"...Вдали Италии своей"

Oct 05, 2011 22:27

"Евгений Онегин", Глава Первая, Строфа VIII

Всего, что знал еще Евгений,
Пересказать мне недосуг;
Но в чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада
И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень,-
Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон,
За что страдальцем кончил он
Свой век блестящий и мятежный
В Молдавии, в глуши степей,
Вдали Италии своей.

У Набокова в "Комментариях" читаем: "Эти строки перекликаются со следующим, имеющим отношение к Овидию, диалогом из «Цыган» Пушкина, байронической поэмы, начатой зимой 1823 г. в Одессе и законченной 10 окт. 1824 г. в Михайловском; поэма была опубликована анонимно в начале мая 1827 г. в Москве (строки 181-223) (далее идёт длинная бессмысленная цитата из "Цыган)".

Затем, чтобы выкарабкаться из овидиевской Молдавии, Набоков разъясняет историю с географией насчёт Бессарабии и Молдавии, делает предположение, что Публий Овидий Назон был сослан в Молдавию по той же причине, что нынешний режиссёр Полански скрывается от американского правосудия в благоволящей к педофилам Швейцарии, но ничего не объясняет о связи Онегина с "Италией моей". Иными словами, "Италию" Набоков относит к Назону, а не к Онегину, хотя даже троешник догадается, что вовремена Овидия никакой Молдавии не существовало. У Лотмана, кстати, далее краткой биографии Назона и его поездки в Молдавию тоже нет никаких разъяснений этой строчки.

Понятно, что Молдавия и Италия относятся к Онегину, а не к Назону. Пушкин просто сообщает нам, что Онегин кончил свой век в Молдавии. Почему?


Между тем, эта строфа не вызвала бы никаких вопросов у русского читателя первой половины 19-го века, знакомого с историей семейств Капулетти и Монтекки. Кончил свой век вдали Италии своей - красивая метафора, означающая лишь то, что Онегин умер собственной смертью, а не был убит по обычаю кровной мести.

Некоторые друзья Пушкина называли "ЕО" слабым подражанием Байрону. И хотя в "ЕО" можно найти немало прямых и косвенных цитат из Чайльд-Гарольда, сам Пушкин при написании поэмы взял себе за образец трагедию Шекспира "Ромео и Джульета". См. письмо Ник.Раевскому от 19 июля 1825г.: "...mais quel homme que ce Schakespeare! je n'en reviens pas. Comme Byron le tragique est mesquin devant lui!..(...до чего изумителен Шекспир! Не могу прийти в себя. Как мелок по сравнению с ним Байрон...)"

История Евгения Онегина, рассказанная Пушкиным, это финал кровавой вендетты между семействами Лариных и Онегиных. В самом начале автор едва лишь намекает, что Онегин - ...наследник всех своих родных - остался круглым сиротой. Жив один только дядя, но и его конец, судя по всему, близок - ...иль предузнав издалека кончину дяди старика. На внезапные похороны дяди в его имение ...со всех сторон съезжались недруги и други, но среди них читатель не видит (!) ближайших соседей - помещиков Лариных. Смутное предположение посещает Онегина - Ларины и есть дядины кровные враги! Сразу после поминок Евгений делает ревизию оставшихся после дяди вещей и не находит ни дневников, ни записок - ...нигде ни пятнышка чернил. Зато в календаре осьмого года обнаружились таинственные крестики, совпадающие с датами внезапной гибели многочисленной онегинской родни.

Онегин мечтает убить главу семейства Лариных и тем самым отомстить за дядю. Ему приходится войти в контакт с молодым и глупым Ленским - женихом Ольги Лариной - для того, чтобы проникнуть в логово врага. Разочарование Онегина безмерно - глава семейства Лариных давно покоится на погосте, на его могилке красуется совершенно нейтральное "Смиренный грешник, Дмитрий Ларин, Господний раб и бригадир, Под камнем сим вкушает мир". Из надписи не ясно даже, был ли папаша убит, как положено, кем-то из Онегиных, или просто отдал Богу душу от заворота кишок. Онегин соображает однако, что его дядю убила как раз эта самая мадам Ларина. Вдова - женщина уже немолодая, но могучая. В своё время она ...открыла тайну, как супругом самодержавно управлять...сама езжала по работам, cолила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы... служанок била осердясь... бывало, писывала кровью в альбомы нежных дев... Такая ни перед чем не остановится! Наверняка это она самолично засолила баночку бледных поганок, подкупила дядину прислугу и - хлоп! - дядя внезапно занемог! Но убивать женщину нельзя, по сицилийским обычаям кровной мести должен быть убит обязательно кто-то из мужчин.

Что делать? Евгений мечется в поисках решения. Ба! - а Ленский-то на что?! Ведь он уже почти член клана Лариных. Боже, какая неожиданная радость! Евгений решает дождаться свадьбы Ольги и Владимира, чтобы всё было честь по чести. Но тут, путая все карты, в игру вступает старшая сестра Ольги Татьяна. Татьяна пишет охмуряющее письмо Онегину и он догадывается, что сам давно уже под колпаком. Бежать! Куда угодно, в деревню, к чорту, в глушь, в Молдавию! Но перед этим нужно исполнить долг чести. Онегин идёт ва-банк. На вечеринке у Лариных он пляшет кадриль с одной только Ольгой, беспрестанно подмигивает ей и рассказывает старые петербургские анекдоты. В конце концов взбешенный Ленский вызвает Онегина на долгожданную дуэль. Опытный стрелок Онегин второпях убивает будущего мужа младшей дочки мадам Лариной и в ту же ночь, не простясь ни с кем, бежит, заметая следы, неведомо куда. И то верно, лучше помереть от старости где-нибудь в Молдавии, чем по молодости в Италии своей.
Previous post Next post
Up