Песнь о России (1944)

May 08, 2019 09:49



Мы все знаем множество американских фильмов, пропитанных русофобией и антикоммунизмом, которые снимались целые десятилетия. Однако в период Второй мировой войны, когда США и СССР были союзниками в борьбе с фашизмом, был очень короткий период потепления, когда Голливуд снимал фильмы о героической борьбе русских за свободу. Несмотря на все оговорки, фильмы эти - интересный пример редкой просоветской пропаганды в Америке. В свое время тут уже был разбор одного такого фильма - "Северная звезда" (1943). По просьбам наших читателей я в честь праздника продолжаю эту тему рассмотрением одного из самых известных образчиков такого рода. Встречайте, обзор фильма "Песнь о России", в котором СССР в начале войны посетил лично звезда Голливуда Роберт Тейлор!

История начинается в Нью-Йорке, где в театре известный дирижер Джон Мередит дает благотворительный концерт оркестра Манхеттенской филармонии в пользу сражающейся России. Диктор по радио читает прочувственное вступление о том, что для Мередита это личная тема. В 1941 г. он случайно застрял в России и стал свидетелем вторжения проклятых нацистов, пережив несколько чудовищно опасных часов месяцев. Теперь в честь русского народа, отстаивающего свою независимость, он дает концерт музыки русских klassiks, сборы от которого пойдут на помощь СССР. Выходит Роберт Тейлор в роли и костюме дирижера, пафосно кланяется и, размахивая палочкой как вентилятор, играет с оркестром... американский гимн - именно с этого и должен начинаться каждый концерт в свободомыслящей Америке!



А, так вот с кого тот выпуск Луни Тьюнз рисовали...



Гимн переходит в гимн, который играет оркестр... советских красноармейцев! Оказывается, Мередит прибыл ту Совьет Раша на самолете, где его встречают с широчайшей помпой - толпа народа, толпа солдат, оркестр, портрет Сталина, большая вывеска для тупых "Moscou" и куча американских флажков. Это - флэшбэээээээээк, начало июня 1941 года...







Мередита и его менеджера мистера Хиггинса горячо и радостно встречают очкастые представители Госкомитета по культуре. Радостный народ от встречи с кумиром пытается прорвать оцепление. Ха-ха, гордитесь культурой русского народа, товаристчи - такое помешательство даже не на каждом рок-концерте бывает! К Мередиту пытается прорваться и какая-то девушка, но его оперативно пакуют в автомобиль и отвозят на Лубянку в гостиницу. Он идет под звуки Чайковского за кадром с новыми друзьями промеж волнующейся толпы и уходит отдыхать, несмотря на попытки прорваться к нему Нади, которая ухитрилась прибыть сюда одновременно с Мередитом.



Итак, дирижер приступает к работе. После длинной репетиции с русским оркестром он отправляется вновь отдохнуть и заодно обсуждает с милыми чиновниками от Госкомитета свою будущую программу выступлений. Она очень обширная, русский народ хочет слышать великого дирижера! Но тут внимание Мередита привлекает игра на рояле рядом... Это проникшая и сумевшая наконец завладеть его вниманием та самая девушка с прической Юлии Тимошенко, которая играет концерт № 1 Чайковского для фортепиано с оркестром! Оркестр же, решив поддержать флешмоб, берется за инструменты и аккомпанирует ей. Мередиту нравится. Он - одобряет...



Мередит берет девушку, отводит ее в кабинет и там ее... хе-хе-хе-хе... хе-хе-хе... выслушивает... Оказывается, это простая русская девушка Надя Степанова, жительница простого русского села Чайковское, названного в честь великого композитора. Каждый год простые русские колхозники после уборки урожая устраивают музыкальный фестиваль с его лучшими композициями, и теперь Надя очень хочет, чтобы великий американский режиссер согласился в нем участвовать. Мередит, мигом смекнув малину, обещает дать ответ после ужина и отводит симпатичную тян в ресторан. Так как Россия широко известна высокой культурой быта, то в типичном русском ресторане размером с оперный театр тоже есть музыка - целый народный оркестр в kosovorotka играет на balalaika и поет русскую народную pesnя под названием "Ei, ukhnem".



