Фильм "Катя" (1938) это французская экранизация режиссёра Мориса Турнёра романа румынской писательницы-аристократки Марты Бибеску с Даниэль Дарьё и Джоном Лодером в главных ролях. А посвящен фильм любимой теме межвоенного кино - аристократической санта-барбаре в монарших домах прошедшего времени, по типу "Кровавой императрицы". Только на сей раз фильм рассказывает о любви Александра II и его любовницы Екатерины Долгоруковой. Естественно, возникает вопрос - есть ли в фильме клюква? Хотя бы историческая. Пример "Матильды", которую Учитель делал по тем же лекалам, показывает, что обычно клюквы в таких фильмах много.
В отличие от авторов "Кровавой императрицы", французы сразу заявили, что тут нет исторического соответствия, а токмо романтическое повествование о его персонажах. Так что никаких секретных документов не будет.
Итак, будем знакомы: этот красавец с пышной шевелюрой и усиками - царь Александр II собственной персоной.
Он выслушивает доклад от генерала Иванова и узнает, что маневры поручены князю с типичной русской фамилией Брюсов. Царь яросте!!! Он же его отстранил! "Напомните мне первую статью Имперского Уложения!" - требует он от Иванова. Тот признает, что первая статья царской не-Конституции - источником власти является исключительно монарх как наместник бога на земле и никто ему не указ. Поклонская одобряет. Я заглянул в Свод Законов Российской Империи, не поленился - действительно, первая глава так и говорит: "Императоръ Всероссійскій есть Монархъ самодержавный и неограниченный. - Повиноваться верховной Его власти, не токмо за страхъ, но и за совѣсть, Самъ Богъ повелѣваетъ". Интересно, кто догадался назвать Свод Уложением - сценарист или переводчик?
После этого царь выезжает в штаб маневров. Им почему-то выбрано имение князя Долгорукова под названием Тепловка. Там страдает сраженный какой-то заразной болезнью князь Долгорукий, который очень переживает, что не может встретить обожаемого монарха. В отчаянии он идет на крайнюю меру и решает поручить это своей дочери, 17-летней Катеньке.
Тем временем челядь князя в лучших традициях российской показухи спешно готовит к приезду царя клумбу, обсуждая, что его экипаж будет сопровождать тысяча cossacken. Клумба особенно умилила - тонкое знание отечественных реалий. Уже при Николае II один губернатор к его приезду не только дорогу проложил, что до сих пор добрая традиция - но еще и обочины засеял гречихой. В остальном эпизод нужен только для гэга далее.
Проблема в том, что Катенька ярая франкофилка и нонконформистка - как это и было принято в те годы среди молодых бунтующих отпрысков аристократии. Она считает себя левачкой, сочувствует революционным идеалам Франции и ходит по поместью, распевая во все горло "Марсельезу" с палочкой вместо шпаги. Понятно, что получив в руки от отца кое-что длинное и твердое - свиток с текстом приветствия - она заявляет, что лучше заболеет от отца, чем увидит "этих господ".
После дешевой и убогой комедии с переговорами через двери (балбес-отец боится, что его детеныш заразится), нонконформистка Катя, распевая Марсельезу, уходит в сад и ради протеста против семейного ретроградства начинает топтать клумбу. Для этого она затащила туда лошадь и стала с французским верещанием прыгать, аки мишка Гамми.
В лучших традициях самодержавной несвободы князь Долгорукий вызывает учительницу Кати мадам Трюфо, которая привила девушке эти волюнтаристские идеи, и грозит ей Сибирью депортацией на родину, где ее ждут санкюлоты и гильотина! Вали в свою Францию, лягушатница нерусская, ёпта! Шантаж сработал - Катя под давлением мадам Трюфо соглашается и скачет из сада в дом на лошади. Тут как раз прибывает царь в сопровождении аж трех человек.
Едва увидев издалека скачущую смазливую девку, он тут же возбужденно говорит, что она скачет как настоящий cossack. И с бухты-барахты говорит, что сделает ее своим гроссмейстером кавалерии - видимо, хочет полюбоваться вблизи на ее отменные скачки. И проходит ужин при свечах с теми же изумительными шьютками...
По идее, перед нами вечер, раз свечи. С бухты-барахты только сейчас Катя вспомнила, что не зачитала приветствие и кое-как озвучивает его. Следуют блестящие диалоги в лучших традициях 50 оттенков серого - ах, я потеряла приветствие! - что?! - потеряла я приветствие! - где?! - в Караганде! в саду! - короче, атмосфера разрежена, и царь напаивает малолетнюю дуру вином, дабы та выпила za его zdorovie. В разгар попойки Катя вдруг слышит из-за леса, из-за гор пение родных крепостных рабов из Тепловки и с умилением описывает свой любимый дом. К концу ужина царь уже проникся симпатией к малолетке настолько, что делает наглые подкаты: "Ты меня уже не презираешь? Ты уже можешь написать "Да здравствует царь"?"
