Аня - молодая иностранка, приехала в Петербург учиться этим летом.
ru_open пригласил ее в кино на российский фильм "Крым", чтобы она посмотрела и отреагировала на него. По национальности девушка - украинка, но гражданка Приднестровья.
Реакция на фильм "Крым"
Ситуация с автобусом
RuOpen: Вы посмотрели фильм Крым. Ваши впечатления?
Анна: Ну… Конечно, очень много было правды. Особенно, ситуация с автобусом, которая была там показана, когда люди ехали в Крым из Украины. Были даже наподобие таких ситуаций у нас на границе, между Приднестровской Молдавской Республикой и Украиной. Мы когда пересекали границу, были и взорванные машины, и все, что угодно.
RuOpen: Когда это было? Когда вы видели взорванные машины? И с какой целью вы пересекали границу?
Анна: Не будет секретом, что на Украине можно было купить все подешевле, потому что курс тогда сильно упал. Мы пересекали границу с мамой, и это было примерно года два назад. Сначала мы пересекли нашу границу, там было все спокойно, а потому уже когда шли в сторону украинской границы, нам надо было переходить Лиман, и там были взорванные машины.
RuOpen: Расскажите, как относились к людям, которые пересекали границу?
Анна: Очень много было историй, что людей просто выкидывали из машин, забирали автомобили, избивали, слышала, что даже убивали. Очень много молодых людей, которые пересекали границу с российскими паспортами, их просто отвозили куда-то. И неизвестно, вернулись ли они.
RuOpen: А что видели лично вы?
Анна: Когда я ехала сюда, в Санкт-Петербург, это было в этом июле, через Киев, по трассе, и там были самодельные блокпосты. Песок в мешках, люди с автоматами. Просто останавили машину, зашел молодой парень с автоматом и сказал «Слава Украине»… Мы все притихли, потому что в автобусе было всего трое мужчин, у них были российские паспорта, а все остальные женщины и дети. И мы как-то тихо ему ответили «Слава Украине». Он спросил, почему так неуверенно, посмеялся. Мы были очень перепуганы, потом еще ехали полчаса просто молчали, мы просто не знали, как на это реагировать.
RuOpen: Скажите, а это был вообще официальный блокпост, или…
Анна: Нет, это был неофициальный блокпост, просто шины, мешки, машина одна, люди в военной форме.
RuOpen: Вы знаете какие-то случаи, когда машины останавливали на этих блокпостах, и были какие-то конфликты?
Да, пока мы ехали в машине, люди, которые с нами ехали, рассказывали историю, что останавливали маршрутку, в которой были люди, кидали в нее бутылку с зажигательной смесью, и закрывали ее. Это было не так давно, за месяц до моего приезда. Но вроде как все обошлось, успели потушить.
Кадры фильма про Майдан
RuOpen: Давайте пока вернемся к фильму, пока свежи эмоции, переживания. Продолжим?
Анна: Ну вообще, та ситуация, которая была показана в фильме по поводу центра Украины, событий на Майдане, была очень правдоподобна, просто безумно. Не знаю, как это воспроизводили.
Общее впечатление
Анна: А так, все остальное… Начало фильма очень интересное, а потом не очень. Получается, что в этом фильме рассматривается история двух молодых людей, которые познакомились еще до всей этой ситуации на Украине, и когда все-таки это началось, девушка оказалась за бандеровцев, а молодой человек явно не был за них.
И если бы фильм был построен на их взаимоотношениях, продолжалась бы именно это цепочка - их история, как, может быть, они пересеклись во время войны, мне было бы намного интересней, чем она просто уехала и все.
Сложилось ощущение, что это два разных фильма - история с Крымом, и история с этой парой. Не обошлось без эротической сцены.
Было два эпизода, в которые очень сильно захотелось плакать, это было реалистично и правдиво, это сцена на Майдане и сцена с нападением на автобус. А потом фильм повернул совершенно в другую степь.
