Маккарти Продакшнс представляет: «Ад в открытом море» (1954)

Aug 29, 2018 11:05




Сегодня в нашей постоянной рубрике об антикоммунистическом кино эпохи маккартизма речь пойдет о режиссере Сэмюэле Фуллере, авторе классического антикоммунистического нуара «Происшествие на Саут-стрит» (1953). Как я уже писал в соответствующем обзоре, это был не единственный антисоветский фильм, который он был вынужден снять для студии 20th Century Fox. Следующим же же его творением стал полномасштабный и крупнобюджетный военный боевик «Hell and High Water» о подводной борьбе с никем иным, как с коммунистическими китайцами! Да-да, их антисоветское кино 50-х, хотя и редко выделяло, но все же не забыло. И сегодня вы узнаете об очередном шедевре, который не так знаменит, как антикоммунистические нуары, но безусловно достоин просмотра! Ведь он отражает тоже актуальные веяния 50-х: коммунистическую угрозу, атомную угрозу и военную угрозу.

Фильм начинается пафосным закадровым вступлением: «Летом 1953 года пресса сообщила, что за пределами Соединенных Штатов имел место ядерный взрыв. Вскоре после этого из донесений ученых стало известно, что взрыв произошел в северных водах Тихого океана, где-то между северной оконечностью Японских островов и Северным Полярным кругом. Фильм рассказывает об этих событиях».

И после этого нам показывают этот самый взрыв, который, правда, ни фига не ядерный.



А дело было так. Началось все с того, что выдающийся физик, французский профессор Монтель, приехал в Вену на лекцию. Однако его помощница и дочь, тоже профессор, Денис, о которой почему-то никто не знает, принесла ему крайне важную шифровку. Кстати, то, что она дочь, выяснится лишь в самом конце, но это даже слепому будет очевидно.



Вскоре Монтель загадочно пропал. Газеты взрываются предположениями и рассуждают о том, не сбежал ли профессор за железный занавес.

А тем временем в Японию приезжает отставник армии США Адам Джонс в исполнении Ричарда Уидмарка, который снимался у Фуллера в «Происшествие на Саут-стрит». Он прибыл инкогнито, поэтому не выдает тайну своей личности, даже когда его узнают сослуживцы прямо в аэропорту. Оцените гениальные диалоги: «Джонс!» «Вы обознались» «Вы как две капли воды похожи на моего сослуживца!» «Вы ошиблись». Диалоги на уровне Шекспира, да.

Джонс прибыл сюда по приглашению - кто-то прислал ему 25 тысяч долларов и билет на самолет. После последовательной встречи с кучей японцев он наконец попадает на некий склад, где его встречают вежливые люди в штатском, среди которых и профессор Монтель, и объясняют суть дела. Оказывается, эти люди представляют собой неофициальную организацию Лига Справедливости, которая обнаружила подозрительную радиоактивность на островах в Японском море, принадлежащих Китаю. Есть мнение, что там коварные коммунистические китайцы ставят ядерное оружие. Знакомый Джонса был сбит, когда фотографировал остров. Тем не менее, он успел запечатлеть что-то, очень отдаленно похожее на ракетные шахты. Теперь Монтель хочет поехать на острова и проверить все на месте, а Джонс, как бывший подводник, будет управлять подлодкой. Цена вопроса - еще тысяч 50. Жадный капиталист недолго ломался...



С набранной с бору с сосенки командой он вводит в строй старую японскую подлодку, оставшуюся со времен Второй мировой войны.



Профессор Монтель тоже регулярно навещает экипаж. Однажды он привозит на борт Денис и заявляет, что она поедет с ними. Команда недовольна - ведь женщина на корабле это плохая примета! Денис ноет - женщины очень полезны. История это не раз доказывала это примерами. Например... фольксштурм. Американцы, услышав про фольскштурм, ржут, но баба произносит длинный сопливый спич о том, что женщина тоже человек, и, полапав ее взглядами, толерантные мужчины передумали.



Подготовка идет своим чередом, но тут Монтель приносит недобрую весть: китайское судно, за которым они следили, вышло из порта! Времени нет, надо идти за ним к острову. Джонс пытался поспорить - они даже не успели проверить торпедные аппараты и провести пробное погружение. Первое погружение и будет пробным - приказывает отважный профессор кислых щей, и Джонсу приходится подчиниться. Подлодка выходит в открытое море...



