Недавно мне попался на глаза снятый для всеядного Нетфликса 8-серийный сериал, который вышел перед самым началом нынешней не-войны. Аннотация доставляла и вызывала в памяти что-то знакомое: "В прошлом Дженни была агентом КГБ. Теперь она живёт размеренной жизнью и вместе с дочкой едет в отпуск в Европу. Но на отдыхе её вербует ЦРУ, чтобы она помогла найти убийцу, который обладает такими же уникальными способностями, как и она".
Итак, как видите, уже завязка в духе "Анны" Люка Бессона обещает нам клюкву. И таки да, клюква тут есть и вполне себе в духе вдохновителя, который скрестил СССР и 90-е на мелкий бюджет в недобоевике про киллершу с Лубянки. Но этого авторам показалось мало, поэтому тут еще и фантастика в духе комиксов про супергероев! А что из этого ядерного коктейля получилось, вы узнаете дальше из этого потрясающего суперсериала в лучших традициях прошлого - "In from the Cold"!
Который на русский переводится, как известно, как "Б Фт ЖФПФДд".
Если серьезно, то это переводится, конечно, как "С холода". При чем тут холод? Да ни при чем - в лучших традициях нуара название не связано с сюжетом и звучит в самом финале. Просто это аллюзия на английскую идиому "человек, который пришел с холода" - означает человека, попавшего в принципиально новое и неожиданное окружение. По тому же принципу сделано название для старого шпионского фильма.
Итак, в чем завязка. В Мадрид приезжает со своей дочерью простая домохозяйка из Джерси Дженни Франклин - потому что ее дочь фигуристка и приехала сюда выступать. Однако в номере отеля ее неожиданно встречает толпа хмурых людей в одинаковых костюмах и кросавчик с бородой и в темных очках, который называет себя Чонси. Понятно, что это ЦРУ. Чонси считает, что Дженни - бывший агент КГБ Аня Петрова под пафосной кличкой "Шепот", который выполнял функции киллера, пока Россия в 90-е не развалилась окончательно (это, видимо, про дефолт), и она не сбежала на Запад.
Дженни долго хнычет, клянется и божится, что это ошибка... А потом метелит целую толпу агентов и пытается сбежать через окно. Разумеется, отель подстава, и она попадает прямо за задник декорации в лапы Чонси, который смотрел это с поп-корном. Теперь, хочешь не хочешь, а работать на него надо - или он ее арестует, и на дочурке навсегда будет клеймо члена семьи врага народа. Вуап-вуап-вуаааааааап! Кстати, странно, но после этого все эти люди в черном из сюжета выпадают. Наверно, всем до единого понадобилось лечение после этой процедуры. И теперь Чонси сопровождают только два человека - собственно наша Анечка и чернокожий хакер Крис, которого заставили работать шантажом.
Так зачем суперкиллерша понадобилась ЦРУ? Оказывается, с недавних пор в Мадриде начались странности - случайные люди вдруг ни с того ни с сего начали вести себя неадекватно и мочить посторонних. Похоже, тут не обошлось без гипноза. Это напоминает творческий почерк "Шепота", но она тут точно ни при чем - кто-то под нее подделывается. А раз так, надо найти негодяя. Агент Аня Петрова - снова в строю!!!
Собственно, весь этот сюжет развивается в мадридской линии. Есть еще одна, которая показывает предысторию нашей Анечки в 90-е. Линия развивается, конечно же, в Москве. Конечно же, zima. Причем zima очень напоминает позднюю осень, потому что вся zima и Moskwa снимались в Мадриде, а там всегда напряженка со снегом - даже искусственным.
Так как в мадридской линии - действие, а в московской - клюква, сосредоточимся на второй. Суть московской линии в том, что Аня в 1994 году - агент СВР и должна проникнуть в китайское посольство, поскольку именно там скрывается ученый-перебежчик Артур Пирожков Орлов. Он автор загадочного суперпроекта оф Кей-Джи-Би "Yarоslаv" - это крутое биооружие, созданное на основе генетических мутаций людей после оф Чернобиль, комрад. Но в посольство просто так не попасть, ведь там на каждом углу narodoarmeets with KALASH.
