Пост посвящается героической американской армии, которая смогла защитить демократию в Афганистане
Мало кто знает, но после своего блистательного выступления в политическом триллере "Проект Ельцин" (
раз обзор,
два обзор) Джефф Голдблюм почти сразу снялся в другом политическом триллере. Только не в роли нечестного политтехнолога, а в роли честного журналиста. И не про Россию, а... Узбекистан. Да, это, возможно, единственный зарубежный клюквенный фильм, посвященный Узбекистану с его войнами, талибами и нефтяной промышленностью. Встречайте - фильм с постером, спиженным с постера "Сальвадора" Оливера Стоуна - "Война без правил" / War stories (2003)!!!
Итак, начало 2000-х. Америка наводит порядок в Ираке и Афганистане. В ответ исламисты пытаются взять реванш в других странах. Узбекистан раздирает гражданская война. Против деспотического правительства Туркменистана Узбекистана восстали исламисты, которых поддерживает Аль-Каида и остатки Талибана. На стороне легальной власти - Америка, которая оказывает Узбекистану поддержку, дабы сохранить тут нефть... ой, то есть, стабильность и демократию.
Журналистов в фильме много, но главные из них - журналист Бен, собственно Голдблюм, и глуповатая девушка-фотограф Нора (играет отвратительно). Зато ветеран горячих точек, падает озем даже посреди Ташкентского аэропорота от пранка малолетнего узбекского тролля в тюбетейке.
Сюжет в основном разворачивается в окрестностях Ташкента, откуда до линии фронта можно доехать на автомобиле, а также основном месте действия - отеле "Сыр-Дарья". Название неожиданно аутентичное, таких отелей в Средней Азии много.
В общем, добро пожаловать в солнечный Узбекистан, где ходят военные в краповых беретах с иностранным камуфляжем и ездят старые тачки. Например, автобус с надписью латиницей AVTOBUS.
Да, вы все правильно понимаете. Узбекистан тут выглядит как клюквенный Ближний Восток. Военные одеты как условные солдаты Ирака, исламисты - как афганцы, ну и так далее. При этом топонимы и названия как-то пытаются соблюдать. Вот например, Голдблюм и Нора поехали на британском розовом лендровере на Капчикский перевал возле Чаткальской долины. Хотя я так посмотрел по карте - похоже, между ними в реале километров 200-300. Там их тут же замели мирные исламисты и угрожали убить за капиталистическую ложь в СМИ. Только после долгих угроз смилостивились и благородно выбросили за шкирку.
На территори Узбекистана в итоге огромные лагеря беженцев, на которых всем по большему счету плевать, но соблюдать лицо перед международной общественностью надо, поэтому их подкармаливают.
Но при этом абсолютно все слуги в отеле носят национальную одежду, включая расшитые тюбетейки и прочее.
Редкий пример юмора фильма - очередной узбекский талиб, разгневанный убийством правительства мирных женщин и детей, демонстрирует траурный рэп, который написал на эту тему. Эминему - на заметку, исламско-узбекский рэп - это реальная тема. Аль-Каида готова будет стать спонсором лейбла!
Американское правительство ничем не лучше. Сначала оправдывает бомбежку Узбекистаном позиций, где оказались беженцы, а потом заявляет, что в стране нет американских военных. На следующий же день Голдблюм застает одного такого "их-там-нет" из спецназа - в полной снаряге и оружием посреди зоны боевых действий. Я расскажу ПРАФФФФДУ! - пищит Голдблюм. Но спецназовцу по фиг - он просто расстрелял дэбила диктофон дэбила и испарился, аки призрак ночи.
Причем всю эксклюзивную инфу журналистам скармливает какой-то местный шпион с рожей узбекского црушника. Вот он справа на типичном узбекском базаре.
