Когда-то давным-давно, tovaristch,
писал я в наше любимое сообщество про игру Tomb Raider 2013 года выпуска. И жаловался я, что слабо приближен жанр этой игровой серии к нашим с вами пажитям и нежитям. Видать, пожаловался я слишком громко, и кто-то там, наверху, меня услышал. Потому что следующая игра серии, Rise of The Tomb Raider, полностью (за исключением вступления и пары роликов) происходит в Сибири. И ягода клюква колосится здесь раскидистыми рощами.
Рядом с Жанной д'Арк и друидами в кабинете у Лары Крофт висит фото Rasputin. Но это так, для антуража - в сюжете он никак не фигурирует.
Добро пожаловать в Sibir, мазафаки! Да, в Sibir, как выясняется, не только вечная зима, но ещё и горы не хуже этого вашего Тибета.
Британская аристократка и археологиня Лара Крофт прилетела в Sibir за источником бессмертия, а находится он, как ей удалось узнать, в легендарном русском городе Kitezh. Да, мой дорогой друг, можешь отложить географический атлас и захлопнуть обратно удивлённо распахнувшееся щячло - Китеж-град находится вовсе
не на дне озера Светлояр, а в Сибири. Поверь англичанке, англичанка лучше знает. И скрылся он от монгольских захватчиков, осадивших его, не под водой, а под горой, словно какое-то царство гномов. И вообще это не русский город, а византийский. Когда-то давным-давно его основали откочевавшие сюда с берегов Средиземного моря сектанты (а вовсе не Юрий Всеволодович, Великий князь Владимирский), поклоняющиеся Пророку, нашедшему тот самый источник бессмертия. У себя дома их гоняли, поэтому в сибирской глуши они надеялись найти покой. И на некоторое время даже нашли.
Потомки этих самых сектантов до сих пор тут обитают. Правда, одичали совсем - живут в лесу, молятся колесу. Город им пришлось оставить в силу разных причин. Сначала пришли монголы, которым тоже захотелось немножечко god mode, и город пришлось упрятать под землю, что существенно осложнило пребывание в нём (люди не гномы, какими бы упоротыми сектантами они ни были). Потом выяснилось, что стражи источника, которым Пророк даровал бессмертие для выполнения воинского долга, мало-мало поехали крышей и стали щемить вообще всех, кто на этот самый источник хоть издали взглянуть пытался. В итоге, из города сектанты ушли, оставив его во власти бессмертных прибабахнутых ВОХРовцев, новый построить так и не удосужились и постепенно скатились к первобытно-общинному строю. Живут охотой и собирательством, самый крупный скот, который разводят - куры, самое сложное земледелие - огородик с тыквами. И так бы они жили не тужили, занимаясь молитвами, постами, походами на кабанов и кровосмешением, но...
Но, как говорится, всё меняется, когда приходят ОНИ. ОНИ - это русские, конечно. Они пришли в сибирскую глушь, провели сюда железную дорогу и первым же делом построили что? Правильно, gulag. Чтобы начать развиваться люди строят таунхолл, орки - шатёр вождя, а русские - gulag, у них без него никакой прогресс, как известно, невозможен. Пришли русские за полезными ископаемыми, каковыми местная земля богата. А сектанты этим оказались недовольны, потому как земля вроде как их - священная и вообще. Но Аватара не получилось - сектантов быстренько переловили, заперли в gulag и заставили валить лес, добывать медь и копать уран.
В кабинете начальника gulag висит карта... Российской Империи. Хотя основано поселение было в тридцатые годы прошлого века, а покинуто в семидесятые, то есть, никаким образом данное государственное образование оно застать не могло.
Обиталище зеков - койко-места, больше похожие на собачьи клетки.
Несколько десятков лет спустя замученные сектанты (которых осталось преизрядно, хоть их, если верить находимым документам, не жалели и морили трудом и опасностями, как мух), наконец, собрались с силами, поднабрались храбрости, скопили по тайным углам заточки из ложек и дубинки из носков с глиной, после чего подняли мятеж. И подняли так успешно, что русские в ужасе бежали, бросив gulag в нетронутом виде, с кучей исправной техники и прочего шмота. По сей день можно видеть следы мятежа - повешенных и распятых победившими бунтовщиками солдат. Кстати, можно в очередной раз оценить качество работы консультантов - форма времён первой чеченской, в то время как мятеж вспыхнул (и завершился) в 1970-м, за четверть века до.
И вот в 2015 году на заснеженные просторы Sibir прибывает уже упомянутая выше британская археологиня Лара Крофт. Одновременно с ней (и ровно с той же целью захапать источник бессмертия) туда же прибывает ударная группа организации "Троица". "Троица" - религиозный христианский орден, посвятивший себя погоне за Пророком. Теоретически он международный, на практике теми его бойцами, с которыми мы всю игру и сталкиваемся, руководит дяденька по имени Konstantin.