Пробирается туда Аня аж двумя путями, и в обоих задействовано ее самое сильное место - которое у женщин обычно самое слабое. Она крутит роман сразу с двумя людьми - сыном китайского дипломата, мажорчиком Си Юном, и дочерью Орлова Фаиной Орлов (чо вы лыбитесь, именно ОрловЪ - так в титрах и написано).
Причем Аня чем дальше, тем больше втюривается в крашеную толстуху Фаину, с которой проводит целые дни, разгуливая в таком ужасном прикиде, который в последний раз на съемках "Брата" использовали.
Но вообще надо отдать должное авторам - 90-е в Москве получились довольно убедительно для западного проекта, сразу видно, что консультанты были наши. Нищета, грязные улицы, вонючие ларьки, остатки советских шмоток, даже с плакатами пытались работать.
Ин Моськва в 90-е показывали "Унесенные ветром", а не "Утомленные солнцем", комрад! Кстати, обратите внимание на плакат с остатками надписи "Гражданская оборона" - Летов оценил бы антураж!
А от вполне натуральных декораций метро (по карте видно, что это где-то в районе "Войковская - Речной вокзал") я впал в истерику. Ну да, не во всем похоже, но это ГОРАЗДО более похоже, чем снимать московское метро тупо в Лондоне (сериал "Макмафия"), Вене (приснопамятный "Огненный лис") и Праге ("Ребенок 44").
По пути к девчатам докопались пацаны, не прошедшие кастинг на "Бригаду", но они их быстро отделали. На этом месте, кстати, прозвучал коротенький отрывок какой-то песни группы "Молчат дома", от чего я был в диком восторге.
Короче, самые натуральные и живые 90-е с бандитами, нищетой и Трабантами на улицах.
На обратном пути Аню хватает и делает ей втык... нет, не сексуальный маньяк. А ее начальница, которая всегда ходит в дубленке с поднятым капюшоном, скрывая личность. Зовут ее Светлана - то ли Маркова, то ли Петрова, переводчики не определились - но по титрам Петрова. Нет, не родственница - однофамилица. А там вообще у всех русских имена максимально безликие, чтобы точно не ошибиться с клюквой.
Эта ее личность - тайна до середины, потому что в чем суть этого аццкого проекта "Ярослав", становится ясно уже в конце первой серии. Оказывается, Анна умеет... ща не упадите - менять свой пол по желанию! Торжество трансгендеризма-феминизма!
А если серьезно, то она метаморф - и может принимать облик любого человека, которого пожелает, с помощью какого-то вживленного в тело препарата-аппарата. Правда, при этом ее жестоко ломает, да и форму она удерживает с трудом, и чем дальше, тем хуже. По этой причине вся эта чудо-маскировка хотя и используется по сюжету часто, но толку от нее немного, и при желании ее вполне можно было бы из сюжета выкинуть к чертям.
Тем не менее, в 90-е Анна пока не знает, что глотнет эту бяку, поэтому продолжает подбивать клинья к Си Юну, попивая с ним в ночном клубе элитную водочку SMIRNOFF. Хорошо хоть, не спирт "Рояль".
Фаину за шашни посадили под домашний арест в посольстве. Но Аня не растерялась, а подключилась к телефонным линиям в нем с какой-то крыши и теперь день-деньской они чатятся с подружкой и перетирают за жизнь. Ну вы помните, 90-е - труба штука дорогая даже для дочери беглого профессора в китайском посольстве.
Единственная отечественная машина на весь сериал - Жигули с простым московским номером...
Начальство Ани по Москве передвигается на служебном фургоне обычной в Москве марки SAVA-Pegaso. Техника внутри точь-в-точь как в "Анне".
Проверенные временем осциллографы и новейшие японские компьютеры СВР марки JVC и "Панасоник" позволяют делать 3D-симуляцию китайского посольства онлайн!
