Назад в СССР / Ленин-вампир (1992)

Dec 18, 2017 10:27




Данный фильм трудно назвать классический клюквой, хотя ее элементы там присутствуют... Но это, бесспорно, самый безумный и самый сумасшедший фильм о Ленине, который оставляет далеко позади передачу Курехина, так что он достоин полного разбора.

При прочтении берегите мозг. Серьезно. Это дебютный фильм финского андерграундого режиссера Яри Халонена "Назад в СССР", получившего у нас название "Ленин-вампир". И это не просто так...




Начинается фильм очень странно. По морю плывет в ящике некий человек в кепке и пиджаке, гребя доской. За кадром звучит интернационал и речь Ленина на грампластинке. Титры почему-то показаны с кучей советских символов, в основном - эмблем советских предприятий.




После этой гениальной визуализации мы попадаем в провинциальный бар Финляндии начала 90-х. Внутри сидят оборванные финны, которые играют на пиле и стучат ногами - других развлечений, видимо, нет. Некий усатый рыжий финн пытается убедить бывшую супругу, что он открыл фирму и скоро все наладится с деньгами, но та говорит, что он уже был и коммунистом, и радиолюбителем, и кем только не был - а денег не прибавилось! После чего гордо уходит в ночъ.




Разочарованный финн решает излить душу и, запев "Интернационал", завязывает бессмысленную драку с посетителями. Интернационал не помог - они легко вышвыривают его на улицу.




Этот рыжий финн Рейма Эло - и есть наш главный герой, бывший коммунист и профорг, а ныне безработный. Он неудачник и раздолбай. Он ненавидит весь свет. Видит соседку - материт соседку. Видит собаку - материт собаку. Видит милиционера... Ну, в общем, вы поняли. Пылая классовой ненавистью, он разбивает оскорбившей его соседке окно, а потом убегает, чтобы не стать жертвой контрреволюционеров за этот героический акт красного террора.

Потом он идет под окна своей бывшей семьи и пытается вызвать свою жену Моллу, но вместо этого высовываются соседи, которые немного недовольны дикими криками под окнами в глубокую ночь, о чем кратко объясняют нашему герою. Тот в ответ их, естественно, материт. Даже его дочь высовывается и посылает отца... ну, проспаться. За все эти пять минут действия мы понимаем, насколько глубок антагонизм в классовом обществе Финляндии, потому что ругани друг с другом все персонажи произнесли больше партийных лозунгов, чем любой профорг за всю вступительную речь к какому-нибудь пленуму.




Осознав, в какой страшной капиталистической клоаке он живет, Рейма бросается к себе домой. Дом его, как и у каждого коммуниста, отмечен большим red flag.




Там он врубает старую радиостанцию, у которой почему-то крутится самодельная антенна, и начинает нести какой-то бред: вызывает альбатроса, который должен его спасти от окружающих полчищ капиталистов. При этом наш оператор Рейма буквально чуть не плачет, а из динамиков в ответ слышна какая-то дикая брань. Не дожидаясь ответа, Рейма решает повеситься, как аналогичный мученик попугай Кеша. Пока оператор долго водит камерой по коммунистическим статуэткам и былым семейным фото, а в стороне гремит коммунистическим маршем молчавший до этого патефон - Рейма делает петлю и встает на табуретку. Ну? И чтоб вы думали? Сбылась мечта идиота! А мне казалось, что сорвется...




Рейма немного крутится, точь-в-точь как пластинка патефона (тонкий художественный ход, согласитесь), а потом понимает, что что-то не получилось.




Тут неожиданно в жизни перед смертью Реймы сверкает маленький луч надежды. Его спасает прибывший по объявлению тот самый мужик на лодке, который хочет снять у него комнату. Он носит кепку, бородку и лысину. Представляется Владимиром. Говорит, что русский. Но при этом отлично говорит на финском. Кто бы это мог быть...




