotive.


Китаю, где преобладают бензиновые авто, прогнозировали дальнейший спад в автопроме, однако в июне он показал рост. В апреле и мае общий объём продаж автомобилей в стране сократился на 2,2% и 0,1% г/г соответственно. Продажи автомобилей в Китае в июне выросли на 4,5% по сравнению с июнем предыдущего года до 2,17 млн единиц, избавившись от слабости, наблюдавшейся в предыдущие два месяца, сообщило China Association Automobile Manufacturers (CAAM) во вторник.

В первом полугодии продажи в Китае выросли на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 13,4 млн автомобилей, сообщила ассоциация на брифинге в Пекине. В январе CAAM прогнозировала, что продажи вырастут на 5% в этом году, замедлившись с 13,7% в 2016 году. Причинами замедления темпов продаж CAAM назвала отмену налогового стимула для малолитражных автомобилей и экономические проблемы.

Продажи новых автомобилей в Японии в первом полугодии 2017 года выросли на 9,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 2,78 млн автомобилей, что является первым серьёзным увеличением продаж за три года, как показывают данные, опубликованные Японской ассоциацией автомобильных дилеров и Японской ассоциацией легковых автомобилей и мотоциклов. Продажи мини-автомобилей выросли на 7,6% до 974 тыс. единиц, а продажи более крупных авто выросли на 10,1% до 1,8 млн единиц. Рост в значительной части обязан продажам внедорожников.

Ну и, наконец, ещё один крупнейший игрок на автомобильном рынке - США. Ситуацию на автомобильном рынке в Штатах почему-то особенно любят с негативных позиций комментировать как западные, так и наши доморощенные конспирологи. Интересное исследование этой темы проводится в статье BBC (eng) «Почему падают продажи автомобилей в США?». А мы посмотрим на факты. Продажи легковых автомобилей в США упали в июне на 2,9% г/г.

Сезонно скорректированный годовой объём продаж (SAAR) составил 16,54 млн единиц. Июнь ознаменовал четвёртый месяц подряд, когда SAAR упал ниже 17 млн единиц после шести месяцев подряд нахождения показателя выше этого порога, включая рекордные 18,38 млн единиц в декабре 2016 года. Продажи легковых автомобилей в США в текущем году сократились на 2,1%. Этот спад последовал после семи лет роста спроса, включая сильный рост в 2015 и 2016 годах.

Многие конспирологи указывают на рост запасов новых авто на складах компаний-производителей и объёмов, размера платежей и длины кредитов потребителей. Здесь следует отметить, что когда запасы растут и снижается спрос, автопроизводители сокращают объёмы производства и «подслащивают» сделки. JD Power отмечает, что июньские скидки на новые автомобили в среднем составили $ 3955, что на $ 249 выше г/г, тогда как скидки на грузовые авто составили в среднем $ 3494, что на $ 350 выше г/г.

По оценкам ALG, средние стимулы для легковых авто в США выросли на 9,7% до 3550 долларов в июне по сравнению с предыдущим годом. В прошлом месяце крупнейшими участниками сделок с дисконтом на новые автомобили были Fiat Chrysler ($ 4389), GM ($ 4361), Nissan ($ 4148), Ford ($ 4157), VW ($ 3460), Kia ($ 3384) и Hyundai ($ 3259).



Рост продаж подержанных автомобилей в основном стимулировался внедорожниками. Розничный спрос, лучший показатель финансового состояния отрасли, снизился менее чем на 1% по сравнению с рекордными уровнями в 2016 году. Согласно оценкам аналитика JPMorgan Chase & Co. Райана Бринкмана, розничные продажи в июне сократились на 20% у GM и на 15% у Ford. Ориентировочная средняя цена сделки покупки легковых авто в США составляла $ 34 442 в июне 2017 года, по оценкам «Синей книги» Келли (Kelley Blue Book).

