Ой, а вы помните, как в 2008 г. у нас выходил фильм "Стиляги" Владимира Тодоровского? То ли мюзикл, то ли комедия, то ли гротескная драма о субкультуре стиляг в Москве 1950-х? Громкий был фильм, прокатывался под Новый год, на праздники, с большой рекламой. На кинопоиске до сих пор больше 200 рецензий. И ни одной - старше января 2009 г., ха-ха-ха. Но знаете, что еще интересно? В том же самом году вышел практически точно такой же фильм, с аналогичной концепцией и даже очень похожим сюжетом - но (внезапно!!1) В ВЕНГРИИ! Да, венгерские "Стиляги". И там тоже есть противопоставление рок-н-ролла и серости советской жизни, преследование музыки кровавой гэбнёй, куча рок-н-ролла и колебание между реалистичной комедией, совностальгией, антисоветчиной и мюзиклом. Знаете, по такому поводу мы его даже перевели. Можете найти
на рутрекере с переведенными с английского субтитрами. А если не хотите - так я вам даже кратко расскажу, достоин ли фильм внимания.
Итак, на аэродром без взлетно-посадочной полосы прибывает самолет. Здание аэропорта, как и все ин совьет блок, украшено RED ZVEZDA, RED FLAG и RED SOLDATS.
Да, типичное облупленное здание аэропорта и таможни. Что-то не так?
Если у вас есть сомнения, то это же здание играло аэропорт в уже разобранном неполживом шедевре о Будапеште-1956
"Дети славы".
Неудивительно, что сын прибывшей в город семейки только удивленно произносит: "Рок-н-ролл!"
Итак, семья прибыла из Америки, где прожила много лет. Она поехала туда, чтобы... Хм... Ну... Ладно, теперь она вернулась сюда потому что... Хм... Э-э-э-э... Да блин, я не обязан выдумывать за сценариста!!! Короче, они вернулись из Америки и теперь будут жить тут. Сурьезный чин в мундире, выслушав их, только спрашивает, мол, и как там зарубежный футбол? Наш гонвед их сделает? (Лучшая реклама венгерского футбола, бесспорно).
Семейка прибывает жить в город. В какой именно - непонятно. Возможно, подразумевается Будапешт, но из-за небольшого бюджета фильма, который привела к небольшому масштабу всего вокруг, от локаций до массовки - он больше смахивает на провинциальный мелкий Задрищенск.
Я так и не понял, своя у них теперь квартира или все-таки государственная, но жилье у семейки снимает сосед, о котором фильм не скажет абсолютно ничего. Нашего молодого рок-н-рольщика это расстроило, и он пошел развеяться в парк. И не зря! Как раз именно в этот момент там был праздник и местный концерт, на котором какая-то группа играла именно рок-н-ролл.
Спев, группа важно сходит с подмостков. Ее лидер, темноволосый красавец Рон, небрежно отдает гитару толпам поклонниц, и вся эта кодла начинает сидеть в кафешке. Ее место занимает сын организатора мероприятия, который, вот совпадение, тоже музыкант. В отличие от прогнившего буржуазного рок-н-ролла он поет что-то более умеренное и патриотическое, про любовь к труду, про то что хороший труд это большая ценность - и все в таком духе. Короче, он настоящий социалистический идеологически правильный рок-музыкант, в духе Oktoberklub из ГДР или нашей "Гренады". Ну и музыка у него вполне неплоха в этом жанре. Но, конечно, молодежь не хочет слушать что-то, менее динамичное, чем рок-н-ролльная какофония. А вот старшему поколению, которое бухает пиво в сторонке - очень даже зашло!
Ну вы кагбэ поняли - социализм это удел старперов, а молодежь выбирает рок-н-ролл, Кока-Колу и прокладки Always.
Тут как раз приходит и наш реэмигрант, который не смущаясь, прямо в гавайской рубашке, идет к продавщице, и та от него вздрагивает как от чумного. Поц по-прежнему упорно делает вид, что он в Америке.
Если напялить гавайскую рубашку из гардероба американского жиголо, кислотные черные очки и сделать щщи как у пьяного вышибалы - ТО ГЕРОЙ КАЖЕТСЯ КРУЧЕ!!!
Даже местные стариканы (почему-то со звездочками Советской Армии на фуражках) удивлены.
