Из основных городских видов транспорта в КНР метрополитен - самый новый; его активное развитие началось лишь с конца 90х годов. Несмотря на это в Китае уже 16 метросистем - больше, чем в какой-либо другой стране; причём три из них (Шанхай, Пекин, Гуанчжоу) входят в число крупнейших в мире. Так что темпы роста сетей метро здесь - самые высокие в мире. В крупнейших городах метрополитен успешно конкурирует с главным городским транспортом - автобусом.
Несмотря на то, что активное строительство метро в КНР началось совсем недавно, первые станции, относящиеся к кольцевой линии Пекинского метро, были построены в далёком 1969 году. Эти станции долго оставались единственными во всей стране.
А все более поздние станции, построенные в последние 15 лет, выглядят практически идентично.
Если подземные - то как на этой фотографии: плитка, пластик, «горизонтальный лифт», платформа в центре, пути по бокам
.
Самые роскошное украшение, которое можно встретить - это что-то вроде фотобумаги на колоннах.
Нередко в неподражаемом китайском безвкусно-детском стиле.
Впрочем, есть исключения - так, метро в Шэньяне (бывшем Мукдене) имеет более нарядный вид - облицовка из полированного камня, декоративные арки.
Метро в Нанкине также выглядит несколько поинтереснее.
Если же станция наземная - то она практически всегда выглядит так: расположение на эстакаде, боковые платформы. Иногда прибавляется прозрачная пластиковая ограда на краю платформы с раздвижными дверцами.
Так наземная станция выглядит снаружи.
В целом, большая часть линий метро подземная, часть надземная (на эстакадах), но почти никогда наземная (встречал только на самых старых шанхайских линиях).
Масштаб сетей и темпы строительства потрясают, особенно в крупнейших городах.
Как правило, в самих городах метро подземное, а в обширной пригородной зоне, административно входящей в состав городов - на эстакадах. Там длиннее перегоны, выше скорость, и метро вполне успешно выполняет роль пригородного поезда.
Впрочем, например, шанхайская кольцевая линия проходит в самом центре, и где-то половину пути по эстакадам.
Что позволяет совершить своеобразную экскурсию по городу.
Самое необычное в Китае метро, как и другие виды транспорта - в Гонконге. Дизайн станций похож, но есть принципиальные отличия в структуре сети. Город компактнее, и есть пригородные поезда, поэтому метро перевозит пассажиров только в компактном центре (Коулун и остров Гонконг)
В метро Гонконга гораздо удобнее пересадки - они либо кроссплатформенные, либо оборудованы травелаторами, и спроектированы лучше.
К достопримечательностям системы также относится линия из двух станций, ведущая в Диснейленд.
Дизайн станций дополняется дизайном поездов (окна в виде головы Микки Мауса).
Также очень необычно метро Чунцина - две линии из четырёх представляют собой монорельс.
Монорельс здесь обладает очень высокой для этого вида транспорта провозной способностью; металлическая балка, служащая для него путями, здесь имеет самый большой диаметр в мире.
Метро в Ухани также не очень типично для Китая - пока только одна линия, и всё на эстакаде.
Этого явно недостаточно для одного из крупнейших городов страны; впрочем, уже в этом году должны наконец построить подземную линию.
Так называемый «скоростной трамвай» в Чанчуне на деле представляет собой в основном надземную систему метро с несколькими подземными станциями.
На трамвай похоже только трамвайным подвижным составом и низкими платформами.
В целом, инфраструктура метро удобна для пользования - везде есть лифты, эскалаторы, чаще всего и те, и другие. Впрочем, станции расположены в основном неглубоко. Поезда довольно тихие, современные и с работающими кондиционерами.
Очень удобная система оплаты, как и на всём общественном транспорте - покупаешь карту, кладёшь на неё деньги и можешь оплачивать с её помощью всё - от такси и парома до метро.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахК неудобствам, помимо слабой интегрированности метро с другими видами транспорта, также относятся большие интервалы в движении поездов (поэтому они всегда набиты).
А также часто неудобно спланированные, тесные станции и переходы (порой образуются пробки).
Кроме того, порой очень задерживает обязательное сканирование всех рюкзаков на входе (впрочем, только в трёх городах - в Шанхае, Пекине и Шэньяне)
И ещё, немного странно при высокоразвитой и дешёвой технике наличие на каждой станции человека, который подаёт машинисту сигнал к отправлению.
В целом, метро очень много, но в большинстве мегаполисов (а их десятки) его очень не хватает. Метро в Китае очень современно, очень быстро развивается, но до одури монотонно, порой слишком медленно (бывает, станции расположены очень часто). Повторюсь, метро слабо интегрировано с другими видами транспорта. В городскую структуру оно нередко встроено очень даже неплохо, но в масштабах района, особенно на окраинах - опять-таки, очень неважно.