Расчувствовавшаяся девочка описывает ему страдания крестьян и даже чуть не договаривается до просьбы даровать им свободу. Но тут мадам Трюфо понимает, что еще немного и придется переписывать раздел учебника истории об отмене крепостного права, и спешно утаскивает дурочку за дверь. Тем не менее, царские генералы за сценой негодуэ - уравнять в правах с ними каких-то грязных le moojick!
Спустя неопределенный промежуток времени, в 1859 году, царю вздумалось проинспектировать Смольный университет, где учится Катя. Смутьянку директриса поставила в самые задние ряды, но она таки пробилась, как голкипер, и выскочила перед носом дорогого монарха, который от радости приказал поставить ей пятерку по поведению.
А потом он, как это принято у настоящих мужиков, которые хотят охмурить девку, отправляется с ней кататься на черном мерседесе санях по снегу!
Какой русский не любит быстрой езды! Девушка радостно требует выкрутить скорость на полную, и несколько минут нам показывают кагбэ бешеные скачки с cossacken, которые на общих планах на самом деле совсем не быстрые... Царь умиляется.
Нагонявшись, они проводят время в разговорах. Катя рассказывает, что отец таки проворов... э, то есть, прогорел, так что Тепловку распродали за долги, а ее в институт отдал брат чтобы выучилась и деньги зарабатывала. Наслушавшись этого всего, царь пригласил девушку на вечеринку бал в Зимнем дворце, и Катя одна возвращается в Смольный к радости женщин в нем, которые уже все локти изгрызли, ожидая, когда вернется царь. С радостью сообщив бабам, что царь их продинамил, Катька вечером в постели размышляет о том, какой ее царь красивый и теребит в руках свою маленькую, крошечную, милую пуговицу, которая оторвалась от его мундира. Так вот откуда этот штамп пошел, я его в "Адмиралъ" даже видел.
И вот Зимний, где проходит бал. Официальная жена царя, как всегда, болеет. Можете оценить всю аутентичность платьев и причесок заодно.
Наплевав на больную жену, потому что любовь и потому все можно, царь тут же выделяет Катю из пришедших на бал, и танцует с ней вальс! И это поражает всех вокруг - ведь вальсы при дворе до сих пор были запрещены!
Дамы в кокошниках-диадемах и брат Кати с австро-венгерскими медальками - в шоке.
Царь увлекает Катю за кулисы, где и целует. Но радость любви омрачает вмешательство брата Кати, который против их отношений, ведь это вредит престижу монархии! Царские генералы и чиновники позднее тоже рассуждают о том, что этой связи надо помешать любой ценой.
Я так погляжу, вездесущий орден Георгия в те времена был аналогом наплечного ордена Золотой звезды ГСС в послевоенном кино?
Но пока они рассуждают, царь бегает в Александровский сад к любовнице, переодевшись, по типу беглецов в самоволке, в простого солдатика из пехтуры. И даже не подозревает, что пока он якобы наедине со своей Золушкой, за ним наблюдают дворники и полицейские, которые где-то за кадром успевают еще арестовывать террористов, желающих добраться до царского тела.
В конце концов из-за каприза дамы, которой надоело мерзнуть на холоде, царь притащил ее прямо в личный кабинет, где начал недвусмысленно лапать и расстегивать на ей дубленку. Мастер пик-апа! Но тут открылась дверь и вошла, точь-в-точь как Ингеборга Дапкунайте в "Матильде", его собственная жена. Вуап-вуап-вуааааап!
Вместо скандала она отсылает дурочку и говорит мужу, что приходил врач и ее участь решена. Вместо реакции нам показывают Катю, которая печалится, что ей с Александром не быть вместе, и решает махнуть за границу, чтобы разорвать с ним связь. Поехала Катя в Париж, вслед за своей мадам Трюфо. Но неожиданно к 1867 г., когда состоялась знаменитая Парижская выставка, ее и там достал наш царь-рогонос... богоносец! Он специально поехал в Париж с гастролями к императору Бонапарту. Простые французы, читая в газетах о прибытии русского самодержца, рассуждают, что его сопровождает полк казаков (как же меня задрали эти казаки), а Александр II большой человек, потому что его отец Петр Великий и Екатерина Великая - тонкий французский йумар. Хорошо еще, Шарли Ебдо тогда не появилась.