Оказалось, что этот парень - Мики, а уже показанная группа - его бывшие друзья, с которым он играл музыку. Теперь, вернувшись из Америки, посмотрев там на настоящую музыку, повидав именитых музыкантов, после знакомства с футболом, джаз-бандом, буги-вуги и прочими фугами Мики возгордился. Он без тени смущения иронизирует над былыми друзьями, а потом в качестве примера своего блестящего знания предмета вбегает на сцену, прыгает за рояль и начинает зажигательно лабать там забойный рок-н-ролл. Конечно, все девки тут же ложатся перед ним штабелями, разинув рот в восхищении, как вороны перед гнилым сыром.
Молодежь, услышав заветные мелодии, тут же сходит с ума и начинает неистово отплясывать что-то дикое. Как ни странно, организатора мероприятия, товарища Бигали, это привело не в меньшее неистовство. Он ни с того ни с сего бросился разгонять эту толпу отрядом дежурившей рядом милиции с криком: "Давайте, идиоты!"
И растерянная милиция подчинилась, отодвинув большую часть толпы от сцены. Но остальные все равно продолжили отплясывать как под электротоком. Хм, а Алексей Максимович был-то, оказывается, прав в своих рецензиях.
Но вдруг в чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек - раз, два, три, десять, двадцать ударов, и вслед за ними, точно кусок грязи в чистейшую, прозрачную воду, падает дикий визг, свист, грохот, вой, рёв, треск; врываются нечеловеческие голоса, напоминая лошадиное ржание, раздаётся хрюканье медной свиньи, вопли ослов, любовное кваканье огромной лягушки; весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных, они сошли с ума на сексуальной почве, а дирижирует ими какой-то человек-жеребец, размахивая огромным фаллосом (с).
Бигали от этого торжества идеологически неправильной музыки клинит. Главное, непонятно, почему - сам же до этого допустил почти такую же музыку, а теперь недоволен. Но он все равно призывает разогнать толпу из СПЕЦВОДОМЕТА! Это в шестидесятые-то! Хорошо хоть броневик нашли вроде под эпоху. Если бы это еще на ЗиЛе делали, я бы не выдержал.
Народ в панике разбегается от струи этого сюжета. За всеми бегает злобная милиция с дубинками, которая нелепо поскальзывается в стиле Бенни Хилла. Интересное, главное, зачем - посадить в КПЗ за пляски? Так вот оно чо, двушечку за танцы давали уже тогда! А Мики продолжает играть, несмотря ни на что и даже уходит совершенно безнаказанным - на него просто никто не обращает внимания!!!! Кроме того, с этой минуты режиссер начинает регулярно радовать зрителя не только сумасшедшей логикой сюжета, но и обнаженной натурой!
Понятно, что когда сынок возвращается с гулянки, ему устраивают головомойку повторно. Папаша, который никак не может найти работу, потому что его знакомого в министерстве уволили - особенно недоволен. Он дает Мики четко понять - надо забыть свои буржуазные замашки, сидеть и не высовываться, слиться с толпой, как Штирлиц в тылу врага: "Ты должен быть как воробей среди воробьев!" (с)
Проклятый коммунизм, который не дает свободы самовыражения и индивидуальности...
Что интересно, эта дикая история и для Бигали имела неприятные последствия. Его вызвали на ковер к начальству. И я так и не понял, кто такой этот Бигали и чем он конкретно тут заведует. Но в любом случае его начальник, товарищ Шандор, решил его помиловать и даже дал маленькое, но ответственное поручение. Оказывается, он придумал хитрый план - кто нам мешает, тот нам и поможет. Вместо того, чтобы запрещать танцевальную музыку, надо ее поставить на службу государству. Шандор приказал провести конкурс талантов, на котором будет играть именно патриотическая, высоконравственная и идеологически выверенная песня - всем на радость. Да-да, приказал тому самому Бигали, который на ровном месте сошел с ума. Тот говорит, что будет рад оправдать возложенное на него доверие.
А тем временем наши венгерские рок-н-ролльщики опять танцуют свои буржуазные танцы, на сей раз в бассейне, где полно клевых чувих, как сказали бы "Стиляги". Очередной блестящий мюзикл-номер не мог обойтись без очередной высоконравственной сцены!
Заодно там Мики встретил свою бывшую любовь Веру и... она тут же ушла. Оказалось, что после отъезда они порвали, и теперь Вера - девушка Рона. Да-да, того самого венгерского недо-Элвиса, который занял место Мики в группе, а теперь его безвозвратно потерял.