В 90-е в Москве появились супермаркеты под названием "СУПЕРМАРКЕТ". Но вывески к ним по-прежнему рисовали какие-то совки.
По ходу действия иногда мелькает странный плакат "За честные выборы" с поднятыми абстрактными руками. Что за выборы в 1994 году, я лично не знаю. Впрочем, выборы у нас и сейчас часто и никто до сих пор не знает, какие и зачем.
Заметив слежку, агент Аня Петрова преследует филера и допрашивает его на крыше. Но прежде чем он успел что-то ляпнуть, его убила выстрелом в голову Светлана. Зацените при этом фон из куполов и церквей! Твою мать, Аня его догнала в Кремле или... Минутку, так тот "супермаркет" - это что, ГУМ?!!!
Я такие пейзажи последний раз видел в американских комедиях 1960-х...
Начальница бесится, что Аня не убила агента сразу как увидела - и ее даже не смущает, что это был их же собственный агент СВР. Это, мол, проверка и ты должна была ее пройти. Светлана вообще ведет себя как конченная тварь: постоянно орет, бесится, гнобит Аню на чем свет стоит - хватает ее за волосы и даже плюет ей в рот с криком: мол, это ради Rodina! Ты должна быть ей predana и выполнять любой приказ! А когда Светлана снимает капюшон, всем становится еще страшнее - потому что это постаревшая Алена Хмельницкая. А все знают - жена Тиграна Кеосаяна шутить не любит.
Вообще надо отдать должное авторам кастинга - всех русских играют настоящие русские, поэтому все диалоги на русском идут без акцента. Аню Петрову играет какая-то Стася Милославская - и Хмельницкой ощутимо проигрывает, особенно в оригинальном дубляже (в дубляже русских переозвучили). Фаину - не то эмигрантка, не то прибалтка Анастасия Мартин. А веселей всего с Дженни - ее играет реальная ленинградская еврейка, которая в 11 лет вместе с семьей эмигрировала как беженец перед развалом СССР (ну, тогда все могли считать себя беженцами) - Маргарита Левиева. Сыграла в прорве молодежных сериалов 2000-х и куче безвестных фильмов с известными актерами. Зацените, какая секси была 20 лет назад. Теперь ей 42, и она хранит остатки былой красоты.
Речевки про патриотизм не случайны. СВР в сериале это полный аналог КГБ. Даже выглядит так же. Мрачное многоэтажное здание, где на каждом углу гербы, звезды и мрачные часовые в советской форме. Только герб теперь новый - рюсський!
Больше всего доставляют целые толпы типичных советских солдат в повседневной одежде вплоть до галифе и кобур с пистолетами. Караульные у дверей вообще не поменялись со времен Брежнева - только огромных букв ГБ на погонах не хватает.
И да, похоже, авторы искренне считают, что здание СВР располагается в Москве - хотя на самом деле в Подмосковье.
Подполковник Светлана приходит в кабинет нэчальства с огромной библиотекой, красными флагами и без техники для работы. Она сомневается, что Аня выполнит задание. Нэчальство сомневается, что Светлана в своем уме и говорит, что менять план поздно и пусть доводят до конца. А если провалятся - ин Постсовьет Раша вери хард рулз и они это знают, антерстенд?!
Чтобы наладить контакт с Аней, Светлана собирает себя и приезжает к ней на служебную квартиру - обычную советскую клетушку.
С очень большой кухней.
И хорошей мебелью в гостиной. Хотя телевизор почему-то так и остался еще 60-х годов.
Там за приготовлением ужина Светлана меняет гнев на милость, постоянно называет Аню "птичкой" (ага, красный воробушек) и рассказывает душещипательную историю. Конечно, про lubovь. Про то, что когда ей было 16 лет и она была обычным агентом K-G-B и работала в BALET ин Bolshoi Teatr, ее предал любимый человек. И теперь она не верит в lubovь. Что? Да, агент КГБ в 16 лет. Не смущайтесь, по сюжету Аня тоже 1980 г. рождения, как и исполнительница роли, а значит, в данной линии ей 14, но выглядит она на 10 лет старше. В России растут быстро, год идет за два!
