За толпой слэшеров, что пляшут вокруг "Легенды..." часто люди не замечают вполне нормальные рецензии и отзывы на фильм. А они есть между прочим. Предлагаю вашему вниманию один из таких отзывов.
Знаете, мне всегда казалось забавным наблюдать за эволюцией представлений о будущем в фантастике. За тем, как эпоха дутых реактивных уродцев из sci-fi сороковых плавно сменилась фотонно-релятивистскими гигантами, а тем на смену пришли корабли, прыгающие в подпространстве, и телепорты... Вот только реальный воз, что называется, и ныне там. То есть дальше Луны нога человека так и не ступила. Какой удар по самолюбию, ведь еще в пятидесятых годах пишущая и снимающая братия была уверена, что к началу 21 века "на пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы".
Не этим ли вызван гигантский спад интереса к классической НФ, утверждающей роль человека во Вселенной как первопроходца и завоевателя? А тут еще зеленые и прочие кришнаиты-космополиты примазались с требованиями осознать себя частью природы, а не ее венцом. Вот и оказывается, что большая часть НФ в наше время посвящена далеко не проблемам завоевания космоса. И вообще она даже и не НФ. И фотонно-релятивистских кораблей со смелыми покорителями космоса на борту там нет.
Да братцы, это факт - космическая фантастика в последнее время не в чести. В этом легко убедиться, заглянув в книжный магазин. В аниме, конечно, с этим чуток получше. Но только чуток. Потому мне, человеку воспитанному на первых постсовковых переводах Хайнлайна, Шекли, Рассела и проч., вдвойне приятно приступить к обзору классического долгоиграющего космического сериала - "Ginga Eiyuu Densetsu". Он же, повторюсь еще раз, "Legend Of The Galactic Heroes".
Все, испытывающие ностальгию по временам, когда гигантские крейсера бороздили просторы космоса, а благородные герои палили друг в друга из бластеров - добро пожаловать в мир величайшей космооперы в истории аниме. Ведь навскидку по масштабам с LOGH сравнится разве что вселенная Warhammer 40000 да, может быть, новые "Звездные войны". Проекты такого уровня остались в далеком прошлом кинематографа и анимации, хотя не исключено, что они вернутся на экраны тогда, когда начнется новая эра космической экспансии.
С первых кадров LOGH страждущую душу посещает ощущение невыразимого счастья - здравствуй, Классическая Трилогия (и да пожрет Лукаса сарлак из песков Татуина за то позорище, что он втюхал нам как новые "Звездные войны"). Влияние "ЗВ" на LOGH заметно невооруженным глазом, оно настолько явное, что невольно подозреваешь команду LOGH в том, что за работу они взялись, насмотревшись Классической Трилогии. Симфоническая музыка, внешний вид имперцев, ярко-оранжевые комбинезоны пилотов Альянса, дизайн кораблей… Все просто кричит о нежной привязанности художников и режиссера сериала к "Звездным Войнам". И хотя на самом деле обе вселенные весьма далеки друг от друга, приятное ощущение ТОГО САМОГО чая не покидают не на миг.
Сюжетная завязка LOGH основывается на противостоянии двух гениальных полководцев - Райнхарда фон Лоэнграмма и Янга Вен-Ли. Которые, как вы помните, представляют противоборствующие стороны человеческой цивилизации, разделившейся на два лагеря, Империю и Альянс, в длящейся 150 лет войне. Вместе с ними на просторы галактики выходит и третья сила - независимая планета Феззан, этакий серый кардинал, умело пользующийся слабостями обеих сторон. А за Феззаном на горизонте маячит призрак старушки-Земли. Старушка, кстати, нарисовалась на поле брани с косой религиозного фанатизма и нехорошим желанием вернуть бывшие колонии в свое лоно.
Точно следуя формуле старинного китайского проклятья, Танака помещает своих героев в переломный момент истории цивилизации, во времена перемен. Многолетняя война зашла в тупик, в ней не может быть победителя, так как обе стороны слишком слабы, чтобы нанести завершающий удар. Весы застыли в шатком равновесии, и Танака бросает на одну их чашу фон Лоэнграмма, одновременно разрушителя и спасителя Империи.
