По-хорошему, такое надо было ставить на День космонавтики, но один обзор на это время уже стоит, так что давайте полюбуемся на это. А речь сейчас пойдет про величайший научно-фантастический шедевр 1967 года "Машина судного дня". Он настолько гениален, что в какой-то момент его производство остановили и досняли аж в 1972 году. Разумеется, для улучшения качества, а не потому что тупо закончились деньги даже у такого микробюджетного поделия. Рассказывает фильм о рядовых проблемах шестидесятых: космическая гонка, угроза ядерной войны, обнаглевший женский феминизм и китайская угроза. Да-да, китайская угроза, которой плечом к плечу противостоят Америка и СССР! Так что фильм продолжает традицию схожих великих шедевров 1960-х подобно таким блокбастерам как
"Председатель",
"Летающая бамбуковая тарелка" и
"Башмаки рыбака".
Китайская угроза не дремлет! Возле китайского секретного центра под охраной бдительного часового с одной собакой творятся странные вещи...
Шпионка хитроумно отвлекает собаку часового как в лучших приключениях Шурика - с помощью кошки. Потом перелезает через суперстену суперсекретного комплекса, которая чуть выше человеческого роста - и проникает внутрь. Впечатлены крутостью охраны? Я лично чуть не описался.
И да, по неизвестной причине китайцы тут носят красные ШЕСТИКОНЕЧНЫЕ звезды. Не знаю, почему. Возможно, это не просто китайский секретный центр, а аж местный филиал ЗОГ.
В общем, пара азиатских шпионов фотографирует главный секрет секретной базы. Это китайская Машина судного дня, созданная китайцами уже в те годы для уничтожения человечества на случай, если не справится Скайнет. Машина судного дня похожа на магазинный аппарат по продаже конфет и стоит за суперохраняемой решеткой.
Шпионы понимают, что ничего не могут противопоставить такой преграде и утекают через вентиляцию. Действие переносится на американскую космическую базу проекта "Астра" - то бишь, практически "Звезда" в переводе с греческого.
На пресс-конференции зрителю кое-как втолковывают, что с минуты на минуту стартует космическая экспедиция на Венеру. Космонавты полетят большим экипажем, причем путешествие будет долгое и длинное, аж на два года. Космонавты тем временем точат лясы, но вдруг в разгар разговора врубается военная тревога. Все недоумевают, и только самые умные допирают, что без китайских поедателей лапши тут явно не обошлось.
К ним подкатывает автомобиль, из которого вылетает кучка агентов ЦРУ. Они предъявляют приказ аж лично президента, по которому трех космонавтов заменят их коллегами. Причем... женщинами!!!
Космонавты офигевают и пытаются протестовать - видимо, им друг с другом больше нравится, чем с женщинами... Но приказ президента суров! С мужланами полетит три бабы - как водится, симпатяжные пилотки: светленькая, темненькая и рыженькая. Космонавты, побурчав, вынуждены смириться с тем, что два года в отрыве от семей и жен будут проводить время с тремя сексапильными женщинами (за кадром включается музыка из Браззерс).
Рыженькая, которая носит убогий френч с нелепыми погонами - как нетрудно догадаться, русская, которая чисто случайно оказалась в Вашингтоне. Знакомьтесь, это советский майор с простым русским именем... нет, не Валентина. Еще круче. Джорджина Бронски. Да, вы не ослышались, Джорджина. Наверно, полячка Георгина Бронска по паспорту.
Всех космонавтов наряжают в форму пилотов, обкленную фольгой и летные шлемы, покрытые серебряной краской, а потом сажают в раскладные кушетки. Это кабина корабля, и она наглядно дает представление о бюджете этого великого фильма. А? "Интерстеллар" обзавидуется, у него были достойные конкуренты!
