Метро в Лиссабоне появилось уже в 1959 году, раньше Киевского, Пражского или Брюссельского, вслед за Санкт-Петербургским и Римским. Думаю, не в последнюю очередь столь раннему появлению метрополитена на бедной юго-западной окраине Европы португальская столица обязана диктатуре Салазара, который, как почти любой диктатор, любил мобилизовывать силы и ресурсы на масштабные проекты. Первый участок метрополитена пролегал по большей части под проспектами между северо-западной и центральной частями города; лишь несколькими годами позже метро появилось в историческом центре Лиссабона. Темпы строительства были низкими: к началу 1970-х годов была построена одна короткая извилистая линия с одним ответвлением, отдельные сегменты которой сейчас входят в три разные линии лиссабонского метрополитена.
Вскоре после революции Гвоздик метростроительство в Лиссабоне встало почти на 15 лет, и возобновилось лишь во второй половине 1980-х годов. В 1990-х годах темпы развития лиссабонского метро достигли максимальных показателей за всю историю, что было связано с подготовкой к проведению Всемирной выставки в португальской столице в 1998 году. К Выставке одна линия, представлявшая собой замкнутое кольцо с одним ответвлением, была разделена сначала на две, а потом на три обособленные линии; была построена четвёртая по счёту Красная линия, связавшая центр города с основными объектами Выставки на востоке города. Также в конце 1990-х годов метро Лиссабона наконец вышло к берегу реки Тежу.
В 2000-х годах строительство лиссабонского метро продолжалось довольно высокими темпам, хотя и меньшими, чем в 1990-х годах. Главная конечная дальних поездов в центре города, вокзал Санта-Аполлония, наконец был связан с метрополитеном.
В 2010-х годах пока успели только открыть продолжение Красной линии от вокзала Ориенте до аэропорта Портелья, строится участок в северо-западном пригороде Амадора.
В итоге сейчас сеть Лиссабонского метро включает в себя 4 линии, около 43 км линий,
55 станций.
Метрополитен охватывает большую часть города в его официальных границах, за исключением западных и юго-западных районов, где, впрочем, есть трамвай и электрички.
В Лиссабоне живёт менее 20% населения городской агломерации (урбанизированного пространства вокруг португальской столицы), и три станции метро расположены в пригородах - три на севере в Одивелаше (Жёлтая линия) и две на северо-западе в Амадоре (Голубая линия).
Существуют больше планы строительства новых линий, протяжённость сети должна чуть ли не удвоиться в ближайшие десятилетия, но в данный момент реальное строительство ведётся лишь на северо-западном радиусе Голубой линии в том же пригороде Амадора (строится продление к железнодорожной станции Синтрского направления).
Лиссабонский метрополитен перевозит порядка 420 тысяч человек в день.
По удельной загруженности лиссабонское метро, конечно, не сравнится с крупными советскими и восточноевропейскими метрополитенами, но в Западной Европе по этому показателю лиссабонский метрополитен занимает одно из ведущих мест, а на Пиренейском полусотрове - первое.
Метро в португальской столице приятно удивляет своими интервалами - даже поздно вечером в выходной день вам не придётся ждать поезда 15 минут, как в каком-нибудь Мадриде.
Лиссабонское метро весьма оригинально по оформлению, местами красивое. Особенно если учесть, что оно находится в Западной Европе, где, по моему опыту, парижская станция Сите - Нотр-Дам может претендовать на звание королевы красоты просто из-за блестящей плитки и оранжевых красивых светильников.
Впрочем, по станциям, открытым в 1950-е - 1970-е годы этого не скажешь:
Это неудивительно, это было время господства функциональной архитектуры - примерно тогда же в СССР стремительно строились одинаковые колонные станции-"сороконожки".
Станции, которыми знаменито лиссабонское метро, по большей части были построены в последние два десятилетия.
В отличие от станций советской традиции, где не экономили на конструкциях, масштабах и отделке, технически лиссабонские красивые станции обычно мало чем отличаются от некрасивых - тот же однопролётный или колонный зал, пути посередине (реже по бокам платформы). Впрочем, в отличие от станций большинства европейских метрополитенов, в Лиссабоне встречаются арочные своды и планировка станций всё-таки более разнообразна.
Но в основном эффект достигается за счёт художественного оформления - португальской плитки и изразцов-азулежу, а также фресок и настенных рисунков.
Стиль оформления чаще всего не торжественный, как в Москве на Кольцевой линии, он более лёгкий, часто юмористический.
Вот, например, маркиз де Помбал на станции своего имени, один из величайших государственных деятелей в истории Португалии, фактически восстановивший Лиссабон после страшного землетрясения 1755 года:
А здесь, например, в изображены некоторые великие города нашей планеты:
При всём уважении к современном искусству, это красиво, но сходства с Москвой я не уцловил:
А вот такое оформление станции "Университет":
Отдельно стоит отметить названия некоторых станций - от вполне безобидных "Апельсиновых деревьев" (Laranjeiras) до "Мыши" (Rato) и "Украденного Господа" (Senhor Roubado).
Ещё просто виды станций:
Настоящая жемчужина метрополитена - красная линия (Vermelha), первый участок которой был открыт к Всемирной выставке, проходившей в Лиссабоне в 1998 году. С этим мероприятием вообще были связаны многие масштабные инфраструктурные проекты в стране. Почти все станции этой линии необычно и красиво оформлены.
Моя любимая - станция Аэропорт, конечная, одна из самых новых станций в Лиссабоне (открыта в 2012 году).
Для многих прилетевших в Португалию эта станция - первое, что они видят за пределами аэропорта, это действительно своеобразное лицо страны. Сложно представить себе такое в нашей стране, а ведь такая неформальная шутливая национальная реклама привлекает гораздо больше всех официальных плакатов.
Некоторые станции отличаются большими пространствами - впрочем, технически также устроенными довольно просто:
Некоторые станции отдалённо похожи на наши:
Качественная архитектура и дизайн, сочетание неиспорченного старого и качественного нового, что вообще характерно для Португалии.
Большая часть станций - подземные мелкого заложения.
Пересадки оригинальностью не отличаются - обычно они совмещены с выходами:
Но есть и парочка оформленных поинтереснее:
Станции (за исключением построенных в первые десятилетия) обычно двухэтажные: нижний этаж - платформы, верхний - пересадки и выходы:
Более старые станции почти все расположены под проспектами на небольшой глубине, и со станции лестницы часто ведут сразу на улицу.
Есть одна кроссплатформенная пересадка (Байша-Шиаду в самом центре), она же является самой глубокой станцией лиссабонского метрополитена (46 метров)
И напоследок - немного выходов из метро:
Конечно, они почти все через подземные переходы.
Логотип метро такой же стильный, как и сам метрополитен.
Оформление входа в подземный переход на площади маркиза Помбала: