"Отец доминанты" Алексей Алексеевич Ухтомский был человеком разносторонним.
Вот работа с кратким описанием его жизни и деятельности.
В.А. Урываев. Князь А.А. Ухтомский - священнослужитель, академик, философ
Аннотация. В статье излагается биография академика А.А. Ухтомского в сопоставлении с эволюцией его учения о доминанте. Многообразие жизненных событий в судьбе ученого представлено как условие его глубоких философских обобщений. Подчеркивается неразрывная связь философии и физиологии в учении А.А. Ухтомского.
Возможно, самый блистательный ум земли Ярославской, Алексей Алексеевич Ухтомский, появился на свет в 1875 году в родовом гнезде князей Ухтомских в селе Вослома, Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. Фамилию княжеский род получил в честь земель, расположенных в районе реки Ухтома, поэтому правильное ударение при произношении - на первый слог.
Как пишет сам ученый в своей автобиографии: «В сентябре 1976 года взят на воспитание теткою (сестрою отца) Анною Николаевной Ухтомской, которая и была главною воспитательницею и спутницею вплоть до ее кончины в 1894.
Среднее образование окончил в Нижнем Новгороде, в кадетском корпусе, который закончил в 1894 году. Очень глубокое воспитывающее влияние испытал здесь со стороны превосходного преподавателя и даровитого математика Ивана Петровича Долбни, впоследствии известного профессора Горного института» (А.А. Ухтомский. Доминанта души, 2000)
В 1888 г. по семейной традиции Ухтомский поступает в Нижегородский кадетский корпус им. графа Аракчеева
По мнению физиолога И.А. Аршавского, с тех пор у А.А. Ухтомского возник интерес к личности Н.И. Лобачевского и даже «стремление физиологически обосновать те представления о пространстве, какие сложились у великого создателя неэвклидовой геометрии. Архивные материалы А.А. Ухтомского, посвященные физиологическому анализу некоторых проблем математики и физики, представляют собой огромную ценность и, по видимому, должны когда-то стать достоянием широких масс научной общественности». (Цит. по: Шлюпикова А.В., 1968)
После окончания корпуса родители уговаривали Алексея Алексеевича продолжить семейную традицию и не отказываться от военной карьеры, была договоренность о приеме его в Академию Генерального штаба, но А.А. Ухтомский поступает на словесное отделение Духовной академии (находящейся на территории Троице-Сергиевой лавры).
А.А. Ухтомский так комментировал свое решение: «Еще будучи в корпусе, я был склонен изучать теорию познания, психологию, историю и языки. В Московской духовной академии преподавал в те годы знаменитый историк России Василий Осипович Ключевский и другие видные профессора Московского университета. В академии было хорошо поставлено преподавание философии, психологии и древних языков. И вот это-то и определило мое решение поступить учиться в академию, вопреки воле моих родителей». (Цит. по Меркулову, 1960, С. 178)
Как пишет И. Кузьмичев об А.А. Ухтомском: «Его влекла «анатомия человеческого духа, до религии включительно», интриговали границы метафизики: те рубежи, до которых мы можем научно думать». Избрав темой диссертации «космологическое доказательство бытия Божия», он посчитал верным придерживаться того же «способа и направления мысли, какой создал науку о природе»». (И. Кузьмичев «День ожидаемого огня…» (вместо послесловия) // А.А. Ухтомский «Заслуженный собеседник», 1997, С. 455)
Известнейший отечественный психолог -
Владимир Петрович Зинченко - пишет:
«В 1923 году А.А. Ухтомский в контексте рассказа о доминанте писал о высшей психической жизни, о душевной работе, в частности о том, что яркая и живая доминанта в душе держит в своей власти все поле душевной жизни. Как раз в это время психология в очередной раз потеряла (отказалась?) душу. И хотя поведение, психология, искусство были постоянными спутниками А.А. Ухтомского, прямого упоминания об анатомии и физиологии человеческого духа в опубликованных при жизни работах ученого не встречается. Видимо, были на то и другие причины.
Возможный ответ на этот вопрос состоит в том, что замысел А.А. Ухтомского имел своим источником хорошо знакомую ему благодаря богословскому образованию традицию православной патристики и исихастской антропологии. В последней особенно детально была проработана своего рода энергийная проекция человеческого существа и создан интереснейший концептуальный аппарат для ее описания. В него входили понятия свободы, динамических и этических установок, телесной, душевной и умственной доминант, их упорядоченного энергийного единства и пр.» (Зинченко В.П., 2000b, С. 17)
До конца жизни А.А. Ухтомский не терял связей с церковью, придерживаясь старообрядческого по своему характеру - «единоверческого» - по своему замыслу - направления (пытавшегося объединить «старо»-веров и «ново»-веров). До закрытия Никольской церкви (в 1931 г.) он выполнял обязанности церковного старосты, а после закрытия, согласно некоторым данным, проводил церковные обряды на дому.
