"Медийность современного автора является симулякром его общественной значимости. Понимая это, Виктор Пелевин демонстративно отказывается от медийности, однако его медиаобраз всё равно формируется, и немаловажную роль в этом играет "авторский сайт": в издании "Филология в XXI веке", в № 1 за 2018 г. появилась статья, посвященная изучению медиаобраза Виктора Пелевина, представленного на его "авторском сайте", каковым по мнению автора статьи является СТПВО (pelevin.nov - "сайт творчества"), или "серый".
И что же нам тут пишут про "серый"?
АВТОРСКИЙ САЙТ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО ПИСАТЕЛЯ (НА МАТЕРИАЛЕ САЙТА ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА)
Князева Евгения Александровна
доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций
Пермский государственный национальный исследовательский университет
******
Современную культуру всё чаще называют массмедийной, а новейшую литературу - литературой информационного общества, которая в условиях информационной избыточности пытается всеми возможными средствами привлечь внимание читательской аудитории. Вторичность, фрагментарность, коллажность, интертекстуальность, псевдоинтеллектуальность, присущие в 1990-е гг. постмодернизму, начинают действовать на уровне модного стиля, становятся модными клише. На это указывает апологет постмодернизма М. Липовецкий, говоря о том, что постмодернистские дискурсы «переехали» в пространство влияния массмедиа [Липовецкий 2008: 465-466].
Мы живём в эпоху эклектическую и демократическую. Писатель уже не столько духовный лидер мнений, сколько личностная стратегия, и он успешно реализует себя сам или с помощью СМИ, которые создают его образ как «эксклюзивный», но не «глубокий». Литература становится частным делом, а автор - частной персоной с точки зрения влияния на общество. Поэтому он выбирает сам: заниматься творчеством на том уровне, о котором писал А.С. Пушкин («веленью Божию, о муза, будь послушна...»), или стать известной медиаличностью. Но, что бы писатель ни выбрал, он не может существовать вне информационного пространства.
Большую роль в формировании медиаобраза писателя играют авторские сайты. Они являются не только его «представительствами» в Сети, но и своеобразными анкорами, от которых идут многочисленные ссылки на внешние ресурсы, точки общения или «рупоры» в виде социальных сетей, где авторы либо выкладывают на обсуждение, либо ультимативно предъявляют свои мысли, проецируя свой медийный образ в массовое сознание. Под медиаобразом в нашем исследовании мы понимаем закодированное разными средствами ценностное представление автора о себе как медиаобъекте, имеющее полилогический характер и вызывающее ценностную реакцию адресата.
Самым интересным среди существующих в медиапространстве образов писателей, с нашей точки зрения, является образ Виктора Пелевина. Он меньше всего использует возможности Сети напрямую и даже отрицает необходимость Интернета. Об этом он говорит в романе «iPhuck 10» так: «К булькающей в мэйнстриме информации следует подходить только в костюме полной биологической защиты и внимательно смотреть - что, откуда и как. А лучше не подходить вообще, довольствуясь наблюдением за подошедшими - например, в соцсетях. <...> Самое главное - не брать с собой ни один из девайсов, зарегистрированных на вас. А поскольку жить вне сети в наше время трудно, надо иметь готовый комплект устройств и аккаунтов, открытых на другое имя, <...> словом, целую запасную личность, ждущую своего часа» [Пелевин 2017].
Пелевин отказался от участия в продвижении собственного имиджа в сети, надев на себя маску скромного затворника, который на публике не появляется, интервью практически не дает. В восприятии обывателя это «мужик в чёрных очках». Были даже версии, что Пелевин не человек и даже не сгусток энергии, а «артель литературных негров», чьи фамилии известны: Покровский, Егазаров, Ляпунов, Емелин, Вавилов, Иванников, Новицкий. Правда, у него есть одноклассники, сокурсники по МЭИ и литинституту, коллеги.
Сайт pelevin.nov.ru появился 2 июля 2000 года на сервере компании Зенон Н.С.П. Он сделан поклонниками творчества писателя. На данный момент представлена уже шестая версия. Создатель сайта - Алексей Крехалев - был единственным его владельцем до марта 2015, но передал право собственности группе активных пользователей: УНХ, nobody, Gray Graph, Duck, Ко. Видимо, у них есть какая-то связь с писателем, и Пелевина полностью устраивает сложившаяся ситуация, потому как второй сайт pelevin.ru уже 10 лет находится в стадии разработки. На нём под серой картинкой с изображением Ленина, стоящего на зиккурате, располагается подпись: «Витя! Когда найдется время, позвони мне, чтобы доделать сайт. А то люди ждут, и ничего не происходит. Мой телефон: 926-18-00. Тёма».
Действующий сайт содержит более 3000 страниц общим объемом более 8 гигабайт. Навигация стандартная, удобная. Панель навигации расположена справа от коллажа, изображающего Пелевина. Также элементы меню присутствуют ниже, там, где есть текстовка. При переходе на любую страницу панель навигации смещается в крайний левый ряд.
Новости пишутся в творческой манере. Например: «25 августа Виктору Олеговичу исполнилось ровно 20000 дней». В новостях сообщается только о добавлениях на сайт (например, новинка - диссертация Матеуша Яворски «Реконфигурация в романной поэтике Виктора Пелевина» или иллюстрация). Иногда говорится о конкурсах (анонс или подведение итогов).