Как и следовало ожидать, при первом же пробном погружении кое-что пошло не так. Так, что-то застопорилось с подачей воздуха, и герои корячатся с вентилем. К счастью, Денис полиглотка и потому переводит надпись на японском, которую команда не догадалась заклеить надписью на английском... Хотя в кадре видно, что это сделали с панелями управления. Это возвращает ей доверие экипажа. Теперь Джонс может рассекать на фоне комбинированных видов моря, как капитан Врунгель в мультике.



А команда тем временем тихонько клеит профессора Денис. А конкретно ее клеит матрос по фамилии... Бродский. Я не шучу, его зовут Бродский, и он американец. Вспоминается эпичное предсказание Тома Клэнси, где на подлодке «Красный Октябрь» служил замполит Путин...

Итак, Бродский подбивает клинья Денис, для чего читает ей свои стихи показывает ей свои татуировки, уверяя, что будто бы сделал их в молодости, так как всегда хотел девушку с таким красивым именем. Но гнусный капиталистический обман разоблачает пьяный матрос, который стирает эту татуировку с его плеча.



Разумеется, мужики устраивают рестлинг прямо на борту и дерутся так же жестко, как во всех фильмах Фуллера - с криком, ором, маханием рук, протаскиванием лицом по полу и т.д. Беспредел прекратил Джонс, который надавал по щщам смутьянам и спас даму. Оттащив ее в каюту, он проводит проверенный пик-ап прием, который принес ему успех в «Происшествии на Саут-стрит» - под видом лечения лапает бабу за лицо!



Мастерство пик-апа не пропьешь!!!

Чтобы составить протокол вскрытия события, он берет судовой журнал и начинает обстоятельно расспрашивать Денис, как пьяный матрос ее домогался. Но та понимает, что к чему, и голубки с улыбками расстаются. Какое романтичное начало знакомства, правда? Команде он говорит, чтобы не трогали женщину, потому что она его они здесь не для этого. Два профессора тем временем работают, сидя за столом, и несут псевдонаучную ерунду:

Профессор Монтель:
- Да. Атомная бомба находится внутри водородной, чтобы выделилось достаточное количество энергии.
Профессорша Монтель:
- Какая площадь будет покрыта углеродом-14?

Положим, что никакая, потому что углерод-14 распространяется не на площади, а в атмосфере. Но, впрочем, это неважно. Гораздо важнее то, что возбужденная нахождением женщины на борту команда сторожит ее у входа в душ и вся вместе дрочслушает ее песни, чтобы потом сделать даме комплимент.



Хм, где-то я весь этот цирк уже видел...



Неожиданно приходит сообщение, что китайцы изменили курс, и надо срочно идти за ним. Жаль только, профессор передал сообщение с опазданием в пару часов... Джонс негодуэ от непрофессионализма профессора. Это приводит к небольшому скандалу, спорам, крикам бабы поножовщине, стрельбе, убийству, но это неважно. Вскоре удается узнать от разведки, что на борту китайского сухогруза ядерный заряд. Не успевают американцы над этим задуматься, как неожиданно приходит новая напасть - их засекла китайская подлодка. Которая выглядит точь-в-точь как их же собственная, только для пафоса раскрашена в полосатый окрас.



После небольших попыток оторваться, американцы решают все-таки всплыть. Китайцы, вооружившись биноклями, задают им грозный вопрос - чьих будете и что вы делаете в этих водах?



Американцы решают прикинуться шлангами: исследовательское судно, идем к Арктике - отвечают они. Ага, исследовательское судно на подлодке с пушкой. Пустите для осмотра - приказывают китайцы. Повторите - продолжают тактику американцы. Тогда не понимающие шуток китайцы перестают дипломатничать и говорят на понятном всем нациям языке - делают предупредительный выстрел в нос.



Джонс приказывает разворачиваться к китайцам носом и тоже пуляет. Взаимная дуэль подлодок не дает эффекта, и тогда китайцы тупо стреляют по ним торпедой. Команда горохом сыпется в трюм и устраивает срочное погружение. Желая помочь братьям по демократии, профессор Монтель задраил люки и... ухитрился придавить себе большой палец. Нет времени рассуждать - решает Джонс, хватает нож и отчекрыживает палец под корень. Капитан Джонс не любит полумер! Баба вопит, плачет, кричит: «Что с ним?» «Потерял большой палец» - отвечает ей старпом Очевидность. Спасибо, старпом.



