Где только не простирали свои щупальца кровавые коммунисты в былые времена... Даже в такой далекой-далекой стране - друге США, как Япония. Посмотрим на пару образчиков пропаганды, рассказывающей о преступлениях коммунистических подпольщиков в стране восходящего Солнца. Первым будет шпионский триллер «Токийский файл 212», в котором героический агент ЦРУ противостоит целой армии коммунистов, пытающихся сорвать борьбу с Северной Кореей!
Послевоенное время. Япония медленно приходит в себя от разрухи. В Токио под видом журналиста прибывает американский разведчик Джим Картер, который должен помочь местным органам. Картер должен найти местного лидера японских коммунистов, товарища Таро Мацуто - потому что Мацуто был его товарищем по колледжу.
В гостинице Джим неожиданно натыкается на бабу по имени Стеффи Новак, которая соблазняет его своими голыми ногами и набивается в сотрудники.
К счастью, она знает аж шесть языков, что тут же лично доказывает - в доме напротив раздается шум и слышится русская брань, которую Стеффи переводит. Озвучено, кстати, и впрямь русским: «Ты оскорбил полковника Советской Армии! Члена коммунистической партии! Но ты заплатишь за это оскорбление!..» Оказывается, полковник Советской Армии и член коммунистической партии был недоволен тем, что у него оказалась муха в bortsh. Ведь borstch - это svяtoe!!!
Пара начинает выполнять задание, для чего тщательно обходит бары, сверкающие неоновыми вывесками и не совсем одетыми танцовщицами. Очень, очень тщательно обходит. Наконец японский таксист Джо (тоже работающий на американцев агент) сам привозит их в какой-то лупанарий, где все выглядят как обкуренные опиумом.
Увидев белых людей, все замирают в священном недоумении. Но Джим не хочет уходить, несмотря на просьбы администрации, военной полиции и даже самой Стеффи. Пытаясь разбить лед и расшевелить замерший зал, он долго распевает «Янки-дудль». Но что-то не очень успешно... Но тактика сработала - на распевание выскочил из подполья Таро, который, как профессиональный подпольщик, конечно, не мог усидеть в этот момент на месте.
Джими бросается к нему, но Таро запирается, как девочка, в комнате, и не хочет выходить. Приходится парочке вернуться в отель, где она мило болтает, а баба опять показывает ноги. Дождавшись, пока Стеффи пойдет спать, Джим уезжает на такси, а на следующее утро встречается с отцом Таро. Тот рассказывает, что его сын хотел стать камикадзе, но стал коммунистом. Вы не видите здесь связи? Ну как же, коммунисты ведь против Америки! А значит, к ним неизбежно перейдут бывшие немецкие и японские фанатики. Кстати, сцена обучения обычных японских школьников тому, как правильно взрывать самолетами корабли - веселит до колик.
Также в японских военных школах вдохновляют киношкой со взрывами кораблей. Японские военные школоло одобряют и тоже хотят идти в отаку!
И вот приходит решающий день, весь выпускной класс надевает форму, банданы камикадзе и готовится выпить фронтовые сто грамм сакэ. Но тут вбегает адъютант и говорит, что Япония подписала капитуляцию. Препод в шоке. Класс в шоке. А Таро, которому так и не дали выпить сакэ, решает заплакать... а потом МСТИТЬ!!!
Вернувшись в отель, Джимми находит там телеграмму, в которой ему предлагают посетить фестиваль на острове Эносима. Энто явно неспроста - понимает он. Тем более, что по пути он замечает слежку, но легко отрывается. Там он неожиданно встречается с Таро.
И!.. далее совершенно неожиданный монтажный переход - Джим возвращается в гостиницу. Абсолютно непонятно, к чему тогда была встреча. Ну да ладно - итак, гостиница. Уже ночь, но русские соседи напротив веселятся - у них слышна музыка и русская народная песня «Над полями да над чистыми». Возможно, там устроилась гастролирующая группа ансамбля им. Александрова. А на Джима внезапно нападает целая толпа японцев, которая, видимо, бесшумно влезла через балкон - ниндзя, не иначе!
Они его избивают и советуют держаться от Таро подальше, а не то будет харакири. Джим приходит в себя вечером вместе с Стеффи и каким-то там американцем Джерри - а напротив радостные русские все еще поют романсы... Этот милый разговор с японцами позволил Джимми понять, что Таро как-то связан с неким Оямой - это местный бизнесмен. Тогда чтобы встретиться с Оямой, Джимми вместе с бабой едет на курорт Атами. Там они вместе с Оямой смотрят хентай на выступления гейш, а потом хитрый Ояма подсовывает ему отравленную еду. Но вовремя предупрежденный таксистом (хотя может он и сам догадался, я не понял) Джимми отказывается есть ест. И выживает. Просто так. Заодно ему дают вторую телеграмму, что ему нужно пообщаться с актрисой Императорского театра Намико. И это оказывается самая кавайная тян во всем театре, его знакомая по колледжу и любовница Таро.