Они затаскивают в комнату Владимира его гроб, наличие которого у Владимира не вызывает у Реймы никаких вопросов. А потом, поплакавшись немного в жилетку и кепку Владимира, Рейма везет его на старых жигулях знакомиться с городом и изливается к ненависти к местной церкви. Также, чтобы порадовать Владимира, Рейма решает познакомить его с девушкой. Тут как раз мимо проходит какая-то финская копия Маши Распутиной, явно сбежавшая из передачи "Куклы" на НТВ. И тогда Рейма воспроизводит в жизни старый анекдот про волка, зайца, лису и "Машина мне и нафиг не нужна, а вот дверцу я у тебя куплю".




Орел мужчина, что и говорить. Однако после того, как Рейма сделал все дела с дамой, не снимая, кстати, брюк - он увидел, что к ним бежит толпа горожан и явно не чтобы вручить им ключи от города. Они бросаются на наших героев и начинают крайне неправдоподобно бить их Жигули, стараясь повредить как можно меньше, и только потом пробивают стекла тараном из бревна. После добрых пяти минут ора, хрипа и крупных планов на зубы участников, Рейма догадывается завести мотор и свалить. По дороге они сбивают полицейского, но главное не это, а то, что накрылся радиатор - а ларек с запчастями возле дома соседки Мэтсон, которую мы давеча терроризировали. А день так хорошо начинался... - с печалью говорит Рейма.

Решив передохнуть, герои возвращаются в дом. Владимир курит и напевает "Подмосковные вечера", а Рейма смотрит свои старые самодельные фильмы, представляющие плохую пародию на бандитские боевики немой эпохи с голыми задницами (подозреваю, использованы архивы начала карьеры режиссера). Все это он снимал со своей бывшей семьей... Как трогательно... Особенно учитывая, что Рейма играл насилуемую кассиршу, для чего надел женские колготки...




Вечер томных воспоминаний прерывает выстрел дробовика в окно. Это пришла мстить за ту бабу-куклу какая-то старуха. Пригрозив коммуняке, что это последнее финское предупреждение, она уходит. Черт, нравы в этой Финляндии как на Диком Западе - как там вообще наши живут?

Возмущенный безнаказанностью буржуев Рейма решает мстить как гельсингфорсский революционер в 1905 году, и предлагает Владимиру прижать капиталистов. Далее, к сожалению, титры на семь минут пропадают, но понятно, что ночью пара пробирается к дому вражин и обстреливает из маузеров, а потом поджигает самодельными македонками пытается заговорить зубы хозяевам, на что те опять отвечают стрельбой. В следующем кадре уже день, наши коммунисты героически спасаются на жигулях, а преследователи, экипировавшись лыжными касками и лыжными палками, мчатся за ними на малолитражке. В итоге жигули падает с обрыва и переворачивается в хреновом монтаже. Оба коммуниста не пострадали.




Для коммунистического движения в Финляндии настали черные времена, сравнимые с разгромом времен Маннергейма... А гнусная буржуазия еще и издевается!




Затем новые приключения, уже в автобусе - чтобы проехать зайцем, изворотливый Рейма воспроизводит уже старый скетч из Ералаша о дух псевдоитальянцах в троллейбусе, для чего надевает прикид из "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" и выдает себя с Владимиром за художников.




Однако женщина-шофер не слушает отговорок и поливает из баллончика какой-то пеной. Приходится убегать. Эх, когда же настанет то счастливое время коммунизма, когда проезд будет бесплатным...

Но героических коммунистов не останавливает и это. Как в 1917 году в Разливе, они пробираются к почте через болота с дробовиком в руках - вершить экспроприацию экспроприаторов. Правда, Владимир под конец стал ныть, мол, это не наш метод, но Рейма его заставил своими левацкими заскоками. И вот революционное подполье экспроприирует придорожную то ли почту, то ли забегаловку в духе боевиков Тарантино!