В подтверждение Светлана по заветам нынешних супербоевиков показывает сиську ради соблазнения обнаженки.
Мухаха, повелись, лошары? Этими сиськами в Гулаге пытают врагов России!!!
Аньке надо мотать на ус эту историю! Ведь Аня тоже... ну, не балерина - фигуристка! Прямо как ее будущая дочь! Тренируется в Сокольниках, по заветам Ивана Драго - под рюсськими флагами! У нее вообще много талантов. На задании под прикрытием, например, она однажды заиграла русскую классику. Конечно, Чайковского - можно подумать, у этих рюсських есть другие композиторы!
И в назначенный час под настояниями подруг и прочих Си Юн наконец приглашает Аню на прием в посольство и даже дает ей китайское платье. Операция внедрения прошла успешно! Теперь надо внедриться в Фаину. И не дать, чтобы Сю Юн внедрил в Аню свой сиюнчик.
В китайском посольстве на каждом углу по narodoarmeets в полном парадном вооружении.
Правда, иногда у них явно не китайская внешность. Метис, наверно.
А китайский посол вместе с сынком по регламенту косплеят Мао Цзэдуна - этикет!
Связав мажорчика якобы для секаса, наша Аня пробирается в нужную комнату, где за вечным учением вечно живого вождя скрывается сейф, и вскрывает его подручным лазером, пронесенным на ляжках под чулками вместе с парой кило отмычек и химикатов про запас.
Но сейф был пуст. Светлана ошалела и приказала тогда просто убить Артура Орлова и не дать его "Ярославу" уйти за границу. Только тут в башку Ани пришла светлая мысль - а какого черта я слушаю эту старую тварь? - она вынула жучок и решила тупо насладиться вечером. И у нее с Фаиной происходит секас... абсолютно сюжетно немотивированный и ненужный, зато секас...
Да, как видите, из "Анны" и "Атомной блондинки" сперли и это. И лесбух, и неон, и мужиков-абьюзеров (там в одной серии лидер неофашистов заставляет избивать раненую девушку, а когда она вломила люлей мелкому придурку, похвалил ее и застрелил).
Трахались девки недолго и скучно. Сисек, в отличие от богоподобной красоты Алены Хмельницкой, не показали. Но самое печальное - что за кадром не звучала бодренькая "Фа-ина, фаинаааа" от группы На-На. Это искупило бы все.
После этого совершился поворот, который по сюжетному идиотизму может сравниться с любой молодежной фантастикой. После секаса Аня украла жучок, который сама же подарила Фаине, и пошла уничтожать. По пути наткнулась на Артура, который ночью посреди комнаты стоял и разглядывал свое самое дорогое хозяйство, вспоминал о жене и, как каждый нормальный человек, говорил вслух, как ему ее не хватает.
Потом он полапал немного свой длинный и твердый шприц и свалил. Смекнув, что в шприце и заключена мужская сила нашего ученого - то бишь, тот самый препарат "Ярослав", Аня тоже начала его лапать. В этот момент бодрый старикан наскочил на нее со спины и стал лапать душить. Ну, и Анька ТИПА в экстазе его опрокинула, стала бороться и в итоге траванула. Да, как в анекдоте - самооборона. Когда до нее дошло, что произошло, она наглядно показала реакцию зрителей на этот идиотизм.
Но этого мало! Туда же вздумала припереться и Фа-а-а-аина, Фаинааааа! - и увидев труп отца, подняла крик. Аня бросается на нее, зажимает рот, клянется, что это недоразумение и она ее любит, но та не слушает, Аня ее уговаривает, умоляет, зажимает рот... ну и в итоге тоже придушила. Рыдала дура при этом над своей любовью громче, чем Гитлер над мертвым щеночком.