При том, что LOGH не удалось избежать примитивизма, свойственного космоопере как жанру, сюжет эпоса достаточно сложен и скорее тяготеет к драме, чем к романтизму. Обрисованная Танакой галактика-без-алиенов вобрала в себя и как уже имеющиеся у человечества проблемы, так и те, что еще только могут его ждать. Надо отдать должное команде, трудившейся над переносом сюжета на экран - полотно получилось эпическое, чем-то смахивающее то ли на "Войну и мир" Толстого, то ли на "Властелина колец" и "Сильмариллион" Толкина. В события вовлечены сотни героев, их столько, что имя и роль каждого приходится напоминать отдельными подписями на экране. Масштаб развернутой картины впечатляет еще больше, когда сериал отвлекается на демонстрацию "картинок с поля боя", когда понимаешь, что жернова войны перемелют без остатка и рядового солдата и правителя империи. И если в бои в космосе не несут особого драматизма или динамики, представляя собой банальные перестрелки "лучами смерти", изредка прерывающиеся dogfight'ами мелких истребителей, то наземные операции глазами участвующих в них солдат и офицеров удались создателям сериала просто блестяще. Именно этот прием позволил показать на экране войну, а не балаган с бластерами, так как, к сожалению, авторский коллектив вселенной LOGH имеет более, чем условное представление о тактике и стратегии боевых действий и в их головах с трудом укладывается возможность маневров в трех измерениях.
Особый интерес среди многочисленных героев сериала вызывает, конечно, сам фон Лоэнграмм. Именно он становится стержнем сюжета, силой, приносящей перемены в галактику, и создатели сериала не скрываю повышенного интереса к его фигуре и окружению. Несколько эпизодов первого сезона дают нам достаточно полное представление о детстве будущего покорителя моря звезд. Как снежок, пущенный с вершины горы, превращается в лавину, так и детское чувство ощущения несправедливости этого мира приводит к пробуждению в талантливом ребенке честолюбивых планов. Привязанность к сестре, проданной в фаворитки императору, превращается в ненависть к существующему строю и страстную жажду перемен. Но перемен можно добиться только будучи на вершине власти, что рождает стремление забраться туда любой ценой.
Обычно люди, преодолевшие подобный путь, подвергаются чудовищной трансформации сознания. Опираясь только на мощь собственного "я", они теряют чувство меры и нередко дорога, пролагаемая к светлому будущему, приводит к тирании. Фон Лоэнграмму повезло - с детства его сопровождал верный друг, Зигмунд Кирхиайс. Персонаж выведен не случайно и пусть местами он кажется ведомым, не выходящим из тени фон Лоэнграмма, настоящая ценность Кирхиайса становится ясна только после его смерти. Тогда особенно ясно понимаешь, что он был барьером, не позволяющим выплеснуться гневу и сойти с верного пути. В сериале четко прослеживается мысль Танаки об "одиночестве власти", которое с головой накрывает Райнхарда после смерти друга. Увы, история фон Лоэнграмма - это трагедия рыцаря на белом коне, заплатившего слишком высокую цену за потерю оруженосца.
На первый взгляд, судьба Янга Вен-Ли выглядит менее трагично. Он не одержим страстями, завистливые аристократы не пытаются регулярно сжить его со света и ему не приходится ожидать удара в спину от друзей. Все, что ему нужно, это возможность спокойно изучать историю и пара чашек чая с бренди. Но если Империя, усилиями фон Лоэнграмма, сбросила омертвевшую оболочку аристократической монархии, то у Альянса перспективы перерождения нет. На глазах Вен-Ли рушится свободный мир, в котором нет наследственных аристократов, но зато полно продажных политиков и олигархов, толкающих Альянс в хаос. Коррумпированная демократия - такой же бездушный молох, как и тирания, обе они с одинаковой жадность поглощают чужую кровь.
Результатом размышлений Вен-Ли на эту тему становится признание правоты фон Лоэнграмма, но обязанность защищать СВОЮ родину продолжает разделять их. В отличие от фон Лоэнграмма, полагающего, что ему нечего терять, Вен-Ли ощущает груз ответственности за жизни своих подчиненных и граждан Альянса, не позволяющий ему вступить в открытое противостояние с властью.
