На страницах сообщества уже не раз упоминались и обозревались фильмы о югославских войнах. По большей части это были пропагандистские помои, демонизировавшие сербов и отбеливавшие боснийцев и хорватов. Но были и отдельные исключения, о которых можно и вспомнить сегодня, в печальный юбилей 20-летия последнего дня
бомбежки Югославии силами НАТО. И если вы спросите меня, на какой черт я убил на это труды, то я отвечу - мне было жизненно важно убедиться, что можно найти что-то получше, чем тупорылый боевик «Балканский рубеж». И поиски окончились каким-никаким, а успехом.
Так, в 1998 году на канале НВО (да-да, там, где закончилась эта ваша «Нигра престолов» и начался «Чернобыль», до которого мы еще доберемся) вышел телефильм с претензией на сдержанную оценку событий. Он назывался «Выстрел через сердце» (Shot Through the Heart), но наши локализаторы, не особо запариваясь, перевели его как просто «Снайперы». Он основан на статье «Anti-Sniper», опубликованной Джоном Фолком в журнале «Details» и рассказывает историю двух чемпионов по спортивной стрельбе, боснийца Владо и серба Славко из Сараево, бывших друзьями, но во время войны оказавшихся по разные стороны фронта. В этом фильме персонажи больше похожи на людей, нежели на карикатуры (тем более, это драма, а не милитаристический боевик), а Югославия - на европейскую страну, а не на Руританию, застрявшую в 50-ых годах. Не мудрено: снимали-то натуру в Венгрии.
Так всё ли с этим фильмом в порядке? Нет. Во-первых, режиссура очень серая и невыразительная, на уровне эпизода телесериала, с унылой серой картинкой. Во-вторых, он очень скучный, идёт два часа, здоровенная часть которых угрохана пустопорожнее на чесание языками. Хотя сюжет тут элементарнейший: два друга собираются ехать на Олимпийские игры, но тут ВНЕЗАПНО Радован Караджич объявляет о создании независимой Сербской республики Боснии-Герцеговины, вокруг Сараево вырастают блокпосты с сербами в краснозвёздных касках.
И два наших брата-акробата разбегаются в разные стороны: серб Славко вечером же под речи Караджича по телевизору где-то достаёт боевые патроны и начинает ими патронташ, а на утро уже учит снайперов в армии Республики Сербской.
Владо же ныкается по домам со своей семьёй. Сербский генерал бурчит об очистке Сараево от мусульман и снайпер из отряда Славко убивает дочь Владо, на что последний вычисляет своего бывшего друга и убивает его. И, как видим, самый серьёзный минус фильма, не будь которого, можно было простить затянутость и режиссуру - он тоже не ушёл от тенденциозности. Никто не спорит, что все стороны себя основательно заляпали. Но по фильму в Боснийской войне виноваты исключительно сербы и лично Караджич и никакого, видите ли, боснийского фундаментализма, никаких соглашений между Туджманом и Милошевичем о разделе Боснии. Здесь сербы - единственные злодеи, которые ещё перед началом войны в шутку машут стволами на бошняков и, озверев от злости, сами себе по тупости простреливают ноги, а мусульмане - исключительно жертвы.
Ну и последний гвоздь в крышку гроба фильма, заставляющий ставить на нём крест и говорить «не верю!» - отсутствие мотивации у персонажей. Славко вот так взял, достал патроны, оделся в форму и убежал в сербскую армию. Почему? «Во время Второй мировой усташи и мусульмане убивали сербов», - проговаривается он один разок за весь фильм о своей кагбэ мотивации. И всё.
По итогам - невыразительный, тенденциозный, хотя смотрибельный и пацифистическо-вегетерианский телефильм. Планку повыше попытался взять фильм «Спасти Харрисона» (Harrison's Flowers, 2000), снятый французом Эли Шураки. Ранее он ставил музыкальные комедии, так что военное кино - не вполне его жанр. Так получилось ли у него снять достойный фильм о югославских войнах?
Ну, в общем, да. «Спасти Харрисона» - действительно достойная военная драма с отличной актерской игрой, впечатляющим для европейского кино тех лет бюджетом, крепкой профессиональной режиссурой и отличной реконструкцией ада войны, несмотря привкус определенной банальности. Сам сюжет, в принципе, содержит меньше всего достоинств, так как весьма незамысловат и, по сути, банален: эпигонство до сих пор можно найти в куче мелодрам.
