Оригинал взят у
artemov_igor в
Сергей КОЛЬЦОВ: Как сельский глава боролся с коррупцией и «единороссами». И победил Часто приходится слышать: «Критиковать легко, а попробуй сделать сам». Человек, о котором пойдет речь в нашей статье как раз попробовал, причем достаточно успешно. По крайней мере, сначала. Но обо все по порядку. В декабре 2011 года жители
Гусельниковского сельсовета Искитимского района выбирали главу. В числе кандидатов был Александр Геннадьевич Трушакин, в прошлом офицер, ныне - кандидат экономических наук, имеющий успешный опыт предпринимательской и общественной деятельности (в частности, в его активе - организация ТОСа в Академгородке, первого принявшего устав и ставшего юридическим лицом, работа в правлении РСВА города Новосибирска). И, несмотря на то, что шел он не от «партии власти», а как самовыдвиженец, Александр Трушакин одержал убедительную победу на выборах. Впрочем, как он сам вспоминает, его цель изначально была не политической, хотелось, используя свои знания и опыт, экспериментальным путем доказать: грамотный, опытный, честный руководитель на уровне местного самоуправления может реально улучшить жизнь людей.
Читайте наши материалы на сайте РОНС - Первым делом я занялся оптимизацией работы сельсовета, - рассказывает Александр Геннадьевич. -Провели ревизию всех заключенных договоров. И обнаружилось немало «интересного». Прежде всего, в части недоплат в доходную часть бюджета со стороны ряда хозяйств, действующих на его территории. Чтобы был понятен масштаб, приведу такие цифры. Весь бюджет Гусельниковского сельсовета составляет
7, 5 млн. рублей, плюс 2 млн. рублей - арендной платы за угольные разрезы на его территории. А только одно ЗАО «Гусельниковское», пользующееся нашими землями и зданиями, недоплатило за эти годы пользования 26 млн. рублей. И таких нарушений было не одно и не два. Доходило до того, что за несколько лет до моего избрания, одна «деятельница» умудрилась продать селянам их собственные дома! Я писал об этом факте в прокуратуру, но никаких серьезных мер принято не было.
Александр Трушакин взялся за дело всерьез, и эта работа принесла весомый результат: в 2012 году за счет роста сборов за аренду и других мер в Гусельниковском сельсовете образовался профицит бюджета (превышение доходной части над расходной) в 6 млн. рублей. За год заведено тепло в клубы, закуплена аппаратура, столы, стулья в клубы. Впервые за всю историю сельсовета ЖКХ получило прибыль по работе в 2012 году. Впервые не перемерзал водопровод, не подвозили воду. Объем подъёма воды только в Гусельниково увеличен в 2 раза. Практически закончена приватизация личных домов. Если взять показатели сельсоветов Новосибирской области (более 400 сельсоветов), то Гусельниковский сельсовет лучший. Объективно, по показателям.
Но это были еще «цветочки», гораздо более серьезные вопросы у главы появились к компании «Сибирский антрацит», эксплуатирующей на территории сельсовета два угольных разреза, дороги, всего около 7 миллионов квадратных метров.
ЗАО «Сибирский антрацит» - угледобывающая компания, один из крупнейших мировых производителей высококачественного антрацита, ведет добычу открытым способом на месторождениях Горловского угольного бассейна в Искитимском районе Новосибирской области. И, как полагается, платит за это аренду. Вот только с арендными платежами оказалось все не так просто. Стоимость аренды территории угольного месторождения в разных регионах России существенно разнится. Так, в Кемеровской области она составляет 8 рублей 30 копеек за квадратный метр, в Ростовской области - 16 рублей, в Краснодарском крае - 73 рубля. А вот в Новосибирской области всего 1 рубль 96 копеек.
- Но и это еще не все, - продолжает рассказ Трушакин. - В 2005 году Совет депутатов Гусельниковского сельсовета «неожиданно» выступил с инициативой снизить арендную плату в десять раз и сегодня, с учетом индексации, «Сибирский антрацит» платит 91 копейку за метр. Потери бюджета сельсовета составили 18 миллионов рублей в год. Хочу подчеркнуть, такие «широкие жесты» делают депутаты не самого богатого района области, а потом они сетуют, что им не хватает средств для решения острых социальных проблем. С 2006 года размер арендной платы определяет районный совет депутатов. Для «Антрацита» ставка по непонятным причинам применяется с понижающим коэффициентом 0.3. Если сравнивать с арендной платой для санаториев и домов отдыха (они расположены на земельных участках одного назначения), то аренда снижена в 80!!! раз. То есть район почему-то не хочет получать за аренду миллиард рублей. При бюджете района в 1.7 миллиарда, миллиард огромные деньги. Но и это еще не все. Добычу антрацита эта компания ведет в рамках лицензионного соглашения, которое предусматривает, что часть полученной прибыли (1,5%) должна идти на решение социальных проблем местного населения. Так вот, компания от платежей уклонялась, и за эти годы набежал долг в 600 млн. рублей. Сумма достаточная, чтобы кардинально улучшить условия жизни на всей территории сельсовета. Чтобы взыскать этот долг, мы подали заявление в суд.
