Если клюквы про СССР наснимали просто колоссальное количество, да и КНДР кое-что перепадает регулярно, то вот братская Куба в большом загоне. Вспомнить на этот счет можно всего ничего -
"Флот Макхейла",
"Человек-бомба",
"Дорогой диктатор" да эпизод в сериале
"Семь". Но кое-что все-таки можно выловить в бесконечных фильмах о красной угрозе. И вот очередной пример клюквы об Острове Свободы нашелся в лице (не) тривиального мелодраматического шпионского триллера По прозвищу Танцор / Code Name: Dancer / Her Secret Life / (1987). Этот американский телевизионный фильм с Кейт Кэпшоу (блондинка из "Индиана Джонс"-2 - помните вообще такую?) не особенно ярок и интересен, да и клюквы там мало, но на кратенький пересказ сойдёт. Тем более, что он, на минуточку, почти целиком предугадывает сюжет "Никиты" Люка Бессона за три года до того, как она появится на свет (ай да Люк, ай да сукин сын!).
Итак, Кейт Кэпшоу играет Энни. Это простая учительница испанского, которая живет в Лос-Анджелесе. Обычная семья, муж, дите, работа... Но однажды ей звонит телефон и незнакомый голос многозначительным тоном произносит кодовую фразу: "Слоны пошли на север!!!" "Танцор заперт в кондитерской. Ключ только у вас". Энни меняется в лице, собирает вещи, звонит туда, сюда, просит знакомую позвонить мужу и наплести ему, что она должна поехать домой к семье... А на самом деле... Энни ловит флэшбэ-э-эк... Оказывается, она тайный агент! И когда-то работала на Кубе!
Тогда она с трудом спаслась вместе с дружками по подполью. Они вместе под градом пуль кубинской гэбни добежали до последнего самолета до Майами и улетели, даже не взяв багаж. А что к этому привело? Это показывают ДРУГИЕ флэшбэки! Да, их тут много, поэтому долгое время не совсем понятно, в какой последовательности все происходит.
Как показать Кубу, если снимаешь явно где-то во Флориде или типа того? Очень просто - налепить где попало кубинские флаги и плакаты.
Итак, глава группы Рик по прозвищу Танцор, если я правильно понял, озвучивает задание. Оказывается, у них есть подозрения, что русские хотят прислать на Кубу свой воинский контингент. Сведений мало, и их надо добывать из высшего комсостава. Решено подобраться к секретам кубинской гэбни через команданте (других чинов на Кубе нет, как известно) по имени Мэлэрин, он знакомый самого Кастро. Как с ним познакомиться? На удивление просто - достаточно в дождливую ночь встать на дороге, сверкая мокрыми... декольте, и генерал на пафосной американской тачке из 50-х сам тебя подберет.
Естественно, новому знакомому надо тонко польстить...
Генерал - настоящий альфа-самец. Носит какие-то советские погоны, по три эмблемы на лацканах вместо одной, темные очки... ночью - короче, очень крут.
Он привез ее сразу к себе домой и сказал что-то в духе: "Сколько за час?" "Вы привлекательны, я чертовски привлекателен - чего зря время терять?" В ту же ночь дело дошло до постели и секаса, но так как кино для зомбоящика, тема не раскрыта. Тем не менее, с этой минуты Энни стала важным любовным интересом команданте. И вот время идет, любовь идет, и Энни с удивлением понимает, что ничего еще толком не узнала, но явно втюрилась в харизматичного альфача сама, благо, он не такой уж коммунист. Оригинально, не так ли?
Была, впрочем, сцена, когда к Мэлэрину пришел знакомый и в шухере стал паниковать, что русские планируют перебросить сюда целый батальон размером с полк, и на возражения Кастро эти москали клятые не обращают внимания. Мэлэрин на это ответил со стопроцентным спокойствием, что это ничего не значит. Американцы об этом узнают, раструбят на весь свет, русские опровергнут - и все останется как есть. И все довольны. Товаристч.
Видимо, он оказался прав, как мы знаем, русские на Кубу действительно так и не пришли. Но для Энни все закончилось неважно - ее вместе с Мэлэрином захватили ее товарищи по подполью и срочно отвезли на машине команданте в аэропорт, потому что кто-то в Майами их предал. Команданте, впрочем, мирно отпустили.
Интересно, чей это бюст? Смахивает на героя кубинской революции товарища Куусинена.
И вот только потом они сбежали на последний самолёт-такси, и сюжетно повествование становится линейным. Итак, пришло время спустя восемь лет вернуться обратно на Остров Свободы, и Энии опять перекрасилась в рыжую. Для выполнения какого-то там заранее определенного задания Энни обследует подходы к кабинету бывшего любовника, а мы получаем возможность заценить виды Кубы, характерные тем, что там полностью отсутствуют советские машины, но зато большая часть солдат - явные азиаты.
И да, вы правильно понимаете, кубинские солдаты носят шевроны Советской Армии. Не реальные, кубинские, которые похожи, но с гербом - а именно советские.
Просто шик. Апофеоз кубинской клюквищи.
Ах да, оружие кубинцев в фильме - исключительно автоматы FN FAL. Калашей здесь тупо нет.
Зато есть эмблемы кубинского комсомола во всю стену, возле которой дамочка клеит водителя команданте.