Konstantin малость упорот по религиозной тематике (что от рыцаря-крестоносца, в общем, ожидаемо), и это дало авторам возможность продемонстрировать нам своё глубокое знакомство с православной традицией. Эти чёртовы протестанты что, в самом деле физически неспособны представить церковь без скамеек?
Ещё один центральный русский персонаж игры - Ana (ага, именно так, через одну "n"). Это мачеха мисс Крофт и по совместительству сестра Konstantin (о последнем факте мисс Крофт до середины игры пребывает в неведении).
Konstantin хочет добыть источник бессмертия чтобы вылечить Ana, которая неизлечимо больна, и для этого она сначала втирается в доверие к профессору Крофту, отцу Лары, а потом, когда тот погибает, следит за Ларой, чтобы та вывела "Троицу" к искомому артефакту.
Финал несколько предсказуем - Константина Лара убивает, поговорив по душам. Можно, наверное, и не добивать, оставив в горящем рушащемся здании, но я не пробовал, что при этом будет.
Источник бессмертия Анне обламывается - Лара уничтожает его "чтоб плохим людям не достался", а Анну берёт с собой. Но не успевают они отойти от Китежа и нескольких километров, как Анну мочит неизвестный снайпер, а Лару оставляет в живых, потому что, мол, "она нам ещё пригодится". Типа интрига и глобальный сюжет.
Помимо религиозных фанатиков, в Sibir Лара встречает и другие угрозы. Например, medved. Это редкое животное жадная капиталистка забивает ради ценной шкуры, из которой шьёт подсумки для патронов и колчаны для стрел.
Тяжело в Сибири без нагана...
Помимо нагана, находит Лара также kalachnikoff. Правда, не похожий на себя, зато прекрасно работающий.
По мере прохождения она его совершенствует в меру своих скромных оружейных познаний, в результате чего приличный автомат начинает напоминать нечто из арсенала орков. Стрелять, правда, и в самом деле начинает несколько лучше.
На заснеженных сибирских просторах Лара встречает барельефы с изображением ордена Победы и читает надписи на них. Надпись на самом деле всегда одна и та же (вы можете её разглядеть на слайде ниже), но переводит её Лара всегда по-разному, причём ни разу - так, как нужно. Под конец и вовсе перестаёт произносить текст, отмахиваясь фразой "Очередная советская пропаганда".
Читая надписи на орденах, Лара учит русский язык. А нужен он ей для того, чтобы считывать указания с таких вот обелисков. Вы не поверите, но на них указаны места расположения тайников с древними золотыми монетами и ресурсами для ремесла. И да, если вам показалось, что над советским гербом расположен нацистский орёл, знайте - вам не показалось. Вообще, вы что, как будто ни разу ни в одном советском населённом пункте не были - там на каждом углу стоят обелиски с нацистскими орлами, а на них каждый записывает, где прикопал заначку неподалёку. Ну, чтоб не забыть.
И номера на советских грузовиках ровно так выглядят, как тут показано. Стопудов, я сам проверял!
На каждом бараке непременно нанесён знак качества. Советское - значит, отличное!
Советские заборы - тоже самые качественные в мире! Кстати, забор ограждает пилораму, при виде которой Лара не преминёт прокомментировать, что никаких средств безопасности на ней нет - мол, зеки наверняка часто калечились.
Каждый ящик с добром непременно промаркирован либо огромной красной звездой, либо не менее огромным серпом с молотом. Ну, чтоб все знали, что внутри - советское. То бишь, отличное.
Надписи в игре - как всегда. Машинный переводчик, не очень старательное перерисовывание и несоответствие контексту. И кое-где болгарский вместо русского. Нуачо - кириллица она и есть кириллица. Пипл схавает, всё равно никто в этих их варварских языках не разбирается.
По крайней мере, хотя бы Ильич сам на себя похож, и то хлеб. А то ведь могли бы и к нему творчески подойти.
В рамках одного из так называемых "испытаний" (побочных задач) Лара занимается тем, что срезает на советской базе красные флаги. Причём их тросы не только выдержали все эти годы, но даже сейчас не поддаются просто так, требуя для своего перерезания особо острого ножа, который Лара добывает где-то в середине игры. Советское - значит, отличное! Но сам факт лихорадочного спускания флагов давно мёртвой державы отдаёт какой-то параноидальной истерией - британка что, до сих пор боится красных? Которых она ещё и не застала, в силу возраста...
Но если с флагами ешё туда-сюда, с натяжкой, можно понять, то чем Ларе помешали космонавты - я понять не могу. Меж тем, именно плакаты с надписью "Слава покорителям космоса" она сжигает в очередном испытании.
Необъяснимый энтузиазм, с которым гражданка Крофт борется против символов страны, не существующей уже четверть века, вызвал недоумение даже в среде западных игроков. См., например, в этом пародийном ролике (05:20-05:55):
Click to view
Всякое разное добро, которое можно найти в процессе игры. Портсигар, сделанный в 1942-м. Кажется, даже срисован с настоящего, не клюквенный.