Радует, что московский ресторан с местными посетителями... ВООБЩЕ НИЧЕМ не отличается от американского. Много света, еды, смокинги персонала, идеальные прически женщин, дорогая одежда - в общем, реализм. И, конечно, отдельно умиляет русское меню с перечислением типичных советских напитков и коктейлей, которое переведено как будто гугл-трансейтером.



Конечно, ни бельмеса не знающий по-русски дирижер дает право заказа даме. Скромная русская девушка смотрит в меню и делает маленький заказ - BORSTCH, пирожки, лососина, бефстроганов, коктейли по-пожарски, шашлык, чай, пирожное и мороженое. Русское гостеприимство широко известно - им было ничего не жалко для дорогих гостей! Особенно, если те заплатят. И по фиг, что половины этого в меню нету - мы-то знаем, какая мафия была в советских ресторанах... Даже Мередит несколько удивляется тому, что русские сплошь веселятся, танцуют и поют. Почему? - спрашивает Надя. "Я всегда думал, что русские склонны к меланхолии", - пожимает плечами начитавшийся всяких Dostoevsky дирижер. А потом делает еще одну подсветку уникального реализма и аутентичности этого фильма: "Если бы я не знал, что вы русская, я принял бы вас за американку!"

После небольшого разговора Мередит узнает, что простая селянка-пианистка Надя сама впервые в Москве и решает ради дальнейшего пик-апа показать ей город, а заодно самому посмотреть. Они садятся в автобус и под распевание русских песен смотрят вырезки из советских киножурналов 30-х годов и страницы из туристических буклетов с фотками Красной площади, Покровского собора, метро и других крайне малоизвестных московских образцов архитектуры. А потом попадают на ВДНХ (тогда еще ВСХВ) под распевание "Песни о Волге", где Мередит фотографирует девушку рядом с гуляющими москвичами в американской одежде и пионерами-бурятами.







Также в программе посещение стадиона "Динамо" с болельщиками ин kosovorotka и прогулка по Москве-реке...





Ну, а вечер, конечно, проходит в богатом бальном зале, где радостно танцуют усыпанные конфетти парочки, пока сверху на них с умилением смотрят чучела of medveds...



Поржав над клюквой Хиггинсом, к которому, как клещ, прицепилась страшненькая мадам Орлоффа из Госкомитета, парочка наших музыкантов отошла отдохнуть на балкон. Мередит радует Надю - он приедет к ней в село! Очень скоро. В августе. А пока Мередит нагло клеит бабу признает, что полюбил Россию после того, как услышал гениальную музыку Чайковского и решил когда-нибудь ее посетить. И вот он нашел тут самое дорогое сокровище - музыку... Ну, и... конечно, Надю, без которой теперь не знает, как будет жить... Девушка ведется на совершенно наглый подкат почему у меня так не выходит... и очень в тему говорит: "Я тоже не знаю... Вы много курите... Курите лучше трубку! Хотя бы в России!"



После этих гениальных диалогов, от которых Тарантино должен застрелиться, парочка продолжает наслаждаться прекрасной жизнью во время войны, пока на сцене на английском языке поет песню о России типичный русский KAZAK.



После окончания номера Манхеттенского казачьего ансамбля народной русской музыки имени Ред Алерта Мередит продолжает бесстыдно клеить даму, проговаривая ей комплименты а я беру блокнот и записываю. Тактика срабатывает - уже спустя четыре дня они целуются и признаются в любви на фоне нуарного московского водоканала. Похоже, наш герой выбрал верный путь, отойдя от поведения одиночки... Если продолжить ряд правильных действий, думаю, эта новелла закончится хорошим концом...





Под музыку Чайковского за кадром Мередит проговаривает Наде набор сопливых романтических штампов о том, что любит ее и не может жить без нее. Надя колеблется - но как же так, Семен... Тьфу, блин... Джон! - ведь мы знакомы всего четыре дня! Нельзя забывать о реальности!



Блеать, надо кончать играть в моды по Бесконечному лету, конечно...

Короче, в день концерта Мередит великолепно выступает, пока Надя с умилением смотрит на него с балкона. Но потом она внезапно тайно покидает его, как Золушка, и исчезает из города... Конечно, наш герой не может просто так этого оставить - он хочет бороться за свою любовь! Он бросается в автобус №410 (ну, я так предполагаю) и за кадром едет под русские народные переборы прямиком в простое русское село Чайковское.