Если до этого нового главу районная администрация просто пыталась «урезонить», то после иска к «Сибирскому антрациту» - за него взялись всерьез. Начались многочисленные проверки от самых разных ведомств. Однако никаких серьезных нарушений в работе неугодного главы найти не удавалось. Так, представитель общественной приемной губернатора смогла указать лишь на один недочет: в графике работы было написано «Прием по личным вопросам», а надо «Личный прием граждан».
Зато сам Трушакин продолжал вскрывать «интересные» экономические операции, проходившие с ведома прежнего руководства. Базу отдыха площадью 3,2 га, расположенную в 100 метрах от берега реки, практически в курортной зоне, продали всего за 60 тысяч рублей. Рядом с базой еще в советское время был построен пионерлагерь, который сегодня практически уничтожен в результате незаконной добычи песка. Речь о весьма доходном бизнесе: по данным Александра Геннадьевича, на территории сельсовета незаконно добыто порядка 200 тысяч тонн песка, на сумму не менее 40 миллионов рублей в год, который везут на ЖБИ Искитима. Везут, кстати, по дороге, проложенной в водоохранной зоне, что тоже является незаконным. Но на все сигналы Трушакина прокурорские работники реагируют стандартно - «ничего не удалось выявить» (даже дорогу комиссия ухитрилась «не разглядеть»). После чего - назначаются новые проверки в отношении самого Трушакина.
А осенью прошлого года началась кампания по снятию его с должности. Поскольку выбранного главу просто так не уволить, к делу подключили депутатов Гусельниковского сельсовета. А координировать их деятельность стало руководство районного отделения «Единой России», чьи представители стали постоянными гостями на сессиях сельсовета. Результат такой работы - постоянная конфронтация депутатов с главой, проблемы с принятием бюджета. А в канун Нового года, 26 декабря, депутаты в нарушение статьи 18.1 131-ФЗ (статья определяет, что критерии оценки деятельности главы МО определяет Президент РФ), пытаются принять регламент отчета главы о своей деятельности.
- Ни депутатов, ни их районных кураторов не смутили такие «мелочи» как несоответствие этого регламента Бюджетному кодексу и ряду других федеральных законов, - отмечает Александр Геннадьевич. - Ну, залезли в президентскую компетенцию, подумаешь. Но ведь они даже процедуру принятия этого регламента не смогли соблюсти. По закону требуется моя виза как главы - я этот «документ» визировать отказался, указав совету на несоответствие законодательству РФ. Дальше - совет может преодолеть «вето» главы, при соблюдении процедур, его требуется опубликовать в определенный срок в районной прессе. Они и этого не сделали. Вместо этого, подали на меня в суд за «бездействие» (в смысле отказ подписать это решение), но и тут оплошали, иск отправили через месяц после истечения срока исковой давности.
В суде всплыли и другие нарушения. Понимая, что дело проигрышное, власть идет ва-банк. 18 июня этого года сельсовет отказывается принимать отчет главы, опираясь на свое решение от 26 декабря, которое, не вступило в силу. А 1 августа суд Искитимского района отменил решение совета «о признании отчета Главы Гусельниковского сельсовета Трушакина А.Г. неудовлетворительным» по предложению прокурора как незаконное. Тем временем когда Трушакин уходит в отпуск, 9 июля его отправляют в отставку, причем с формулировкой «за неисполнение обязанностей в течение трех месяцев» (хотя на протяжении этих месяцев он регулярно принимал и подписывал решения и вел другую работу, что подтверждается документально). По сложившейся уже традиции, был допущен еще ряд нарушений. И неудивительно, что вскоре Александр Геннадьевич подал в суд, и суд 06.08.13 г. отменил решение совета об отставке как незаконное. Сейчас намерен еще и взыскать компенсацию за моральный ущерб с тех, кто организовал его травлю.
Причем в списке лиц числится и губернатор Новосибирской области, «единоросс» В.А. Юрченко, который, видя незаконность свержения избранной народом власти, тем не менее, дает согласие на отставку главы МО. Не удивляет, к сожалению, и то, что районные чиновники явно заняли сторону компании, которую обвиняют в огромных недоплатах в бюджет. Да и продажей базы отдыха по цене стареньких «Жигулей» или «слепотой» проверяющих тоже мало кого удивишь. Особенно, когда бывшие прокурорские работники после увольнения по выслуге лет «всплывают» в качестве сотрудников тех компаний, что «проверяли» за несколько лет до этого. Все это, увы, стало реалиями наших дней.
Удивляет другое. То, что, несмотря на эти реалии, еще находятся люди, которые пытаются на практике доказать: можно работать честно и эффективно, можно бороться с беззаконием и побеждать, главное - не сдаваться. А ведь глава Гусельниковского сельсовета мог бы добиться и большего, если бы его поддержали местные депутаты. Причем, это им ничем не грозило, кроме разве что «разноса» от районного руководства, которому они по закону вообще не только не подчиняются, но и не имеют никакого отношения. И эта поддержка депутатов была бы логичной: политика главы ведет к увеличению доходов бюджета, за счет чего улучшается жизнь людей, которые этих депутатов и выбирали. Но, вероятно, депутатов волнуют нужды совсем иных людей - из районной администрации и офисов «Сибирского антрацита». Так что и дальше работать Трушакину придется в непростых условиях. Но, похоже, его это не пугает.