Она в итоге проникает в его дом и говорит что-то типа: "Малыш, я вернулся!" Мэлэрин сначала сурово зыркал на нее и ругался, но потом сказал, что до сих пор ее любит и заключил в свои горячие страстные объятья. Не менее оригинально, не правда ли? И вновь - тема не раскрыта.
Итак, они проводят дни в рассуждении того, что надо сделать с Танцором, и как им теперь быть, потому что Мэлэрин хоть и не коммунист, но патриот и верный друг Кастро. Вон, даже портрет его повесил у себя в кабинете.
А потом Энни еще видит у него на столе фотку из боевой юности, где его лицо, плохо смонтированное рядом с ликом Кастро. Да, это тот самый штамп про плохо смонтированное лицо рядом с лидером диктатуры, представьте себе.
Вид плохого монтажа торкает Энни, и она каким-то образом догадывается, что вся их схема и ее вызов каким-то образом связаны с тем, что властям нужен Мэлэрин. Она звонит своему полюбовнику, чтобы предупредить его.
Это что за абстракционистское искусство от второклассника на стенке? Мы этот фильм на помойке, можно сказать, нашли, вымыли, вычистили, а он там такое рисует...
И действительно, в ту же минуту в кабинет к Мэлэрину заходят солдаты и сурово говорят, что он арестован за связь с агентами империалистов.
Услышавшая это по телефону Энни бросает трубку, кидается к выходу и видит - за ней тоже пришли красные палачи! Спасайся кто может!
Так что Энни выпрыгнула в окно, сбежала за город и скрылась на автобусе участников то ли субботника, то ли местного аналога поездок на уборку в колхоз от предприятий - короче, на плантацию для рубки сахарного тростника, где плодотворно и работала от зари до зари. Блестяще, а перестрелка на фоне ящиков сигар и бочек рома будет?
Покумекав в процессе размахивания мачете, она поняла, что Мэлэрина выдал кто-то из своих. Но кто? После воображения себе в голове лиц соратников в духе размышлений "Штирлица", она устроила слежку за двоими из них. И не обманулась - вечером они привели к себе какого-то русского и стали пить с ним водку Nazdorovie! О uzhasssss!!!
На следующее утро Энни решилась. Залезла к спящему Рику в спальню, наставила пистолет и заставила во всем признаться. Танцор, очнувшись, после недолгих препирательств был вынужден все рассказать. Оказалось, что он двойной агент, и Мэлэрина его вынудили сдать русские. Они подозревают, что тот плохо влияет на Кастро, который как раз сменил почти всех помощников. И тогда Энни, чтобы спасти возлюбленного, делает финт ушами - предлагает бабки от ЦРУ за живого Мэлэрина, который стоит явно больше, чем мертвый для русских.
План сработал с блеском. ЦРУ все одобрило, и теперь Энни идет в больницу, где почему-то содержится арестованный Мэлэрин, под видом медсестры.
Ин Совьет Куба носят совьет петлицы и совьет шевронс!
План опять сработал с блеском. Из больницы они выбрались, оглушив часовых и тут же махнули на машине к порту, причем по пути в багажнике оказался немного неживой Рик-Танцор, видимо, не договорился об оплате с кураторами. А потом голубки под видом пьяных (наверняка же ромом!!!) незаметно прошли мимо толпы солдат (!) прямо к какому-то мелкому причалу.
А там пара в два счета сперла яхту и устремилась к земле обетованной, к Майами. Однако в последнюю секунду оказалось, что лодку они сперли у того самого русского (бывают же совпадения!). Он в шоке от такой вопиющей, чисто капиталистической наглости с угоном транспорта вылез на палубу и стал стрелять вслед им с польским криком: "Стой! Не убежай!"
В ответ те тоже открыли стрельбу, и русский в них не попал, а потом погиб от пули... набежавших в панике кубинцев, которые не разобрались, кто кого и куда во что. Упс, как-то неудобно перед союзниками получилось... Сказав что-то типа: "Блин, мы ж русского пристрелили, нам теперь люлей дадут. А, ладно, ща поправим" - они невозмутимо скидывают тело в воду. Замечательно. Можно было еще под ковер замести... Или собакам скормить...
Ну, а дальше совсем коротко. Утром на полпути после драматического разговора Мэлэрин попросил Энни его простить и отпустить, и уехал обратно, вымаливать прощения у Кастро, ссадив возлюбленную на плотике (!!!). Она добирается вплавь до Майями, где ее ждет шеф, который требует все объяснить. Но вместо этого Энни вынуждена объясняться с мужем, который что-то заподозрил за время ее отсутствия и провел собственное расследование, Пинкертон хренов, в итоге угодив под негласный арест органами. После еще более драматичного разговора он говорит, что Энни была лучшим в его жизни. И уходит - навсегда. Не хватает Селин Дион за кадром, но ничего, и так сойдет. Итак, жизнь Энни разорвана в клочья, оба мужика потеряны, да еще и ЦРУ явно премии не выдаст - короче, я бы посочувствовал, но у меня дерьмо не меньше, так что мне плевать на чужие страдания.
Вот такое вот кинцо. Вполне приличное по тем временам, но не особенно яркое и интересное. Даже кубинской клюквы не очень много - демонизации нет, Кастро только в упоминаниях, жизнь на острове выглядит бедноватой, но обыкновенной. Но - для коллекции сойдет.