Это самое обычное русское село, где Надя с подружками в русских народных костюмах убирает в июне урожай на тракторе. За рулем - лично ее отец, седобородый рассудительный Иван. К трактору подъезжает машина под управлением мальчика в косоворотке и кирзачах с простым русским именем Питер. Радостный мальчик-вундеркинд Питер принес благую весть - к ним приезжает, к ним приезжает дирижер Мередит дорогой! Он так любезен, что будет слушать их сельский оркестр под управлением самого Питера.



Надя колеблется, она не может встретиться с любимым, потому что сценарию нужен какой-нибудь высосанный из пальца конфликт... Так что она остается под предлогом уборки на колхозном поле, а встречать Мередита на станции поехал ее отец - и пусть трудодни подождут.





И вот на перрон выходит Мередит, которого встречают мэр... ой, то есть, первые лица села - и это под звуки детского оркестра сельской музыкальной филармонии Чайковского под управлением профессора Александра Мешкова, который одет в типичную советскую тройку с цепочкой от часов.



Радостные ученики приветствуют своего кумира. А Иван Степанов даже пригласил его к себе домой от имени Нади и всех остальных членов семьи. Конечно, тот не может отказать - и вот Мередит знакомится со своими маленькими почитателями - Питером, его сестрой Соней и другой сестрой, Стешей Булгановой. Это дочь Натальи и Бориса Булгановых. Абсолютно ненужных для сюжета персонажей.



После дежурного обмена любезностями мы видим простых русских колхозников, которые, как это у них принято, возвращаются с уборки, распевая русскую народную песню "Уж как по мосту, мосточку", написанную Чайковским для оперы "Евгений Онегин". Я ж говорил про высокую русскую культуру. Наконец-то Мередит встретит Надю! Та скромничает, но Мередит не падает духом... И вот вечер... Мередит в кругу семьи Степановых за деревенским столом, уставленным кашами, супами и компотами. Все как всегда - чисто умытые дети с идеальными прическами, дочь старика Анна с макияжем и в парадной косоворотке, Надя в привычной сорочке... Старик Степанов старательно сдерживая смех говорит, что они не могут угостить дорогого гостя ничем особенным - и всего лишь делятся с ним простой деревенской пищей и хорошей компанией...





Во время разговора Мередит с удивлением узнает, что ин Совьет Раша равенство полов достигло таких высот, что простая русская селянка-пианистка Надя не только умеет играть на рояле, готовить борщи и танцевать, но и лично водит трактор: "У нас тракторист - почетная профессия!" Мередит решил не ударить в грязь лицом и открыл, что он тоже вырос на ферме, где жил, пока не окончил колледж. Радостный советский фермер Степанов так обрадовался этому, что тут же потащил Мередита в амбар, показывать, какое же у них отличное и большое советское зерно. Потом он потащил его посреди ночи смотреть сарай, хозяйство, личный (ЛИЧНЫЙ!!!) трактор, который он называет исключительно как golubchik - и так далее.

Но Мередита и Надю волнует нечто более важное, чем повышение жатвы кукурузы и удоев кроликов... Они проводят время в тяжелых любовных разговорах... Надя под звуки Чайковского признается, что она понимает - они не могут быть вместе, между ними слишком много разного, надо быть реалистами... И поэтому она покинула его. "Твоя работа нужна людям, а то, что было между нами - лишь минутная слабость!" Вот так, клеишь-клеишь девушку, музыку с ней разучиваешь, а ты для нее - всего лишь друг...



Да долбанный синдром!!! Фу, хватит модов, хватит модов!!!

Но Мередит влюблен до посинения, только из-за черно-белой пленки не видно!! Он в отчаянии даже предлагает самую страшную жертву - жениться на девушке! Но та отказывает - между любовью к человеку и любовью к Родине она выбирает второе! Ведь как из Америки она будет участвовать в строительстве новой советской жизни, товаристч? И лишь поцелуй смягчает их сладкую горечь...

На следующий день Питер повез дирижера со Стешей на автомобиле посмотреть русские колхозные просторы. По пути Мередит видит занятия крестьян с оружием по Гражданской обороне - среди них и Надя-пулеметчица. Хочешь попробовать? - спрашивает она любимого.



Ин Совьет Раша твоя девушка предлагает тебе пострелять из "Максима"!



Вот так наш дурак чуть не пристрелил приехавшего к нему Хиггинса, который поперся прямо на пулеметы и чудом не погиб. Веселье, хе-хей! Обожаю голливудские комедии!

