Путешествие на Снарк

Mar 06, 2013 17:59


Джек Лондон был одним из первых, кто рискнул отправиться в плавание через океан на небольшой яхте. Именно он заложил многие основы того, что мы называем современным яхтингом - и одним из главных его вкладов - это его книга,сделавшая круизы на яхтах популярным спортом - "Путешествие на "Снарке".
Эту книгу я настоятельно рекомендую читать всем новичкам - да и опытным яхтсменам некоторые вещи будут полезны. Это отличный учебник, освещающий вопросы постройки и проектирования корабля, практической навигации, мореплавания, метеорологии и судовой медицины. А, например, описание техники серфинга - до сих пор одно из лучших, несмотря на то что книжке уже сто лет.
Для тех, кто не читал эту книгу (хотя я не могу себе представить такого яхтсмена), настоятельно советую читать ее в преводе Гуро. Отличный перевод, где все термины и понятия переданы абсолютно правильно.
Читая книгу, мне, естественно, очень хотелось увидеть, как же выглядел Снарк.
Сочетая свою любовь к старинным фотографиям и Джеку Лондону, предлагаю вашему вниманию серию фотографий Снарка, с своими комментариями и цитатами  самого капитана Снарка.



Посвящается ЧАРМИАН - помощнице капитана «Снарка», становившейся к штурвалу и ночью и днем, на подходах к портам и при выходе из них, при следовании узкими проливами, при любой опасности - и заплакавшей после двух лет плавания, когда путешествие было прервано.

Эти слова вынесены в эпиграф всей книги.



"Люди, строящие себе дома, очень часто приходят в отчаяние от всех хлопот, связанных с этим; но если есть между ними такие, кому нравится напряжение стройки, я посоветовал бы им лучше построить такое судно, как «Снарк»."
Видно, что набор корпуса очень мощный. В сочетании с трехдюймовой обшивкой (75 мм), запас прочности у Снарка был  огромный. Как это и должно быть у хорошей крейсерской яхты.



"Первоначально предполагалось, что «Снарк» будет иметь сорок футов длины по ватерлинии. Но обнаружилось, что не хватит места для ванны, и поэтому мы увеличили длину до сорока пяти футов. Наибольшая ширина его - пятнадцать футов, ни трюма, ни рубки нет."
Обводы Снарка - даже сейчас они не выглядят архаично. Классический длинный киль, глубокий трюм, транцевая корма, свесы умеренной длины. Именно такие обводы до сих пор считаются одними из лучших для длительных круизов.



"По оснастке «Снарк» задуман так называемым «кечем». Оснастка кеча - это нечто среднее между оснасткой йола и шхуны. За последние годы признано, что оснастка йола наиболее удобна для дальних плаваний в одиночку."
И ведь до сих пор эти слова справедливы. Вооружение кеча имеет массу преимуществ - увеличение количества парусов делает их  небольшими по площади, у кеча низкий центр парусности и возможность в широких пределах настраивать баланс яхты.



"… но попробуйте-ка потанцевать около вопроса, какая система рулевого привода будет лучше, или решить, как обтягивать такелаж: по-старому - талями - или по-новому - винтовыми талрепами. Как поместить компас: ровно посередине, против штурвала, или несколько в стороне от него? У заправских моряков по поводу всех этих тонкостей имеются целые библиотеки…"
Вид на корму. Очевидно, что решение было принято в пользу винтовых талрепов.
Мы и сейчас обтягиваем такелаж талрепами.


"- Представь себе,- говорил я Чармиан,- шторм у берегов Китая, «Снарк» лежит в дрейфе, и его изумительный нос направлен наперерез волнам. Ни одна капля воды не перекатится через него. Он будет сух, как перышко, а мы, пока бушует буря, будем внизу, в каюте, играть в вист.

И Чармиан восторженно сжимала мою руку и восклицала:
- Он стоит всего этого - просрочек, расходов, усталости и всего прочего! В самом деле, что за чудесное судно!"
Такая форма носа сейчас называется клиперштевень. Точно такойже форштевень применяется, например, на известном  и вполне современном проекте "Hount Bay" конструктора яхт Дадли Дикса.
На этой фотографии видно, что пояса обшивки конопатились.
"Снарк" строился два года и стоил Джеку Лондону 30000 тогдашних долларов (цена автомобиля Форд-Т в те годы - 1000 долларов, зарплата квалифицированого рабочего - 100 долларов в неделю).



Это была первая остановка «Снарка» - и какая остановка! Двадцать семь дней мы пробыли в пустынях океана, и нам довольно трудно было принять в себя столько жизни. Главное - сразу. Мы были ошеломлены, как пробудившиеся Рипы Ван-Винкли, и нам казалось, что все это во сне."Снарк" входит в гавань Гонолулу. Расстояние в 2200 миль было пройдено за 27 дней - вполне сравнимо со скоростями современных яхт.



"...Но мне все-таки очень хочется увидеть, что происходит там, откуда дует ветер. Да, с наветренной стороны творится что-то неладное, зловещее. Кажется, надо только всмотреться в темноту попристальнее и подольше, и я разгляжу, в чем дело..."
Кокпит "Снарка". Вполне удобный и защищенный от ветра.
Всякие спрэйхуды и бимини появятся минимуим через полвека.


"Я передаю руль Уоррену и задерживаюсь на минуту, чтобы поправить камбузную трубу, которую сдвинуло волной. Ноги у меня босы и достаточно привыкли цепляться за доски палубы, но когда борт заливает зеленая вода, со мной делается
что-то странное: я внезапно оказываюсь сидящим на залитой водой палубе. Герман, естественно, спрашивает, почему это мне вздумалось принять такую позу. Но в это время набегает новая волна, и он тоже садится - внезапно и без малейшего промедления. «Снарк» бросает вверх и вниз, подветренный борт в воде, и мыс Германом, вцепившись в драгоценную трубу, катимся вместе с нею к борту."
На первом плане - видимо та самая труба. Железные ящики на палубе - наверное емкости для топлива или воды.


"Я твердо решил, что, когда вырасту, будь что будет, а я побываю в долине Тайпи. Потому что властная тайна неведомых стран уже тогда овладела моим сознанием..."
Обратите внимание на массивнейший блок на стаксель - фале. А также на пальмы на горизонте.



"Выскажу теперь все: любой юноша с нормальным серьм веществом мозга, нормальным воспитанием и обыкновеннейшими способностями может добыта книги, карты, инструменты и научиться навигации."
Это было написано в 1909 году.

В заключение - еще одна цитата, пожалуй самая главная во всей книге:

...А что касается спорта, то лучше нет спорта, чем обойти кругом света, выполняя всю работу собственными руками, завися только от одного себя, и, вернувшись наконец туда, откуда отправился, мысленно представить себе стремительно мчащуюся в мировых пространствах нашу планету, вокруг которой вы совершили свое путеше
ствие,  -и сказать: «Я сделал это; собственными руками сделал я это. Я обошел вокруг вращающегося шара. Я могу путешествовать один, без приставленного ко мне в качестве няньки капитана, который направлял бы мой путь по морям. Я не могу полететь на другие звезды, но на этой звезде я хозяин!»
Previous post Next post
Up