Жила да была в Нью-Йорке журналистка Сара Ллойд в исполнении Энди Макдауэлл. К сожалению, с Биллом Мюррэем в «Дне сурка» у нее отношения не сложились, но она нашла нового, любимого мужа, военного корреспондента Хэррисона. Первые полчаса идет вводная в их не лишенную скандалов, но в общем спокойную и обычную семейную жизнь. Которой Хэррисон пожертвовал, рискнув отправиться в Югославию, думая, как и все американцы в 1993 году, что там просто маленькая вооруженная заварушка. Вскоре оказалось, что маленькая заварушка совсем не маленькая - люди там, включая капиталистических журналистов, дохнут пачками, а Харрисон вообще пропал без вести во взорванном доме. Сара весьма хорошо отыгрывает драму по мужу, а потом, психанув, решает найти его любой ценой и отправляется в Югославию, где натыкается на тайно влюбленного в нее другого репортера, фотографа Кайла, который решает ей помочь. К ним присоединяется еще один фотограф, который сто раз об этом пожалеет. Собственно, весь дальнейший сюжет и посвящен передвижениям группы журналистов по охваченной войной Югославии с псевдодокументальными и ретроспективными вставками-интервью участников, а также с интригой, найдут ли они мужа нашей героини. Все это, конечно, во многом банально, это мы уже потом не раз видели - но тут дело не в том, какой сюжет, а как он рассказан.
Первоначально кажется, что нам будут втюхивать клюкву. Сара вместе с подобранным в Австрии попутчиком-хорватом, который хочет вывезти из Югославии жену, едет в Вуковар - этакий югославский «Грозный», который хорваты обороняли до последнего, нанеся сербам много потерь. На границе между Югославией и Австрией, как ни странно, нет ни толп бегущих беженцев, ни тысяч солдат, ни даже одинокого таможенника в будке с громкоговорителем. Вообще ничего нет, кроме пустоты и заграждений.
Пара едет дальше, проводя время в милых разговорах. И вдруг ВНИЗАПНА, как летучая мышь из тумана, они попадают прямо в зону военных действий, а машину Сары ин постсовьет Джугославия походя переезжает TANK!
Ошарашенные туристы вылетают наружу и тут же попадают в лапы сербов, одетых в какую-то рваную мешанину. Злобные сербы что-то грозно говорят на своем варварском наречии, обыскивают их, а узнав хорвата по акценту, тут же KARAЮT на месте из истинно православного сербского пистолета Desert Eagle. Тони «Пуля в зубах» - одобряет!
Все сербы убегают воевать дальше, а один бородатый четник хочет изнасиловать журналистку прямо на остатках машины, пока его товаристч рядом пьет VODKA. Но тут рядом падает парочка авиабомб, поэтому сербский орк с неохотой отпускает добычу, измазав ее на память кровью, и отправляется дальше сжирать заживо врагов.
Но все же живописать преступления сербов фильм не стал. Дальнейший сюжет посвящен в основном демонстрации ужасов войны как таковой и часто даже непонятно, кто именно там поубивал какую-то очередную кучу трупов. Сара со спутниками проходит абсолютно через весь ад войны - взрывы, бомбежки, нападения армии, снайперы, горы трупов, убитые женщины, изнасилованные дети, показанные вживую этнические чистки. Показано все это с размахом, с отличными по тем временам спецэффектами, яркими взрывами и весьма неплохо сделанным чувством погружения в войну с ее отупляющим и дезориентирующим воздействием. Нельзя не отметить и довольно сильное старание по части воссоздания аутентичности.
Правда, оно все равно не стопроцентное, потому что фильм снимался не в Сербии и даже не Хорватии. А где? А вы присмотритесь. Узнаваемые по дулам чешские автоматы Samopal vzor 58, домики с белыми стенками и характерной черепицей, камуфляж армии ЧССР, исключительно советская военная техника при отсутствии югославской, танки Т-55 и Татры на улицах вместе с прочим добром из соцблока… Ба! Да это же Словакия! Та самая Словакия и тот же самый реквизит, с которым снимали другой, куда более известный фильм про Югославию,
«В тылу врага»!!! Так вот где Голливуд все это надыбал - он просто воспользовался уже наработанной французами базой!
Местами самопалов не хватило. Сербо-хорваты в итоге ходят со всем, что выгребли со складов времен предыдущей войны, включая мосинки, ППС, ППШ и Дегтяревы даже в регулярной армии, а по улицам разъезжают Т-34. Как бы, и такое было, не спорю - но довольно редко и в основном у хорватов, как повстанцев. Еще удивлен, что немецкие MG-42 в кадр не завезли - они ведь действительно оставались в Югославии на вооружении до последнего до самой войны.
Особенно в этом отношении шикарна сцена наступления сербов зерграшем перед (!) танками, показанное в лучших традициях советской школы военных фильмов с элементами военных боевиков 90-х типа припадочного дергания при ранении. Заменить Т-55 на Т-34, а вертолеты на истребители - и не отличишь!
Особенно умилил сербский снайпер с охотничьим карабином...
Но, конечно, отдельно впечатляет на сербском ЗиЛе чистокровно русская надпись «ОГНЕОПАСНО». Видимо, грузовик остался от Советов, которые покинули Чехословакию - действительно, зачем перекрашивать, и так сойдет.