Вечером авторы фильма окончательно забивают на подобие сценарной логики. Безо всяких объяснений Мередит и Надя венчаются в православной церкви - как и все нормальные советские граждане. А потом все переходит в празднование свадьбы с песнями, плясками, угощеньем и прочими радостями жизни. Мешков заодно произносит горячий тост за Надю и Джона, за свободную Америку и за счастливое будущее России!







На свадьбе к Джону наконец пробивается какой-то карикатурный еврей, который все время пытался с ним поговорить. Это местный обыватель Яновиц, который хочет узнать, не встречал ли в Вашингтоне Мередит его брата-Яновица с типичным еврейским именем Борис фон Пекарь. Увы, ответ отрицательный. Яновиц разочарован: "Он не знает моего брата и говорит, что бывал в Вашингтоне!" Таки не знать бгатишку Яновица? Да его знает весь Вашингтон! Он же шьет лучшие бгюки по ту стогону к Западу от Бегдичева! И да, эта сцена значит не меньше, чем Анна и Борис Булганины.



На радостях Джон дарит Питеру часы и тот бесится от счастья как школота, которой подарили айфон последней модели. Все не выдерживают радостей праздника и начинают изо всех сил яростно танцевать русские народные песни под баян добрые десять минут. Господи, по сравнению с этим фильмом "Свинарка и пастух" это просто меланхоличный артхауз, товарищи...





Я видел в клюквофильмах водку "Водка", но вот водку "Перцовка"!..



После того, как угар проходит, молодожены в свадебных костюмах оказываются посреди поля где их бросили пьяные колхозники и любуются свадебным подарком Нади - солнечным рассветом. Мередит понимает, что не сможет перебить такое богатство и просто отдает в качестве признания в вечной любви своей жене скромное обручальное кольцо.



Дальше с помощью быстрого прогона кадров под музыку нам показывают, что молодожены ездят по всей стране с гастролями и всюду встречают радушный прием. В свободную минуту они лежат на земле, наслаждаются оргазмом отдыхом и обсуждают будущую жизнь в Америке, где Надя будет учиться, упражняться и рано или поздно начнет играть с мужем... Охваченный энтузиазмом Джон даже предлагает аккомпанировать ему во время вечернего концерта на главной сцене Севастополя. И вот целых пять минут она играет на рояле под его управлением Чайковского, в то время как концерт слушает по радио вся безбрежная советская страна, от Кронштадта до Владивостока...





Но тут музыка переходит в нацистский марш имени товарища Хорста Весселя! Камера перемещается на советско-германскую границу, где часовые чуть-чуть не задевают друга плечами! Немцам привезли страшный пакет!!! Нацистское командование с перевернутыми свастиками понимает - пришел час Х! Ведь на календаре - 21 июня 1941 года!





Ин нацистс Джемани пишут по-английски готическим шрифтом! ДАЖЕ ЦИФРЫ!!!

Под угрожающую музыку гнусные нацисты готовятся к нападению на мирную Россию. Они подкрадываются с пулеметами Виккерса к самой границе и прячутся в кустах. Артиллеристы наводят орудия из кинохроники! А простые красноармейцы 131 пехотного полка тем временем выходят с винтовками из караула с любимым Сталиным, где они мирно пили чай из самовара...





Огонь артиллерии обрушивается на головы мирных защитников советских самоваров... Горы трупов, горы мусора - началась война!!! После карусели кусков кинохроники отправляющихся на фронт советских солдат нам показывают проводы Красной Армии в Чайковском. Русские идут защищать родину, товарищ!





Еще кинохроника, где солдаты поголовно с ППШ распевают "Если завтра война" 1938 года.



Надя грустно стоит у окна и смотрит на проводы солдат. Тихо входит ее муж. Газет пока нет, дозвониться до дедушки Ивана тоже не получилось... Надя понимает, что она должна вернуться домой к своим родным в трудиться в тылу на благо Родины. А сам Мередит должен продолжить гастроли, чтобы вдохновлять народ на борьбу. Но ее любимый понимает, что они не могут расстаться - он смотрел "Иронию судьбы" и знает, чем это заканчивается. Они должны быть всегда вместе. Поняв, что муж идиот непреклонен, Надя, скрепя сердце и скрипя зубами соглашается продолжить гастроли - но оказывается, что Хиггинс разорвал контракт в уверенности, что Гитлер возьмет Россию за шесть недель. Кстати, чистая правда - в 1941 г. очень многие за границей искренне так и считали.



