История телевидения - от черных ящиков до цветных очков

Apr 20, 2011 15:43

Публикуем статью из апрельского "Испытателя". Тема номера - телевидение.



До рождества

Строго говоря, телевидение вовсе не было изобретено в какой-то определенный момент - появлению действующих устройств, напоминающих телевизоры, предшествовала целая серия важных изобретений и открытий, сделанных самыми разными людьми по всему свету. В 1879 году английский физик Уильям Крукс сконструировал первую в мире катодно-лучевую трубку и открыл люминофоры - вещества, светящиеся от воздействия катодных лучей. Усовершенствовал ее в 1895-м немецкий физик Карл Браун (то, что у него получилось, называлось знакомой нам по старым телевизорам электронно-лучевой трубкой).

В 1880 году русский ученый Порфирий Бахметьев, хотя и не построил телевизор, обосновал возможность телевизионной системы теоретически: он сформулировал один из фундаментальных принципов телевидения - разложение картинки на дискретные элементы для их последовательной отправки на расстояние. Впрочем, эту же мысль независимо от него озвучил португалец Адриану ди Пайва. В 1887 году Генрих Герц обнаружил явление фотоэффекта (когда из вещества под воздействием света вырываются электроны), а немецкий изобретатель Пауль Нипков в 1884 году запатентовал «диск Нипкова», воплотивший в себе принцип механического телевидения - телевидения, получившего широкое распространение еще до того, как телевизор впервые посмотрели наши бабушки.

Наконец, Борис Розинг, преподаватель Петербургского технологического института, основываясь на всех вышеперечисленных открытиях, в 1911 году создал первый телеэкран. Принципиально это была усовершенствованная электронно-лучевая трубка Брауна, где поток электронов, вызванный фотоэффектом, «бомбардирует» ее покрытый люминофором торец, причем развертка изображения в аппарате Розинга производилась без использования оптико-механического устройства - совсем как в телевизорах, пылящихся сейчас на некоторых балконах. По большому счету именно создание и успешное испытание этого аппарата в мае 1911 года можно считать официально признанным рождением телевидения: уже в 1912 году Розинг был награжден золотой медалью и премией имени почетного члена общества Сименса, а в 1926 году в первом выпуске журнала «Наука и техника» вышла статья Розинга «Электрическая телескопия. Ближайшие задачи и достижения».

Розовые экраны

Массовым телевидение стало лишь в начале тридцатых годов прошлого века, причем изобретение Розинга тогда оставалось слишком высокотехнологичным для широких масс, и советское правительство поддержало малострочное механическое телевидение, оснащенное диском Нипкова. В 1930 году на базе Всесоюзного электротехнического института образовали лабораторию телевидения, где начались разработка и создание передающего и принимающего устройств для механического телевидения. Преобразование электрических сигналов в световые «возлагалось» на неоновую лампу, отчего экран механического телевизора испускал розовый свет. Уже в апреле 1931 года газета «Правда» опубликовала сообщение: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метра будет передаваться изображение живого лица и фотографии».

В США подобное устройство появилось позже и силами русского эмигранта Владимира Зворыкина, выходца из Мурома и ученика Розинга, - в 1933 году он продемонстрировал электронную трубку. Он же руководил научно-исследовательской лабораторией RCA, выпустившей в 1939 году первый массовый электронный телевизор RCS TT-5. Это был ящик с 5-дюймовым экраном - правда, в СССР в это время в ходу были такие же ящики, но механические и с экраном 3 на 4 сантиметра. Примерно 20 лет электронное и механическое телевидения конкурировали друг с другом, но к началу 40-х годов прошлого века последнее вынуждено было уступить дорогу более совершенной и перспективной системе.

