Фильм "Тарас Бульба" (1962) формально является самой известной зарубежной экранизацией знаменитой книги Николая Гоголя, особенно популярной тем, что Тараса там сыграл знаменитый исполнитель ролей ковбой Юл Бриннер. Но на самом деле это типичный проект послевоенного Голливуда, когда были популярны пеплумы и другие сходные по духу пышные исторические мелодрамы с массовыми боями. Подобного добра мы видели уже очень много -
"Михаил Строгов",
"Екатерина Российская",
"Белый дьявол",
"Монголы",
"Татары",
"Урсус и татарка"... Так что удивить нас чем-то новым будет сложно. Но все же давайте обратим внимание на очередной пример такого рода. Ведь кроме Юла Бринера тут есть известный актер Тони Кёртис, съемки в Аргентине и режиссер, постановщик "Пушек острова Наварон".
Фильм начинается сразу с прогона исторических картин типа полотна Репина с казаками и тому подобного. Потом закадровый голос сурово рассказывает, что в конце 16 века всему цивилизованному миру - читай, Европе - угрожала страшная опасность нашествия диких мусульман и Оттоманской империи, которые после захвата Крыма устремились на север к Польше. Судьба Европы решалась здесь, в бескрайних степях, где турки столкнулись с польскими демократами, так хорошо себя проявившими в фильме
"Монголы".
Может быть, польская армия и уступает этим дикарям в разноцветных чалмах - но посмотрите, какой у нее красивый прикид!
Поляки нервничают, ждут казаков, которые должны подойти с резервами - вдруг они уже напились в стельку и валяются по оврагам? Но NIET! В самый напряженный момент казаки с криком: "ZAPOROZHTSY!" всей ордой ломят турков во фланг!
Турки быстро разгромлены за полминуты с помощью такого передового в 60-е монтажного приема как "ускоренная перемотка". И Запорожская Сечь начинает пить, гулять и танцевать вприсядку.
Поляки приглашают гетмана казаков отпраздновать у них в шатре. Но гетман явно подозревает, что его опоят клофелином и отнимут паспорт или что-то типа этого... Короче, он будет пить только со своей братвой. А вместо себя в качестве официального представителя он отправил сотника Тараса Бульбу.
Да, вот этот высокий, статный метросексуал - это щирый казак Тарас Бульба. В книге у Гоголя что-то я такого не припомню. Должно быть, это приквел про молодость Тараса.
Тарас Бульба настолько суров, что одним движением руки шутя сбрасывает польского конвоира с коня и нагло ржет. И шаровары у него шириной с Черное море, и чуб аки секвойя. Собственно, именно его он вместо дули и показывает полякам, когда те предлагают их в виде награды зачислить в польскую армию - мол, это символ запорожцев! А это казачье братство и вольные люди, которые никому не подчиняются! А теперь уходи отсюда, польская сволочь, мы не своей земле! Тогда поляк сбрасывает маску и раскрывает презренное лицо польского империализма - нам нужны ваши земли и ваша пшеница, раз вы отказались, то мы подло разгромим прямо щас ваши войска, благо, все доблестные казаки уже перепились. И он с радостной ухмылкой тычет пальцем в войско, которое уже обстреливают из пушек. Ну и чего он ждал, делая это рядом с буйным казаком? Конец немного предсказуем.
Отрубим без жалости коварную руку польского империализма, тянущуюся к нашим нивам и жатвам, товарищ казак!
Гордые казаки, не забыв захватить золотишка на дело освобождения от польской оккупации, бегут помогать своим. Разыгрывается эффектная сцена битвы, где горят телеги, бухают пушки, через которые перепрыгивают казаки, носятся конные массы... В общем, остатки казаков успешно прорвали оцепление и сбежали, а после боя отправились купаться в речке и замазывать раны грязью. Встав на привал, гетман говорит, что опозорил войско и предлагает его наказать по всей строгости закона. Но Тарас Бульба говорит, что во всем виноваты клятые ляхи, которым больше веры нет, поэтому единственный выход - уходить в леса и организовывать партизанское сопротивление польским оккупантам! Ради этого все пафосно срезают чубы и уходят на борьбу.