Как пишет Шлюпикова А.В. (1968), преподаватели академии, видя способности Ухтомского к гуманитарным наукам, надеялись, что он станет историком, филологом древних языков или исследователем классической философии. По окончании духовной академии ему предложили поступить в Кремлевский архив для изучения материалов по старообрядчеству. Но он отверг все предложения. Его интересы все более и более обращались к сущности физиологических процессов живого организма. А.А. Ухтомский решил поступать в университет.
Петербургский университет пользовался заслуженной славой как один из наиболее крупных центров научной мысли, в том числе и в области физиологии, основоположником которой считается И.М. Сеченов, проработавший в университете 12 лет. Основанную И.М. Сеченовым физиологическую школу впоследствии возглавил его ближайший ученик Н.Е. Введенский.
С 1889 года А.А. Ухтомский - студент Петербургского университета. Но для того, чтобы стать им, он подавал на «Высочайшее соизволение» просьбу разрешить сдавать экзамены в университет: по существующим законам он не мог после окончания Духовной академии поступить в светское учебное заведение, особенно на естественное отделение.
Как свидетельствуют документы, еще год А.А. Ухтомский проучился на отделении восточных языков (будучи студентом этого факультета, он в совершенстве овладел еврейским языком, уже седьмым по счету), и только после это он смог перевестись на естественное отделение университета.
Физиолог Н.Н. Малышев, вспоминая о первом знакомстве с А.А. Ухтомским писал: «Вначале сотрудники Н.Е. [Введенского] были очень удивлены. Зачем нужно было этому студенту, да еще князю, заниматься физиологией? Но потом наше недоумение быстро рассеялось. Алексей Алексеевич оказался студентом, имевшим серьезные научные интересы, очень скромным и простым человеком, отзывчивым и хорошим товарищем» (В.Л. Меркулов, 1960).
Добавим, при возможности, А.А. Ухтомский посещал так же лекции В.М. Бехтерева и И.П. Павлова в Военно-медицинской академии.
Хотя первые исследования А.А. Ухтомского посвящены вопросам нервно-мышечной физиологии, в поле зрения его интересов находилась психология и психиатрия. В письме к А.А.Золотареву он вспоминает, что в 1896 году, еще учась в академии, он полтора месяца прожил в отделении хроников в Ярославском сумасшедшем доме. В 1898 году, во время болезни тети, А.А. Ухтомский наблюдал поведение душевнобольных в Рыбинской больнице.
Эту возможность предоставил ему главный врач В.А. Соснин, с которым А.А. Ухтомский сблизился. Будучи студентом университета, [У.] слушал лекции по паранойе профессора Томашевского, Розенбаха, посещал лекции по психиатрии и судебной медицине для юристов университета, присутствовал на демонстрациях больных.
В том же письме к А.А. Золотареву Алексей Алексеевич изложил свое мнение по вопросу физиологического механизма одного из распространенных психических заболеваний - паранойи (Шлюпикова А.В., 1968).
После смерти профессора Н.Е. Введенского, в 1922 году, А.А. Ухтомский стал руководителем кафедры и заведующим физиологической лабораторией университета. Лаборатория в 1932 году была реорганизована в физиологический научно-исследовательский институт, директором которого Алексей Алексеевич оставался до конца жизни (ныне институт носит его имя).
Если учением о парабиозе Н.Е. Введенского намечены пути к пониманию закономерностей жизнедеятельности отдельных тканей и органов, то учение о доминанте А.А. Ухтомского намечает пути для понимания природы и законов жизнедеятельности и физиологического поведения организма в целом.
В 1932 году, вместе с рядом других ученых-естестовиспытателей А.А. Ухтомский стал лауреатом Ленинской премии, в 1935 - по представлению Ленинградского университета, А.А. Ухтомский был избран в число действительных членов Академии наук СССР.
Ушел из жизни ак. А.А. Ухтомский 31 августа 1942 года в блокадном Ленинграде.
Как мы видим, полифоничность (многогранность) жизни ученого в значительной степени предопределила полифоничность (многогранность) его учения, которое сейчас (особенно после начала публикации серии его работ по философии, психологии, этике и религии) трудно отнести к какому-то одному научному направлению (дисциплине).
В этой разносторонности жизненных событий, в этой, на первый взгляд, непредсказуемости поворотов жизненного пути, тем не менее, отчетливо прослеживается (просвечивает) воля человека, захваченного идеей служения миру (миру природы, миру людей, миру духовных исканий и просветлений).
