Click to view
https://www.youtube.com/watch?v=7hBrG3Wo0Ic Текст песни:
Чести славу поёт безмолвие,
Чести славу поёт безумие,
Честь в чести у прекраснословия,
Не в чести у благоразумия.
Честь - мерило супружней верности,
Честь - мерило солдатской доблести,
Честь шагает в обнимку с дерзостью,
Честь шагает в обнимку с гордостью!
Честью клянутся и поступаются,
Честью служат и честью просят,
Честь продается и покупается,
Честь добывают и с честью носят.
Честь по чести - как кровь по лезвию:
Стон клинка похоронной вестью.
Честь в ближайшем родстве с бессмертием,
Честь в ближайшем родстве со смертью!
Кодекс чести начертан пурпуром,
Честь и кровь неразрывно связаны.
Честной сталью в игре по-крупному
Честь оказана! Честь оказана!
(Песня из рок-оперы «Легенда о принце», по мотивам «Саги о Форкосиганах», - творческая группа «Форкон», 2007)
Честь сродни свободе.
И если что такое свобода, мы разбирали в эссе в трёх частях
О свободе, то сейчас приступаем к разбору того, что такое честь.
Честь - это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения.
Репутация - это то что другие знают о тебе. А честь состоит в том, что ты знаешь о себе сам… (Граф Эйрел Форкосиган)
В этом и состоит родство чести со свободой: и то и другое происходит изнутри самого человека.
В древности люди делились на свободных и рабов, в какой-то степени это деление, в неявном виде, существует до сих пор: некоторые личности не могут ощутить себя свободными.
То же деление характерно и для чести: есть люди чести, и есть люди, которые никогда не чувствовали в себе чести. Разница же между первыми и вторыми заключается в том, что для людей чести категория чести находится на более важном месте, чем их жизнь.
В прошлой статье о естественности коррупции и методе решения этой проблемы (
Понедельник, тринадцатое, по заметке
el_murid) я писал: «чтобы чиновничий аппарат государства работал эффективно, необходимо наличие контролирующего и карающего органа, стоящего НАД чиновничьим аппаратом государства». Не умаляя этот свой тезис, отмечу всё же, что помимо внешнего регулирующего органа, которого в некоторых странах может и не быть, существует эффект саморегуляции, и концепция чести чиновничьего сословия является важной компонентой системы саморегуляции класса чиновников, в силу чего этот класс и превращается в сословие.
Иными словами, в чиновники идут обе категории личностей: и люди чести, и люди, которые никогда не чувствовали в себе чести. В какой пропорции и на каких позициях в иерархии - вопрос другой. Важно, что люди чести есть и среди российских чиновников. И именно на них держится российская государственность. Именно эта часть чиновников и обеспечивает все позитивные изменения в жизни народа и государства.
Продолжение.