"Левиафан" Звягинцева

Jan 18, 2015 01:11



"Левиафан" от режиссера Звягинцева -- это бесспорно оскороносный по уровню фильм, который уже вписан в историю мирового кино. Снятый в стиле реализма с детальными бытовыми подробностями, единым планом, без музыкального усиления, без видимых спецэффектов, без ярких сцен. Показывается грубая повседневная реальность как она есть. Но все это еще не делает фильм великим.



Великое кино -- это всегда произведение искусства, которое обладает бесценной глубиной для герменевтических интерпретаций, т.е. такое произведение, которое переполнено явными и скрытыми смыслами, просто утрамбовано ими. И в зависимости от уровня подготовленности зрителя можно увидеть разные планы и разные смыслы -- от простеньких до глубочайших. И вот неподготовленные зрители, коих в России оказалось большинство, увидели в фильме чернуху, "Груз 200", критику ужасной российской действительности. А почему это произошло?

Неискушенный зритель всегда отождествляет главного героя с самим собой -- особенно в том случае, если этот герой -- простой парень. И тогда, действительно, зритель преисполняется состраданием к главному герою. И если фильм плохо заканчивается для этого героя, то сам фильм оценивается зрителем как трагический, а если уже совсем-совсем плохо, то -- как "чернушный".

Но фильм рассказывает совершенно неоднозначную историю. Стоит ли нам сразу отождествлять себя с главным героем и считать фильм чернухой?

Давайте рассмотрим фабулу фильма подробно. Главный герой, Николай Сергеев (играет Алексей Серебряков) -- обычный роботяга с любовью к водке. У него есть сын-подросток, неухоженный, во многом заброшенный родителями и часто проводящий время в злачной компании неблагополучных подростков. Жена Николая по неизвестным причинам умерла. Он женился повторно на молодой и красивой девушке из их поселка. У Николая есть дом-хибара на самом берегу моря, в удалении от поселка, но с очень красивым видом на море. Николай особо никого не любит. Помогает друзьям крайне не охотно.



Вот местный подполковник МВД берет Николая на свое день рождения, полностью проставляется. У них натянутые отношения, иногда он просит Николая подремонтировать свой старый автомобиль. Для Николая это полчаса работы, но он это очень не любит и всячески это показывает менту. За глаза же он постоянно поносит этого мента. Любит Николай только свою жену. Так любит, что однажды занимается сексом с ней на глазах сына, и так тяжело переживающего наличие чужой женщины в их семье.

Мэр города намеривается снести дом Николая чтобы там построить церковь. У него на носу выборы и он хочет к выборам заручиться поддержкой местного митрополита. Все эти события происходят где-то в мурманской области, в далекой глубинке, где цена на недвижимость совсем небольшая. За снос дома Николая администрация района предлагает более 20.000 долларов. Вполне хорошие деньги для той хибары. Но Николай не согласен. Он вызывает Дмитрия -- старого армейского друга, ныне успешного московского адвоката.

Дмитрий начинает шантажировать мэра какими-то документами и требует от него за дом Николая более 120.000 долларов -- фантастические деньги по меркам той глубинки. Шантаж и вымогательство денег является серьезным уголовным преступлением. Он хочет получить 120.000 долларов лично от мэра!

Роль Дмитрия вообще очень странная во всей этой истории. Не понятно, так ли бескорыстно он приехал и почему он не боится вымогать деньги у серьезного местного бонзы, идя тем самым на серьезное уголовное преступление. Он совершенно не похож на настоящего друга Николая. Он легко вступает в сексуальную связь с женой Николая по ее же собственной инициативе и все свое свободное время трахается с ней в доме Николая, пользуясь его наивностью и глупостью. Сам Дмитрий, как оказывается, женат и имеет дочь. Никаких серьезных планов относительно Лилии -- жены Николая не было и быть не может.

Николай на пикнике застукал Дмитрия и Лилию трахающимися и избил их. Друзья помогли предотвратить преступление и вынудили Николая отпустить Лилию по добру по здорову. После откровенного разговора с Дмитрием Лилия понимает, что ее обманули. Дмитрий для нее ничего не сделает. Поигрался и все. Дмитрию важно получить от мэра вымогаемые деньги. Лилия возвращается к мужу, но сталкивается с истериками сына Николая, Ромы. Она в отчаянии от безысходности. И заканчивает жизнь самоубийством.

У следствия есть все основания считать Николая виновным в убийстве Лилии. Она падает со скалы и умирает от травмы. Незадолго до смерти у нее был сексуальный акт с мужем, хотя все видели, что он ее избил на пикнике, грозился убить и она ушла от него.

