Сага Танаки как продукт для внутреннего потребления, или особенности миростроения

Mar 24, 2019 03:00

Если смотреть на Империю взглядом невооруженным, то мы тут увидим подобие "старой доброй Германии". Все договорились быть условными немцами (так же, как в Альянсе сохранили сплошной мультикультурализм с преобладанием англосаксонских фамилий-имен), и "отыгрывать" Первый-Второй Рейх. На то намекают соответствующие моды, символика, обмундирование. Но что не так в той "Германии", которую создают на Одине?

Итак, если мы сопоставим одно с другим, то увидим, что тут и не было цели соблюсти историческую и культурную достоверность, и показывать нам именно что Европу, пусть даже и 19 века. А видим мы... красивую, хорошую, очень уютную, но все-таки Азию. А именно - Японию. Точнее, тот идеал, к которому многие японцы стремятся и какой видят самым приемлемым для себя.

1) Общество поддерживает "странные" и "архаичные" традиции, которые, положа руку на сердце, не имеют большого практического смысла, особенно в мире, где ведутся войны в космосе, используются новейшие технологии. На то указывают бальные танцы, убранство помещений (барочные чехлы для ноутбуков меня прямо-таки умилили), эстетика быта, даже то, чем предпочитают заниматься имперцы в свободное время... Прямо скажем, юный Райни не в компе сидит и не по интернету общается, а на улице бегает, и сестра его занимается досугами "типичной барышни" (разводит цветы, вышивает, играет на музыкальном инструменте).



Образец равноправия, ставшая идеальной домохозяйкой
2) Туда же - место женщины в мире. Об этом говорилось и будет говориться - все-таки Япония - это очень патриархальное общество. Даже Хильда, которая выбивается из этого правила, став императрицей, занимается исключительно бытом и семьей. Европейские правительницы (супруги монархов, а не единоличные королевы/императрицы), надо сказать, не замыкались на детской. У них был (да и сейчас остается) строгий светский протокол, множество мероприятий, которые необходимо посетить. То есть, Хильда, по сути, - это идеальная японская домохозяйка, надежный "тыл" любого самурая. И не учитывается и то, что до замужества она делала успешную карьеру, и будущий муж воспринимал ее на равных (ну как... как начальник, но не как "глупую девчонку, которая куда-то лезет"). В Европе бы такая императрица все же не сидела бессонными ночами над кроваткой наследника, сколь сильно бы она не любила ребенка, а занималась бы миллионом разных дел - благотворительностью, устроением званых обедов-ужинов, да чем только не. Конечно, тут и ее золовка меня удивляет - но это особый персонаж. Мол, девушка нигде не училась (непонятно, ходила ли она в школу, как брат, или прекратила учебу сразу после смерти матери), не продолжала учебу (хотя старый кайзер ей бы не запретил), даже не очень понятно, кто и как учил ее музыке и почему во дворце она ею прекратила заниматься. Да, в Европе 19 века был патриархат, но не такой же сильный... Контраст - Альянс, где господствует равноправие совдеповского типа.

Отдельно что мне бросилось в глаза - именно концепция "фавориток" в старом Рейхе. Старый кайзер не женат - принципиально или случайно. Тогда как в земной исторической монархии ему бы обязательно сосватали какую-то принцессу. Выбирает себе фавориток, причем чуть ли не с улицы хватает. Дети от этих фавориток считаются полноценными наследниками, а не бастардами. Путь Аннерозе к сердцу монарха "по истории" был бы куда сложнее. Сначала надо как-то попасть ко двору, потом - показаться на глаза кайзера, затем - получить какую-то придворную должность, и только потом утвердиться в звании "официальной фаворитки". Возможно, ее бы выдали замуж за какого-нибудь снисходительного человека, ради "приличий". А здесь - какая-то гаремная система. Козни маркизы Бенемюнде - это же просто эпизоды из истории Хюррем-султан и прочих мотивов "Великолепного века"... Ну и образ жизни Аннерозе весьма закрытый, "гаремный", правда, возможно, это ее выбор.