В конце концов все это выводит мирных узбекских талибов из себя. Они захватывают кортеж журналистов, чтобы отомстить лжи империалистической прессы! Причем автопарк в этой сцене умиляет - собрали все старье, какое откопали. Тут и грузовичок "Баркас" из Восточной Германии, и пикап с американским пулеметом, пара лэндроверов, французский Ситроен 1960-х и еще какое-то барахло.
Захваченных в плен журналистов узбеки жестоко karaюt из калашей и уезжают, сказав, что так будет с каждым - или типа того. Выжила только парочка второстепенных героев, которые надели кевларовые жилеты. Они, как известно, блестяще помогают при стрельбе в упор из калаша.
Когда они возвращаются назад, можно полюбоваться на американскую бронемашину и поддерживающий ее танк узбекской армии. Похоже, это тот самый единственный на всю Америку Т-55, который там обретается еще со времен "Зверя войны" и с тех пор в чем только не снимался: "Марс атакует!", "Росомаха", недавний эпизод вторжения в Даллас СССР в "Академии Амбрелла"... Что там еще было, не помню...
Ладно, ближе к делу. В чем основной сюжет. Нора с помощью фотографий поняла, что беженцев бомбили не просто так - за ними скрывались какие-то странные штуки, издалека напоминающие танки. Попытка разобраться в вопросе не удалась, но местный шпион прозрачно намекнул, что танчики могут быть фальшивыми и сделанными исламистами тупо для повода, чтобы спровоцировать жертвы и выставить американцев злодеями. А тех интересует на самом деле даже не сам Узбекистан, а недопущение распространения влияния исламистов на соседний Казахстан и его нефть.
В конце концов, Голдблюма и Нору похитили исламисты и доставили к местному авторитету - полевому командиру, который страсть как хотел дать интервью американцам и прославиться. Он обличает американцев, их жестокость и бездуховность - но все же отпускает, чтобы интервью увидело свет. Но вместо этого парочку на допрос вызывает к себе Управление национальной безопасности Узбекистана. Угу, в Ташкенте есть такое, представляете?
В Управлении их встречает щирый узбек - актер Илья Волков, украинец по происхождению и ветеран западной клюквы с 90-х годов. В том же "Проект Ельцин", например - играл двойника Элвиса.
Так как парочка не спешит им помогать, узбеки после долгих и вежливых разговоров решают показать сильную руку и сажают Бена-Голдблюма в КПЗ, где тот проводит неприятную ночь. А наутро выясняется, что горы с авторитетом американцы разбомбили вдрызг, и теперь тот мертв. Хэппи-энд? Ну как сказать. Нору и Бена напоследок шпион пригласил в парк Навои - это такой узбекский национальный поэт. И опять, как ни странно, довольно точная деталь - тюркский поэт Алишер Навои реальное историческое лицо, и парк его имени реально есть в Ташкенте, хотя и не выглядит как эта помойка.
Там-то американцы узнают, что все это время их банально использовали. Правительство все выдумало на голубом глазу, чтобы сыграть на репутации честного журналиста Бена и подобраться с его помощью к авторитету, а потом вычислить местоположение, для чего в диктофон Бена заранее подложили маячок. Потом авторитета разбомбили, а Бена посадили в камеру, чтобы не мешался и сохранил свою репутацию честного журналиста. Трудно объяснить, зачем ему все это рассказали, но Голдблюм и Нора пафосно говорят, что они за ПРАФФФДУ и уходят, чтобы поведать ее газетам. К сожалению, осталось за кадром, как узбекская военная разведка их убила, а трупы сбросила в Сыр-Дарью на съедение крокодилам.
Итого это был средней руки смотрибельный политический триллер, вполне пригодный для телевизионного просмотра в начале нулевых. Жаль, клюквы про Узбекистан всего ничего - лучше бы сразу про Афган снимали. Но сейчас этот фильм никому не нужен и закономерно забыт. Поэтому лучше я напомню про другой, более интересный пример критики деятельности США на Ближнем Востоке - полузабытую сатирическую комедию War, Inc (2008). Почему-то ее у нас любят переводить идиотским названием "Игра по-крупному".