Да, а вы думали, Фуллер умеет снимать только сопливую романтику с лапанием лиц и драки? Нет, он может и поразить зрителя шок-контентом!

Подлодка буквально чудом уворачивается от двух торпед и камнем падает на дно, где американцы решают прикинуться шлангом окончательно. Китайцы, после некоторых брождений, решили взять капиталистов измором и тоже легли на грунт. Начинается игра в молчанку.



У американцев поврежден кормовой генератор, да еще и из-за протечек приходится вычерпывать воду ведрами и сливать... Не знаю куда, в фильме не показано. Может, прямо за борт, не знаю. Лучше спросите у режиссера, откуда они взяли столько ведер на борту, это всем зрителям было интересно. Сомневаюсь, что уборщица забыла их в отделении для швабр.

Итак, у нас пробоина. На борту скапливается водород, недалеко до взрыва. Остается пересидеть китайцев и молча ждать, у кого первым кончится воздух. Главное - не шевелиться, чтобы китайцы не засекли, - считает Джонс. Ага, авось после того, как все полчаса стучали ведрами, тупые китайцы еще не очухались. План, возможно, и сработал бы, но на свою беду Джонс не знал, что в то время как у него на борту пара десятков людей - на китайской подлодке, точно такой же по размерам - всего шесть, так что воздуха у них всяко больше. Черт, да это ведь прямо как в «Охоте за «Красным Октябрем»», где тоже передовой коммунистической подлодкой можно было управлять втрое меньшим экипажем, чем обычно. Слава советской технике!!!



Интересно, а что было бы, если бы они стали петь коммунистический гимн...

У американцев наступает жара. Все вяло лежат на полу и койках, экономя воздух. Слушая наше дыхание, я слушаю наше дыхание... Один Джонс, как командир корабля, ходит по палубе и держится. Тяжелее всех Денис - она все-таки женщина. Джонс не упускает шанса склеить телочку, отводит ее в каюту и там... там... там... ДА! Лапает ее за лицо! Красавец-мужчина! Странно, что не дал по хлебалу для большей любви, с Кенди тогда это сработало...



И они страстно целуются, наплевав на всякие поздние штучки вроде обвинений в сексуальном домогательстве, потому что на дворе 50-е и всюду сексизм. Пикааааааап-мастеееееер!

Нацеловавшись всласть, Джонс понял, что не хочет умирать, и предлагает рискованный план. Надо запустить двигатели. Конечно, будет замыкание и, возможно, водород вспыхнет... Но в ином случае есть шанс прорваться, ведь китайцы, как вы уже видели, бездарные стрелки. Команда готовится к авантюре... заводит генератор... Ждет...

ВСПЫШКА!!! СВЕТ! ВЗРЫВ!!! БАБАХ!!!

И далее идут печальные титры под песню, посвященную памяти ветеранам Второй мировой.

Ага, ща, как же. Это ж вам не Хичкок, убивать посреди фильма главного героя. Конечно, они выжили, и подлодка всплывает. Китайцы тоже двигаются за ними. Разыгрывается напряженная подводная дуэль, обе стороны пытаются нащупать друг друга. Джонс предпринимает еще один гениальный маневр и, как летчик Талалихин, идет на таран! Его подлодка, которая только что была над китайцами, неожиданно оказывается сбоку от них (гениальное маневрирование, не иначе!), и таранит вбок китайскую чуму!!!



Китайский дракон поражен. Подлодка валится на дно с огромной пробоиной. А точно такая же американская субмарина, не получив даже вмятины, отправляется вдаль. Счастливая команда выбирается на поверхность и под красивую музыку в изнеможении отдыхает на палубе, не задумываясь о китайских недочеловеках, которые сейчас в корчах тонут в пробитой субмарине...

После этой сцены, которая по гуманизму и трогательности может сравниться разве что с расстрелами нацистов Индианой Джонсом, подлодка под покровом ночи подходит к месту назначения - китайскому острову. Подплыв на лодке, на берег выходит вооруженный десант под командованием самого Джонса и профессора с прибором измерения радиации.