Война в разгаре! С помощью кинохроники нам показывают ее ужасы - бомбежки городов, наступления танковых клиньев, смерти гражданских. Время для решительного шага! В Москве в самой главной радиостанции страны с речью к народу обращается лично Верховный главнокомандующий - товарищ Сталин.



Он по-английски произносит длинную речь, которую на кинохронике слушает с напряжением весь советский народ. Речь говорит о том, что во время войны придется забыть о привычных занятиях. Ведь на Родину напал опасный и жестокий враг, который хочет отнять их землю, которую они осваивали в тяжелых трудах и сильных лишениях. У них два пути - остаться свободными или превратиться в рабов. Но в этой страшной войне им помогут милосердные союзники в Америке и Западной Европе, которые вместе с СССР борются за свободу и демократию. В случае отступления все ценности будут уничтожены, чтобы не доставаться врагу, а тыл противника будут нарушать пехотные и кавалерийские партизанские отряды, сформированные населением. Никто не должен оставаться в стороне - каждый должен включиться в общую борьбу! Всю эту речь с напряжением выслушивают в Чайковском.



И только Хиггинс не особенно горюет - он так и хлещет водочку из самовара. Надя все-таки решает опять сбежать от мужа на родину и почему-то прощается именно с Хиггинсом, который был на экране раза четыре. Тот из вежливости говорит, что это глупо, но очень важно, он тоже потомок переселенцев из Новой Англии, которые много отдали на дело независимости; а потом на дорожку дарит Наде типичный русский подарок - бутылку vodka: "Ее хорошо пить с чаем!" (с) Поверю тебе, добрый капиталист-союзник, сам-то я не пробовал.



Супруги расстаются на вокзале. Мередит, который давеча свистел, что никогда не отпустит милую и они одно целое, на сей раз спокойно ее провожает и не особенно сомневается, что они скоро увидятся. Помахав друг другу ручками, женишок и невестка расходятся - потрясающе эмоциональная сцена, да, круче, чем в Касабланке... В итоге Надя возвращается в село и преподает в филармонии НВП с инструкциями по бросанию коктейлей Молотова на вражеские танки по методу борцов за независимость Финляндии Испании. Причем она использовала в качестве учебного пособия подарок Хиггинса, но почему-то упорно называет зажигательную бутылку "гранатой". Да, ну вы помните тех испанских борцов за независимость, которые бросали зажигательные гранаты на танки Наполеона... Видимо, имелась в виду гражданская война в Испании.



Ин Совьет Раша зажигательные гранаты делают из бутылок из-под водки, товаристч!

Да, специально для любителей военной истории - преподает она по американской методике. Американцы, в отличие от наших, фитиль не вставляли в горлышко, а обвязывали вокруг самой бутылки. Круче этого только стоящая рядом банка с четкой надписью "ГАЗОЛИН" - имеется в виду, разумеется, бензин, который так и называется по-английски gasoline, а не тот летучий и невзрывоопасный газолин, который так принято называть у нас. Но тут приходит Мешков и говорит - у меня для вас пренеприятнейшее известие! По решению штаба дети младше 12 лет эвакуируются в тыл, так как немцы взяли Смоленск. Остальные отправляются работать на благо тыла.

Одновременно Надя узнает, что скорее всего уже не увидит мужа, потому что район объявлен на военном положении и без пропуска сюда его не пустят... В шоке от этой новости она звонит мужу и через силу пытается ему объявить ему эту ужасную весть - но все же в последний момент не находит в себе сил сказать о ней... Поэтому Мередит с успехом дает концерт в Москве и принимает аплодисменты публики. Он раскланивается, говорит речь о том, как полюбил Россию - но вдруг... налет авиации! Сирены воздушной тревоги! Кинохроника обороны Москвы! Все спускаются в метро.



Именно здесь Мередит в возмущении узнает, что его не пустят к любимой. После скандала все-таки перед ним появляется луч надежды - Хиггинс за кадром успел выбить ему пропуск в Чайковское. Правда, для этого потребовалось пообещать Союзу композиторов, что он будет ездить с агитконцертами по фронту, но это мелочи. Радостный муж едет на побывку домой к семье в поезде, полном солдат, которые распевают песни под garmoshka.