Но вот ведь совпадение - когда она пришла к Рону в автомастерскую, где тот работал, оказалось, что он ей теперь тоже не парень. Потому что за ее спиной он слишком рьяно обслуживал грудастых теток в салоне автомобиля. Конечно, теперь их отношения кончены как сценаристы фильма.
Почему рожа этого Рона такая знакомая... А, это же главный герой тех же "Детей славы", достаточно популярный венгерский актер Иван Феньё. И сюда пролез, негодник. Короче, пока идет вся эта безумно интересная возня, наших героев арестовали за очередное нарушение общественного порядка и пропаганду капиталистической музыки.
Бигали решил докопаться до молодых придурков. Заметив пластинку Бадди Холли у Мики, он обвиняет его в контрабанде империалистических ценностей пластинок, угрожает, говорит спич о вреде буржуазной музыки и только потом всех отпускает, пригрозив напоследок милицией.
Меня, кстати, очень умилило, что весь фильм венгерские менты упорно носят дубинки в руках, никогда не пристёгивая их к ремням. Видимо, о последнем режиссер просто забыл. Я после этого даже сомневаюсь, что у венгерской милиции вообще были дубинки. И да, рубашек под кителем они ТОЖЕ не носят!
В итоге Бигали предложил Микки сделку - тот должен помочь в репетициях его сыну, которого Бигали решил продвинуть на шоу талантов. Мики будет играть у них на выступлении, которое сынок проводит с четырьмя девушками из Восточной Германии.
Ну вы знаете это тоталитарную Восточную Германию, где все ходят исключительно в полувоенной одежде со строгими прическами, сто процентов.
Микки, однако, решил сыграть в умного и хитрого. И когда Бигали спросил, что они будут играть, он со своей группой ничтоже сумняшеся заявил, что играть они будут американскую... латиноамериканскую... кубинскую песню. Да. Песню о группе рабочих-революционеров, которые за спиной хозяина формируют подпольную ячейку. Очень интересно - сказал Бигали и дал добро играть. И тут же эти балбесы начал играть забойную мелодию с громким криком: "Рок-н-ролл!!!"
Эффект - аналогичный. Рок-н-ролл сработал лучше любого психотронного оружия. Немки тоже начали не только петь и плясать, но даже раздеваться прямо на людях. Ого, так вот какой у него эффект, оказывается. Это что же, значит, мне тогда в спальне достаточно было поставить запись Бадди Холли погромче? Блин, а я думал, Марша Красной Армии хватит...
Чем больше обнаженки, тем интереснее кино, немецкие специалисты врать не будут!
Сами понимаете, что подумала высокая комиссия, когда вошла в зал посмотреть на репетицию. Если бы не тупорылый сценарий с сюжетными дырами - эти дебилы вообще бы не вывернулись.
После этого случая семья Мики пошла на званый ужин, заставив своего американизированного балбеса одеться, как человек - и выплюнуть жвачку (где он ее берет, кстати?). И кто бы мог подумать - званый ужин проходит... у товарища Шандора!
Более того - именно с его дочуркой Верой Мики в свое время пердол... встречался. Это становится поводом для романтичной сцены выяснения отношений на балконе, которую я пропущу. Она даже менее интересна, чем гордость Мики, с которой он отшивает спекулянта, пытавшегося у него скупить все привезенные из Америки музыкальные пластинки.
В общем, Мики дали по шапке, и на отборочном туре он вынужден играть на аккордеоне вместе с сынком Бигали и немками стремную песенку на немецком. Якобы про возведение Берлинской стены, что относит нас к 60-м, когда уже и рок-н-ролл стал загибаться, и буги с твистом в соцблоке стали легализовываться - но кого это волнует.
Похлопав ради приличия, публика собралась слушать Рона с группой, которые решили не упускать случая еще раз блеснуть своими великолепными талантами. Рон снова начал петь зажигательную песню про то, какой он король поцелуев и бухарь виски. Но пока он пел, совершенно неожиданно набежала милиция и схватила его, жестоко избив дубинками. Оказалось, что король поцелуев был еще и повелителем тупых пи... придурочных баб, и не просто с ними трахался, а еще и тырил у них под шумок драгоценности. Кто бы мог подумать, что его в итоге за это схватят, правда, план незаконной предпринимательской деятельности ведь был так тщательно продуман!
Тем не менее благодаря оглашенным бабам Рон вырывается из лап жестокой милиции и сбегает, продолжая распевать о том, какой он крутой, пока все вокруг пляшут. А это, кстати, единственная схема проведения музыкальных номеров в фильме - на большее тупо денег не было.