Вторая особенность - это энтузиазм ученого, который с интересом и сосредоточенностью стремиться вникнуть в самый широкий круг проблем, с которыми он встречается. Любопытно, что само слово «энтузиазм» означает - «божественное вдохновение», «энтузиаст» - переводится как «исполненный божества» (М. Фасмер, 1973, т. 4, С. 519).
По мнению доктора биологических наук Л.В. Соколовой (2003): «А.А. Ухтомский с самого начала рассматривал созданный им принцип доминанты как принцип междисциплинарного значения, признавая его мощным системообразующим фактором в комплексном научном описании наиболее сложной живой системы - человека.
По сути, А.А. Ухтомским была разработана стройная концепция человека, раскрывающая объективные законы его поведения и психики, формирования нравственной и творческой личности, межличностного общения.
Знаменуя собой новый синтетический подход к природе человека, концепция А.А. Ухтомского было построена на стыке различных научных понятий: биологии, физиологии, психологии, философии, социологии и этики.
А.А. Ухтомский произвел поистине качественный скачок в понимании самой природы человека, показав неразрывное единство биологического и социального в человеке.
Во взглядах А.А. Ухтомского ярко проявилось понимание им диалектики взаимоотношений объективного и субъективного, глубинной общности внешнего и внутреннего, необходимости учета всей совокупности биосоциокультуральных детерминант развития человека».
Подчеркнем еще один важный, на наш взгляд момент. По мнению В.П. Зинченко (2000а): «Условием научной плодотворности он [А.А. Ухтомский] считал не только умственный труд, но также и пот при работе над сердцем своим: «Наука не может пойти плодотворно, пока внутренняя горница человека не вычищена» [А.А. Ухтомский, 1996, С. 50].
Остается только позавидовать А.А. Ухтомскому. Сегодня по отношению к внутреннему миру психологов язык не повернется произнести замечательное слово «горница». В лучшем случае - «полуподвал».
Внутренняя горница - не только ум. Необходимо «очищение помыслов». А.А. Ухтомский спрашивает своего адресата, «… можно ли сказать, что сердце усваивает правду. Не будет ли это подобная же односторонность, как если бы мы сказали: уму открывается истина?
Истина открывается деятельному духу, насколько он очищает свое сердце, а затем ум, т.е. воле, сердцу и уму вместе» [там же, С. 50]».
Как свидетельство обостренного чувства справедливости и милосердия ученого, в экспозиции Мемориального Дома-музея хранится копия сатирического рисунка А.А. Ухтомского в защиту животных, подвергающихся калечащим манипуляциям в ходе экспериментов.
Ученый считал, что эксперименты на животных оправданы исключительно в научных целях и не оправданы в случаях, когда животное истязается ради «демонстрационных», учебных задач. Свое этическое кредо он изобразил в полушутливой, полусерьезной форме - поменяв местами экспериментаторов и подопытных.
25 июня 2010 года в Мемориальном Доме-музее ак. А.А. Ухтомского в Рыбинске (в выставочном зале Дома музея) состоялось торжественное заседание, посвященное 135-летию со дня рождения академика А.А. Ухтомского. Были прослушаны выступления биологов и математиков, священнослужителей и учащихся, педагогов и философов... Темами докладов становились и роль русской интеллигенции в жизни российского общества, и проблема русского характера, и проект космического телевидения… В ходе заседания Рыбинской инициативной группой был представлен проект «Программа возрождения земли Ухтомского».
Краткая библиография.
Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть 1. Живое Знание (2-е испр. и доп. издание). - Самара: «Самарский Дом печати, 1998. - 296 с.
Зинченко В.П. Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (к 125-летию со дня рождения) // Вопросы психологии, 2000а, №4, С. 79-97
Зинченко В.П. Гипотеза о происхождении учения А.А. Ухтомского о доминанте // Развитие учения А.А. Ухтомского в современной российской физиологии и психологии: сб. научных трудов. - СПб., 2000b, С. 7-21
Меркулов В.Л. А.А. Ухтомский. Очерк жизни и научной деятельности. - М.: Изд-во АН СССР, 1960
Соколова Л.В. Развитие учения о биосоциальной природе человека в трудах А.А. Ухтомского - Авторефрат дисс…..к.б.н., СПб., 2003
Ухтомский А.А. Доминанта души: Из гуманитарного наследия. - Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000. - 608 с.
Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука. - Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997. - 576 с.
Ухтомский А.А. Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. - СПб.: Петербургский писатель, 1996. - 528 с.
Ухтомский А.А. Собрание сочинений в 6-ти томах - Л.: ЛГУ, 1950-1962.
Шлюпикова А.В. Академик А.А. Ухтомский (1875-1942). - Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1968. - 98 с.
См.:
Урываев В.А. Князь А.А. Ухтомский - священнослужитель, академик, философ. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2010. - № 2.P. S.
Статья иллюстрирована интересными фотографиями.