Платина и палладий. Обзоры, прогнозы, мнения. Johnson Matthey, WPIC и другие

Nov 25, 2015 00:12


«Перспектива повышения процентной ставки в США и дополнительных мер по количественному смягчению в Европе в декабре должна придать доллару США дополнительную силу. Поэтому многое зависит от отношения инвесторов к доллару после почти стопроцентного варианта повышения ставки 16 декабря, и до заседания FOMC потенциал роста драгоценных металлов, скорее всего, будет ограниченным. Скорость дальнейшего ужесточения условий кредитования не только повлияет на привлекательность доллара, но и определит степень риска падения цен на драгоценные металлы. Участники рынка преимущественно ориентируются на новости, которые, за исключением какого-нибудь серьёзного геополитического события, с большой вероятностью будут негативными для золота, учитывая тот факт, что всё внимание приковано к предстоящему решению по процентной ставке». Это мнение Оле Хансена, аналитика Saxo Bank.

И если цены на золото и серебро сейчас в большей степени находятся в руках спекулянтов (инцидент с нашим истребителем на границе Турции и Сирии привёл к некоторому росту этих металлов), то на цены на платину и палладий оказывают влияние и другие важные фундаментальные факторы. Хансен отмечает:

Массовый уход инвесторов спровоцировал обвал цен на металлы платиновой группы. Платина и палладий сильно сдали позиции, причем последний потерял в стоимости более 10%. Оба металла, которые в том числе используются в автомобильных катализаторах, несут потери в ожидании негативного влияния замедления темпов роста экономики на продажи автомобилей в Китае. Однако на них также отрицательно сказалось прогнозируемое окончание периода ультранизких процентных ставок в США, благодаря которым был зафиксирован лучший результат продаж по итогам двух месяцев за 15 лет.

Эти два металла образуют довольно небольшие рынки, поэтому, когда так много инвесторов хотят выйти из торговли в короткие сроки, возникают проблемы с ликвидностью. Вплоть до августа инвестиции в эти металлы через биржевые индексные продукты были очень популярными, поэтому массовый уход инвесторов с рынка в течение последней пары недель создал большие затруднения.



В ноябре цена платины обновляет минимумы 2008 года, а цена палладия приближается к августовским минимумам $ 521.45. Максимальные запасы в платиновых ETFs были достигнуты 12 августа, составив 2.854 млн унций. На 13 ноября запасы сократились на 14,9% до 2.429 млн унций. Основной отток начался с 21 сентября - начала скандала с фальсификацией уровня выбросов автомобилей Volkswagen. На начало 2015 года запасы палладиевых ETFs составляли 3.067 млн унций, но к 13 ноября сократились на 21,1% до 2.421 млн унций. Правда стоит отметить, что за прошлую неделю, по состоянию на пятницу 20 ноября, фонды по платине и палладию больше не зарегистрировали ни одного оттока вкладов.

18 ноября вышел доклад «PGM MARKET REPORT NOVEMBER 2015. SUPPLY & DEMAND IN 2015» от Johnson Matthey PLC, а 24 ноября свой доклад «PLATINUM QUARTERLY Q3 2015» опубликовала WPIC. В обоих докладах анализируются рынки PGM (у WPIC - только платины) и даются прогнозы на будущее. Я не хочу повторяться, поэтому рекомендую тем моим читателям, кто пока плохо ориентируется в рынке PGM и в аналитических организациях, представленных на этом рынке, прочитать « Платина и палладий: обзор рынка, аналитика, прогнозы от JM и WPIC».

Всегда интересно сопоставлять обзоры и прогнозы крупнейших аналитических компаний, но ещё более интересно сравнивать их с данными и прогнозами различных других источников, благо их на рынке предостаточно. Поэтому сначала пройдёмся по ним.


Financial Times пишет:

Инвесторов пугают перспективы рынка платины, который может оказаться заложником скандала вокруг фальсификации результатов проверки выхлопных газов автомобилей Volkswagen, а также серьезно пострадать из-за падения спроса на ювелирные украшения в Китае. В этом году цены на металл, используемый в производстве дизельных катализаторов для ряда автомобилей, упали на 29% и достигли минимальных уровней с 2009 года. По оценкам аналитиков, ювелирный спрос в Китае снизился на 9% в текущем году, усилив давление на металл.

Компания Lonmin, третий по величине производитель металла в мире, на прошлой неделе сумел привлечь финансирование на сумму $ 400 млн в рамках выпуска прав с глубоким дисконтом. Это значит, что на рынке в ближайшее время сохранится переизбыток предложения. Южноафриканская горнодобывающая компания планирует ежегодно производить до 700 тыс. унций платины вплоть до 2018 года. «Полагаю, что рынок сильно разочарован тем, что компании не сокращают производственные мощности», - отмечают аналитики Citi. По данным Johnson Matthey, компании, специализирующейся на производстве катализаторов, в Южной Африке объём добычи платины в этом году, вероятно, вырастет на 20% и достигнет максимального уровня с 2011 года. С тех пор, как в 1923 году в провинции Трансвааль было найдено месторождение платины, страна превратилась в крупнейшего производителя этого драгметалла.