Сказано - сделано. Тарас сжигает три соломенных дома, символизирующих Сечь, и уезжает с женой, не забыв отдать ей лично вырванный им из земли украинский кипарис - вот насколько он суров! Настоящий казак даже дерево не отставит проклятым ляхам!!!
Тарас вместе с казаками ушел партизанить в древние украинские горы, которые, вы хорошо знаете, находятся совсем рядом с Запорожской Сечью. Там он пересадил дерево, вырастил сына и построил жену. Шло время, у него выросло два сына, Андрей и Остап, которые научились делать все, что умеет щирый казак - скакать, рубиться и бухать горилку. Все бухают, пляшут, поют длинную песню и орут: "Хей, хей, хей, хей!"
И вот прошло время. Король простил казаков, и Тарас решил, что это хороший повод вернуть себе чуб. А сыновья и без него обойдутся - он их пошлет в Киевскую академию, учить латынь, без образования нынче, в 17 веке, никуда. Починявший флюгер на избе Андрей, услышав это, вознегодовал! Он заявил, что настоящий казак и так все знает и что в Киев он поедет только с шашкой громить поляков!
На этих словах Тарас загорелся и решил испытать силу молодецкую своего сынка. Итог? Удар Андрея в упор не заставляет Тараса даже сдвинуться с места, поэтому он просто взял сына и швырнул в колодец. Но не переживайте, в местном колодце вода - аккурат вровень с землей, так что вытащили Андрея легко. Так что Тарас отправил сыновей учиться у поляков, чтобы знать в лицо вероятного противника - а потом уже он из них сделает казаков.
И вот они ходят по Киеву в своих кожушных обносках, пялятся по сторонам... А дальше - один в один штамп из молодежных американских комедий: они пытаются пройти в здание академии, но поляки сначала бегают от двери к двери и не пускают их, а потом заманивают в сад и начинают там их травить как старшеклассники в таких фильмах.
Само собой, это заканчивается дракой, в которой наши герои выходят победителями. Но тут это попадается на глаза классному руководителю, и тот отводит их директору. Если вы думали, что Киевская академия была православным училищем, в котором учились преимущественно православные жители Польши - то вы ошибаетесь. Здесь это точь-в-точь иезуитский монастырь. Возмущенный директор-аббат заявляет, что академию открыли, чтобы цивилизовать диких казаков, а не чтобы они тут драки устраивали, и проводит над нашими абитуриентами порку.
Ну, а на первом же выходе в церковь Андрей замечает ту самую польскую паночку с польским именем Наталья, которая светит чуть ли не в кадр своим декольте. Лицо какое-то знакомое... Ба, да это же Кристина Кауфман, та няша с вечно грустными глазами из антисоветской процедурной драмы
"Побег из Восточного Берлина"! Отыгрывает, как видите, с непередаваемым мастерством!
Тогда он стал бегать за ней и делать ей глазки на озере, где паночка любила читать книжки, делать ей глазки на рождественских праздниках, где все пели очередную песню, делать ей глазки... Стоп, этот отмороженный что, реально вляпался в снежную горку и стал снеговиком, как в мультиках Диснея?!
Ну, и только после этого та сцена, где крутой Андрей остановил колесо кареты паночки и стал пялиться на нее как дурак, разинув рот. Они кокетничают как во второсортной голливудской мелодраме, а потом она пялится на него с балкона на типичный киевский вид. Кстати, исторический факт - Тони Кертис и Кристина Кауфман после этого фильма поженились.
Директор-аббат, прочухав в Андрее несвойственный казакам ум, рационализм и таланты, спрашивает - почему вы не любите все польское? Андрей улыбается - он-то не всех поляков ненавидит, одного поляка он очень даже любит. Осознав, что Андрий упертый казак, аббат его, конечно, выпорол, но на заметку взял. Андрей же после учебы побежал на воровской рынок, про который обмолвилась паночка, и там действительно повстречал ее в костюме барышни-крестьянки. Не говоря ни единого слова, они пошли на озеро, где стали друг с другом заниматься... хе-хе-хе-хе... танцами, чем же еще, а вы о чем подумали, пошляки противные. Господи, когда уже кончится эта мелодрама и начнется эпос о казаках. От этого мыла уже даже экран замылен!