Профессор в недоумении - радиационный фон на острове совершенно нормальный. И никаких шахт что-то не видно, только три цистерны и немного охраны. Жаль, что мы не можем поговорить с ними, - с сожалением говорит он, - конечно, мы враги, но ведь они все-таки тоже люди... Выстрел пронзил ночную тишь, и один из отряда упал! Пробитое тело наземь сползло, товарищ впервые оставил седло... Э... О чем это я... Так вот, разворачивается адская перестрелка - настоящий Ад на открытом острове, где обе стороны ожесточенно шмаляют друг в друга бластерами трассерами!



Ну а чо, если фильм цветной, то почему бы задолго до «Звездных войн» не сделать ставку на пронзительные световые выстрелы? Обе стороны с яростью, виданной только у Фуллера, стреляют друг в друга из Томпсонов, которыми тоже вооружены китайцы.



В лучших традициях боевиков 90-х китайские автоматчики бестолково набигают со стрельбой прямо на противника, даже не думая скрываться за укрытиями, и падают с вышек наземь. Ярость коммунистических защитников так сильна, что они даже не думают о своей жизни! Их цель - pokaratь капиталистов, которые вторглись на их территорию!!!



Перестрелка набирает обороты, пули летят роем. Они пробивают цистерну, и та смачно взрывается, подтверждая взрывной бюджет фильма!!! А с нею и ЕЩЕ ДВЕ!!!



Горящая нефть заливает декорации. Герои бросаются в отступление, отстреливаясь от невидимого врага на случай, если кто-то выжил после трех взрывов. И это было не зря! На самом берегу их атакуют последние выжившие защитники суверенности Китая, которые по-прежнему яростно выбигают из-за камней прямо на лодку! Инстинкт китайского лемминга не задавить империалистической агрессией!!!



Но особенно ожесточенным фанатиком был китайский офицер, который до последнего стрелял из автомата, а когда кончились патроны, выхватил кортик и бросился своим патриотичным телом на гнусных капиталистических диверсантов!!!



Подождите, это у него что, немецкая шинель? И даже с нарукавной немецкой нашивкой, как в вермахте? А-а-а, ну все правильно, кто же не знает этих знаменитых китайских коммунистических нацистов...



Хайль Мао, камераден хунвейбины! Чайна, Чайна убер аллес!

Увы, тактика завалить врага трупами, как в 45-м, не сработала - американцы пленили офицера. Джонс даже заявил: «Профессор, вы хотели поговорить с одним из этих... людей?» И, захватив узкоглазого коммунистическо-нацистского унтерменша, американцы сбегают на подлодку и спешно уходят. Это вполне в их духе - вломиться вооруженной интервенцией на суверенную территорию, все разбомбить, а потом сбежать.



На борту профессор разбирает документы пленного и узнает, что этот китайский супербоец в немецкой шинели с кортиком - летчик. Ну да, типичный китайский летчик, у него наверняка еще пулемет в кармане был, но он забыл его после взрыва в казарме. И направлялся этот летчик на другой остров, явно ради важного задания. Разумеется, профессор считает, что необходимо проверить его. Джонс сначала ожидаемо включает истерику непатриотичного эгоиста, как в «Происшествии на Саут-стрит» и гневно заявляет, что он свою часть контракта выполнил - но профессор заявляет, что надо было читать мелким шрифтом, и он должен делать то, что ему скажут, а не то денег он не получит. И наш доблестный герой... тут же меняет курс, даже не посмотрев в бумаги. А если проф его наколол?

Ну да не важно. Подлодка подплывает к острову. Однако у профессора просто так, безо всякой причины, разболелось колено, и тогда вместо него идет Денис, несмотря на протесты нашего недолюбовника. Они высаживаются на берег втроем, с Бродским, которого оставили сторожить лодку. Что мешало взять любого человека из еще двадцати-тридцати на борту - неизвестно, наверно, Джонс просто не подумал. Итак, парочка приплывает на берег того же самого острова, что и в прошлый раз, только снятого с другого ракурса (китайские острова, они как сами китайцы, не отличить). На острове она долго ходит в щелях прибрежных скал и проверяет радиационный фон, который действительно намного выше нормы. Но погрузиться в местную атмосферу нельзя - на берег выходят китайские солдаты, которые ищут потерянного товаристча.