В городе такое редко можно увидеть, только в лесопарке...
3) Общее устройство мира. Как ни странно, на Одине мы не найдем городов, хотя в той же Германии города появились весьма рано. И в мир Галактического Рейха уютные европейские города с узкими улочками, крепостными стенами, фальверхами вписались бы весьма органично. Непонятна даже география этого места. Во всей Саге упоминается лишь один топоним в пределах Одина (а не в космосе) - это Нойе Сан-Суси. Но это не город - скорее, загородная резиденция, подобно земному Сан-Суси в Потсдаме. Все остальные люди живут в каких-то поселках, очень напоминающих загородные поселки, suburbs близ того же Токио. Однако какого-то города, куда они могли бы, например, ездить на работу или на службу, нет. Исключительно идилличные коттеджи, окруженные садами. Идеальная мечта японца. Но возникает много вопросов, как при таком образе жизни у них устроена вся инфраструктура. Вот Райни и Зиг ходят в школу - но где эта школа? Потом поступают в Академию - и где ее искать, эту Академию? Насколько удалено место жительства фон Мюзелей от императорского дворца? Все это остается за кадром. Опять же, контраст - Альянс, состоящий исключительно из "каменных джунглей", городов, застроенных высотными зданиями, по типу тех же японских или китайских мегаполисов. Повторюсь, для Европы город - это основа основ, деревня вторична, а такие вот "поселки коттеджного типа" появились лишь как реакция на повальную индустриализацию в первой половине 20 века. И то, концепция подобных поселений не уничтожила города совсем. Однако, кое-что можно почерпнуть и о климате - такое ощущение, будто в Рейхе всегда царит межсезонье. Холода и морозы - на других планетах. Жары тоже не бывает. Природа тоже не дает четкого определения...

3) Отношение героев к собственной жизни и смерти. Многие (включая и меня) недоумевают - а чего это Райнхард не лечится? Он император и военачальник. Его жизнь с момента коронации принадлежит уже далеко не только ему. Болезнь его не внезапна. Она развивалась довольно постепенно (есть версия, мною и поддерживаемая, что предпосылки для ее развития он заполучил уже в юности, не долечив бактериальную инфекцию). Как, при всех современных технологиях (позволяющих, скажем, отправлять солдат в искусственный сон), они не могли разобраться, что творится с главой государства, и провести необходимое лечение?! И он сам должен понимать, жить-то нужно... Но вообще-то это такой мужественный стиль поведения, распространенный в глубоко патриархальных обществах, включая японское. Там "правильные мальчики" умирают в своих офисах, на посту, от переутомления, пренебрегая всякой медицинской помощью, и это считается нормальной и хорошей смертью, а не растянутым во времени самоубийством. Таким образом, Райнхард, доведший себя до крайности, считается "правильным героем". Также мы можем заметить, что у него совсем нет свободного времени, и даже появление семьи не делает его менее занятым.
Еще один пример - гибель Оскара, который разыгрывает драму самурая, предавшего своего сюзерена, обесчещенного, для которого осталось лишь одно - смерть из своих рук. Даже характер его ранения указывает нам на то, что это такое замаскированное харакири.

Возможно, есть много других признаков "азиатского" привкуса в LoGH, но я указала самые для меня очевидные.
Но, как бы то ни было, такие моменты у зрителей, выросших в иной парадигме, и вызывают определенные вопросы, а также побуждают читать между строк, пытаться угадать недосказанное. Между прочим, вот сама потребность в расшифровке - тоже признак того, что сага рассчитана на местного потребителя, ибо японская культура высококонтекстна, то бишь, вообще состоит из намеков и недосказанностей. Об этом многие "критики" трактовок забывают, полагая, что сэнсей "все сказал, разве не видно" и "зачем вы придумываете то, чего нет?" А тут надо именно что мыслить образами.

Легенда о героях Галактики, legend of the galactic heroes, империя, logh, la leyenda de los heroes de la galaxia, Япония, Европа

Previous post Next post
Up