Этот великий фильм, снятый в 1986 году для швейцарского телевидения по одноименному роману Фредерика Дара и Робера Осейна, рассказывает о драматичной истории раскрытия предательства двух буржуазных изменников, окопавшихся в сердце русской резидентуры в капиталистической Женеве!
В Женеве русские агенты настолько профессиональны, что даже ushanka не выдает в них ничего русского!
Русский агент с обычным русским именем Алекс прибывает на конспиративную явку, которая находится в бывшем советском консульстве. А оно располагается в старой далекой от города забытой усадьбе князя Suvarova, оставшейся еще с царских времен.
Но даже русский князь держал в усадьбе портрет великого Stalin!
Также в усадьбу приезжает бывшая разведчица с обычным русским именем Дора Нора.
Она показывает tovaristchu Алексу, как ее дочь ходит на balet. Ин Совьет Раша все девочки любят balet!
А вот и другие tovaristchi! Во главе с товаристчем Юрием. Которые приносят ikra. Ikra красную, ikra черную, ikra баклажанную польскую.
Обратите внимание на форму приведенного официанта. Ин Совьет Раша все делают krasivo!
Диалог:
Половой (по-русски): Вот, водочка. Черная икра и немножко польской.
Юрий (по-русски, требовательно): Огурцы, сметана...
Алекс (по-французски): Красная икра немного солоновата?
Юрий (по-французски): Да, из Америки. С нашей, конечно, не сравнить. С некоторых пор ее не достать. Все эти доставки, приоритеты...
И после ikra они пьют vodka. Разумеется, со словами: "Nazdorovie!"
Итак, русские разведчики за рубежом едят икру и семгу, пьют водку, играют на скрипках, живут в усадьбах, ездят на черных мерседесах, посещают дорогие фешенебельные отели и рестораны и вспоминают с тоской о прошлом. В общем, партия отдает им все самое лучшее!
А еще русские разведчики любят танцевать под balalaika skripka нечто среднее между цыганочкой и ручейком. И при этом хлопать в ладоши и кричать: "Хей!" Водка, матрешка, казачок! Хей-хей-хей-хей!
Завязка - Нора работала оперативником по соблазнению иностранных агентов. Последней ее разработкой был американский шпион по кличке Кайман, после чего она ушла из Конторы. Однако Кайман был убит в Женеве буквально пару дней назад. И теперь у Центра на подозрении Алекс и Нора. Но товаристч Юрий добрый, поэтому он всего лишь оставляет их вдвоем в усадьбе, чтобы они поговорили и признались во всем сами. И даже двери не запирает. Хотя и ставит охрану вокруг.
В ожидании развития событий Алекс ходит по усадьбе и читает на память "Осень" tovaristcha Pushkina. Нет, это не шутка, Алекс так и сказал: "Осень, осень, унылая пора. Приятна мне твоя унылая краса. Товаристч Пушкин!" Ин Совьет Раша все помнят наизусть товаристча Пушкин!
А товаристчи из Partia внимательно следят за своими товарищами из KGB по секретным kamera.
И играют в шашки, сняв ushanka. О боже! В кои-то веки russkie играют в шашки, а не шахматы?
И тоже пьют vodka!
Далее происходит очень много абсолютно бессмысленных событий, разговоров и крупных планов на самые разные классические русские полотна и портреты писателей. Наконец оба агента расчехляются и говорят о том, что думают. Например, разговаривают об общем знакомом, профессоре физики Серковиче, который учил Нору в Киевском университете. А потом его пришлось выпустить за границу, так как он разочаровался во всех системах и партиях и стал проповедовать абстрактный гуманизм, священное уважение к правам и желаниям каждого человека, духовность - одним словом, идеализм, пацифизм и гнилой "общечеловеческий" гуманизм и непротивление, в конечном счете работающие на буржуазный класс!
При этом разговоре Алекс задумчиво смотрит на полотно "Боярыня Морозова" tovaristha Сурикова, что символизирует страдания русской интеллигенции и стойкость духа борцов за свою правду.
Стойкий сын Партии Алекс справедливо говорит: "Литературщина, пропаганда, оппортунизм! Если товаристч Серкович считает, что выбрал свободу, это его дело. Но пусть он хотя бы помалкивает, а не обвиняет нас. Мы не собираемся читать лекции диссиденту, который долгие годы изучал способы уничтожения человечества, а теперь вообразил себя мессией. Месяц назад он таскался по Женеве с информацией о нашей системе противоядерной защиты, которая могла поставить под угрозу наш народ и всю страну, если бы была обнародована!" Подтверждение слов о коварной маске проповедников буржуазного гуманизма, скрывающей их гнусное лицо предателей и продажных наймитов буржуазного империализма, угрожающего мировой войной всему свободолюбивому человечеству!
Но после этого Алекс размяк и начал цитировать эпитафию поэту Альфреду де Мюссе на кладбище Пер-Лашез. А потом вообще стал вспоминать детство в Загорске и молиться. Ибо верующие в России есть даже в KGB!
Диалог:
- Никогда не понимал, почему православные крестятся справа налево, а католики слева направо, при этом и те и другие христиане.
- Спроси в КГБ, там должны знать.