Трансляции механического телевидения окончательно прекратились в СССР лишь незадолго до войны. Их прекращали и в 1933 году, но тогда промышленность оказалась не готова к выпуску электронных телевизоров, и спустя год вещание было возобновлено. Первым по-настоящему народным электронным телевизором в СССР стал знаменитый КВН, производившийся на протяжении примерно 20 лет. Он был создан уже после войны, в 1949 году, тремя конструкторами, первые буквы фамилий которых, собственно, и стали аббревиатурой КВН, - Кенигсоном, Варшавским и Николаевским. Визитной карточкой КВН была гигантская, наполненная дистиллированной водой линза-приставка, которая позволяла увеличивать изображение, выдаваемое на круглом 18-сантиметровом экране, так, чтобы видеть его могли несколько человек одновременно, а не один-единственный зритель, сидящий прямо перед экраном. Именно с появлением КВН телевидение в СССР стало по-настоящему массовым - если в 1953 году в Союзе работало всего три телецентра, к 1960 году страна была накрыта сетью из 100 телевизионных и еще 170 ретрансляционных станций.

В народ

Первый коммерческий цветной телевизор выпустила RCA в 1954 году, хотя автором идеи цветного телевидения Зворыкин стал еще до войны, в 1928-м. В СССР цветные телевизоры для народа появились лишь в шестидесятых, когда было подписано соглашение о сотрудничестве с Францией в области цветного телевидения. За единый стандарт была принята французская система SECAM. Начало вещания в совместной системе SECAMIII в СССР состоялось 1 октября 1967 года - собственно, к этому знаменательному событию и приурочили выпуск первой партии цветных телевизоров. В то же время вся остальная Европа, а также Китай и Австралия перешли на стандарт PAL, а в США, Японии и Канаде к этому времени прижился стандарт NTSC, и началась путаница стандартов, распутыванием которой по сей день зарабатывают себе на хлеб консультанты в телемагазинах. Впрочем, по этому поводу не стоит горевать, так как до появления цветного телевидения в мире было столько разных стандартов по числу строк и кадров в секунду, что зачастую даже отдельные страны не могли привести их к единому знаменателю, то начиная вещание в новом стандарте, то возвращаясь к старому, для которого у людей уже есть аппараты.

При всех очевидных преимуществах цветного телевидения по сравнению с черно-белым его было сложнее внедрять - не только в техническом смысле, но и в плане стоимости аппаратов. Именно поэтому вплоть до конца 1980-х годов во многих домах работали черно-белые телевизоры. Еще двадцать лет потребовалось, чтобы появились предпосылки для нового качественного скачка, перехода к более высоким стандартам изображения. Когда появились не только экраны высокого разрешения, но и цифровое телевидение, позволяющее передавать изображение без искажений, началась новая, уже знакомая нам революция - переход на цифровое вещание.

Без помех

Переход на цифровое вещание не был быстрым. С появлением в Японии и Европе аналогово-цифровых систем вещания - соответственно MUSE и HD-MAC (в этих системах сигнал передается в аналоговой форме, а хранится и воспроизводится - в цифровой) - в 1987 году в США также был объявлен конкурс на лучший проект телевидения высокого разрешения для утверждения в качестве национального стандарта. Рассматривались и аналоговые, и гибридные аналогово-цифровые системы, но уже в 1990 году появились первые предложения полностью цифровых систем. В мае 1993 года четыре группы компаний, представлявших близкие по существу проекты, объединились и в дальнейшем представляли единый проект, который и стал основой стандарта полностью цифровой телевизионной системы в США. Основой этого проекта стал тогда еще не утвержденный стандарт MPEG-2. В то же время Европе был принят проект DVB (Digital Video Broadcasting - «цифровое видеовещание»), также основанный на MPEG-2, - кстати, сегодня он принят как стандарт цифрового вещания и в России, так что с переходом на цифровое вещание в плане стандартов телевидения мы наконец будем заодно со всей Европой, а не только с Францией.