Естественно, добром это не кончилось. Андрей вернулся в бурсу, лег спать, надеясь, что его исчезновение никто не заметил - но тщетно. Откуда-то брат паночки все прознал и вместе с братвой пришел к Андрею. "Он обесчестил мою сестру!" - пафосно говорит он: "Мы не можем позволить ему обесчестить еще какую-то семью!" И связанного Андрея всей общагой повели на выход. Я уже боялся, что ему отрежут орудие преступления, но вместо этого его просто прогнали через строй, избивая шпицрутенами мокрыми полотенцами. Не, это точно американская комедия. Казалось бы, можно вздохнуть спокойно - но тут поляк клятый все-таки хочет предотвратить рецидив преступления твердо и надежно. Конечно, Андрей ждать не стал - с помощью брата он освободился, шпагами разогнал трусливых ляхов, а Остап даже зарубил брата паночки. В итоге пришлось нашим полуголым героям бежать обратно в Сечь. Все эти сцены интересны разве что удивительной схожестью с экшн-сценами из другого исторического фильма - "Иван Васильевич меняет профессию".
По городу уже бегают патрули поляков с факелами. Отец паночки, узнав о потере, пафосно говорит ей, что отправит ее жить в Дубно, где ее научат хорошим манерам. Несчастная Наталья, узнав о том, что ей придется жить в Дубно, с плачем выбегает на улицу и бежит по городу в беспамятстве. Ее встречает Андрей, но - о жестокая судьба! - тут налетают поляки, как ОМОН, бабу оттаскивают, а Андрею с трудом удается вырваться с помощью трюка отца - одной рукой сбросить всадника с лошади, а другой вскочить в седло.
С помощью лихого ковбойского приема он перепрыгивает через стену и вместе с Остапом убегает к отцу. Дома Андрей обнимается с очень похожим на него отцом, Остап - с такой "очень" похожей на него матушкой - все счастливы. Далее разыгрывается прежняя сцена с драчками, но на сей раз швырнуть сына в колодец у Тараса не получается - подрос бычок. Заметив рану у сынка, Тарас волнуется и в медицинских целях ее прижигает. Андрей перенес это стоически и потерял сознание только встав - мужик!
Возвращение с учебы все казаки празднуют в kabak, нарядив вернувшихся в kosovorotka, пьют vodka и распевают по-английски Калинку-малинку.
- Как будет по-латыни водка?
- Римляне не пили водку. Потому Римская империя и пала. (с Тру!)
Click to view
После пьянки Тарас дает им коней, а старый казак Степан в исполнении профессионального русского Голливуда в 1920-60-х Владимира Соколова принимает их в казачье братство. Тут как раз приходят старые друзья Тараса - Филиппенко, Корш, Шило и прочие братки. Один даже тут же поднимает лошадь, чтобы доказать, что он тоже суров.
Собравшись все вместе, радостные казаки решают идти на войну. Ура! - кричит Тарас - будем бить поляков клятых! Но тут оказывается, что все наоборот - гетман призвал казаков воевать на стороне поляков на Балтийском море супротив шведов. Андрей поражен - один раз уже они воевали на стороне поляков. А ты что, боишься? - кричит в запале давешний атлет с лошадью Корж.
Все вокруг поражены. Никто не смеет называть казака трусом! За это оскорбивший отвечает кровью! И вот наутро Андрей и Корж выезжают на дуэль к типичному украинскому каньону.
Знаете, почему? Оказывается, у казаков был такой добрый запорожский обычай - в случае оскорбления проводить дуэль в виде скачек и прыжков через ближайший каньон, пока проигравший не свалится в пропасть и не погибнет. А победитель получал все. Да, чистейший и древнейший украинский обычай, такой же древний, как и древние укры, которые выкопали Черное море. Как вы понимаете, Андрей победил. Душу безвременно упокоенного Коржа и завтрашнее выступление в поход казаки отмечают очередной гулянкой - водка, песни, пляски, цыгане, мексиканские музыканты, все дела.
Также это высокоаутентичное этнографическое полотно рассказывает нам про множество других интересных обычаев запорожских казаков. Так, у них было принято на праздники распевать исто украинские песни на мотив "Вдоль по речке, вдоль да по Казанке". Также у них был обычай есть каравай, облитый горящей водкой - позднее эта традиция перешла в виде рождественского пудинга в Англию. А еще у них был принят особый вид экстремального спорта - хождение в пьяном виде напротив отделения милиции над ямой с дикими медведями под KALINKA-MALINKA. Победивший получал еще день жизни!
