Год: 1981
Страна: Канада, Австрия
Режиссёр: Чарльз Джэррот
В ролях: Джон Сэвэдж, Кристофер Пламмер, Марта Келлер, Артур Хилл, Николас Кэмпбелл, Джордж Коу, Джон Марли
Как мы знаем, в параллельной клюквовселенной половина городов соцблока выглядит как австрийская Вена. Ах, Вена! Ты играла Москву в
«Девушке с Петровки» и
«Огненном лисе», ты играла Сибирь в
«Сахарове», играла Восточный Берлин в
«Красной жаре» (в той, что с Линдой Блэр и Сильсией Кристель, а не та, что со Шварценеггером). Играла ты и Прагу в фильме, который мы сейчас посмотрим. Это канадский шпионский триллер, снятый в Австрии. И рассказывает о невероятных похождениях агента ЦРУ в Чехословакии.
Завязка такова: боевики немецкой леворадикальной организации
RAF с калашами наперевес захватывают американское посольство в Мюнхене.
Правда, конкретное название организации не называется. Но вполне очевидно, что подразумевались именно РАФовцы. Во-первых, их требования состоят в том, чтобы американские и западногерманские власти отпустили двух их товарищей, которые были задержаны во время налёта на американскую базу Рамштайн и содержатся там же. А также им должны предоставить одежду, сапоги и мотоцикл самолёт до Праги. Только тогда они отпустят заложников. Во-вторых, своих друзей они называют не иначе как «comrades».
Правительства сначала отказываются вести переговоры. Тогда радикалы грозятся убивать по одному заложнику через каждые 15 минут. И начинают с девушки по имени Сара Каплан.
После этого капиталисты оказываются сговорчивее и сразу выполняют требования наших камрадов. Казалось бы, все довольны? Нет, не все. Убитая Сара Каплан была невестой мелкого црушного клерка Чарльза Хеллера, которого играет Джон Сэвидж. Последний переполнен праведным гневом!
Он с фанатизмом маньяка начинает собирать все данные о боевиках: их фотографии, публикации о них. Даже тайком пробирается в один из црушных офисов, копирует со сверхсекретного компа данные и проявляет их… на аркадном автомате в кафешке. Чо, так и вправду можно?
Итак, вот наши суровые немецкие террористы-леворадикалы. Гретсен Кларк - дочь немки и кубинца. Бывший член группы Баадера-Майнхоф. Ответственна за ряд взрывов.
Также является любовницей Родзенко - де юре - атташе по культуре в советском посольстве в Праге, де факто - тайного полковника оф КейДжиБи.
Луис Ботеро. Профессиональный убийца.
И глава троицы - Гост Шрайгер. Учился три года в университете в Москве. Участвовал в четырёх похищениях. Один из самых известных и разыскиваемых террористов в мире. Догадываюсь о том,
кто стал его прототипом.
Хеллер ползает перед своими боссами и умоляет их отправить его на курсы подготовки оперативников, а потом отправить разведчиком-нелегалом в Чехословакию. Ему нужна МЕСТЬ! После того, как он уже наумолялся, шефство ЦРУ даёт добро. И отправляет его в лагерь предварительной подготовки. Там он изучает чешский язык, учится избегать снарядов, пробегает трусцой по хренадцать километров в день. Тут нужна музыка из «Рокии»: ту-ду-дуууу, ту-ду-дууу…
И вот он отправляется на австро-чешскую granitsa. Где через КПП пропускают Жигули с пассажирами в ушанках.
И где сияют огромные гербы и красные звёзды.
Агент ЦРУ Брувер отводит Хеллера к тоннелю, пролегающему через границу, который когда вырыли сами же чехи, но потом забросили. Но почему-то в тоннеле до сих пор есть электричество и даже работающий лифт. Там Хеллер знакомится с ещё одним нелегалом, который должен провести его до Праги, к следующему агенту, обивающемуся по адресу Краковска 1.
В лифте Хеллер и нелегал меняются шапками. Потому что Хеллеру ленинская кепка показалась удобнее меховой шапки.
А тем временем Бруверу звонят из ЦРУ и отдают приказ ликвидировать Хеллера. Он слишком много znaet.