В мае прошлого года Игорь Щеголев, наш министр связи и массовых коммуникаций, сообщил в Госдуме, что в 2015 году Россия перейдет на цифровое телевещание. США и половина Европы прекратили вещать в аналоговом формате уже год назад, а Япония перешла на новый формат еще в 2006 году. Полностью цифровое телевидение позволяет не только видеть более четкую картинку и слышать качественный звук. Оно более устойчиво к помехам, требует передатчиков меньшей мощности, позволяет в том же частотном диапазоне передавать намного больше телепрограмм, а также вместе с телесигналом передавать дополнительную информацию, например телепрограмму, субтитры, языковые дорожки. В цифровых телесистемах у пользователя появилась возможность получать доступ к архиву передач, записывать их, воздействовать на то, какие программы тебе будут показаны. Наконец, благодаря специфике цифрового формата появилось такое маленькое чудо, как мобильное телевидение.

Завтра

В Японии и Корее телепрограммы смотрят на мобильниках уже больше четверти всех сотовых абонентов - правда, за пределами Дальнего Востока эта услуга так и не прижилась. Передача телесигнала требует уверенного покрытия 3G-сетей, к тому же, как бы привлекательно ни выглядели ценовые предложения по этой услуге, в конечном итоге сотовые операторы поставляют ее, борясь за повышение прибыли с пользователя. При просмотре телепрограмм на мобильнике пользователь должен быть готов к тому, что его счета за передачу данных подрастут, а имея дело с традиционным телевидением, он получает программы бесплатно. К тому же, к примеру, к нам в Россию эта услуга пришла и вовсе в период, когда самые передовые, подкованные в электронных новинках пользователи начали повсеместно отказываться от просмотра телевидения, предпочитая ему более разнообразные интернет-развлечения.

Здесь мы подходим к вопросу качества и разнообразия самих телепрограмм, выходящему за пределы этого материала, но так или иначе говорить об упадке телевидения рано. Да, сегодня телевизор в доме используется далеко не только для просмотра телепрограмм - он становится центром целого комплекса домашних развлечений, от видеоигр на приставках или даже подвижных развлечений с Microsoft Kinect, Nintendo Wii или Playstation Move до Blu-ray-проигрывателей или бесконечного разнообразия видеоконтента с домашних компьютеров и из Интернета. Но в то же время меняется сама идеология телевидения - оно становится частью этого самого бесконечного многообразия видеоконтента.

Курс на интернетизацию телевидения подтверждает и успех канала russia.ru - проекта единоросса Константина Рыкова. Еще более показателен в этом плане телеканал «Дождь». Он стал альтернативой «официальному» телевидению, радикально отличаясь от центральных каналов не только по формату программ (аналитика, обилие прямого эфира и остросоциальная тематика завоевали ему прочную популярность среди зрителей, уставших от «зомбоящика»), но и по формату вещания - «Дождь» вещает через спутник и, главное, через Интернет, что делает его доступным для просмотра не только с домашнего компьютера, но и с iPhone/iPad.

По следам «Аватара»

Другим радикальным шагом в развитии теле- и видеоиндустрии стало появление 3D. Забавно, что внедрение этой технологии идет по пути, проторенному прочими телевизионными технологиями в течение последнего века: процесс начался с костылей, подобных механическому телевидению или гибридному аналогово-цифровому вещанию. Первыми появились телеканалы, вещающие в 3D, просматривать которые можно на обычных телевизорах, но созданные по архаичной технологии, требующей, чтобы зритель надел так называемые анаглифические очки с цветными линзами. Примечательно, что передовые технологии, требующие новых телевизоров со стереоэффектом, также требуют от зрителя ношения специальных очков - но более совершенных (и дорогих), с жидкокристаллическими «затворами» в линзах, поочередно закрывающими то один, то другой глаз.

На экране телевизора в это время в такт миганию очков поочередно отображается картинка то для левого, то для правого глаза. Оба варианта вызывают знакомый всем нам по 3D-кинотеатрам дискомфорт, но индустрию уже не остановить - 3D замечено порноиндустрией (традиционно являющейся законодательницей мод в мире видео), подхвачено меркетологами, и нам остается только ждать появления новых 3D-телевизоров с действительно высокими пользовательскими характеристиками.

Испытатель

Previous post Next post
Up