Аналитики Barclays отмечают, что в течение следующих трёх лет на рынке будет фиксироваться избыток предложения в размере примерно 300 - 500 тыс. унций. Скандал вокруг VW также ставит под сомнение будущее автомобилей, работающих на дизельном топливе. Каждый четвёртый автомобиль, проданный в ЕС - сделан этим немецким автопроизводителем. В сентябре компания признала, что поставила «неудачные устройства» на 11 млн автомобилей с дизельным двигателем, которые, согласно нормативным тестам, должны работать с пониженным содержанием двуокиси азота в выхлопах. «Если вы уже настроены отрицательно, то этот факт станет для вас дополнительным подтверждением», - считает Дэвид Джолли, аналитик рынка драгоценных металлов. «Он подливает масло в огонь».

Однако есть и те, кто рассчитывает на рост спроса на платину после ужесточения нормативных требований в ЕС, согласно которым для производства автомобильных катализаторов потребуется больше платины. «В целом, правило таково: чем жёстче требования, тем больше понадобится драгметалла», - утверждает Питер Дункан, управляющий отдела рыночных исследований в Johnson Matthey.

Очень сложно что-либо прогнозировать на рынках PGM, как, впрочем, и на других рынках драгметаллов. Однако на рынках платиноидов всё-таки бóльшую роль играют факторы спроса/предложения, чем спекулятивные факторы на рынке золота (и, частично, серебра). Конечно, инвестиционный спрос на рынках PGM также играет важную роль. В частности, в последнем обзоре Mitsubishi отмечает, что видит потенциал для металлов платиновой группы. Аналитики говорят:

Ликвидации в ETFs и в других физических инвестициях оттягивают большие объёмы металла обратно на рынок и краткосрочно обостряют суждения об избытке на рынке. После продажи инвесторами в палладиевые ETFs около 550 млн унций (18%) в этом году на сегодняшний день, на рынке палладия почти наверняка будет значительный фундаментальный избыток в этом году, несмотря на рекордный спрос на автокатализаторы. Такие несколько ускоряющиеся ликвидации, как правило, приводят к дальнейшему снижению цен, стимулируя дальнейшие продажи, как мы уже видели несколько раз в прошлом в палладиевых ETFs. Тем не менее, мы считаем, что из 2,5 млн унций инвестиций в палладиевые ETFs на сегодня даже слабые длинные спекулянты, скорее всего, уже убрались, оставляя ядро покупателей и сохраняющих свои капиталы инвесторов.

Кстати, примерно то же самое мы наблюдаем на инвестиционном рынке золота и, особенно, серебра, - «ядро покупателей и сохраняющих свои капиталы инвесторов», - самое стойкое. Но на рынках PGM, как я уже сказал, гораздо бóльшую роль играет промышленный (а для платины - и ювелирный) спрос. Основные субъекты, обеспечивающие этот спрос - США, Китай и Европа. Вот, например, структура спроса на платину от WPIC (прогноз 2015 относительно 2014):



Жаль, конечно, что WPIC выбрал «узкую специализацию» - только платина. JM анализирует весь рынок платиноидов. И вот структура спроса/предложения платины от JM:



А вот от WPIC:



Как видите, довольно существенная разница в оценках дефицита платины на рынках. Что ж, давайте прочитаем преамбулу доклада WPIC:

Сегодня мы публикуем наш пятый ежеквартальный обзор, в котором тщательно исследованы тенденции в третьем квартале 2015 года, после чего дан прогноз на полный 2015 и прогноз на 2016 год. Настоящее издание впервые содержит ежеквартальные данные, сравниваемые год-к-году, что позволяет нам сделать более значимые выводы о спросе и предложении участников рынка. Мы надеемся, что это поможет обеспечить более полное представление о сезонности и цикличности на рынке платины.

В третьем квартале 2015 года доминировал скандал с Volkswagen. В то время как многие комментаторы предположили, что скандал неизбежно означает сокращение спроса на платину в связи с сокращением спроса на дизельные автомобили, мы с этим не согласны. Мы считаем, что его последствия будут включать в себя действия автопроизводителей, регуляторов и потребителей, которые, вероятно, в итоге приведут к увеличению применения платины в автомобильном секторе в ближайшие месяцы и годы

В сегодняшнем докладе от наших партнёров - научно-исследовательской компании SFA (Оксфорд), мы наблюдаем глобальный дефицит на рынке платины в течение третьего квартала 2015 года и дефицит в общем для всего 2015 года. Прогноз для рынка предполагает, что он сбалансируется в 2016 году. Дефицит за полный 2015 год сократится до 300 тыс. унций относительно прогноза 445 тыс. унций в Q2 2015. Общий объём предложения в 2015 году, как ожидается, вырастет на 6% до 7,730 тыс. унций в связи с восстановлением добычи в Южной Африке, оттоком из ETFs, однако снизятся объёмы вторичной переработки платины. На сокращение дефицита повлияет снижение спроса в ювелирном секторе Китая и снижение цен на 7%.