Сразу после разговора тян похищают на автомобиле. Конечно, это сделали коммуняки. ЗАЧЕМ? - спросите вы? Не ищите логики в их человеконенавистничестве... Джим бросается в погоню, и тогда похитители бросают девушку на полном ходу. Таро навещает ее в госпитале. Здесь-то голубков настигает Джим.
Вместе Намико и Джим убеждают Таро перейти на светлую сторону Силы, но тот не слушается и... спокойно уходит через окно. Мда. Чудо-разведчик этот Картер. Зато на следующий день он узнает с помощью нехитрых манипуляций, что письма ему подкидывала Стеффи - всего-то и стоило под предлогом сравнить шрифт пишущей машинки, которую она взяла у их соседа, Джерри. Поэтому Джимми надевает на Стеффи наручники, и баба вынуждена во всем признаться. Оказывается, она работала на Ояму ради того, чтобы тот привез к ней сестру, которую злые коммуняки держат в Северной Корее. Твоя сестра из дэад! - говорит Джимм, узнав это откуда-то там от начальства и показывает документы. Естественно, баба решает заплакать, а потом МСТИТЬ!!!
Она пытается встретиться с Таро, но тот не верит всем этим гайдзинам, он верит только коммунистической партии! По каким-то причинам. Так что она подбирается к кабинету Ояма, который ПОЧЕМУ-ТО не охраняется и подслушивает там его совещание с молодыми членами ЯКП, на котором он дает товарищам установку - начать забастовку на железной дороге, чтобы сорвать снабжение империалистической военной группировки в Корее и способствовать обороне молодой социалистической республики. Товарищи доблестно начинают агитацию японского пролетариата, который, что характерно, охотно отзывается на призывы партии.
В схватку вступает отец Таро, который тоже начинает говорить речь на подножке локомотива. Такова драма социального раскола поколений, товаристч, достойная кисти Шолохова... Обе речи идут на японском, так что понять американскому зрителю ничего невозможно. Эпичная ораторская битва заканчивается тем, что гнусные коммуняки, которые не могут всей толпой противостоять речи одного человека, могут зато всей толпой ему навалять.
Оцените дальнейший полет фантазии сценаристов: цепочка коммуняк легко сдерживает целую толпу рабочих, которая пытается прорваться на помощь отцу Мацуро - но зато к нему легко прорывается сначала сам Таро, а потом и Джим, которые вступают в потасовку с комми. Они долго дерутся, пока толпа орет, топчется, но не может тупо обойти цепочку коммуняк! И так пока не прибегает полиция, и не разгоняет всех.
Естественно, Таро - ПЕРЕОСМЫСЛИВАЕТ! Последние 12 минут посвящены его перерождению. Он решает встретиться с Намико в больнице, но находит ее мертвой - и угадайте, кто ее убил? Конечно, коммуняки... Неизвестно зачем. Тут же охотники Оямы хватают его (после долгой и ненужной погони по живописным местам Токио) и отвозят к Ояме в кабинет, где тот безо всякой причины раскрывает ему свой план убить Картера, Стеффи и Мацудо взрывом бомбы замедленного действия, подброшенной им под скамейку - и показывает на эту троицу, которая ТАК УДАЧНО стоит у этой скамейки прямо под окном.
Конечно, Таро не может этого допустить. Поэтому он героически жертвует собой и выпрыгивает из окна, а потом мешком падает со стопитсотого этажа и разбивается. Аж насмерть. Толпа в шоке, все бегут к месту происшествия, включая троицу - и конечно, она выживает, скамейка взрывается без них. Джимми с полицией прибегают к Ояме, и Джим в ходе длинного диалога и с помощью какой-то там тряпки, найденной у мертвого Таро, раскалывает бизнесмена-коммуниста. Тот вынужден во всем признаться, что все это было ради денег и чтобы насолить пиндосам. Он издевается над своим подручным, который все это время работал за еду идею, тот обижается и, как настоящий коммунистический ниндзя, подходит к Ояме и незаметно сажает предателя на нож со словами: «Май риали камрад!» I tak budet s kaжdыm!!!
Отомстив, коммунистический камикадзе убегает, но его застреливает таксист. На этом, по сути, все.
