Очередной отчет о прочитанном.
Ben Aaronovitch - "Whispers Under Ground"
Домучил третью часть "Рек Лондона" - она показалась мне гораздо менее интересной, чем первые две книги. Думаю, на этом можно остановиться и дальнейшего развития серии не ждать: всё, что Ааронович мог придумать и рассказать о своём альтернативном Лондоне, он уже рассказал.
Михаил Идов - "Чёс" (сборник)
В книгу вошли, собственно, повесть "Чёс" и некоторое количество рассказов. На обложке красуется похвала от Ильи Лагутенко, что несколько настораживает, но в итоге - вполне читаемый получился сборник. Повесть однозначно понравилась - интересная тема (гастрольные будни малоизвестной рок-группы), очень правдоподобные герои, много занимательных и необязательных подробностей, которые делают книгу "живой".
С рассказами чуть сложней - мастерство писателя, как говорится, не пропьёшь, но поводов для демонстрации этого мастерства практически нет. Примерно половина рассказов написана ни о чем и непонятно, зачем. Как в том анекдоте про Ленина, мол, "ребята, я просто ручку расписывал". Тем не менее, есть и такие, которые мне понравились: например, "Прощальная симфония", "X^2" и "Сюжет".
В общем и целом - неплохая книга "в дорогу".
Фрэнсис Скотт Фицджеральд - "Три часа между рейсами" (сборник рассказов)
После рассказов Идова подумал, что стоит продолжить чтение "малой формы" и открыл сборник Фицджеральда. Честно говоря, сплошное разочарование. По сравнению с ним, рассказы Идова - просто фонтан идей и сюжетов. Рассказы из "Трёх часов между рейсами" безыдейны и катастрофически скучны. Такое ощущение, что в Esquire в конце 30-х печатали всё подряд, лишь бы заполнить место на страницах. Или же я абсолютно не понимаю интересов читающей публики тех времён.
Сразу оговорюсь, что где-то к середине сборника я настолько разочаровался, что бросил читать и до цикла "Истории Пэта Хобби" так и не добрался, поэтому насчет литературных качеств этих рассказов мне сказать нечего.
Роберт Гэлбрейт - "Зов кукушки"
Про эту книгу уже написан вагон и маленькая тележка рецензий, так что особо распространяться не стану. Начало показалось очень интересным, ближе к концу интрига пропала, да и описания модельного бизнеса показались не очень убедительными. С другой стороны, откуда мне знать, как там всё устроено и какие люди в этой тусовке крутятся?..
Итог: вполне проходной детектив, но читается легко, на одном дыхании. В качестве книги для разгрузки мозга - самое то.
Джонатан Коу - "ЭКСПО-58"
Довольно странная книга - такое ощущение, что Коу очень хотел написать хоть что-то про "ЭКСПО-58", но сюжет так до конца и не сложился. Написано хорошо, много интересных деталей о самой выставке, но вот сюжет... Действие то приближается к "бондиане", то к сатире типа "Академического обмена" Лоджа, показывая жизнь "маленького человека", оказывающегося за границей и выпадающего за рамки своего обыденного существования. В итоге, получился некий коктейль, больше всего похожий на "Нашего человека в Гаване", но чуть ниже классом.
Кейт Аткинсон - "Жизнь после жизни"
От этой книги у меня осталось впечатление, в чем-то схожее с впечатлением от "ЭКСПО-58": Аткинсон очень хотелось раскрыть некую тему (об этом - чуть дальше), но окончательная реализация идеи так и не нарисовалась. В итоге, финал показался достаточно невнятным.
Помнится, когда вышел фильм "Бесславные ублюдки", где-то писали, что фильм снимался исключительно ради того, чтобы убить Гитлера. (Упс, всезнающий интернет подсказывает мне, что это была детская мечта Тиля Швайгера, а не режиссерский замысел Тарантино). В общем, примерно то же самое можно сказать и о "Жизни после жизни" - этакая смесь "Эффекта бабочки" и замысла "убить Гитлера" (что само по себе - цель достойная), но после вороха хвалебных отзывов, я, видимо, ждал от этой книги слишком многого.
Лена Элтанг - "Каменные клены"
Честно говоря, в кои-то веки я не могу подобрать слов, которые смогут адекватно передать моё восхищение книгой. Это просто клад, сокровище, жемчужина, а не книга! Тот случай, когда получаешь удовольствие от каждой страницы - настолько удачно считываются культурные слои, настолько чудесный и восхитительный слог, настолько совпадают интересы - кельтские, ирландские, греческие мифы, античная литература, английский и русский языки, - что аж страшно становится: всё время ловил себя на мысли, что такого не может быть, что эта книга мне приснилась. Да, ещё и русскоязычный автор, не переводной, а я-то думал, что меня уже ничем не удивишь!
Кстати, раз уж речь зашла о языке, важный момент: "Каменные клены" - это никакая не проза. Это самая настоящая поэзия. В полном соответствии с определением Кольриджа, это не просто слова в лучшем порядке, а "лучшие слова в лучшем порядке".
Наверняка эта книга многим не понравится. Тем не менее, на мой вкус - она прекрасна. Лу Элдербери, Саша Сонли - я очень рад знакомству с вами. Лена Элтанг - спасибо Вам за это чудо!
P.S. Цитаты из "Каменных кленов" обязательно будут, но чуть позже.
P.P.S. Для интересующихся, приведу высказывание Кольриджа целиком. Очень уж оно мне нравится:
I wish our clever young poets would remember my homely definitions of prose and poetry; that is, prose = words in their best order; poetry = the best words in their best order.
(12 July 1827)