Бонапарт возит царя по Парижу и тонко троллит его, говоря: "Надеюсь, у вас останется хорошее впечатление от нашей армии". "У вас лучшая армия в мире", - льстит ему император, что ныне, когда мы знаем, чем закончилась франко-прусская война и авантюра в Мексике, звучит довольно весело. Далее идет реконструкция покушения на царя в Париже Антона Березовского, но тут ничего интересного - пара выстрелов и суматоха толпы. Переходим к криптоистории - Катя очень неубедительно изображает тревогу, но царь в полном облачении вплоть до сабли и эполет приходит к ней домой (наверно, в телефонном справочнике адрес нашел) и обнимает ее. Публике врут, что царь от стресса принял снотворное и заперся в гостиной, так что царь устраивает с Катей прогулку по Парижу, замаскировавшись под ту же пехтуру.
Тут подходит кондуктор для взимания платы за проезд, но у царя в кармане только рубли - а это, как известно, уже тогда была неконвертируемая валюта. Кондуктору не нравятся деревянные, грозит скандал - но царя спасает прохожий, который платит за нашу парочку и постоянно называет нашего царя "le cossack". От радости царь дарит ему сто рублей, чтобы тот обменял их в ближайшем пункте обмена валюты. В итоге тот вечером во время праздника сидит в ресторане и рассказывает приятелем о том, как получил после этой истории аж целых 40 франков, пока его перебивает жена. И надо ж было случиться совпадению, чтобы наша парочка и тут оказалась рядом, и прохожий, конечно, побежал кланяться русскому казаку в ноги.
С трудом сбежав от дуралея, парочка долго танцует, а потом проникает ночью во дворец. Катя рассказывает о том, как любит своего царя, не хочет с ним расставаться и готова ради него на все. После демонстрации просторов России и видов Петербурга невесть где снятых те же самые генералы и чиновники продолжают рассуждать о причинах любви наших голубков. Генерал Потапов, самый проницательный из всех (20 лет брака без контузии и ранения!), объясняет, что секрет прост: "Они любят друг друга!"
Дальше идет совсем уже "реализм" - Катя просит царя сделать Россию передовой, как Франция или Англия. Царь говорит: "В Англии и Франции Конституция" (!!!) "Что такое Конституция?" "Это строй, при котором народ сам назначает своих представителей" Заканчивается вся эта политология тем, что Катя бухается ему в ноги и умоляет освободить народ и тем самым освободить себя - иначе русский народ сам себя освободит. Эти слова тут же подтверждаются буднями революционного движения в какой-то чайной, где кто-то играет за кадром на balalaika. Народовольцы уверены, что царь сознательно гнобит народ, а Катя всего лишь охомутала его, чтобы вернуть Долгоруких к власти (судя по фильму, авторы были уверены, что Долгорукие - какой-то очень важный и очень могущественный русский род, который сильно влиял на историю России, а Катя вообще потомок Екатерины Великой).
Народовольцы тут подозрительно напоминают стереотипных анархистов и говорят о том, что хотят не улучшения общественного порядка, а его разрушения. Однако у них есть оправдание - оказывается, всю информацию о Кате-карьеристке они почерпнули из подпольных прокламаций, которые среди них распространяют агенты-провокаторы. Ага, ну вы знаете, знаменитая тактика провокаторства во времена народовольцев. Ведь элита империи до ужаса боится, что царь введет под настоянием Кати Конституцию!
Тем временем смертельно больная императрица, которая загибается уже который год, хочет знать, где там ее муж шляется, и генерал Потапов с забавными медальками вынужден все рассказать. Реакция - на удивление спокойная и отстраненная.
После длинной вставки, где Катя играет на рояле и поет, потому что 1930-е и звуковое кино, царица лично приезжает к девоньке, чтобы поговорить по душам. Оказывается, она боится, что из-за того, что царь вечно шляется к любовнице без охраны, его рано или поздно застрелят, так что контакты надо прервать, пока она не помрет. А покуда царица назначает Катю фрейлиной, которая будет жить у нее во дворце. Блестяще, полудохлая жена, которая скоро помрет, так еще и покрывает леваки мужа - шоб я так жил!
После этой речи царица теряет сознание, Катя в панике, прибегает царь - но тут Потапов докладывает, что проклятые вездесущие террористы забаррикадировались в доме напротив. Пораженная Катя мигом понимает, как права была недодохлая царица и соглашается стать фрейлиной, а революционеры взрывают себя за кадром с криком: "Аллах акбааар!" Царица - умирает, и в честь нее спускают на Зимнем дворце флаг.