Однако общий спрос, по нашим прогнозам, немного вырастет - до 8,030 тыс. унций, поскольку сильный автомобильный, промышленный и инвестиционный спрос более чем компенсируют падение спроса на ювелирные изделия. SFA предполагает, что в 2016 году рынок платины будет близок к сбалансированным показателям. Общий объём поставок добывающих компаний, по прогнозам, увеличится, в то время как скромный рост спроса будет наблюдаться в ювелирном, промышленном и автомобильном секторах.

Мы публикуем наш доклад менее чем через одну неделю после того, как Johnson Matthey возобновил публикацию своих докладов в свободном доступе. Данные, которыми мы и Johnson Matthey вас обеспечиваем, включают оценки и прогнозы, некоторые из которых получены и проанализированы в разных временных периодах и будут несомненнно отличаться. Тем не менее, мы рады, что это даёт всем инвесторам доступ к широкому набору ценной информации.

Ну что, похвальное замечание, тем более что некоторые прогнозы кардинально различаются. Например, Johnson Matthey прогнозирует серьёзный дефицит на рынках платины и палладия в 2016 году, хотя он может оказаться меньше в случае, если рост цен приведёт к охлаждению инвестиционного спроса. Спрос со стороны автомобильной отрасли оказывает рынку сильную поддержку: как ожидается, он продолжит расти как в платине, так и в палладии. В палладии спрос достигнет рекордных максимумов. Также JM считает, что резко сокращается предложение вторичного металла. Низкие цены на сталь и PGM снизили интерес автовладельцев к утилизации старых автомобилей и стимулировали складирование конвертеров у сборщиков металлолома.

Что меня действительно радует - бóльшая прозрачность. Полтора года назад JM решила, что её доклады будут распространяться только по подписке за отдельную плату. Однако рынок всё (и всех) расставил по своим местам. Теперь вновь доклады JM, начиная с этого, доступны всем. Пользуйтесь:

«PGM MARKET REPORT NOVEMBER 2015. SUPPLY & DEMAND IN 2015» от Johnson Matthey PLC.

Пресс-релиз доклада «PGM MARKET REPORT NOVEMBER 2015» на русском языке

Также стали доступны предыдущие доклады JM

«PLATINUM QUARTERLY Q3 2015» от WPIC

P.S. Понятно, что у любого игрока на любом рынке есть свой интерес. Поэтому любые данные, любые прогнозы, даже таких крупных аналитических организаций или, тем более, маркетмейкеров - всегда предвзяты. Скажем, мне непонятно, почему при росте экономики в случае очередного наращивания QE в ЕС должны снижаться цены на платиноиды, если спрос на них будет расти?

P.P.S. В ближайшие 2 года Российская Федерация не будет поставлять на внешний рынок платиноиды. В стране имеются запасы этих металлов, но, по словам начальника управления бюджетирования госфонда Гохрана России Олега Натарова, стратегический запас должен быть.

В 2015 году впервые за несколько лет были сделаны закупки платиноидов в государственный фонд. В текущем году для пополнения государственного фонда была закуплена одна тонна платины у компании «Амур» и одна тонна палладия у компании «Норильский никель».

Кроме того, закупки серебра составили более 50 тонн, золота - почти 3 тонны. Ожидается, что в будущем году закупки драгоценных металлов продолжаться. Более 50 процентов бюджета от выделяемых средств направлены на закупку золота, остальные средства идут на покупку других драгметаллов. В 2013 и 2014 годах Гохран не осуществлял закупку платиноидов.

В прошедшем году Гохраном было приобретено более 6 тонн золота на общую сумму 13 миллиардов рублей. В текущем году планировалась закупка золота на 4 миллиарда рублей (1,6 тонны). В прошедшем году Гохран не покупал бриллианты и алмазы, в текущем году закупок драгоценных камней так же не планировалось.


прогнозы, Швейцария, статистика, золото, инвестиции, маркетмейкеры, saxo bank, ЕЦБ, etf, Китай, рециклирование, citibank, ФРС, РФ, палладий, mitsubishi, sfa, pgm, драгметаллы, серебро, США, ЮАР, fomc, autocatalyst, ЕС, анализ, barclays, johnson matthey, wpic, платина, qe

Previous post Next post
Up