Минуточку, а этот старичок с водкой - случаем, не снимался в массовке
боевиков Симандла!!!
Из минусов фильму засчитываю слишком простой и банальный сюжет с минимум интересных поворотов и, увы, явное потворство моде на очернение сербов в конце 90-х. Прямо это нигде не выражено, акцент на ужасах войны сделан на преступлениях войны как таковой - видимо, совесть у авторов все-таки была, - но фоном это явно проскальзывает. Хорваты в фильме изображены недружелюбно и без сочувствия, как весьма мрачные и неприятные ребята. Но они, по крайней мере, более-менее единообразно экипированы (по большей части), снабжены, у них немало танков и они производят впечатление регулярной армии. Плюс ничего плохого в кадре вроде не делают - так, пара намеков на расстрелы пленных за кадром. Сербы же в фильме представлены почти сплошь не армией, а какой-то партизанской бандой, в которой легко узнаются карикатурные ополченцы-«четники». Они убивают прямо на улицах, насилуют, пьют водку и устраивают этнические чистки посреди Вуковара, который, как с сочувствием сказано за кадром, держался до последнего. Есть сцена, где герои натыкаются на целый автобус вырезанных и изнасилованных мирных жителей - видимо, тоже намек на сербов, так как ехали жертвы их Хорватии. В реальности-то, как известно, это сербы представляли регулярную армию, в отличие от хорватов-повстанцев, а уж позверствовали обе стороны на славу.
В качестве примера - прием из самого конца фильма. Сначала показана реальная видеохроника, на которой уставшие после боев сербы в регулярной полевой форме идут с традиционным флагом четников. Спустя несколько секунд она заменяется на «реконструкцию», где сербы в оборванной солянке формы и гражданской рвани идут, горланя песни, бухают водку и машут samopalaми. Найдите десять отличий, что называется!
И тем не менее, повторяю, фильм - во многом сильный и хороший, и он наглядно показывает, насколько жестока и ужасна война. Здесь отличная актерская игра настоящего звездного состава - Энди Макдауэлл, Брендан Глисон, Эдриан Броуди, Дэвид Стрэтэйрн - а также отличная техническая часть и крепкая режиссура с погружением в чувством войны. Жаль только, что фильм, несмотря на все свое обличение войны, даже не заикается ни о ее причинах, ни о позорной роли в ней стран НАТО… Впрочем, чего вы хотели от истории, где журналистка, найдя мужа в стереотипной стране третьего мира с бесконечной войной, возвращается в конце концов на благословенный Запад, где все хорошо и тихо…
Шанс стать достойным ответом на такое западное кино, которое даже в лучших своих проявлениях способно только на беззубый пацифизм и гуманистические увещевания, был у другого фильма под названием «Спаситель» (Savior, 1998). Он снят совместно США и Сербией и именно в Сербии каким-то сербским режиссером - вдобавок, что самое интересное, при помощи Оливера Стоуна, который стал продюсером. Многими он расценивается, как один из лучших по теме, но я с этим вряд ли соглашусь. И дело не в сюжете, хотя он тоже попахивает, как и «Спасти Хэррисона», откровенной голливудщиной - семья американского офицера Джошуа убита во Франции исламскими фанатиками. Безутешный вдовец не придумал ничего умнее, чем повторить то же самое в мИчете, а потом записаться во французский Иностранный легион и отправиться мстить мусульманам в Боснию на стороне сербов. Далее идут фантастические жестокости войны, в ходе которых Джошуа спасает беременную сербскую девушку Веру, а потом и ее ребенка, переродившись в ходе своей миссии.
Сам по себе сюжет весьма достойный и снято справедливо - показаны зверства и жестокости обеих сторон, бессмысленность войны и страдания мирных жителей. И все было бы хорошо, если бы не тот факт, что реквизит, декорации, массовка, съемка, актерская игра, грим, постановка и вообще ВСЕ в нем - на уровне малобюджетных боевиков 90-х. Если вы видели хоть один фильм Nu Image, вроде тех, что тут обозреваются, можете себе представить, как это выглядит. Этот сильнейший контраст я лично так и не смог проигнорировать. Трудно, знаете ли, поверить в военную драму, где мусульманин с пулей в животе может достать пистолет и побежать за обидчиком, ради кольца бабке спокойно и деловито отрезают палец, а гранаты врываются как склад керосина. Хотя, возможно, я и придираюсь.
А на этом все. Так или иначе, сербская мафия и сербские военные преступники как выродки рода человеческого появились в масскульте именно тогда, в 90-е. С тех пор они стали таким же старым-добрым штампом, как русские олигархи-выходцы из КГБ, русская мафия, похищение ядерного оружия - и многое другое. В следующий раз я немножко расскажу о том, как этот штамп сербской мафии проявился в последних фильмах капиталистического кинопрома. Nazdorovie!