Брувер следует по тоннелю за нашими героями и пристреливает одного из них. Главгер убегает, а Брувер обнаруживает, что убил того чувака, а не Хеллера. Потому что перепутал их из-за шапки.
На звук выстрела мигом стекается доблестная Чехословацкая народная армия. В ushankah и на виллисе с опознавательным знаком, наклеенным вверх тормашками. Но проклятых американцев на месте пострелушек они уже не застают.
На chornoy Volga на таможню прибывает офицер ШТБ профессор Лаков (в титрах почему-то указан как Лакос) в исполнении Кристофера Пламмера.
Там, в комнатке с Red Zvezda и под караулом народоармейца со штурмгевером, он осматривает помирающего от огнестрельного ранения нелегала.
У него в кармане Лаков находит фотографию семьи. И какбэ говоря, что тебе, враг народа, жить остались считанные секунды, рвёт её прямо перед глазами у шпиона. На врагов Родины даже перед смертью надо оказывать максимальное психическое давление!
Под чутким руководством Лакова армия идёт по следу Хеллера.
Но тот уже добрался до Праги (видимо, пешком) и нашёл нужный адрес.
Типичный пражский подъезд. На дверях решётки с позолоченными украшениями, стены обшарпаны как где-нибудь в Бронксе, а на где-то фоне играет garmoshka.
Нужным ему человеком оказывается Элизабет Вацуликова (в титрах - она Элизабет Вацулик). На слова Хеллера о том, что он из ЦРУ, она радушно принимает американца в своей довольно богатой квартире.
За чаем она рассказывает о том, что её муж был поэтом, в своих стихах публично критиковавшим власть. За это злобные коммуняки кинули его в тюрьму. И в один прекрасный день у неё на пороге возник человек, представившийся агентом ЦРУ, сообщившим, что её мужа сгноили в трудовом лагере и предложившим работать на американскую разведку. Она согласилась. Как видим, полный набор штампов. Я даже удивлён, что Пражскую весну не упомянули.
Брувер следует за нашим героем попятам и пристально наблюдает за окошком Вацуликовой.
И стучит обо всём црушнику Каплану, бесплевно ездящему на Жигулях.
Но круче всех, конечно же, Лаков, который из окна Волги одновременно следит и за окошком Вацуликовой, и за Брувером.
Наутро Элизабет и Хеллер садятся в Шкоду и едут следить за советским посольством, где работает Родзенко.
Увидев, что жена врага народа и какой-то подозрительный мужик выехали из дому, стоявший рядом сексот ШТБ совершенно беспавлевно как ужаленный в задницу кидается к таксофону и стучит Лакову.
Лаков в своём роскошном кабинете принимает информацию к вниманию, но у него важные дела: ему нужно ехать в университет читать лекцию о Шекспире и Фрэнсисе Бэконе. Какой разносторонний человек!
Лизка и её американский дружок следят за тем, как Родзенко выходит из советского посольства и едет в университет на ту же лекцию на краснознамённой Волге.
Как прекрасны улицы Праги, где всюду типичные восточноевропейские машины - Рено, Фольцвагены, Мерседесы…
Форды…
Хеллер следуют за Родзенко, в Пражский университет, где, конечно же, над каждым входом висит государственный gerb. Ин Совьет Чехословакия гербы эвривэа!
Эвривэа, я сказал!
В полупустой аудитории Лаков с энтузиазмом открывает истинный взгляд на философию литературы на фоне знамён дружественных государств и портрета Густава Гусака.
Неожиданно в университете Хеллер встречает Каплана и тот пытается его застрелить. Но главгер даёт ему в колено и смывается.
Хеллер убегает из университета, а чехословашкам как будто вообще пофиг, что только что в здании произошла драка: как мирно ходили туда-сюда не обращая ни на что внимание, так и ходят.
Затем американец и чешка-насмешка посещают какого-то толстого мужика, который рассказывает им, где находится дача, где Родзенко проводит свои вечера.
Там он в атмосфере интимной близости кутит с Гретсен. Да здравствует дружба народов!