Суть такова:
Действие фильма происходит в будущем, когда в вымышленной стране Туракистан в пустыне началась гражданская война из-за действий частной корпорации Tamerlane, которая принадлежит бывшему вице-президенту США. Бранд Хаузер - наёмный убийца, который нанят главой корпорации, чтобы убить президента конкурентов. Чтобы сделать это, он в качестве своего прикрытия помогает организовать шикарную свадьбу азиатской суперзвезды Йоники Бабиахи. Всё изменяется, когда безжалостный убийца влюбляется в сексуальную репортёршу Натали Хегалхуцен.
Итак, Хаузер должен убить главу соседнего Уджукистана, потому что тот хочет построить нефтепровод в обход американских интересов.
И вот наемник в исполнении Джона Кьюсака приезжает в Туракистан, где "Тамерлану" принадлежит буквально все до последнего гвоздя и украшено его логотипом.
Как становится понятно, на дикие обычаи арабского Востока наложилась безудержная американская коммерциализация.
Основной сюжет - это этакая шпионская комедия про супернаемника, который работает по заказу и встревает в романтические передряги. Но это по фабуле. А на деле все забито очень жесткой сатирой на американскую политику. Туракистан, арабская помойка под управлением американской корпорации - это, как понятно, Ирак/Афганистан. Соседний пока еще не захваченный Уджукистан - Иран. ЧВК в кадре - пародия на коммерциализированную Америку и американскую армию. Танки и бронемашины ездят с рекламными плакатами, из свадьбы арабских аристократов делают поп-шоу, "цивилизованные" арабские прихлебатели выглядят как уличные преступники из американских трущоб. А пострадавшим от многочисленных ошибок самых точных американских мин и ракет делаются за счет корпорации протезы и операции - заодно и рекламу можно сделать.
Один из самых ярких эпизодов - это когда ЧВК под огнем доставляет нашему агенту вещи из химчистки на броневике. Сам герой передвигается по городу исключительно на военном Хаммере - иначе можно элементарно сдохнуть от очередного теракта. Весело, когда он выехал за город в трущобы в непрерывным боем на улице, и местные первым делом сняли у него колеса.
Прибавьте к этому качественную постановку по нормам Голливуда, неплохую игру актеров, хороший экшн и реквизит - то есть, хорошую техническую часть в дополнение к весьма смелой сатире США, корпораций, ЧВК и ЦРУ. Неплохой, в общем, фильм. Хотя и не отличный. Шутки и сатира едкие, как соус агента, что он вечно пьет - но не всегда смешные. А к финалу и юмор меняется то на экшн, то на меланхолию. Сложновато смеяться, например, над сценой расстрела мирных жителей ЧВК.
Резонный вопрос - ну и почему копиркин Ирака оказался в поле зрения клюквоведения? А все просто! Фильм для экономии средств снимали угадайте где! В дешевой Болгарии на киностудии братьев Лернеров кинокомпании Nu Image! Они к тому времени уже больше десяти лет работали на бывшей киностудии Бояна и имели какие угодно локации. Выстроенные восточные кварталы в фильм вписались как настоящий арабский Восток. Но при этом весь фильм по "Туракистану" разъезжают почти сплошь советские автомобили и советская военная техника.
И стрелковка тут тоже местная - советские и болгарские калаши.
И да, кроме этого там явно использовали еще целую кучу локаций киностудии.
А в третьестепенной роли играет Башар Рахаль - чистокровный араб, который давно поселился в Болгарии и снялся в итоге чуть ли не во всех фильмах Nu Image.
Эти локации потом использовались много где. В "Прямом контакте",
"Морпехах" и так далее. Но фильм посмотреть рекомендую, если не видели - годная работа. И очень актуальная, поскольку на примере Афганистана мы видели, чем заканчиваются наполеоновские планы Америки и ее политиков в этом регионе.