Интересно отметить, что отдельные моменты из жизни Альянса (например, причины продолжения войны с Империей) вдруг на полном серьезе начинают напоминать недавнюю историю конфликта США-Ирак. Ужасно интересно, то ли Танака в пророки подался, то ли это уже тогда было видно невооруженным взглядом? И можно смело утверждать, что режиссер "Плутовства" слизал идею "виртуальной войны" с LOGH.
В целом сюжет LOGH напоминает мне мозаику. Помимо основной композиции, на ней помещается несметное число разноцветных кусочков стекла, придающие рисунку законченный вид. Этим цветным стеклом являются сотни персонажей, заполняющих пустоту между фон Лоэнграммом и Вен-Ли, и все они принимают посильное участие в истории. Удивительным образом сериал заставляет сочувствовать героям обеих сторон, что порой приводит к забавным результатам. Только что ты мысленно вопил "мочи продажных демократов!", глядя на штурмующие космическую крепость корабли Империи, но стоит появиться на экране ее защитникам из Альянса, как ты страстно начинаешь жаждать полнейшего разгрома Империи Зла.
Нельзя не отметить и тот факт, что хотя, как уже было сказано выше, даже базовых понятий о ведении боевых действий у создателей сериала (и, подозреваю, самого Танаки) не имеется, зато им блестяще удалось нарисовать паутину дипломатических и политических игр. Зритель, смирись с тупо ползающими в одной плоскости флотами и гениальными стратегическими ходами типа "рванем на этой планете метановую атмосферу!". Лучше внемли хитросплетению дворцовых интриг, зигзагам демократических политтехнологий и незримой игре серого кардинала этого мира, Феззана, медленно, но верно вовлекающего Империю и Альянс в ловушку взаимного уничтожения.
Архаичная графика и анимация проекта, начатого двадцать лет назад, вряд ли произведет сейчас впечатление на искушенного зрителя, но отпечаток работы над ней студии Madhouse заметен невооруженным взглядом. Внешность персонажей создана достаточно реалистичной, их поведение начисто лишено типичных анимешных гипербол, которыми принято выражать чувства. И это приятно удивляет.
Нарисованный мир получился довольно странным. Ощущения того, что он отстоит от нас на целый миллениум, нет. Возможно, это еще один из признаков того времени, когда был снят сериал, потому что по представлениям современной фантастики техника вселенной LOGH просто примитивна. Она не знает ни искусственного интеллекта, ни виртуальной реальности, здесь нет даже самого паршивого меха, а люди продолжают пользоваться колесным транспортом. So, 80's - больше ничего не скажешь.
Отмечу лишь, что визуально Империя и Альянс отличаются как небо и земля. Для Империи выбран стиль, копирующий Австрию примерно века 19-го. Развевающиеся плащи, черные мундиры, шпаги, дамы в кринолинах, барочная архитектура, влияние которой сказывается даже на военной технике - капитанские мостики кораблей Империи предстают перед нами чем-то вроде амфитеатров с колоннами… Увлеченность создателей тематикой Рейха столь велика, что даже название сериала в титрах пишется как "Heldensagen vom Kosmosinsel". А вот найти десять отличий между тем, как выглядит жизнь в Альянсе и в современном мегаполисе довольно сложно.
Музыкальное сопровождение LOGH абсолютно под стать размаху сериала. Было бы странно, если бы он сопровождался разухабистой электронщиной или даже гитарным роком, так что выбор вполне разумно отдан симфонической музыке, в которой иногда проскальзывают знакомые темы классиков.
Подводя итог, автор смело заявляет - LOGH настоящее золото жанра. Да, интересен сериал будет не всем, в первую очередь благодаря своей неторопливости и устаревшей анимации. Но космоопера как явление давно признано классикой, и LOGH прочно занимает верхние позиции топа жанра. А смотреть его стоит хотя бы потому, что в ближайшем обозримом будущем ничего в жанре космооперы нам не светит.
А если и светит, то не будет ли оно выглядеть повторением пройденного?
Источник Кстати, за последние 10 лет так кажется и не создали ничего в жанре космооперы... или я что-то пропустила?
Click to view