Но мирный отдых нарушает авианалет на состав проклятых нацистов! Они обстреливают наших героев и забрасывают их бомбами! Советские солдаты гибнут десятками. Вооруженный конвой, сопровождающий эшелон, в ярости защищается стрельбой из пулеметов Браунинга. Советские солдаты, открыв вагоны, тоже обстреливают самолеты винтовками и автоматами Томпсона.



Разыгрывается такая оргия взрывов, которую вы даже сейчас нечасто увидите. Величайшим трудом доблестным красноармейцам удается сбить один самолет, который падает и взрывается, второй падает прямо в мост, и!.. паровоз едва успевает затормозить перед пропастью! Снято, признаться, круто, уж на что-что, а на макеты в Голливуде денег не жалели.

Вагоны открывают. Солдаты, разобрав оружие, уходят к своим, а Мередит надев плащ и шляпу, как герой нуара, идет до деревни. К счастью, по пути ему посчастливилось поймать попутку в виде американского грузовика под управлением женщины-шофера. Американский грузовик ей очень нравится, и она даже хочет пожать руку инженерам в Детройте. Но увы - по пути еще один сломанный мост, так что путь придется продолжить пешком под дождем. А в сельсовете уже идет обсуждение о тактике дальнейших действий в связи с подходом немцев.



Тем временем Джон наткнулся на одноногого часового, который охраняет дорогу. Заподозрив в иностранце шпиона, он его расспросил и понял, что это Мередит, попросив рассказать, как прошел последний концерт. Оказывается, часовой на нем был. Спросите - на хрена расспрашивать, если он знает дирижера в лицо? Спросите об этом у гениального сценариста, который до мельчайшей детали продумал действие. Итак, часовой, бросив пост, лично отвел Мередита к дороге, по пути рассказав душещипательную историю о том, как немцы уничтожили его село.



Через секунду после расставания Мередит попал уже к другому часовому, который отвел его в штаб, напоминающий партизанскую землянку. Командир, посмотрев документы, сказал, что не может рисковать и пропускать великого дирижера в столь опасное место и даже от чувств накричал на упорного американца. Остыв, он тоже зачем-то рассказал про свою семью, а потом подумал-подумал и дал ему пропуск в Смоленск с намеком на то, что по нему можно доехать и до Чайковского.



По пути Мередит встречает остатки отступающей Красной Армии в американских касках с red stars, которые говорят ему, что Чайковское бомбили всю ночь. В ужасе он добирается до села - и действительно, от него остались одни руины...





Даже не пытаясь особенно изображать скорбь и ужас, он видит труп Степанова у обломков трактора, разгромленную церковь, шокированного Мешкова на развалинах филармонии с остатками скрипки... Он спрашивает у командира зенитной батареи, где может быть Надя, если ее не эвакуировали? Либо ушла в леса к партизанам - либо в поле, жжет хлеб, - отвечает тот. Мередит бежит в поля и успевает туда под вечер. Начинаются просто апокалиптические картины. Крестьяне толпами жгут хлеб бензином, скачут партизанские отряды с факелами, Мередит очень долго бегает на фоне огромных горящих скирд и строений в поисках Нади, вызывая у зрителя чувство реализовавшегося наяву армагеддона...



К утру все, что могло сгореть - сгорело. Остается в буквальном смысле выжженное поле. Разумеется, только в этот момент Джон узнает Надю в группе проходящих экстерминаторов, догоняет ее и горячо целует. Влюбленные плачут от счастья встречи - они никогда больше не расстанутся... А в вашей Касабланке есть такое, а? А!!! Спутники Нади говорят, что уйдут в леса, чтобы бороться до последней капли крови - их нагоняет с пригорка Питер, но!.. Из ниоткуда вдруг появляются немецкие истребители и налетают на мальчонку, который слишком торопился к своим и не хотел лечь на землю - и расстреливают его из пулеметов! Потому что в каждой военной драме должен быть ребенок, расстрелянный из истребителей, я гарантирую это! Несчастный мальчонка умирает под отходную молитву советского священника...