Успокоившись, плачущая убийца звонит Светлане, мол, я тут это... задание выполнено, в общем, все по контракту! Спасайте меня! Но хрен там - Светлана обозлилась и приказала "Ярослав" вывезти прямо в себе. Для надежности? Из мести? Просто по бабьей дури? Хз - я так и не понял, зачем это было надо Светлане, но Аньке пришлось подчиниться. И теперь она без препарата, но зато метаморф. Начальство махнуло на все рукой, а Светлана довольна до чертиков и дарит Ане празднование дня рождения с фальшивой семьей и путевку на обучение в Нью-Йорк. А потом будет дефолт, и Аня просто свалила, а Светлану отправили за это в Sibirь (это цытата!). Хэппи-энд?
Да, ну так в чем суть-то... Короче, в мадридской линии с жертвами, кровякой и шпионскими вывертами удается узнать, что следы ведут в испанскую неофашистскую группировку "Лос Хинтес", которая намеревается убить аж самого короля премьера! Ей помогает загадочная организация "Гидеон", о которой ничего не известно, кроме того, что именно она повторяет почерк "Шепота". Собственно, именно ради этого бородач Чонси сюда и поперся - "Гидеон" промыл мозги его невесте и убил. Его даже из ЦРУ уволили, и он ради мести действует неофициально. Теперь понятно, куда делся весь его штат людей в черном - наверно, денег их снять хватило только на один день.
Временами Джени достают всякие русские киллеры типа некой Зои Котовой с типичной мулатской рожей из рязанского колхоза. Так мы понимаем, что Гидеон явно связан с самой Аней. Догадаться, кто это, не сложно, но та тупит почти до самого финала.
Она выходит на своего бывшего коллегу и возлюбленного Дамиана - который на самом деле банальный Дима. Он работает на Гидеон и делает им бомбу для премьер-министа - и он готов сдать всю информацию в обмен на деньги и новые документы. Но зря он пытался перебежать - Гидеон успел раньше. Как и следовало ожидать, это постаревшая Светлана, которая промывает горе-любовнику мозги. Честно говоря, из фильма непонятно, как это работает - Светлана просто заводит ручные часики и смотрит гипнотизируемому в глаза. Непонятно, насколько далеко это возможно (в предыдущих сценах Светланы и близко не было, когда зомби сходили с ума), как долго действует и откуда вообще у Светланы это чудо-юдо. Наверно, опять наработки КГБ!
Дима в итоге пригласил Джени к себе, устроил романтичный ужин и попытался станцевать, пробудив былые чувства. Когда не получилось, начал ее пытать и, разумеется, был убит. Танцевали они, кстати, под Гребенщикова - "Под небом голубым есть город золотой". Я на этом месте впал просто в восторг.
Ближе к финалу Светлана фактически похищает дочь Джени Бэку, которая давно поссорилась с матерью. Джени психует, выходит из-под контроля Чонси, которого с хакером забирает полиция, зверски и кроваво пытает неофашистов (а чо, она же положительный персонаж, ей можно) и сама убегает спасать дочурку в ледовый дворец. Там ее встречает киллерша Светланы и они устраивают махач. Эстетика явно намекает, что авторы пытались скопипиздить финал из боевика "Беги без оглядки". Тот самый, где хоккейная мафия дралась клюшками на льду и был чеченец Анзор Югорский.
Светлана выходит на лед, с удовлетворением смотрит на отпижженую до мяса Джени, обнимает наемницу... и стреляет ей в живот. Оказывается, старая карга сразу узнала, что на самом деле Джени ее пыталась наколоть и приняла вид противника!
Я искренне думал, что баба в последней серии сдохнет, и дальше Чонси будет справляться сам - и это было бы реально неожиданно! Но нет, облом - Чонси спасает премьера, а потом прибегает на стадион, где быстренько подлатал бабу, зашив ей рану степлером (я не шучу). Потом он ее подклеил, помыл, накрасил глаза (вот тут, возможно, шучу), и они побежали за Светланой. Ведь - дураку понятно - на кой черт ей убийство премьер-министра Испании? Оказывается, это отвлекающий маневр, а так у нее цель крупнее - попасть на катание Бэки, где будет ошиваться один американский сенатор... И она планирует его убить руками Бэки, которую уже зазомбировала и процитировал ей Dostoevsky: "Чем темнее ночь, тем ярче звезды" (на самом деле это Майков).