Тогда, спрятавшись в пещере, герои выжидают. Джонс находит место и время закатить шепотом скандал, что, мол, его не ценят, его неправильно поняли. Он не анархист и нарушитель приказа, просто тогда в войну он не мог бросить американских мальчишек во Вьетнаме на Филиппинах и пошел по минному полю им на выручку... Ну да, потерял подлодку и людей, конечно... Но ведь ради благородных целей! Я бы повторил это! - пафосно говорит эталонный военный только при этом читал бы молебен, потому что Колчаку в «Адмирале» это помогло!

После этой чрезвычайно ненужной для сюжета сцены Джонс оставляет даму и отходит за угол, чтобы... ну, зачем обычно люди отходят в одиночку за угол незаметно для всех... Правильно, чтобы в задумчивости осмотреть окрестности в бинокль. И внезапно Джонс видит неожиданное - американский бомбардировщик Б-52! Боже, как китайцы правдоподобно нарисовали его на стекле, прям как настоящий!



А пока Джонс занимался вуайеризмом, в пещеру к его подружке случайно зашел китайский автоматчик в типичном китайском ватничке с гламурными узорчиками. Китайская армия заботится об эстетическом воспитании своих солдат и снабжает их лучшими ватниками сезона «весна-лето-53»!



Заметив даму, он делает предупредительную очередь в ее направлении. Дама в ответ уложила его на месте из пистолета. Джонс бежит к ней, расталкивает, выводит из ступора, и они в спешке улепетывают, пока их не догнали очухавшиеся китайцы. На борту Джонс понимает, что дело не так просто и решает развязать язык пленному летчику с помощью подсадной утки - китайского матроса, который говорит только на китайском, хотя до этого в фильме пел песни на гитаре на идеальном американском. Для большего правдоподобия постановки по его собственному желанию командир Джонс лично его маскирует проверенными методами.



Уловка сработала. Летчик, растолкав соотечественника, выбалтывает ему план. Увы, в какой-то момент китайский Штирлиц разоблачил себя, и летчик искаженным лицом забивает его насмерть подсвечником гаечным ключом. Вечная память герою!

Хотите узнать, в чем был адский план коварных китайцев? О-о-о-о, аж дрожь берет, когда рассказываю. Приготовьтесь узнать этот зловещий замысел, перед которым бледнеют планы немецких нацистов. Китайцы собирались. Скинуть. Атомную бомбу. На Корею. Чтобы обвинить в этом американцев. Или даже на Манчжурию. Своих не жалко ради пропаганды, китайцев в Китае много, переживут. Разумеется, Джонс в ярости от такой провокации. Как могут гнусные китайские обманщики убеждать мир, будто Америка готовилась кого-то разбомбить атомной бомбой? Не бывать этому! - решает он, и против желания профессора решает отправиться на остров. Там он подаст световой сигнал во время взлета бомбардировщика, и поднявшаяся подлодка собьет его. Сам он спрячется на острове, а потом его оттуда заберут.

Но благородный профессор Монтель, который героичнее, чем вся Лига Справедливости, берет риск на себя, угоняет лодку и встает на замену. Пораженный Джонс кричит Денис, что она отправила его на смерть, и тут та через истерику раскрывает, что профессор - ее отец! Крики, визги, сопли, смерть близких, стрельба, технотриллер, ядерный апокалипсис! Е-мое, я что, Метро-2033 смотрю? Ну да ладно. До конца пять минут, так что план срабатывает с блеском. Дождавшись сигнала, команда выходит на поверхность и обстреливает самолет из всех орудий!





Подбитый бомбардировщик, окутанный дымом, разворачивается и кагбэ из последних сил летит над самой-самой водой до самого-самого острова, пока подлодка падает на дно. На острове гигантским облаком вспыхивает взрыв! Ударная волна пробивает до самого морского дна, заставляя качаться подлодку и кувыркаться все внутри. Наконец все утихло. Наши морские фанаты Фоллаута выплывают наверх, смотрят на поверхность через перископ и видят пылающий остров. Джонс меняется в лице и говорит печальную правду Денис. Денис искаженным лицом отходит от перископа и в рыданиях бросается в объятья к любимому. Закадровый голос сурово подытоживает, что каждый определяет цену своей жизни, и наступает мрачный, депрессивный и раскрашенный в яркие краски, потому что цветное кино 50-х - The End!