Цены на новые автомобили выросли на $ 511, или на 1,5% относительно июня 2016 года, что на 0,1% меньше, чем в мае, оставаясь относительно стабильными. «В июне цены росли медленнее, чем обычно, увеличившись менее чем на 2%», - сказал Тим Флеминг, аналитик Kelley Blue Book. «По мере того как отрасль будет входить в «постпиковый» уровень продаж новых автомобилей, на цены сделок будет оказываться большее давление», - отметил он.

Что касается кредитов. Edmunds.com сообщил, что средний ежемесячный платёж по кредитам на новый легковой автомобиль или лёгкий грузовик подскочил выше $ 500, заставив многих покупателей затянуть потуже пояса и облегчить кошельки больше, чем когда-либо. По оценкам магазина средняя длина кредита на новый автомобиль достигла рекордной отметки в 69,3 месяца в июне, при этом средняя сумма кредита достигла $ 30 945, увеличившись с мая на $ 631.

Конечно, объёмы и суммы кредитов на автомобили растут с каждым годом, однако их доля (9%) в общем раскладе задолженностей домохозяйств США намного меньше ипотечных кредитов (68%) и даже сомнительных студенческих кредитов (11%).



Аналитик Morgan Stanley Адам Джонас считает, что рынок новых автомобилей США вступает в период «неустойчивой стадии», когда SAAR остаётся на здоровых уровнях, но общий месячный объём продаж продолжает снижаться или оставаться плоским в течение года. «Дискуссия в данный момент заключается не в том, заканчивается ли цикл роста, а скорее, будет ли он постепенно замедляться, или же цикл находится уже близко к опасной черте. Мы полностью признаём, что данные постепенно ухудшаются, - отметил Джонас, - данные указывают на замедление роста продаж в США, при этом промышленность по-прежнему остаётся абсолютно устойчивой. Объёмы продаж, вероятно, будут оставаться высокими, поддерживаемые стимулами, а автокредитование по-прежнему будет оставаться здоровым».



Таким образом, на крупнейших авторынках не всё так плохо. Тем более - для палладия, спрос на который в секторе каталитических конвертеров постоянно растёт.


Интересная ситуация складывается с инвестиционным спросом на металл. Несмотря на столь впечатляющие показатели роста цен, запасы в ETFs, обеспеченных палладием, по-прежнему близки к семилетнему минимуму. Даже при многомесячном оттоке инвесторов из ETFs и, соответственно, сокращении запасов металла в них, цены на палладий росли, что говорит о перетоке металла в частности в сектор автопрома (см. первую иллюстрацию от JM) и о его дефиците на рынке.

В последнее время отток инвесторов из биржевых фондов приостановился, и даже иногда наблюдаются покупки активов, в то время как котировки акций палладиевых ETFs показывают намного более значительные результаты, чем акции ETFs, обеспеченных другими драгоценными металлами. Вот, например, сравнение доходности акций крупнейшего палладиевого биржевого фонда Physical Palladium Shares ETF (NYSEARCA: PALL) с самыми крупными ETFs в золоте, серебре и платине за год:



Согласно данным COT по позициям трейдеров на NYMEX от CFTC на 11 июля, после пяти повышений ГО вновь отмечено сокращение почти по всем позициям и снижение открытого интереса. Однако объёмы лонгов у спекулянтов и шортов у коммерсантов по-прежнему остаются довольно существенными, что говорит о преобладании позитивных настроений на рынке.



Как изменились позиции трейдеров после шестого повышения ГО, мы узнаем только к концу следующей недели, как и то, будет ли CME продолжать повышать ГО, и какова будет дальнейшая реакция трейдеров.


прогнозы, #драгметаллы, #платина, cme group, инвестиции, margin changes, #палладий, Япония, #pgm, etf, cot, Китай, #рынки, #etf, nymex, smmt, cftc, #инвестиции, globex, палладий, Европа, pgm, США, Великобритания, фьючерсы, #cmegroup, autocatalyst, johnson matthey, платина

Previous post Next post
Up