В фильмах многое было показано красиво, но обычно в жизни все не так. Может даже не было этих моментов, как они нашли снайперов, все выслеживали, все так четко, быстро, без единого выстрела, без смертей все обошлось. Могли сделать лучше.
Но. Крутая съемка пейзажей. Я не была в Крыму, но очень бы хотела. Может быть, поеду этим летом, посмотрим, как получится.
RuOpen: Давайте рассмотрим, в каких моментах фильм можно было улучшить, что они могли сделать иначе?
Анна: Например, убрать постельную сцену, которая там совершенно не в тему. Это было очень странно.
Она еще водочки там выпила…
Героев не раскрыли, просто поверхностно рассказали, что она снимает фильм, а он бывший морпех. Все! Мы больше ничего о героях не знаем.
Приднестровье
RuOpen: Какие Вы видите смысловые пересечения с ситуациями в фильме "Крым", с которыми сталкивались вы, проживая в Приднестровье?
Анна: Когда на Украине произошел Майдан, у нас очень люди встрепенулись, у нас началась мобилизация, очень много мужчин, даже те, кто служили, все равно проходили заново три месяца службу. Мы находимся в не очень выгодном положении. Люди боялись, что рано или поздно к нам на границу придут. Не очень хорошие люди с Украины.
RuOpen: Если бы Пименов снимал фильм про Приднестровье, он был бы похож на «Крым»?
Анна: Если вспоминать, что был в Крыму референдум, то в этом мы очень похожи. Во всем остальном - мы шли абсолютно по разным путям развития. В нашей истории была и война с Молдовой в 92-ом. 23-го июня расстреляла выпускников наших Молдова, у нас траур до сих пор в этот день.
Еще у нас есть город Бендеры, очень часто люди путают, думая, что у нас там живут не очень хорошие люди. Приходится им доказывать, что мы другое государство, и к этим людям не имеем никакого отношения.
RuOpen: Как живется сейчас в Приднестровье, какая общая настроенность населения?
Анна: Год назад у нас проводился референдум о присоединении к России. Абсолютное большинство проголосовало за. Все потому, что Россия оказывает огромное влияние на наше государство и помогает как в денежном, так и в других планах. Поддержка очень большая. Мы очень надеемся, что будет такой договор когда-нибудь, что мы окажемся какой-то далекой областью России. И будет намного проще, потому что у нас очень проблематично получить российские паспорта. Мы стоим в очереди по году, по полгода. Очень тяжело это.
RuOpen: Кто был инициатором референдума?
Анна: Президент. Потому что очень большое давление испытывалось со стороны Украины и со стороны Молдовы. Они хотят нас к себе, а мы не туда и не туда, хотим ближе к России. Выбор был из трех вариантов.
RuOpen: Это осознанное мнение? Оно не зависит от СМИ, от каких-то других факторов?
Анна: Конечно, осознанное. У нас не ведется никакой пропаганды, что Россия такая хорошая, а Украина плохая и Молдова плохая. Люди сделали свой выбор на основании того, кто нам помогает. Не будет секретом, что Россия дала огромные деньги, чтобы у нас строились здания, благодаря России обновились школы, поменялись наконец-то окна в этих ужасных зданиях. Уже на протяжении двух лет, даже когда я уезжала, стройка не останавливалась. Что делает Украина? Это - ничего. Так же как и Молдова.
RuOpen: Каким образом вообще Украина претендует на что-то? Как они-то связаны с Приднестровьем?
Анна: Просто Украине, как и Молдове, невыгодно иметь между ними такое государство под влиянием России. У них очень невыгодное положение получается.
Если на нашу территорию завезти войска России, то они будут раскрываться веером в сторону обоих государств. И каждая страна пытается нас к себе забрать.
.
RuOpen: У вас в Приднестровье живут молдаване, русские и украинцы. Представители всех этих национальностей склоняются быть именно частью России?
Анна: Именно так.