Царь готовится к параду, не обращая внимания на очередной раскрытый заговор - даже к террористам рано или поздно привыкаешь. Вот и опять, Катя, освоившаяся при дворе, дергает царя так, будто он уже ей муж и задерживает во дворце на пять минут, чтобы обсудить проект Конституции. За это время террористы опять что-то взорвали на пути следования царя... Короче, не Петербург времен монархии, а Багдад какой-то.
Царь тем временем отнекивается, мол, моя Конституция не такая навороченная, как французская, которую писали ангелы слюнями бога, но это потому что народ неграмотен. Наконец, чтобы оторваться от бабы, царь обещает ей, что женится на ней после похорон и коронует, а скоро еще и Конституцию объявит (здесь надо вставить ссылку на статью "Взаимоисключающие параграфы"). И действительно, женится - а Конституцию, "совместимую со всеми правами монарха", он решил объявить в день коронации своей новой жены. Но подполье не дремлет!!!
Во время очередной разлуки Катя показывает Сашеньке ту самую пуговицу, которую верно теребила столько лет, и тот в умилении уезжает принимать парад, а дама примеряет мантию к коронации. Однако в самый последний момент, когда Кате хотят на голову надеть какую-то корону, прямо вблизи раздается взрыв!!! Оказывается, это таки подорвали царя!
Конец немного предсказуем. Катя прибегает к умирающему любимому и, пытаясь играть, мило проводит с ним последние минуты жизни. Особенно доставляет фраза: "Когда все это пройдет, после твоего выздоровления, съездим вдвоем в Крым". Нет уж, "Крыма" нам не надо, нам и местной Кати-Матильды хватит...
Тело хоронят под музыку Шопена, а Катя перед отъездом узнает, что сын Сашеньки положил на проект Конституции свой большой и толстый монарший указ. О том, что "конституция" не могла считаться конституцией даже формально, а была лишь жалким шажком самодержавия а сторону представительности при дворе, авторы, конечно, не знали. Конец.
Что сказать. Несмотря на фантасмагоричность показанной истории, она не так уж далеко ушла от реальной истории любовницы и жены Александра II
Екатерины Долгоруковой, хотя, конечно, переврали и домыслили там немало. Но в итоге получилось все равно плоско, скучно и неинтересно - тот неловкий момент, когда статья в Википедии вызывает больше романтических эмоций. Стандартная и унылая мелодрама 1930-х с несмешными комедийными вставками, неинтересная практически ничем. Разве что французским взглядом на Россию с постоянным скрытым самовосхвалением. Даже клюквы практически нет, от нее только постоянное педалирование темы казаков, а историчность антуража на удивление высокая. Видимо, за консультацию надо сказать спасибо многочисленным русским эмигрантам и каким-нибудь историкам - чувствуется, что в Европе снимали, а не в Америке, где клюква в исторических фильмах уже тогда цвела и пахла. Остается только один вопрос - что мешало Учителю сразу снимать историю про это, а не про "Матильду"? Ответ также очевиден - пиар на имени последнего царя. И, скорее всего, клюква в его фильме - тоже пиар, уже для заграницы. Но это уже другая история и совсем
другой обзор.
Кстати, фильм имеет еще и маскирующийся под экранизацию той же книги ремейк 1959 г. "Катя, некоронованная царица", снятый в Германии классиком американского нуара Р. Сиодмаком в перерывах между съемками всякого детективно-пропагандистского барахла типа
"Побега из Восточного Берлина". На сей раз Катю играет 21-летняя Роми Шнайдер, а царя - 44-летний Курт Юргенс. Фильм представляет собой по большей части покадровую пересъемку французского оригинала с более качественным антуражем и актерскими работами, а потому не представляет особенного интереса.
Стоит отметить разве что сильно расширенную линию революционеров. Среди прочего показан спровоцированный властями побег народовольцев из тюрьмы, чтобы можно было зеков расстрелять из манлихеров - а покушение на царя состоялось из-за того, что о его организации предпочел промолчать нехороший министр Кубаров. Сцена же собственно броска бомбы (почему-то из окна за спиной полицейского) - это жалкое подражание Сиодмака самому себе с попыткой саспенса и крупными планами. Последнюю бомбу, к моему умилению, бросила Софья Перовская.
Ну, и забавляет типичный дом крестьянина, который вроде бы приличный и чистый, но имеет внутри хлев (в реальности скот прямо в избе держали от страшной бедности) и балалайка висит у кровати.
А на этом все. Клюквой сегодня французы не порадовали - но в следующий раз мы это, товаристч, наверстаем. Наздоровье!