В «Ленте» рассказывается о том, что происходит в большом мире, например, о мероприятиях в библиотеках разных городов России, которые проводятся по творчеству Пелевина, или о премиях, полученных писателем, о съёмках фильмов по его произведениям.
В разделе «Общение» прописаны правила общения, необходима регистрация, чтобы войти в чат. В «Форуме» пользователи создают тему, которая их волнует, и могут получить ответ на интересующий вопрос. Также есть литературный «Суши-бар», куда читатели могут выкладывать свои произведения на всеобщий суд.
Самый большой раздел в меню - «Тексты» (рассказы, повести, романы Пелевина), которые можно читать в полном объёме на сайте, но нельзя скачать. Этому есть объяснение: «Мы просим прощения, но копировать тексты отсюда нельзя. Не потому что мы такие, а потому что на это есть десять тысяч внешних причин. Вы можете считать это событие непреодолимой силой Природы, и давайте сделаем вид, что ничего не произошло». Есть четыре книги на английском языке. Здесь же выложены аудиокниги в виде торрент-файлов, которые легко бесплатно скачиваются. Также можно выйти в раздел «Купить», откуда идёт ссылка на внешний ресурс «ЛитРес».
В разделе «Статьи» происходит постоянное обновление: он пополняется не только статьями, но и курсовыми и дипломными работами, рефератами, диссертациями и даже фрагментами учебников для вузов. «Иллюстрации» представлены фан-артом. Есть даже комиксы.
В раздел «Интервью» включены 20 интервью, взятые у Пелевина в разное время. В разделе «Фото» лежат всего 37 фотографий, довольно однообразных, но гарантирующих узнаваемость. В «Ссылках» можно найти адреса сайтов писателей (В. Сорокина, Б. Акунина, Виктора Ерофеева, Д. Липскерова), электронных библиотек, издательств, творческих объединений.
Под меню находятся четыре ссылки на внутренние страницы сайта: «О проекте», «Карта сайта», «Реклама на сайте», «Контакты». Интерес представляет только последний раздел. В нём сообщается, что с Пелевиным связаться невозможно: у него «нет и никогда не было аккаунтов в социальных сетях». «Любые ссылки в сетях на якобы его аккаунты являются фальсификациями».
Есть открытая статистка сайта - доступна без пароля на сайте Liyelnternet.ru и в рейтинге Top.mail.ru.
Любопытно оформление сайта: используется только левая половина экранного пространства, в то время как правая абсолютно пуста, исключение - форум. На странице форума правая сторона функционально задействована, на ней расположена форма ответа на сообщения. Сообщения на левой половине «повисают» в пустоте. Максимальное «количество пустоты» сосредоточено в чате, который является отсылкой к роману «Шлем ужаса», оформленному в виде чат-беседы. Показательной в контексте вышесказанного является реплика героя под ником Organizm(-:] «Кажется, это не интернет, а только выглядит как интернет. Отсюда никуда нельзя перейти». Позже происходит такой диалог:
[Organizing:] А вдруг мы просто умерли?
[Nutscracker] Без паники. Мертвые не сидят у мониторов.
[Organizm(-:] Это, кстати, не факт. Может, это единственное, чем они в состоянии заниматься.
На главной странице сайта Пелевина, в верхнем левом углу, бросается в глаза коллаж из двух картинок: это портрет писателя в зелёных солнцезащитных очках, придуманный специально для него на день рождения «lack of static» и «Рыцарями в Тигровых шкурах», а также графическое изображение очков, продублированное и перевёрнутое на 180 градусов. Справа расположено меню сайта в виде закреплённых скрепками кусочков бумаги: тексты, статьи, иллюстрации/купить, интервью, фотографии, ссылки, общение, форум.
На сайте pelevin.nov.ru имеется не только форум, на котором за 10 лет существования сайта открыто более 19000 тем, но и чат для посетителей. Доступ к участию возможен только после короткой процедуры регистрации. Прямого общения с писателем ни в чате, ни на форуме не происходит. После регистрации посетитель также может размещать свои тексты в «Суши баре», созданном для того, чтобы Пелевин обратил внимание на своих фанатов, о чём свидетельствует информационная запись: «Здесь будут размещаться текстовые креативы поклонников Виктора Олеговича, посвященные автору и его творчеству. В принципе, это могут быть даже произведения эпистолярного жанра, типа открытого письма писателю. Чем чёрт не шутит? А вдруг прочитает? И ответит!!!»
У Пелевина своё видение мира и отношение к поклонникам: «Сколько людей - столько кастрюль с несвежими мозгами. Из каждой чем-то бесплатно пахнет. Зачем снимать крышку?» (роман «iPhuck X», электронная версия).
Итак, подведём итоги анализа сайта. По тому, каким контентом он наполняется, как структурирован, можно считать, что это платформа для коммуникации поклонников творчества писателя, место их свободы самовыражения. Пелевин же - самый «закрытый», немедийный российский автор, который, кроме всего прочего, считает себя литературным алгоритмом, неспособным к коммуникации: «Алгоритм - то есть я - размещает слова и их последовательности в соответствии с правилами языка в стилистике, которую в наше время почитают классической. Принцип организации текста сложен и является коммерческой тайной - но в целом опирается на лучшие образцы русской прозы».
Библиографический список
Липовецкий М. Паралогии: Трансформации (пост) модернистского дискурса в русской культуре 1920-2000-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 848 с.
Пелевин В. iPhuck 10. URL:
https://www.litres.ru/viktor-pelevin/iphuck-10 (дата обращения: 10.05.2018).
© Князева Е. А., 2018