Итак, что же это было? А это был, господа, совершенно типичный и очень штампованный подводный боевик своего времени. Сценарий отнюдь не блещет гениальными поворотами и линеен как рельса, персонажи обрисованы скупо, мелодрама и комедия добавлены лишь для проформы. Однако не стоит принижать фильм - тогда, в 1954 году, фильм смотрелся чуть ли не как в свое время «Аватар». И это неудивительно, так как фильм был одним из самых высокобюджетных премьер Голливуда своего времени. Это был пятый фильм, созданный по технологии CinemaScope для широкоэкранного изображения и с объемным звуком, поэтому в 1954 г. его прокатывали на многотысячные залы с передовым оборудованием, как сейчас в IMAX-3D. И надо отдать должное, как режиссер Сэмюэль Фуллер полностью справился с постановкой. При всей простоте и даже примитивности сюжета, заключающегося в нехитром приключении, она тут крепкая, убедительная, сцены боев и противоборства поставлены хорошо, актерские работы, несмотря на примитивность образов, сделаны отлично, операторская работа великолепно сочетает смену настроения и визуальную игру с пространством, а уж по спецэффектам фильм сделан на пять - даже в 1970-е эти спецэффекты выглядели вполне пристойно. Неудивительно, что за них фильм номинировался на Оскар, и это при том, что он даже не снимался в море. Фильм в итоге отлично показал кассовые сборы в США и за рубежом, особенно в Германии. Позднее Стивен Спилберг лично приобрел копию этого фильм и при съемках картины «1941» показал ее Фуллеру, что возит ее в багажнике своей машины. Правда, из-за нелепого названия, происходящим от идиомы «Come hell or High water» («любой ценой дойти до цели»), его в прокате все время меняли. В Испании его обозвали «Дьявольские мутные воды», во Франции - «Демон беспокойных вод», в Швеции - «Ночная атака», а круче всех поступили немцы, назвав его просто - «Инферно».

Справедливости ради, на пользу фильму пошло и заимствование, ускорившее его выпуск. Музыкальная тема Альфреда Ньюмена была взята из документального фильма «Сражающаяся леди» (1944), а сцена взрыва на острове почти целиком взята из старого подводного боевика «Опасное погружение» (1943). Как, собственно, и фабула сюжета - там американские подводники преследовали подлодку немецких охотников за конвоем и подрывали их островную базу. А сам «Срочное погружение» в свою очередь позаимствовал эту сюжетную линию и даже целую сцену с проходом по минному полю у «АдмиралЪ-а» прародителя всех подводных боевиков - «Место назначения Токио» (1943). Одно только это показывает, что фильм не страдал оригинальностью даже по тем временам и был очередной перепрошивкой очередного военного фильма Второй мировой о борьбе с японцами и нацистами, которых автоматом заменили на коммунистов.

Сама же история фильма напрямую связана с предыдущим творением Фуллера, антисоветским нуаром «Происшествие на Саут-стрит». Фуллеру не понравился первоначальный сценарий фильма, но он взялся за него из благодарности директору студии Даррилу Ф. Зануку, который прикрыл его от критики фильма главой ФБР Э. Гувером. С согласия Занука он переписал сценарий, явно усилив жестокость в сценах, а потом долго и обстоятельно изучал технику съемок CinemaScope и даже провел несколько дней на борту подводной лодки ВМС США, включая пятнадцать часов погружения. Именно после этого Фуллер придумал сцены с отрезанием пальца, красное освещение при любовном признании, сражение между двумя подводными лодками - в общем, большинство запоминающихся сцен фильма. Когда кинематографист Джозеф Макдональд сказал ему, что на подлодках нет красного освещения, Фуллер сказал что-то в том духе, что «публика дура» и никто про это не знает, так что схааааааваюют!