В итоге оба агента размякают и признаются друг другу в любви и обмане. Нора признается в своих антисоветских взглядах, а Алекс признается, что Кайман не мертв и это просто подстава Юрия, чтобы вскрыть подозреваемую Нору. В какой-то момент Алекс наконец замечает камеру, висящую прямо в углу (!) и мастерски отвлекает внимание следящих, рассматривая портрет Tolstoi.
Его план прост - Юрию он скажет, что Нора ни в чем не виновата. А техникам запрещено слушать записываемые разговоры, так что пока Юрий будет слушать их сам, он с Норой успеет сбежать далеко.
И вы будете удивлены, но план таки срабатывает! Приезжает Юрий, и Алекс с честным лицом говорит ей, что Нора абсолютно точно невиновна, а про то, что не встречалась с Кайманом врет, потому что любила его, Алекса, и не хотела, чтобы он об этом узнал. Сначала Юрий сомневался... И даже сказал: Поклянись нашей дружбой! - Клянусь! - говорит Алекс. Нет, ты кровью поклянись! И сердцем матери! И землю из горшка съешь в подтверждение! И своей жизнью, Алексей Степанович Холофков! - говорит Юрий. И Алекс опять с честным лицом клянется.
Юрий верит Алексу, все разруливает и брешет Норе, что Каймана убил какой-то левый безработный. Вот она, Женева, город капитализма! - подытоживает он. Агенты все равно обижаются и уходят, несмотря на удивленные крики Юрия. А тем временем шофер рассказывает ныне забытый анекдот:
- Философ Кант сказал, что в жизни все происходит в голове. Христос сказал, что нет, все происходит в сердце. Наш Карл Маркс сказал, что все происходит в желудке. Фрейд сказал, что все в еще более низком месте. А Эйнштейн сказал, что все относительно!
Но все-таки Юрий быстро прослушал разговоры и сразу понял, что пригрел на груди предателей. Он бросается в погоню и настигает двух изменников на пустынной утренней набережной. Причем Юрий настолько суров, что даже не пытается их поймать, а только пафосно нагнетает напряжение, медленно преследуя их на черных мерседесах!
Агенты идут быстрым шагом, не зная, что делать.. Боже, какая сцена, какой саспенс...Дайте валидол.. Но... О боже, что это? Боже, они... Они видят едущий им навстречу водомет! Господи, чудо сработало в последнюю минуту! Они бросаются к водителю и говорят: "Помогите, за нами гонятся!"
Но и тут предатели Rodinы просчитались, ибо ивил КаГеБе эвэривэа!!!
I TAK BUDET S KAЖDЫM, TOVARISTCH!!!
Итого фильм - по форме шпионский триллер, а по факту скучноватая драмотень с неясным сюжетом, дешевым бюджетом, невнятной болтовней, нереалистичным поведением разведчиков и плохой актерской игрой Норы. И это при том, что литературная основа - от известного писателя Фредерика Дара, более известного у нас как Сан-Антонио. Если бы не русские, которые выглядят тут вполне нормальными людьми и удивительное для швейцарцев знание русской культуры, то смотреть было бы вообще не на что.
За последнее надо сказать спасибо режиссеру Роберу Оссейну - личности примечательной. Это французский режиссер кино и театра, известный актер, но главное - сын эмигрантов из России и благодаря матери до сих пор говорит по-русски. Удивительно, но из его трех жен две тоже были русскими по происхождению - первая широко известная Марина Влади (от нее у него два сына, Игорь и Петр, второй стал, что характерно, гитаристом и балалаечником), а вторая - Кэролин Эльяшев, дочь известного кинопродюсера Толи Эльяшева. Все это и послужило причиной его интереса к России, благодаря чему он играл Раскольникова в фильме «Преступление и наказание» (1956) и снял мегаклюквенный трэш «Я убил Распутина» (1967). Кстати, его третья жена Кэндис Пату играет как раз Нору, а он сам - Алекса. И это объясняет, как эта кукла Нора с ее деревянным лицом вообще попала на съемочную площадку.
Остается добавить, что почти вся массовка, не исключая даже Юрия, говорит на русском и практически без акцента, а один мужик общается даже на украинском. И это неудивительно, в титрах замечены люди с именами типа Игорь де Савич, Константин Котляров, Дмитрий Рафальский, Надя Надина, а также куча чешско-польских фамилий. Все они сыграли людей с такими обычными русскими именами, как (цитата из титров): Vaska, Barrioff, Siolkovitch, Ilva, Michaa, Petia, Boris. А Юрия сыграл Иван Десни, известный немецкий актер русского происхождения.
Tovaristch! Порадуйся за победы советской разведки, воспылай ненавистью к предателям социалистической Rodina, проникающимся буржуазным гуманизмом и религиозными суевериями при соприкосновении с прогнившим Западом, и порадуйся тому, что всех изменников твоей отчизны доблестно karaet всемогущий KGB! Длань советского правосудия, опирающаяся на гнев трудового народа, беспощадно уничтожит всей предателей дела socializm! Будь тверд в отстаивании нашей духовной и политической самобытности, выпей vodka, съешь krasnaя ikra и станцуй kazachok под balalaika - во имя нашего великого Lenin. Ленин, vodka, балалайка! Хей-хей-хей-хей! Nazdorovie!