Из всех пилотов заменить догадались, разумеется, хирурга, но никто не догадался заменить какого-то пятидесятилетнего космонавта, который вздумал прямо перед стартом схватить инфаркт. К счастью, героический пилот Бронски на последних секундах отважно спасла старого пиндоса! И начинается их грандиозное приключение! Корабль "Астра" взлетает через спижженные кадры из архива НАСА и летит в небеса с искусственной гравитацией, которая включается по кнопке. Все вроде пока нормально, но до мужиков начинает доходить, что бабы тут явно не спроста. Видимо, это как-то связано с китайской угрозой, о которой все каналы давеча гремели. Персонажи догадываются, что китайцы явно изобрели машину судного дня, которая может уничтожить все человечество. Нет, у них нет ни единой причины так считать, они не видели пролог фильма, у них нет вообще никаких оснований так думать, но... Они очень догадливы!
На протяжении полета происходят всевозможные проблемы типа того, что топлива не хватает, курс сбивается, мужики отпускают сексистские шутки, а один вообще на темненькую свой болт хочеть положить... Но это все неинтересно. Одна только Георгина Бронски держит марку и регулярно отпускает крутые цитаты с насмехательством над пиндосами и превознесением советской науки!
- Заумные американцы что, страдают от ложной скромности? В нашей стране к этому относятся проще.
* * *
- Наши зонды сфотографировали большую часть Солнечной системы. Мы первые в космосе, первые получили данные об управляемом полете на орбите, первые...
* * *
- Я должна признать, что ваша страна занимает первое место по уровню кулинарного искусства в космосе.
* * *
- В моей стране мужчины и женщины занимаются одинаковой работой!
* * *
- Я гордилась, что была единственной женщиной в классе с шестью мужчинами!
Харизма так и прет. И это понятно, ведь Бронскую играет Мала Пауэрс, которая в 1950-е снималась в неплохих нуарах. Такая няшечка тогда была, у-тю-тю.
Где-то в промежутках между этой болтовней американцы напоминают Бронской о ее коллеге с простым русским именем Игорь Миканов, который по слухам погиб на космическом зонде-призраке с расово советским названием "Известия-2"... Но Бронски категорически отрицает эту буржуазную клевету!!! В Советской России разделяют политику и науку! - заявляет она.
На середине фильма происходит развязка. Давно терзающие пиндосов смутные подозрения, что все это какая-то миссия на случай ядерной войны - оправдываются. В телескоп вся эта гоп-компания видит ядерные взрывы на Земле. Они выглядят как пытки электротоком висящего перед камерой шара ваты, которые показывают на полсекунды, потом в кадре мелькают цунами на спиженных кадрах из других фильмов... И наконец, к полному шоку присутствующих Земля загорается и типа как лопается. Все в ахуе. Особенно зритель.
Великие спецэффекты. Они обогнали "Звездные войны"!!!
Все понимают, что худшие опасения подтвердились - их специально усадили вместе, чтобы было кому возродить человечество на другой планете. Как вы понимаете, семерым людям будет нелегко возродить человечество, так что впереди у них много труда... Естественно, дальше идет еще больше жизненно важных и сюжетообразующих сцен, которые затягивают в гениальный смысл этого глубочайшего научно-философского полотна... Например, та, в которой наши герои-дебилы закрываются от радиации взорванной Земли (?) с помощью противорадиационной занавески.
Так как в великих научно-фантастических фильмах про космос должен быть штамп про сумасшедшего ученого (см. "Интерстеллар", "Пекло" и прочие шедевры), то и это тут есть. Самый арийский космонавт с показательным именем Курт решает снасильничать темненькую, которая с ним сосалась между делом, загоняет ее в шлюз, и там эта идиотка по дурости случайно открывает люк. Конец немного предсказуем - дебилы взлетают с окровавленными глазами и долго бултыхаются в невесомости, наглядно показывая, как выглядят те, кто досмотрел фильм до этого места.
Вот вы ржете, а это лучший спецэффект фильма, между прочим!
Минус два члена экипажа. Трагедии последних остатков человечества неописуемы. Погоревав, экипаж решает лететь дальше до Венеры и что-то придумать. Однако что-то мешает оторвать вторую ступень. Опять-таки в лучших традициях великих научно-фантастических фильмов только человеческий труд может решить проблемы! И космонавт Дэнни с геройским майором Бронски лично вылезают на обшивку, чтобы оторвать ступень. Монтировкой.