Нечеловеческий бас ревёт английские слова, оглушает какая-то дикая труба, напоминая крики обозлённого верблюда, грохочет барабан, верещит скверненькая дудочка, раздирая уши, крякает и гнусаво гудит саксофон. Раскачивая жирные бедра, шаркают и топают тысячи, десятки тысяч жирных ног (с).
В общем, понятно, что в конкурсе победил сынок продажной и косной бюрократической душонки из партаппарата - товарища Бигали. Грустный Мики, потерпев поражение в битве с СИСТЕМОЙ, пошел бродить по улице в ночной тьме, аки герой нуара. И так он набрел на свою группу, которая куковала у фонтана, грустно бухала алкогольные напитки из горла и поджигала себе случайно ботинки, потому что это смешно. Посидев с ними, Мики понял, что не может это терпеть и надо отомстить власти!
Мстить он начал довольно странным образом - уговорил парней вытащить посреди ночи из своей квартиры рояль, дотащил с ними его до дома Веры и стал там играть трогательную серенаду, уставив рояль горящими свечами для романтичности. Серенада была очень хорошая и очень трогательная, ради нее даже не стоит жалеть рояль, который в итоге сгорел за спиной идиота. Процесс кастрации его за рояль мамой и папой оставим за кадром. Вернемся к Рону. Он после своего попадания в сферу внимания органов бесследно пропал. Даже его группа не знает, куда он сбежал - не иначе как через железный занавес.
Где-то минут 10 после этого полностью лишены какой-либо смысловой нагрузки. Зритель в ахуе наблюдает немотивированные музыкальные номера, танцы нашей группы, наконец, их вечеринку на хате, у Децла дома, играет весь район, играет вся школа, вечеринка - у Децла дома, все двигают попами под музыку рок-н-ролла (сука, до сих пор помню). После очень смешной сцены, где один парень поверил дружбанам, что его новая пассия любит БДСМ (такого слова тогда вообще не было) и отпилил ей волосы - наконец происходит что-то сюжетно мотивированное. А именно - на вечеринку совершенно неожиданно приходит Рон и начинает доеб... докапываться до Мики.
Мики со злости решил врезать Рону и в итоге врезал неудачно зашедшей тому за спину Вере. Это ж комедия. Смешно должно быть. Чего вы не смеетесь? Старпер какой, что ли? В общем, Мики увлек травмированную на улицу, и они в душевном разговоре поняли, что теперь одинаково контужены и до сих пор любят друг друга - кто бы мог подумать. После этого - один в один сцена из тупых романтических фильмов 50-х: Рон на машине спровоцировал наших голубков устроить гонку на машинах, и происходит яростная (насколько хватило денег) погоня. Заканчивается она, по заветам какого-нибудь "Бунтаря без причины", позорной аварией.
Рона и Мики сажают в КПЗ. Милиция довольно говорит что-то типа: "В наши руки попал сам Жорж Милославский!" и начинает его pыtatь, как это и принято в каждом нормальном социалистическом государстве. Даже Мики кричит что-то про красных палачей, за что закономерно получает дубинкой по почкам. Нечего критиковать тут работу органов, тут тебе не бездуховный Запад, а Россиюш... Э-э-э, то есть, соцблок - будешь критиковать ментов, плясать в учреждениях, делать неправильные репосты по радио - сразу получишь двушечку в Гулаге.
Избитые молокососы лежат на матрасах в камере и грустно говорят о жизни. Оказывается, что Рон не только завидовал славе и успеху Мики - но и его отцу, который таки вернулся работать в аппарат МВД. Он работает кондуктором в трамвае, придурок - сказал Мики, и Рон только тут понял, что - оказывается! - вел себя неправильно. Он плачется, говорит, что у них общий враг - Система, которая не дает им жить как нормальным людям - пить, бухать, курить, жевать жвачку, клеить телок, воровать драгоценности у женщин... В общем, что-то типа этого. И он предлагает Мики союз - играть в группе вместе!
В результате стараний Бигали, которому нужен репетитор Мики, того все-таки выпустили из КПЗ. Причем отделение милиции, что интересно, устроено в здании, которое похоже на что угодно, но явно не на отделение милиции.