Само фигурное катание в ледовом дворце выглядит омерзительно дешево - темнота, потому что снимали явно ночью, и свет администрация дворца включить не дала; мелкая массовка человек на 30, как бы это не пытались отчаянно маскировать крупными планами; в общем, убожество. Но так или иначе, план Светланы сорван, Бэка приведена в чувство надежным выстрелом в ухо, а сама Джени застает Светлану на крыше небоскреба. Дальше все по штампам - вертолет, стрельба и пафосные диалоги. Только тут Светлана и раскрывает всю свою идиотскую схему - она зазомбировала сенатора, тот станет президентом, начнет Третью Мировую и вернет Rodиnе величие Росиюшки-Матушки. Фейспалм.
С чего это Светлана вдруг стала фанатичной патриоткой, как в плохих боевиках 90-х, неизвестно - наверно, фильмы с антресолей на видаке пересмотрела... как сценаристы этого говна. И зачем именно она сдала Джени Чонси, чтобы тот на нее вышел - тоже не совсем ясно. И вообще, почему сенатора надо было сначала убить, потом не убивать, и что вообще мешало его зазомбировать в зрительном зале безо всяких схем... Похоже, Светлана тупо хотела отомстить "птичке" и перемудрила саму себя, мудрилка картонная. В общем, несмотря на весь ее пафос и наглость, "птичка" просто замочила Светлану из пистолета. Просто замочила и все. И плевать на ее вертолет в небе, где мог быть снайпер. ПРОСТО ЗАМОЧИЛА! Поплакала, конечно, по старой традиции, над единственным близким человеком из прошлого - но недолго. Для нее это норма.
Финал. Доча Бэка простила мать за то, что та чуть не отстрелила ей ухо, хакер Крис пойдет работать айтишником, Чонси вернулся в ЦРУ - и они все Чонси вместе с Джени трахаются. Все? А вот и нет! После секаса Джени молча берет бутылку vodka оф Столиchnая - пьет ее и идет в гараж бухать идет за молотком. Там она точь-в-точь как Джон Уик вскрывает бетонный пол и достает оттуда арсенал огнестрела, чтобы замочить сценаристов железный ящик. В нем лежит справка о реабилитации гражданина, репрессированного при Сталине (предок?), и мобильный телефон. Включив телефон, Джени пафосно говорит что-то типа - Юстас Алексису! Миссия выполнена! Готовьте водку! - и загадочно смотрит в камеру. То есть, все это время она на кого-то продолжала работать? На кого же? А хрен его знает. Титры!!!
Итог. На самом деле если не верить испорченному телефону и глянуть сериал самому, можно увидеть, что начинался он не так уж плохо. Были кое-какие хорошие куски и даже юмор - хотя эту страшную дочу Бэку я сразу пропускал. Но к финалу все окончательно скатилось в идиотизм и штампы. Но все же надо признать - клюква классическая и при этом работа с консультантами видна, сделано по меркам Запада довольно неплохо. Мадрид местами на Москву похож даже без грима - конечно, на современную, даже автобусы того же цвета. Причина открылась близко, как и то, почему этот мегаглобальный сюжет запихнули в провинциальную Испанию. Оказалось, что это де-факто испанский проект - почти все режиссеры и продюсеры оттуда. Имя шоу-раннера и сценариста Адама Гласса, продюсера "Сверхестественное", тут больше для рекламы, по факту делали все испанцы. А уж европейцы по сравнению с американцами клюквы обычно ляпают меньше и наших людей слушают больше.
Но в целом кроме клюквы тут ничего внимания не достойно. Разве что можете заценить еще интервью в сети, где Стася Милославская и Алена Хмельницкая наивно щебечут, как они рады, что попали в крупный американский проект, то ли не зная, то ли делая вид, что не знают - что он на самом деле испанский. Ждем их в других, еще более крупных американских проектах наравне с Алексеем Серебряковым или даже - чем черт не шутит?! - Александром Невским.