А дыры от метеоритов они, я так полагаю, заклеивали бы скотчем, а потом закрашивали из баллончиков. И стояли бы на табуретке на нарисованном астероиде.
Космический ремонт сработал, даже дрель с удлинителем до батареи в отсеке не потребовалось протаскивать! Но тут Дэнни замечает сбоку какую-то плохо различимую хрень. Они спокойно доходят до нее (за кадром - точно не знаю, как, наверно пешком по свету от звезд) и обнаруживают, что это заброшенный русский корабль-призрак. Нетрудно догадаться, кто там! Конечно же, русский космический турист с RED ZVEZDA и накорябанной на бэйдже нечеткой, но вполне различимой надписью "ИГОР МИКАНОВ".
Наши космонавты пролезают внутрь корабля. По неизвестным причинам у них после этого не видны лица в шлемах, хотя раньше они были отлично различимы, а также меняется рост, комплекция и голоса. Возможно, это космические аномалии. А вовсе не досъемки этого говна, которые были сделаны аж через четыре года после заморозки проекта из-за недостатка финансирования. Из-за тех же аномалий, кстати, ранее менялись внешний вид корабля, расцветка отрывков, положение космонавтов в соседних кадрах и монтаж диалогов. Короче, где-то минут десять космонавты стоят в кабинете и уныло возятся с пультом, пытаясь вызвать "Астру". Паузы между репликами при этом уже размером с Солнечную систему... И наконец в какой-то момент связь с "Астрой" теряется, советский аппарат отходит и... и... Э-э-э-э... Раздается... бестелесный... голос...
В лучших традициях "Интерстеллара" финал эпичен, монументален и ни хрена не понятен. К нашей парочке обращается голос от имени некой цивилизации, видимо, с Венеры, которая древнее всей Вселенной. Она не хочет, чтобы всякие бездарные людишки, уничтожившие свою Землю, лезли в ее владения, поэтому депортирует их нахрен из пределов космоса как бомжей без прописки - логично, дома-то у них реально больше нет и они конкретные космические мигранты. И да, я не шучу, я все имею в виду буквально - голос говорит, что парочку ждет необыкновенное путешествие за край Вселенной, где их ждет что-то необыкновенное и удивительное. Корабль врубает двигатели, летит и... фильм заканчивается. Буквально - просто возникает надпись "КОНЕЦ". Я долго думал над этой концовкой. Не меньше, чем над шедеврами Нолана. Постепенно до меня дошло - видимо, под удивительным путешествием за краем Вселенной подразумевался горизонт событий. Это такая штука, которая означает предел говновсратости дешевых сай-фай фильмов - к ней можно вечно стремиться, но никогда не достигнуть. И та степень говенности, которую хотели показать авторы - недостижима в принципе, поэтому ее показать нельзя.
Ну что тут скажешь. Фильм содержит все лучшее, что любят в фантастике. Запутанный и недосказанный сюжет, тема гибели этого мира, обличение опасности войны, сложные человеческие взаимоотношения в замкнутом пространстве, высокий драматизм персонажей, грандиозные спецэффекты, напряженные саспенсовые приемы, медитативные погружающие в себя сцены на пять минут, сильные и независимые женские персонажи и, конечно, глубоко философский финал. То есть, в фильме есть все то же самое, что и в знаменитом "Интерстелларе". Я считаю, что его тоже надо признать великим шедевром, не хуже, чем творение британского автора, который породил хромого Бэтмана, хрипящего про детонатор. Уверен, вы будете пересматривать это кино вновь и вновь каждое 12 апреля.
А если вы не верите мне, то можете посмотреть обзор Ностальгирующего критика. В некоторых редких промежутках между визгами о сексизме фильма, из которых в основном состоит его ролик, он говорит то же самое.
Click to view
И конечно, отдельно порадуемся за майора Бронски, которая спасла человечество. Русские опять спасли мир, как в "Армагеддоне"! Ура! Ленин, водка, балалайка! Наздоровье!