Но у Родзенко ввести свою советскую пушку на немецкую территорию так и не получается: Хеллер и Лизка врываются в избу, связывают любовничков и требуют выдать местоположения Ботеро и Шрайгера. Голубки молчат как партизаны и тогда американец засильно заталкивает девушке в рот капсулу с ядом и говорит, что если они будут молчать, то он не отдаст антидот.
Гретсен выдаёт свои товарищей и тогда Хеллер берёт антидот… и кидает его в камин.
Протагонисты покидают хату, а связанный Родзенко лишь успевает выдавить из себя «Bozhe moi!» Всё-таки в фильме тупые не только чехи, но и все поголовно. Вы же оставили высокопоставленного свидетеля в живых, дураки!
В больнице леворадикалку пытаются реанимировать, раскрывая тему сисек. Но реанимировать не получается. Да и тему сисек лучше бы не раскрывали: нечего раскрывать-то толком.
ШТБ проводит обыск на квартире Вацуликовой. А потом к ней на квартиру вваливается Грайгер и похищает её. А Хеллер двигается в пражский отель Регина.
Где вино и шампанское льются рекой.
И где девочки в бикини плавают прямо на виду у гостей.
Когда гости и девочки уходят, Ботеро решает освежиться в том же бассейне.
Хеллер крепит на стекле бассейна взрывчатку.
Конец немного предсказуем.
И снова всем плевать. Мне так нравится местная Прага. Такое ощущение, что в ней нет ни полиции, ни других органов правопорядка. Только инвалидное ШТБ, которое способно лишь обыски устраивать да глазами стрелять.
ГГ приходит домой к толстячку, который выдал Родзенко с Гретсен, а тот оказывается мёртвым.
Но из последних сил намалевавшим собственной кровью следующие координаты.
Хеллер следует посмертным указаниям информатора и садится на поезд до Карловых вар.
В поезде к нему подсаживается Лаков, который говорит, что, мол, рад, сынок, что ты был у меня на лекции и заводит разговор на литературную тему. А за окном виднеются зеленеющие поля, хотя в фильме по сюжету вроде как зима.
Американец спасает свой мизерный умишко от лекции по литературе, сойдя на нужной станции. Там, воспользовавшись услугами таксиста на Мерседесе Штирлица, он доезжает до пункта назначения.
Да, если вы думали, что Карловы Вары - живописный городок посреди гор, утопающий в зелени, обломитесь - это серый город-тюрьма с огромными промзонами.
Итак, пункт назначения - промышленный склад, где хранится куча люстр.
И кое-чего ещё. И совсем без охраны. Приходи - бери на здоровье, таваристч! Это же communism!
Ну, вы знаете, у нас всегда так: калаши и ППШ хранятся на складе с люстрами, а ядерные боеголовки - в сарае рядом с кабачками.
В тёмной-тёмной комнате в тёмном-тёмном углу Хеллер находит сидящего человека.
И этим человеком оказывается Брувер.
К чему эти визуальные прелюдии, когда и так понятно, кто там может сидеть? Брувер же гонялся за главгероем через пол Чехии. Другое вопрос в том, как он так тонко вышел на коллегу и засел на этом складе?
Брувер начинается бычиться на Хеллера, мол, извини, ну нужно было, чтобы немецкие террористы застрелили американского гражданина. Чтобы потом было в чём их обвинить и потребовать их высылки. Да, так вышло, что эти гражданином стала твоя подружка. Но ты, блин, всё испортил со своей местью. Поэтому ЦРУ, когда до него дошло, зачем ты направился нелегалом в Чехию, приняло решение тебя ликвидировать.
Но сейчас Брувер решил приберечь Хеллера для других целей. Он берёт экс-коллегу на мушку и выводит из подсобки.
На верхнем этаже стоит Шрайгер, который держит пистолет у виска Элизабет. Грайгер предлагает обмен: чешку на убийцу его друзей.
Брувер просто так на уступки не идет, и ветеран городских партизан с криком «Это вы меня вынудили убить ту девушку! Вы все из ЦРУ!» пришивает его.
В ответ Хеллер ловко пристреливает Шрайгера.
И только после этого на склад вваливается народная армия (других сил правопорядка в Чехословакии, как мы знаем, не существует) вместе с Лаковым.