Рона тоже отпустили минут через десять, когда Вера в знак прошлой любви смогла в ходе целой спецоперации украсть у него из мастерской и уничтожить вещественные доказательства вины - те самые драгоценности. Не найдя ничего, кровавая гэбня выпустила ни в чем неповинного обманщика, жиголо и вора. И в итоге парни с группой успешно подготовились к мероприятию - конкурсу талантов. Это, безусловно, очень важное мероприятие, которое транслируется по телевизору - поэтому национальный поединок талантов проходит в какой-то халупе, похожей на провинциальный клуб с залом человек на 150. Я в детстве в районный ДК ходил, так даже он был больше.
Итак, все выступают, все танцуют-поют-пляшут. Вера читает проникновенные стихи с жирным намеком на то, что любит Мики, от чего тот за кулисами тает. Наш очкарик с немками тоже выступил со своим забойным хитом про Берлинскую стену, попытавшись даже показать какое-то убогое подобие рок-н-ролльных движений - это ему Мики идею подкинул. Отец в шоке, но уже поздно пороть горячку.
После вялых аплодисментов наши идейно выдержанные рок-музыканты уходят, а их место занимает банда Мики. И!.. И!.. И кто бы мог подумать - следует штамп из музыкальных комедий, когда герой намеренно играет то, что от него требовали ни в коем случае не играть. И, конечно, рвет зал как этот фильм рот зрителя от зевоты. Успех "Назад в будущее" до сих пор кому-то не дает покоя.
Зал, разумеется, как и раньше, подпадает под действие этого американского психотронного оружия и начинает дико радоваться, махать руками и танцевать, не вставая с кресел. Даже жюри улыбается. И это понятно, потому что песня как раз призывает к тому, что составляет смысл жизни, воплощение мечты, моральное кредо, альфу и омегу бытия каждого стиляги.
Понятно, что ребята побеждают в конкурсе, сам товарищ Шандор делает знак своему рабу, чтобы он подчинялся и доставил ему удовольствие. Все счастливы, все празднуют успех, все хорошо. Хэппи-энд.
Но это еще не все! На финальных титрах нам показывают современный концерт, где играет джаз-банд и поет певец в костюме как у Мики. Песня неожиданно мелодичная и лиричная и довольно приятная. И даже с патриотическим текстом о любимой Венгрии. Конец.
Вот такой вот фильм. Удивительно, насколько он аналогичен вышедшим тогда же "Стилягам" вплоть до отдельных сцен и деталей. Наверно, потому что оба фильма суть плагиат вдохновлены "Плаксой" с Джонни Деппом. Безликие герои, посредственная актерская игра, невнятность жанра фильма (комедия? драма? мюзикл?), путаный и банальный сюжет, часто не связанные с действием гротескные музыкальные номера, обнаженка и пошловатость без причины, намеренное оправдание откровенных лентяев и даже преступников и тщательное противопоставление рока как выражения свободы и индивидуализма - советской казенщине и Системе. Не имею ничего против конфликта свободомыслия и музыки - и закрепощения и косности. Даже в СССР, если уж на то пошло, были похожие примеры типа "Волги-Волги" или "Карнавальной ночи". Но все же художественной слабости и натужной неправдоподобной антисоветчины это явно не компенсирует. Тем более что если в "Стилягах" все можно как-то оправдать намеренно гротескным характером действия, то тут эти условности не канают. Хотя надо отдать должное венгерскому фильму - сделан он как кино довольно старательно и с поправкой на типичный восточноевропейский бюджет вполне смотрится. Да и музыка звучит неожиданно лучше, чем уныло аранжированные перепевки и плохое пение актеров у Тодоровского. А вообще, посмотрев два эти фильма подряд, я понял, что я начал, кажется, искренне не любить джаз и рок-н-ролл. Пойду, прочищу уши группой "Браво", авось отойду.
Но ничего, товарищ, скоро я тебе докажу, что клюква с рок-н-роллом и даже преклонением перед буржуазным Западом вполне сочетаются - и докажу очень скоро, следите за обновлениями. А пока я выпью водки из ушанки, возьму балалайку, чтобы играть на ней KALINKA и буду расстреливать из ППШ пластинки Билла Хэйли, а из танка милиции - буржуазных музыкантов и кинематографистов. И все это под Полюшко-Поле, чтобы восславить культурное единство своей Rодины. Мы еще посмотрим, кто победит, ансамбль "Самоцветы" или какой-то товаристч Бадди Холлский. За Ленина, социализм и коммунистический рок-н-ролл, товаристч!
Click to view