Но тут внезапно сработал тостер... то есть, телефон, и боксер Бутч... то есть, Рейма выстрелил. А так как в Финляндии все небольшое, то грабить после этого оказалось нечего.




И вот тут только начинается завязка сюжета! Заряд попал в грудь Владимиру, но тот на это только улыбается своей милой человеческой улыбкой. На недоуменный вопрос он начинает рассказывать долгую и интересную историю. Оказывается, все началось много лет назад, когда его друг Иосиф (какой именно, не говорится, но я догадываюсь) попросил его навестить Югославию. Там Владимир случайно попал в замок нечисти, которая ела людей, и потому старался пройти к югославскому послу, стараясь не задевать ее ногами.




Посол в черном плаще и с клыками был в прекрасном настроении, поэтому он принял Владимира как родного и пригласил на праздничный ужин... Но в разгар ужина в замок ворвались югославские революционеры, и Владимир, как идейный коммунист, конечно, не мог остаться в стороне! Он бросился в борьбу с упырями трудового народа и увлек в пропасть посла, который таки дотянулся, проклятый, до него клыками! Очнулся Владимир почему-то в Финляндии в 1932 году (впрочем, многие русские просыпаются после бурного ужина в незнакомом месте). Там его долго и упорно пытались расстрелять белофинны. Но не такой белогвардейской пули, которая победила бы бессмертный коммунизм!




Рейма поражен. Все это время вождь был рядом с ним! Теперь все наладится - понимает он. Поэтому он вызывает трех человек из массовки, которые изображают репортеров, и с необычно серьезным лицом возвышенно рассказывает им план грядущей Революции.




Самое интересное, что репортаж видит жена Реймы, но она не видит Владимира - от него на экране только висящая в воздухе кепка. Ибо еще из древних поверий славян известно, что вампиры не видны не только в зеркало, но и через видеокамеру! Вернувшись домой мимо детей, которые забрасывали его яйцами и обзывали коммунистом, Рейма получает множество звонков на телефон от всех знакомых антикоммунистов и обнаруживает, что Владимир не отражается на фото и видео, а значит, все было напрасно.

Но переубедить жену как-то надо, и Рейма организует совместное партсобрание с давешнем кафе. Там он пытается убедить супругу, что Владимир вампир, заставляет его укусить бабу в сортире, но та убегает с криком, что ее насилуют, в общем, все заканчивается бессмысленной дракой Реймы с новым мужем Моллы, владельцем кафе.

Тогда пара идет в дорогую гостиницу и долго ездит в лифте, дожидаясь, кого бы укусить. Долго ездит. Очень долго. Очень. Очень. Долго. Рейма при этом от нетерпения кривляется так, что можно вообще остальной фильм не смотреть - все равно так смешно не будет.




Наконец они чуть не укусили какого-то долговязого очкарика, но тут двери открылись, все приняли их за педиков и засмеяли закричали. Пришлось бежать.

Вернувшись домой, Рейла там прибрался, включил Гимн СССР, повесил снаружи табличку "Трудовая коммуна", внутри - кучу наглядной агитации - и стал деловито чистить ружье. Просто так. Владимир, глядя на это, стал извиняться, но Рейма с помощью вдохновляющей речи, мата и пары ударов ружьем быстро поднял ему самооценку. Они вешают красный флаг, поют Гимн и, вооружившись велосипедом, идут к соседке.




Под закадровый гимн Ленин по партийному заданию Реймы устраивает за ней погоню на велосипеде по всему городу, по окраинам, по мостам и чуть ли не по канализации, что заканчивается комическими крушениями и взрывом велосипеда. К сожалению, оказалось, что Владимир впервые сел на велосипед, так что Рейме пришлось крупным планом доставать у него из задницы пружины и остатки сидения. Но он, как и раньше, не намерен сдаваться! Выманив аптекаря каким-то таким бредом из дома, Рейма запускает Владимира к бабе. Та его узнает, но почему-то открывает - приняла за ухажера, что ли? Из дома раздаются дикие крики и стоны, Рейма довольно потирает лапы, пока не понимает, что это крики и стоны... удовольствия? Блин, Владимир!!! Ты опять все перепутал!!! Рейма тебе говорил про бабу не в этом смысле! Вечером Рейма придумывает новый план, но тут приходит давешняя губастая кукла, котору Рейма приходовал с помощью жигулей, говорит, что прощает их по-христиански и начинает недвусмысленно соблазнять Владимира разговорами о боге и томными взглядами. Явно хозяйка с ей поделилась впечатлениями... Пришлось Рейме прервать аморалку и отогнать духовную развратницу, дав ей в табло.