Click to view
После длинной попойки, в которой казаки чуть ли не в кадр сношали местных мексиканских цыганок, все наконец поехали на войну. Попростившись с женой, Тарас с сыновьями собрал армию, и нам долго показывают, на что ушли деньги фильма - на снабжение чуть ли не целой Конармии Тараса Бульбы, которую показывают с разных планов минут десять.
После приветственного слова гетмана Тарас убеждает всех нарушить клятву и напасть на поляков: "Есть только один способ сохранить веру! Вложить веру в саблю, а саблю воткнуть в поляка!" Уговоры сработали, и полководцы встают на его сторону - гетман Микола вынужден сдать священный штандарт с архангелом Михаилом. Гетман, правда, напоследок еще пытался сыграть в экоактивиста и остановить казаков своих горячим телом - но те тупо проехали по нему всей Конармией и задавили насмерть, одна накидка осталась.
И вот наконец-то начался пеплум. Встречайте - крепость Дубно!
Итак, стороны сходятся друг напротив друга. Пораженная паночка с балкона через замыленный взгляд видит без бинокля Андрия и охреневает. Но поздно - режиссер наконец-то показывает ЭКШН!!! Казаки дают предупредительный залп из пищалей, поляки - из пушек, и обе стороны выходят для переговоров огромными делегациями. Я вижу всего три полка, - ухмыляется поляк. Но тут из-за холмов вылетает дружественная кавалерия, которая была в резерве и начинает всех рубать в капусту. Следует долгое и эпичное даже по нынешним меркам мочилово, после которого поляки спешно уходят в крепость, откуда отбиваются чем-то, очень напоминающим томатный сок.
Далее по тексту. Казаки берут крепость в осаду, гуляют, пьют, развлекаются, танцуют в присядку, объезжают коров - в общем, занимаются милыми казачьими традициями.
Андрей, правда, рану схватил, но его батя подлечил. Побухав и заснув на аргентинских деревьях, которые растут под Дубно, казаки слышат погребальный колокол - поляки сжигают своих мертвецов, погибших от чумы. Тогда Андрей решает очхитро проникнуть в город. Он подходит к стенам, прикрываясь коровами, и когда поляки тех застрелили - скользнул в кусты, а потом в польском обличии проскочил в крепость вместе с теми, кто тащил в нее коровьи туши. Далее - один в один сцена из шпионских фильмов про Вторую мировую. Шпиона заметил командир поляков, который погнался за ним с пистолетом на изготовку через нуарные планы в брошенную булочную. Его Андрею удалось заколоть ножом, но как на грех, мимо проходили польские шуцманы с польским доберманом, которые услышали шум и узнали от умирающего воеводы, что в городе дер казак! Поэтому они поднимают алярм! Ахтунг, ахтунг, руссишен партизанен! Шнеля, шнеля!
Андрей, аки героя нуара, долго бегает по ночному городу, встречая больных, голодающих, инвалидов и умерших, пока наконец случайно не натыкается на свою любимую. Вместе они решают бежать из города под прикрытием телег умерших от чумы. Но - фейл, они попались.
На следующее утро казаки собираются уходить от крепости, потому что... э... ну, в книге был налет на их станицы крымских татар, а тут... Тут новый гетман Филиппенко что-то несет про чуму, про гниение, что турецкий султан отплывает, что они будут позировать Репину... Короче, я не понял. В любом случае, Тарас, стоя на фоне туч, пафосно задвигает про казачье братство, и что ни один казак не уйдет отсюда, не отомстив полякам. Так ты застрелишь меня! - пафосно говорит Филиппенко. Йес, оф корс! - отвечает тот и достает пистолет. Но старик Степан убедил всех, что расстреливать друг друга под носом полка не комильфо, так что все добровольцы разделились и пошли кто с Филиппенко, кто с Тарасом.