Мэр советуется с митрополитом, не называя имен и деталей, как ему поступить с Дмитирием. Мэр в шоке, что у него вымогают огромные деньги и на пустом месте. Митрополит дает ему понять, что "всякая власть от Б-га" и власть в симфонии с церковью обязана защищать и себя, и церковь от внешних врагов. Тогда местные следователи вывозят Дмитрия за город и там избивают. Мэр с пистолетом в руках дает понять Дмитрию, что в случае чего его готовы и убить. Дмитрий понимает, что зашел далеко и уезжает назад в Москву без денег.

Вот краткая фабула фильма. Почему российский зритель ассоциировал себя с Николаем и признал мэра коррупционером, заклеймив мэра во всех тяжких преступлениях? Снести дом Николая ему нужно было только для постройки церкви к выборам. Закона он нигде не преступал. А вот Николай с Дмитрием вымогали у него деньги! Мэр ходит в церковь, исповедуется, верит в Б-га, заботится о жене, сыне. Николай -- нигилист, никого не любит, ни о ком не заботится, хочет отжать от жизни все, не имея на это никаких прав.

А теперь рассмотрим религиозный аспект фильма. В православии есть замечательный догмат -- отсутствие адиафоры, отсутствие нейтральных поступков. Всякий поступок, по православию, или добр, или зол. Третьего не дано. В этом плане, если оценить поступки Николая, то становится очевидным, что он добровольно, чередой своих поступков, движется к своей погибели. Здесь все -- и нелюбовь к людям, желание маленького червя шантажировать мэра ради шальных денег, и трах с молодой женой на глазах сына от первого брака, и избиение жены, и беспробудное пьянство. И после того, как Николай дошел до дна в своих злых поступках, он сталкивается с местным священником. Хлеща водку из горла, он стебётся на священником, что мол "где твой Б-г". А тот ему и отвечает: "А у тебя есть право на такие вопросы за что тебя наказывают? Ты сам в Б-га то веришь? Помогаешь кому? В церкви я тебя никогда не видел." Николай подумал и решил помочь священнику донести до дома мешок с хлебом. И в контексте всех поступков Николая это было как подбрасывание Иудой 30 серебряников обратно первосвященникам -- слишком поздно. И по возвращению домой в стельку пьяного Николая увозят следователи по обвинению в убийстве.

Николай с самого начала фильма притягивает как бы за собой зло -- хмурый, ненавидящий людей. Он обречен на погибель. И он тянет в геенну всех своих близких. Лилия, после всех сцен с Николаем, убегает к морю и там ей открывается дьявол -- Левиафан, громадный кит, играющий в пучине. Завороженная дьяволом, она кончает с собой.

Рома, сын Николая, после всех сцен истерик с ним, убегает к морю. И там сидит у скелета дьявола-Левиафана. Он также обречен уже на погибель. Но именно к мальчику все-таки приходит спасение -- от Анжелы, подруги Лилии.



Анжела -- обычная русская баба из глубинки. Любит выпить. Ее муж -- гаишник (точнее -- гибэдэдэшник). Тоже любит выпить. Но их сын при этом ухоженный и видно, что горячо любим не на словах, а на делах. Именно Анжела посылает мужчин спасти Лилию и Дмитрия от расправы Николая на пикнике. При этом она крестится и призывает высшие силы предотвратить преступление.



Затем она вместе с мужем пьет с Николаем, чтобы его успокоить и пробует его помирить с Лилией. Когда Николая арестовывают, Анжела первым делом узнает у адвокатов все, что касается возможного будущего Ромы, в частности, что ему грозит попадание в детдом. Анжела приезжает с мужем к Роме. Рома уже фактически в лапах Левиафана, озлобленный на всех волчонок, хмурый как Николай. Анжела все объясняет ему и просит согласиться, чтобы она со своим мужем стали бы официальными опекунами Ромы, чтобы тот не попал все-таки в детдом. Рома срывается на Анжеле, но тронутый ее искренностью уходит из лап Левиафана и начинает понимать, что такое чистая настоящая любовь. За этой скупой, но трогательной сценой внимательно наблюдает муж Анжелы. Он выходит покурить. И на его глазах скупые мужские слезы. До этого он был по фильму совершенно неразговорчивый гибэдэдэшник. Видно, что это хоть и простые, но добрые честные люди, которые очень далеки от погибели. И с Ромой все уже будет хорошо. Он спасен.

В моем понимании фильм не просто религиозный, но и глубоко православный. Все поступки по фильму, поступки каждого человека, ведут либо к погибели, либо к спасению. Тогда вопрос. Почему большинство зрителей ассоциировало себя с падшим Николаем? Фильм тяжелый тем, что вынуждает нас думать. Оценивать каждый шаг героев. И если Николай, по фильму, приближается к Левиафану, то другие могут и удаляться от него.

И вот именно о реакции российских зрителей я более всего и думаю...
Previous post Next post
Up