Нереалистичная фляжка vodka. Нереалистичная потому, что там внутри ещё половина осталась. Какой же русский оставит без присмотра полфляжки vodka!
Табельная коробочка для веществ. Скриншот, простите, не мой - почему-то забыл его сделать. Шутка юмора в том, что именно Советский Союз - чуть ли не единственная в мире развитая страна, которая не занималась экспериментами по совмещению своих военнослужащих с наркотиками. Конкретно метамфетамином кормили своих танкистов немцы во Вторую Мировую.
Фотография, похоже, аутентичная - правда, комментарий как всегда. Разумеется, она принадлежала одному из узников - у вертухаев же, как любому известно, нет семей.
А вот если видим звезду ГСС, сразу делатся вывод, что она-то как раз вертухайская. Откуда у заключённого советские награды? И да, к вопросу о консультантах снова - это, наверное, Герой Советского Союза второй степени. Звёздочка-то серебряная. Может, расстрелы мирного населения в СССР всё же большим подвигом не считались, и золотую звезду за них не давали?
Интересно, зачем гражданка Крофт так настойчиво пол-игры училась читать по-русски, если в итоге этим умением не пользуется? Смотрит на удостоверение сотрудника НКВД и на голубом глазу впаривает наивному игроку, что это, мол, личная книжка заключённого.
Типа пасхалка. Единственное, чего я не понял, так это сам Пажитнов, по версии создателей игры, гремел котелками по зонам, или же он просто украл идею тетриса у какого-то умученного режимом зека?
К игре вышли два дополнения. Первое - Baba Yaga: The Temple of the Witch (Баба-Яга: Храм ведьмы). Оно рассказывает о трогательной истории одной столичной журналистки, которая отказала министру и за это была отправлена в gulag, где обаяла молодого охранника и даже завела от него ребёнка, но ничем хорошим это не кончилось. Потом, когда русские ушли, бывшая журналистка поселилась в долине неподалёку. А чтоб её никто не трогал, стала выдавать себя за Бабу-Ягу, чему способствовали растущие в той долине хитрые цветочки с наркотической пыльцой. Любого, кто её вдыхал, мгновенно начинало плющить и колбасить, так что он обычных приручённых волков принимал за адских тварей, а немножко замаскированный досками канатный подъёмник - за избушку на курьих ножках, которая сама ходит туда-сюда.
Собственно, Лару попросили вправить старушке мозги, а то она на старости лет начала съезжать крышей и всерьёз считать себя лесной колдуньей. Видать, много лет жизни среди дурманных плантаций даром не проходят, несмотря даже на специальный антидот. Англичанка с присущим ей тактом наваляла старушке по щщам и отправила её в лоно семьи. Это вот - сама так называемая колдунья. Костяной ноги не предусмотрено, но оленьи и бараньи рога, а также медвежьи когти зачем-то присутствуют.
То самое лоно семьи. Справа - рекомый бывший охранник (не спрашивайте, зачем он вытатуировал себе на лице старославянские буквы, я не знаю), слева - их внучка Nadia в стильном костюме "лётный шлем поверх сарафана" (в комплекте также идёт наган без патронов, но он условно не показан).
А вот так, по мнению авторов игры, выглядит помело Бабы-Яги. Да, сумасшедшая бабка смастерила его из косы - ничего себе так фантазия у неё работает.
У второго дополнения название ещё оригинальнее - Cold Darkness Awakened (Пробуждение холодной тьмы). Прям как будто генератором гениальных названий создано. Посвящено оно исследованию Ларой заброшенной советской военной базы, на которой один советский учёный хотел создать сверхлюдей для ускоренного построения communism, но у него немножно не получилось, и тогда он сказал, что "ну, по крайней мере, защите Родины они смогут послужить..."
Да, вы всё верно поняли - в результате эксперимента персонал базы превратился в кровожадных зомби, с которыми Ларе и предстоит бороться. Или это не персонал базы (он вроде давно уже должен был бы помереть от естественных причин), а бойцы "Троицы". Я, в общем, не вникал, да и поиграл в это дополнение минут десять всего - уже, честно признаюсь, поперёк горла стояла клюква эта.
Что же можно сказать в итоге? Довольно неплохая с технической точки зрения игра, примитивный и тупой сюжет которой, однако, снабдили изрядным количеством злой русофобии. Это, в общем-то, даже клюквой в полной мере назвать нельзя, на самом деле. Это именно нормальная такая дегуманизирующая пропаганда, которая без разухабистых перегибов про водку, матрёшку и балалайку, из-за которых любому сразу понятно, что это всё гипербола, рассказывает о том, что русские - безжалостные чудовища, не знающие ни чести, ни сострадания, и абсолютно всё, что они делали, подлежит стиранию с лица земли. Крайне неприятное, знаете ли, чувство, когда играешь в это.