Грусть и печаль охватывает Владимира. Он рыдает перед зеркалом, ходит по пустынным пляжам, трогательно хочет стать продавцом мороженого - но весе же его настигает, как черный демон, Рейма, у которого незаконченное дело... Под наприжонную музыку они проникают в сауну, где гуляют мужики и видят, что жирная баба, за которой они столько охотились, с визгом пытается сбежать! Но меткий Рейма наконец-то подстреливает ее из дробовика в ее жирную тушу! Миссия выполнена!!!




Взяв гроб, пара подается в бега через болота и долго ходит по ним через готические кадры. Ночью на болоте становится так страшно и мрачно, что даже Рейма теряет присутствие духа и возвращается к привычной шарманке, что весь капиталистический мир составил заговор против него, и Владимиру приходится его успокаивать. Но Рейма не успокаивается и требует укусить его, чтобы хотя бы он стал вампиром-революционером! Неожиданно Владимир теряет сознание...

Пораженный Рейма оттаскивает его до дома, где пытается вылечить - но Владимиру уже поздно оказывать помощь... И он просит с помощью кола и молотка отправить его в последний путь - он слишком устал быть здесь, на этой земле, где нет ничего хорошего...




И верный друг Рейма выполняет его обещание. Он отправляет друга в мир иной, хоронит его на холме и с грустью представляет, каким мог быть он, Владимир, в другом, лучшем мире.




А теперь соберите то, что осталось от мозга и попытайтесь прийти в себя. Это - шедевр трэш-кино, который обязан посмотреть каждый любитель жанра. Весь сюжет настолько упоротый, сумасшедший, бредовый и наигранный, что во время просмотра чувствуешь, что тебя начинает засасывать в какую-то воронку веселого безумия. Я лично хихикал как ненормальный на самых сумасшедших местах. Комедийные сцены настолько плохо поставлены, что смешат исключительно постановкой. Актеры переигрывают настолько, что за них даже гордость берет - так стараться безо всякого умения! А сколько здесь еще неожиданного! Колорит финской глубинки, который ничем не уступал развалу российской глубинки 90-х. Один из самых трогательных и обаятельных Ильичей в кино, несмотря на то, что он грабит магазины и насилует женщин. Безумие исторических экскурсов. Удивительно точно переданное ощущение одиночества коммуниста в капиталистическом мире, где все подвергает его остракизму. Даже эгоистичный и демонизируемый коммари Рейма подкупал своей целеустремленностью и стойкостью - тем более, что все остальные герои в фильме ненамного лучше его. Огромное количество музыкального сопровождения в виде пианино и скрипки, а также рекордное количество коммунистических гимнов на квадратный метр. А на какой трогательной и возвышенной ноте все это заканчивается! Ведь это в первую очередь - история о дружбе и верности, несмотря на отсутствие возможности победы, несмотря на то, что некуда идти и нечего сделать для того, чтобы вырваться из порочного круга бессилия. Но именно дружба товарищей оставляет главное - надежду.

В общем, если бы не несколько сцен с шутками про пердеж и типичное для трэша отсутствие цельности, я рекомендовал бы фильм всем, а так только знатокам и гурманам. Так победим, товарищ! Несмотря ни на что!

image Click to view


а) Кино, 4) Какая-то другая ягода

Previous post Next post
Up