Вот такая шедевральная история. А теперь об истории фильма. За его создание ответственен режиссер, актер и продюсер Джордж Пол Брикстон, который в 1930-е был ребенком и постоянно играл в Голливуде. В годы войны он был призван в армию и служил в корпусе связи, а потом на Тихоокеанском фронте фотографом. После окончания войны остался в Японии. Там он стал независимым режиссером и снял несколько фильмов. Впоследствии он так и остался независимым режиссером - снимал в Японии, потом в Кении, а в конце жизни - в Югославии. В начале 1950-го года он написал основной сценарий «Токийского файла 212» и предложил его в Голливуде. Его поддержали профессиональные киносценаристы братья Доррелл и Стюарт Э. Макгоуэн. Они стали продюсерами проекта (а Доррел - режиссером), под который была создана компания Breakston-McGowan Productions. Студия вошла в союз с японской кинофирмой Tonichi Enterprises Company Suzuki, которая дала половину бюджета фильма и массовку за 50% со сборов. Съемки в Японии лично одобрил командующий Дуглас МакАртур, и поэтому для проекта даже дали нескольких военных офицеров, переводчиков и разведчиков для консультаций. Прохожие японцы были не очень рады съемкам антикоммунистического фильма у себя и даже угрожали во время съемок. Зато японские пиротехники для съемок взрыва не пожалели 15 пороховых бомб вместо 6 - и все получилось с блеском, от взрыва даже сам режиссер Доррел Макгоуэн свалился, а на шум сбежалось пол-Токио, включая полицию и пожарных. Не меньше старания было проявлено японцами для съемок вечеринки на Эносиме (где они с удовольствием бухали взаправду для аутентичности), а также съемок забастовки, списанной с реальной забастовки 1949 г. (на съемках даже взаправду было избито несколько человек). А вот реальные коммунисты обиделись, и попросили исполнительницу роли Стеффи в этом не сниматься - правда, попросили, когда вся группа уже вернулась после съемок в США. Но и в Японии коммуняки не спали и запугали японскую массовку на съемках забастовки так, что она отказалась сниматься без гарантий безопасности - гордись заморскими товарищами, товаристч!
Главную роль Джима Картера сыграл Роберт Пейтон - малоизвестный забытый артист 50-х, у которого это была первая и главная главная роль. Больше ничем никому не запомнился, хотя, справедливости ради, отыграл неплохо и прожил длинную жизнь. Его напарница Стеффи (сыгравшая, кстати, на одной ноте) - это французская актриса чешского происхождения Флоренс Марли, которая в годы Второй мировой эмигрировала в Аргентину, а оттуда в США. Позднее Комитет по антиамериканской деятельности ее депортировал, спутав с Анной Марли, автором «Песни партизан», и поэтому она даже была занесена в черный список Голливуда - так что не исключаю, что для нее это было что-то вроде реабилитации. Большой карьеры не сделала, но все же до этого в 1949 году сыграла в фильме «Токийский Джо» русскую жену американского полковника - с типичным русским именем «Трина». Кстати, полковника, вернувшегося в Токио после войны в поисках своего бара и втянутого благодаря ушедшей от него жене в антиамериканский заговор японских реваншистов, сыграл Хамфри Богарт. Так что неудивительно, что фильм был успешен. Собственно, такое ощущение, что весь «Токийский файл» - это попытка повторить успех «Токийского Джо».
Попытка была неудачной - фильм в прокате провалился. Оно и понятно - для шпионского триллера тут много соплей и рутины и мало действия, а идиотизм действий коммунистов был очевиден даже в Америке. Вывозят в основном виды Японии - хотя даже по ним видно, что Япония после войны была той еще дырой. А американский зритель дыры в те времена не любил, как и иностранную речь чуть ли не в трети фильма. Зато «Токийский файл» вошел в историю как первый американский фильм, полностью снятый в Японии после войны. Благодаря этому значительно снизились затраты на съемки, составившие всего 700 тысяч долларов, а также в фильме засветилась куча японских актеров - Ояму сыграл известный в 1950-60-е Тетсу Накамура, а Таро - Кацухико Хаида, по иронии, в 1940-е игравший в японских пропагандистских фильмах героических летчиков («Пылающие небеса» и «Атака торпедоносцев»). Наверно, за это и взяли. А также в эпизоде промелькнула реальная гейша Ичимару.
И да, к слову - реальные японские коммунисты подвергались в довоенной Японии репрессиям практически все свое существование, были запрещены и разгромлены с другими левыми организациями в конце 20-х, но упорно продолжали борьбу, практикуя, в частности, взрывы полицейских участков наездами грузовиков со взрывчаткой и агитацию в рабочих кварталах с помощью ораторов, владеющими ножами и приемами каратэ. Немногие оставшиеся в живых лидеры прошли через страшные тюремные заключения, где сверление им коленных чашечек было не самым жестоким. После конца войны жалкие остатки коммунистов резко набрали авторитет и выросли до 200.000 человек, за что самая демократичная американская администрация их запретила с началом войны в Корее. Про такое кино посмотреть было бы куда интереснее, правда?