Кроме знакомого Фуллера Ричарда Уидмарка других знакомых зрителю фамилий в фильме не было. Роль профессора Монтеля исполнил Виктор Францен, бельгиец, хорошо известный во Франции и... в дореволюционной России, из-за чего он даже сыграл Вышинского в известной голливудской пропаганде «Миссия в Москву». Также фильм стал дебютом для подруги Даррила Занука Беллы Дарви, урожденной польской еврейки во Франции Байлы Вегьер, которая через жену Занука познакомилась с самим знаменитым продюсером, благодаря которому и получила эту роль. Вскоре она стала еще и одной из его многочисленных любовниц, ради которой он даже бросил жену. Старт ее был удачнейшим - за роль Денис она получила «Золотой глобус», хотя даже по фильму видно ее фигуру доски, шепелявость, акцент и актерские способности на уровне куклы Барби. Вершиной ее карьеры стала роль соблазнительной вавилонской куртизанки в фильме «Египтянин» (1954), причем посидев рядом с ней, Марлон Брандо твердо отказался от роли. Вскоре и Занук ее бросил, узнав о ее нетрадиционных сексуальных наклонностях, так что Дарви быстро скатилась до малозначительных ролей в европейских фильмах, ликера, карточных игр, неразборчивых сексуальных связей, долгов и в итоге предпочла травануться газом в Монте-Карло в 42 года. Конец!

Интересно, что Уидмарк спустя 10 лет опять снялся в роли морского волка, преследующего советское судно в Арктике в фильме «Бедфордский инцидент» (1965), в котором он был также сопродюсером. По сюжету, он возглавлял специальный эсминец «Бедфорд», настолько хорошо оснащенный, что тот имеет лабораторию, в которой могут опознать русские пищевые отходы, найденные в море! И если вы не знали, русские моряки в основном питаются vodka and kartoshka тушеной в масле морской капустой с перцем.





Задача эсминца - преследовать русскую подводную лодку под кодовым наименованием «Красный богатырь», которая совершает разведывательные рейды возле Гренландии. Вскоре оказывается, что ее прикрытие и помощь путем маскировочных выбросов пищевых отходов осуществляет мирный советский траулер с волшебным названием Novo Sibursk. Это забавляет не меньше, чем ломаный русский штатного переводчика на эсминце, который вслух читает русские данные, посылаемые по радио без шифровки.







Фильм, включающий помимо участия Ричарда Уидмарка, отменные актерские работы Сидни Пуатье, Эрика Портмана, Джеймса Макартура и многих других, поставлен по книге Марка Расковича 1963 г. и представляет собой весьма необычную интерпретацию Моби Дика в сеттинге холодной войны. Весь основной конфликт посвящен тому, что фанатичный милитарист и эгоцентрист Уидмарк преследует советскую подлодку, вынужденную всплывать для получения воздуха, чтобы загнать ее в угол. Фильм сделан в явном духе «Системы безопасности» Сидни Люмета и широко использует полудокументальный стиль повествования и камерность постановки с упором на актерские работы и конфликтность в противостоянии персонажей. Финал сделан в том же самом ключе, он неожиданно трагичен и полностью соответствует изменившемуся настроению общества 60-х, осознавшего угрозу глобальной ядерной войны: в результате взаимного противостояния и нагнетания напряжения Уидмарком простой матрос случайно выпускает по подлодке ядерную ракету, которая уничтожает ее к ужасу американцев. Та перед гибелью успевает выпустить четыре ядерные торпеды. Пораженный капитан осознает свою вину, но ничего не может сделать, и весь экипаж «тает», как на горящей целлулоидной пленке. Фильм тут же сурово заканчивается надписью «Конец».



Как видим, одно лишь сопоставление двух этих морских боевиков ярко показывает, насколько изменилось за 10 лет состояние американского культурного мейнстрима.

Ну, а мы узнали историю очередного антисоветского шедевра передовика капиталистического производства Сэмюэля Фуллера. И это далеко не последнее его творение на эту тему. В следующий раз, даст Б-г, мы расскажем о его самых первых фильмах - пропагандистских картинах о войне в Корее «Стальной шлем» и «Примкнуть штыки», полных милитаристского поноса... то есть, пафоса и фирменного натурализма автора. Оставайтесь с нами, товарищи!

image Click to view

а) Кино, й) pYSСkN Я3bIk, 4) Какая-то другая ягода, к) Рабоче-Крестьянская Красная Армия

Previous post Next post
Up