Только тут Тарас с удивлением узнает от Остапа, что его казак любит польку! А ту уже готовятся сжигать за предательство польского народа. Андрий умоляет пощадить ее, он привезет им быков, привезет им все. Главный поляк ухмыляется и решает в качестве гарантии обрубить сыну Тараса руку - как тот в свое время ему ее укоротил.
Око за око, зуб за зуб, рука за руку!
Но не, это был блеф. Поляк посмеялся и согласился на его условия. Наталью, которая у столба уже чуть не занялась на костре, была освобождена, а жаль - было забавно наблюдать, как она пытается отыгрывать на уровне актрис из порно-фильмов. Наша няша горько плачет, провожая любимого на смерть, Андрей с людьми выходит на вылазку за мясом, казаки готовятся к бою, а я задумываюсь, как сценарист сведет все к хэппи-энду. Далее была полномасштабная стычка, грандиозный бой, стрельба, взрывы, лава на лаву, короче - ЭКШН!!!! В разгар боя Андрей скользнул за быками, а главполяк, увидев сверху, что казаков маловато, решил атаковать всеми остатками их силы. Но это уже неважно, потому что случилось страшное - Тарас встретился один на один со своим сыном-предателем.
И дальше один в один сцена из книги. Все по Гоголю, как видите!
Ладно, драматизма тут было меньше, чем в нуаре в крепости, так что будем дальше коротки. Из крепости вызывают резервы, казаки героически удирают и добегают до сил Филиппенко, которые на удивление недалеко ушли. В бою Тарас побеждает главполяка, и всех поляков за пару кадров перемещают от равнины на некий обрыв, где успешно сталкивают с верхотуры в реку (мастерство монтажа!!!)
После массового истребления своих соплеменников паночка приходит на поля боя, где видит убитого Андрея, целует в хладные губы и горько плачет. Увидев это, Тарас с братвой тоже проливает скупую мужскую слезу над трупом сына, а потом хоронит его на берегу аргентинского Днепра, потому что теперь Дубно казацкий город. И потому благородный Тарас не будет его грабить, убивать, мстить - все равно всю армию он гуманно утопил - так что теперь благородные казаки накормят страждущих и вылечат больных поляков, о ненависти к которым Тарас распинался весь фильм. Вот такой вот хэппи-энд! Надеюсь, вы поражены им до глубины души. На мой взгляд, если бы Андрей выжил после попадания пули в платочек паночки, который он нес под кирасой вместо бронежилета, и они бы вдвоем умчались в Мексику - это было бы более логично.
Ну что сказать о фильме. Как вы понимаете, он немножечко отличается от книжной первоосновы. Совсем чуть-чуть, да. Сюжет переделан в сторону затягивания мелодрамы, действие удивительно напоминает вестерн, логика сюжета местами нарушена, а казаки с их народно-освободительной борьбой против поляков выглядят рыцарями без страха и упрека. Тот неловкий момент, когда в книге Гоголя действующие стороны были более объективно и непредвзято представлены при всей антипольско-антиеврейской направленности. По части клюквы фильм не очень интересен, хотя то, что фильм снимали в Аргентине, часто чувствуется и вполне доставляет, как и казачьи традиции с Калинкой-малинкой и состязаниями с мексиканскими цыганами и пьяными медведями. Плюс режиссура фильма откровенно вторична, смазливый Тони Кёртис откровенно смехотворен в роли казака, а Остап вообще какой-то эпизодичный персонаж. Но зато фильм эпично сделан по технической части - целые полки на лошадях чуть ли не вживую, тысячи не самых бредовых запорожских костюмов, грандиозные панорамы, взрывы, крепости, короче, если бы не поганый монтаж с завидной постоянностью - смотрелось бы эффектно. Ну, и конечно, Юл Бринер в роли Тараса это действительно эпический казак, несмотря на ковбойские замашки, так что это его одна из лучших ролей. А если кто-то смущен его не совсем славянским видом, то я напомню, что запорожские казаки, как и юго-восточные украинцы, имели определенные тюркские корни, да и жили тесно рядом с евреями, крымчаками, поляками и бог весть кем. Так что бывали даже казаки с именами Моисей Писарок и Конрад Бартул. Впрочем, это и неважно, фильм, несмотря на оговорки, смотреть можно - в первую очередь чтобы поржать. С чем вас и поздравляю. Наздоровье!