Мередит хочет присоединиться к партизанскому сопротивлению, но советские партизаны считают, что с помощью своего таланта он принесет миру больше пользы - и отпускают его с женой в Америку. Разумеется, ради блага Родины! Под их длинную речь о том, что супруги будут сражаться за мир во всем мире между странами в священной борьбе на переднем фронте демократии флэшбэээээээк заканчивается, и все возвращается в Нью-Йорк, где Мередит управляет концертом, который играет Чайковского, а аккомпанирует ему Надя. Конец.

Что сказать о фильме? На самом деле он, конечно, так себе. Сюжета как такового нет - перед нами совершенно типичная плоская мелодрама тех лет. Причем Роберт Тейлор, фирменный красавец тогдашнего Голливуда, даже не особенно старается играть - хотя это был очень хороший актер. А вот Сьюзан Питерс в роли Нади выложилась по полной и играла отлично. Очень жаль, что в результате совершенно нелепого случая на охоте она быстро очутилась в инвалидной коляске и умерла, когда ей был всего 31 год. Мелодрама эта сдобрена простым, дубовым и примитивным как палка, агитационно-мобилизующим сюжетом про сражающийся русский народ. Разумеется, в наличии море клюквы про водку-самовар-балалайку, а также безмерная идеализация советской жизни - замени детали, и выйдет полная калька с утопической Америки. В период войны Голливуд такого добра про сражающихся союзников наснимал очень много - причем про всех, от французов до филиппинцев. Были и выдающиеся экземпляры типа "Касабланки" или "Быть или не быть", которым легко простить не реалистичность, но основном получались именно такие проходные фильмы. Выделяет кино разве что совершенно неожиданный акцент на музыке Чайковского, хотя мюзиклом назвать кино явно сложно. Тем не менее, тогда такое котировалось, и фильм вполне нормально заработал в прокате больше 700 тысяч долларов. С другой стороны, фильм все же не хочется ругать - ибо снято масштабно, музыка Чайковского хорошая, клюква добрая, редкие нуарные моменты радуют - и, конечно, посыл про сражающихся за свою свободу русских очень правильный. Не стоит забывать, что этот фильм преследовал в первую очередь не художественные, а агитационные задачи - и когда его показывали американцам, в СССР действительно гибли миллионы людей...

Так что кино мало отличается что по идеологии, что по сюжету от той же "Северной звезды", хотя последняя и выглядела более аутентично. Что довольно странно - ведь работали над этим фильмом тоже люди, знающие о русской культуре. Режиссером фильма был эмигрант Грегори Ратофф (урожденный самарский еврей Григорий Ратнер). Взяли его как режиссера, опытного в постановке самых разных жанровых фильмов, в том числе и мюзиклов. В итоге он провалил график съемок и в конце его заменили на Ласло Бенедека. Среди актеров тоже в большинстве своем русские эпизодисты из числа сваливших подальше в Америку от большевиков перебежчиков, которые снимались в таких ролях регулярно - список можно глянуть в википедии.

Остается добавить, что, как и "Северная звезда", "Песнь о России" после войны попала под каток маккартистских гонений, и создателям пришлось оправдываться за этот фильм. Роберт Тейлор отбоярился тем, что снимался из-за контракта со студией, и выступил с покаянием. Ратофф тоже покаялся перед Комиссией и сдал обоих сценаристов, которых после этого выгнали из профессии на мороз, а самому Ратоффу пришлось переквалифицироваться в актеры на несколько лет. В общем, мир-свобода-демократия - все как желали в фильме! Отдельно стоит оценить выступление по этому поводу на заседании Комиссии по антиамериканской деятельности мадам Айн Рэнд, знаменитой клинической антикоммунистки, которая фактически сделала свой обзор фильма! Из него можно узнать, что все в фильме гнусная коммунистическая ложь, потому что не показано ни одного агента ГПУ, Сталин был союзником Гитлера, Красная Армия сражалась на войне за рабское государство, а русские в фильме массово улыбались, чего на самом деле не бывает! Жаль, до наших дней не дожила, обозревала бы русские комедии на "Эхо Москвы".

Ну, а я поздравляю вас, товаристчи, с наступлением очередной годовщины Великой Победы и искренне надеюсь, что вы увидите войну только в таких фильмах. Ведь именно за это и сражались наши великие предки. Будем помнить из подвиг. С праздником!


а) Кино, 5) Клюквоведение, к) Рабоче-Крестьянская Красная Армия, 1) Отборная клюква

Previous post Next post
Up