И раз уж зашла речь про Японию - несколько слов о фильме «Остановка в Токио» («Stopover Tokyo») (1957).
Суть сюжета в том, что в Японию прибывает агент ЦРУ Марк Фэннон - шифровальщик, прибывший на замену полевого оперативника. Он должен предотвратить покушение на американского посла, которого хотят убить коммунисты во время его участия в торжественной церемонии зажигания факела у памятника дружбы Америки и Японии. Сведения должен передать агент Нобика, который, как ни странно, выглядит как Ояма. Неужто выжил и перебежал?))
Но увы, его убивают прямо во время разговора в телефонной будке злобные враги, которые откуда-то отлично осведомлены о том, кто против них работает.
В итоге Марк с трудом находит дом Нобика и обнаруживает там его маленькую дочь Коко, на которую тратится процентов двадцать хронометража, хотя она совершенно не нужна для сюжета.
Также для сюжета не нужны друзья Марка - разведчик Тони Баррет, которого Марк неожиданно встречает в Токио, и любовница Тони, валлийка-регистраторша Тина. Они созданы для небольшого любовного треугольника, в котором Тони толком даже не участвует.
Все это время за Марком следят. Оказывается, покушение должна совершить группа Джорджа Андервуда, который для прикрытия держит в Токио компанию «Тихоокеанская компания "Уголь и железо"». Это было бы очень неожиданно... Если бы нам не показали заговорщиков с самого начала. Как оказалось, их план состоял в том, чтобы взорвать посла во время церемонии коварно подброшенной в факел ампулой со взрывчаткой.
Увы, Андервуд, который вел Марка с самого начала и даже пытался его зажарить в запертой сауне (чисто японское убийство, ууууу!), совершенно по-глупому попался Марку в доме Нобика и привлек ненужные подозрения. Вскоре расшифровали список фирм из пакета Нобики, на Марка надавила японская полиция, которая поняла, что дело нечисто, и заставила все рассказать - а потом и жена посла, с которым знался Нобика, дает последний ключ к подсказке. Марк проникает в компанию, которая уже почти съехала из конторы, где вместе со срочно присланным в усиление Тони застает Андервуда. Увы, супердиверсанта хватило ненамного. Он, по традиции шпионских боевиков, выбалтывает план и стреляет. Но промахивается - только Тони в руку ранил. Правда, отходя от штампа, Андервуд ушел безнаказанно - лишь забыв по прихоти сценариста пристрелить Марка.
Разумеется, Марк прибегает на церемонию, разумеется, посол, как и ранее в фильме, даже слушать ничего не хочет про покушение, вопреки здравому смыслу - и это единственная причина, почему нельзя отложить церемонию на пять минут и найти взрывчатку. Притворяясь фотографом, Марк достает ампулу, которую только слепой бы в факеле не заметил, и бросает в море. Посол спасен, Тина любит Марка, Бумер будет жить Коко будет жить с бабкой, Андервуд ушел безнаказанным. Хэппи-энд. И да, пересказывать весь сюжет не имеет смысла, а то, что в фильме злодеи коммунисты - традиционно для фильмов 50-х можно узнать только из аннотации.
Остается добавить, что фильм был экранизацией по мотивам книги «Рандеву в Токио» (другие переиздания: «Вы правы, г-н Мото» и «Последний случай г-на Мото»). Книга посвящена господину Мото - японскому секретному агенту, герою детективов американского автора Джона П. Маркванда. Права на экранизацию оперативно выкупила студия 20th Century Fox, а режиссером для фильма был выбран профессиональный сценарист Ричард Л. Брин. Однако в фильме Мото полностью вырезан. Книга была популярна, а вот фильм вышел далеко не таким удачным. Начало у него было неплохое, но потом все потонуло в рутине, тягомотине, ненужных сценах с Коко, не самой впечатляющей мелодраме - и в итоге фильм оказался добротным и связным, но откровенно проходным и скучноватым шпионским детективом. Брин в итоге никогда больше не занимался режиссурой, а исполнитель главной роли Робер Вагнер («Номер 2» из трилогии об Остине Паурсе) вообще признал, что снимался только из-за денег. Как, впрочем, и студия, которой срочно надо было собрать с популярной книги киносборы, катастрофически упавшие из-за резко возросшей популярности телевизора.
Вот и все, но география борьбы с коммунизмом на этом рассказе не закончилась, товарищ. Оставайся с нами.
Click to view