The Volga Boatman

Jan 03, 2017 12:30

Жорж Садуль в своей эпической "Всеобщей истории кино" писал в главе про Сесиля Демилля: "Снял он и антибольшевистский боевик "Волжский бурлак" (1925), неправдоподобный и вульгарный фильм, который не спасли даже несколько сцен, навеянных известной картиной Репина" (том 4. М., 1982. Стр. 109).

Вот его-то я и посмотрел. Сразу скажу, не такой он уж и антибольшевистский, белые тут ничуть не лучше. Я бы сказал, что красные в этом фильме изображены как на белых карикатурах, а белые - как на красных. А вот с неправдоподобием там полный порядок.

Сюжет, как полагается Великому Немому, мелодраматический. В основе будет любовный треугольник: князь Дмитрий Орлов, княжна Вера (её и отца её Никиты фамилия не называется) и бурлак-революционер Фёдор. Разворачивается дело на фоне гражданской войны, ход которой сценарист представлял себе весьма оригинально.

О начале революции Орлов, занятый излиянием Вере своих чувств, узнаёт когда ему приносят депешу:




(Как видите, довольно сносно, только почему в русской версии князь стал Ивановым, если весь остальной фильм он Орлов?)

Тем временем, бурлаки тянут себе баржу по Волге. Одеты они при этом довольно легко, явно не февраль и не октябрь. Тут мимо проплывает моторка с радостными революционными солдатами, откуда им бросают сие чудо:


(Интересно, это старейшая клюквонадпись в американском кино или у неё были предшественники?)

Обрадованные бурлаки идут вершить революцию при активной поддержке местных цыган, обозванных в фильме татарами (как? Ну ладно путать детали специфически-русские, но цыгане здесь абсолютно стереотипные, как из "Собора Парижской Богоматери"). Через несколько месяцев Фёдор, ставший красным командиром (носит на рукаве повязку "КОМ ПОЛК") приезжает в родные места набирать пополнение. И тут финт ушами - на территории красных Вера с отцом живут в своей усадьбе как ни в чём не бывало! Слуг записываться в Красную армию они не отпускают и Фёдор с цыганами идут разбираться. Тут-то и начнутся СТРАСТИ! и ЧУВСТВА!

По части ягоды из дальнейшего следует отметить "старый императорский дворец в Ярославле", где недобитые аристократы попытаются расстрелять Фёдора во время бала, но город вовремя возьмут красные.

Однако будем справедливы - есть в фильме и очень удачные воспроизведения реальности. Например, хозяйка постоялого двора, которая предвосхитила деда Ничипора из "Свадьбы в Малиновке". Как только в деревню входят белые, она резво меняет висящий в её заведении красный флаг на триколор.

А телеграмму, которую в следующем эпизоде получает Орлов, можно считать образом качества. Адекватно всё, вплоть до фамилии телеграфиста. Просто непонятно, как при этом можно было допустить все вышеописанные ляпы?

а) Кино, й) pYSСkN Я3bIk, 1) Отборная клюква

Previous post Next post
Up