May 10, 2013 00:44
на фоне нашей литературы выглядит такой же белой вороной, как Черный Путь Дракулы-Озириса на фоне общепринятого вампирического мировоззрения, пропущенного через размышления и переживания главного героя по поводу судьбы людей и вампиров, жизни и смерти, секса и баблоса... Учению Дракулы-Озириса в книге посвящено не очень много места, оно там представлено как некая маргинальная альтернатива для чудаков, но это самое настоящее что есть там. И видимо так и надо: о настоящем не стоит много писать и уж тем более выставлять его главной истиной для всех, иначе оно будет восприниматься как очередной назойливо навязываемый коктейль для промывки мозгов... Кстати, Черный Путь, не очень вписывающийся в черный же мир вампиров, вполне может означать свою противоположность - Белый Путь. Будда вроде бы проповедовал свое учение обитателям разных планов бытия и в подходящей для каждого из них форме, в том числе демонам и голодным духам...
В пути спасения ведь никаких особых тайн и секретов нет, и с этим трудно смириться обычному человеку или вампиру. У Пелевина главный секрет был озвучен еще Затворником, когда тот говорил, что надо упорно идти к свету, даже если есть хоть маленький шанс дойти, а не сидеть в темноте и фантазировать о нем. Практически это означало каждый день качать свои крылья, чтобы в один прекрасный момент научиться летать... Но разве такое занятие может долго тешить собственное Я, особенно когда веришь, что до Решительного Этапа еще далеко? Внутренний клубок искусственно индуцируемых напряжений под названием Я - это и есть основной инструмент самообмана и самая лучшая защита от того, чтобы стать свободным... Об этом прежде всего эта книга Пелевина, да и не только эта... А мрачная и жутковатая картина вампирической жизни и соответствующие персонажи вроде бэтмана и великой мыши сопровождающие спуск сознания главного героя в бездну, помимо своей сюжетно-тиражной задачи, нужны, как мне кажется, чтобы наглядно показать, что мировая скорбь и безысходность давно уже захватили все уровни бытия и уйти от них можно только в небытие, но не вообще небытие, а в небытие своего Я. И Пелевин прекрасно понимает для какой именно категории своих читателей он об этом пишет, хотя она и весьма невелика...
Один умный француз сказал: "чтобы ты мог действовать в мире, твое "я" должно умереть". Видимо он имел в виду, что в противном случае придётся быть объектом или материалом чьих-то чужих действий...