Вторая часть моего опуса - тема беспощадного холивара: "философия vs все остальные науки".
Некоторые уверены, что философ должен залезть на табуреточку и учить оттуда физиков мыслить. Другие подсовывают табуреточку под физика. Третьи вообще считают, что надо каждому стоять на своей табуретке, созерцать свой личный пупок (или коллайдер), а всех остальных игнорировать.
А я предлагаю - к чёрту табуретку и к чёрту изоляцию! Давайте слезем и будем дружить - физики, философы, психологи и т.д, как в старые добрые времена Аристотеля или даже Ньютона. Прозведённые натруженными руками айпады, психоанализ и симулякры - наша общая реальность, в которой мы варимся и которую познаём.
Со времён Аристотеля и Ньютона появились новые данные о том, как работает восприятие, язык, ну и вообще - как импульсы бегают в мозге. Что-то я, как философ, могу наблюдать в себе путём рефлексии, но совсем не всё. Скажем, нейроны мне только физики и когнитивисты со своими МРТ могут показать. А психологи накопали таких удивительных данных о человеке и обществе, до которых путём рефлексии не дойти никогда. Будем игнорировать, или попробуем осмыслить? Я решаю - осмыслять.
Для начала копнём проблему познания в целом. Кто нам портит всю малину с непосредственным познанием?
Это язык, который непойми как относится к реальности, концептуальные схемы - которые вообще чёрт те что такое, но явно замешаны в деле запутывания нас. И социум, который определяет человека, да так, что выдрать "чистого" человека из его тела, культуры, истории, языка просто невозможно. Тело у человека от мамы с папой, и всё остальное он тоже не сам придумал, а впитал из общества - и слова, и цели, и ценности.
Кто у нас занимается языком, телом, концепциями и социумом? Физики, когнитивисты, психологи, социологи. Так давайте посмотрим, что новенького они нарыли.
Зеркалящие нейроны
Начнём с самого-самого примитивного в познании: с восприятия. Радикальные дуалисты и идеалисты будут рыдать, когда узнают, насколько наше познание зависит от тела. Даже абстрактное мышление, ага-ага.
Вот первый пример: психологи путём бесчеловечных экспериментов выяснили, что человек гораздо хуже воспринимает движения, которые сам повторить не может. Если у вас нет руки, то уловить и описать словами хитрую траекторию, которую экспериментатор проводит своей рукой, вам будет крайне затруднительно.
Психологи на это посмотрели, удивились, и поставили ещё более бесчеловечный эксперимент с обезьянками. Одна обезьяна доставала банан, а вторая просто смотрела на это. А учёные следили, какие зоны в мозге обеих обезьян возбуждаются. И таки что вы думаете? У спокойно наблюдающей обезьяны возбуждались те же нейроны (в частности, двигательные зоны), что и у пыхтевшей в попытках достать банан. Это навело умных психологов на идею mirroring neurons - зеркалящих нейронов. И похоже, что эта способность нашего тела лежит в основе научения.
У людей то же самое происходит - проверено. Так что если вы думаете, что обучение танцам, футболу или теннису происходит потому что вы анализируете зрительную информацию, вычленяете ключевые моменты, называете их словами, решаете, как будете действовать, а потом под бдительным контролем сознания ведёте рукой или ногой, то вы ошибаетесь. Ваше тело всё делает само, без участия вашего мощного интеллекта.
Язык и думающая рука
На этом диверсия тела в мир чистого познания не закончилась. ВНЕЗАПНО оказалось, что наше понимание языка тоже завязано на тело и самый примитивный телесный опыт. Даже самых абстрактных концепций, да-да. Например, этические концепции "высокого" и "низкого" вряд ли появились бы, если бы люди не были прямоходячими. Ходи мы как звери, на 4 ногах, и голова, и задница были бы в одной горизонтальной плоскости. Но вот мы встали - и на плечах у нас оказалось "высокое", а ниже пупка - "низкое". Кроме того, мы всё понимаем через наш опыт перемещения в пространстве, манипуляций предметами, рождения и даже кровного родства. Куда ни ткни - поэзия, наука, философия - везде можно проследить базовые телесные схемы.
Вы думали, понимание языка происходит в символическом пространстве и связано с манипуляцией абстрактными сущностями? Как бы не так. Всё тоже укоренено в теле. Вот простой эксперимент: два одинаковых деревянных бруска длиной примерно 4 см. На одном написано ЯБЛОКО, на другом - ВИНОГРАДИНА. Подопытный по сигналу должен быстро схватить брусок. Так вот выяснилось, что когда человек тянется к бруску с надписью ЯБЛОКО, его ладонь сначала раскрывается так, чтобы схватить нечто размеров яблока, а при приближении к бруску ладонь подстраивается под размеры бруска. С ВИНОГРАДИНОЙ ладонь сначала раскрыта так, чтобы схватить что-то мелкое, и по приближении к бруску раскрывается больше.
То есть человек, вроде, понимает, что перед ним деревянный брусок, а вот его рука сначала "думает", что это именно то, что написано - яблоко или виноград. Как рука может читать и думать? Это науке пока неизвестно. Но ясно, что понимание языка неразрывно связано с телесными действиями. И даже когда мы просто слышим слово "прыгать", наши мышцы переходят в состояние готовности к прыжку.
Что это всё значит для нас?
Всё это показывает, что понимание и работа языка связаны 1) с телом, 2) с действием. Абстракции и символизации тихо курят в сторонке.
Что самое печальное для идеалистов, все эти примеры - не какие-то там маргинальные "отклонения", а самый что ни на есть мэйнстрим современной науки о познании. Можно привести тысячи экспериментов, которые укажут в том же направлении. Сейчас познание рассматривается как:
- Укоренённое в теле (зеркальные нейроны, язык, который мы понимаем телесно, укоренённые в теле концептуальные схемы - ну, вы помните).
- Деятельностное. Познаем мы плавание или нет зависит от того, полезем мы в воду или нет. Это понятно. Но даже базовое зрительное восприятие, как оказалось - не пассивный акт, а результат сознательных и бессознательных действий. Мы воспринимаем не просто фотоны, как они падают на сетчатку. Если человеку надеть очки-консервы, меняющие право и лево, то со временем человек адаптируется и начнёт воспринимать всё, как прежде, и успешно манипулировать предметами. Как вы понимаете, с точки зрения физики ничего не меняется - право и лево всё так же инвертированы, фотоны падают на сетчатку, как падали, а вот восприятие меняется. Потому что воспринимаем мы активно.
- Укоренённое в окружении (как воздух, которым вы дышите, необходим для дыхания, так общество необходимо для функционирования языка, науки и т.п.
- Неразрывно связанное с инструментами познания: один и тот же гвоздь можно изучать спектрометром, термометром или молотком. И результаты познания, что характерно, будут зависеть от того, какой инструмент у вас в руке. Добавьте новый - и узнаете что-то совсем новое.
Что же у нас выходит? Вместо простого субъект-объектного отношения - сложная, пронизанная связями, многоуровневая, укоренённая в теле и его окружении динамическая система, из которой нельзя вырвать ни культуру, ни язык, ни нейроны, ни даже молоток. Наше познание происходит внутри и с помощью тела, общества, действий, языка, инструментов. Можно ли найти порядок, провести концептуальные границы в этой системе?
Я утверждаю - можно.
Как именно - читайте в продолжении.