Лаков предлагает Хеллеру и Элизабет сделку: они выдают ШТБ всю информацию об агентуре ЦРУ в ЧССР, о которой успели узнать, а чехи отпускают тех восвояси. Парочка соглашается.
ШТБ доставляет ребят к границе на Волге, выдаёт им появившиеся по щучьему велению фальшивые шведские паспорта и отпускает в Австрию.
В послесловии говорится, что Хеллер опубликовал секреты о ЦРУ в своей книге и ныне скорее всего живёт с Элизабет под вымышленным именем неизвестно где.
Такие вот дела. Надо признать, у фильма неплохая режиссура и операторская работа. Проработка сеттинга ещё куда ни шла: создателям удалось раздобыть много правдоподобных автомобилей и оружия и снять с улиц Вены рекламу, чтобы та сошла за социалистическую Прагу. Но вот шизофренический сценарий, шитый белыми нитками, с кучей логических дыр и нелепых обоснуев делают невозможным просмотр фильма без ладони на лице.
«Энигма» была интереснее. И без пропаганды (что против РАФ, что против соцблока) тут тоже не обошлось, что тоже не способствует положительным впечатлениям. Даже ради Саксона и Пламмера фильм смотреть не стоит: известные актёры играют здесь откровенно спустя рукава. Остальные персонажи, особенно Элизабет и немецкие леворадикалы, и вовсе картон картоном. А надо очень постараться, чтобы сделать скучным героя, прототипом которого был киллер Ильич Санчес, который более известен как Карлос Шакал, получивший кличку в честь киллера из детектива «День Шакала» Ф. Форсайта. Террорист, который работал на Палестинский фронт и Красную Армию Японии, до сих пор является одним из известнейших террористов в мире, а из-за его связи с левыми организациями долго муссировались слухи о его работе на КГБ, а его биография вдохновила множество шпионских боевиков и триллеров. В частности, ещё одного канадского триллера -
«Двойник» (1997) - где за Ильичем охотятся Бен Кингсли, Дональд Сазерленд и, собственно, его двойник, изменивший свое лицо с помощью пластической хирургии, Айдан Куинн. Причем фильм, хотя и переделал его биографию до неузнаваемости и отличается типичным качеством канадского кино 90-х, все же является не удивление добротным и интересным кино. Уж получше разобранного выше экземпляра. И там даже есть небольшая клюква!
Здесь, как и во многих других фильма, Ильич работает на КГБ. КГБ заприметило его в 70-е когда молодой, симпатичный, в меру упитанный террорист прославился своим перфомансом во Франции, который он провел совместно с палестинскими творцами.
Кстати, если вы не знали, в здании на Лубянке была гигантская статуя Ленина - для идеологического вдохновения КГБшников!
Надо отдать должное - говорят КГБисты в фильме на неплохом русском.
О, что там написано? Ильич Карлос у нас член ВЛКСМ и кандидат в члены партии? Так вот зачем он нужен КГБ, хотят дать ему партрекомендации!
В итоге нашей американской команде удается подставить Ильича, изобразив из него агента ЦРУ. Поэтому КГБ удается засечь Карлоса под самый конец фильма в Восточном Берлине, который выглядит на удивление аутентично.
Ин Совьет Берлин ты не ты, если не пьешь кофе в бумажных стаканчиках, как в полицейских детективах.
А вы посмотрите, как Сазерленд круто замаскировался под Карла Маркса!
В итоге Карлоса даже пытался захватить в отеле или особняке восточногерманский спецназ с калашами - и тот с трудом сбежал, чтобы под конец его все-таки поймали ЦРУшники на каком-то отдаленном острове.
Таваристч, выпей самогона за нашего отважного комрада Карлоса Шакала, вытрись рукавом красноамрмейкого кителя и встань на страже границ соцблока, чтобы больше никакие диверсанты ЦРУ и враги народа не тревожили покой мирных рабочих и крестьян. При возможности не забудь подать руку помощи западным диссидентам-борцам за свободу в их нелёгком деле геноцида людей в американских посольствах и борьбы за освобождение Палестины. Они на принесут головы капиталистов на блюдечках, а мы им за это подарим водку и балалайку. Ленин, водка, балалайка!