Бурлаки на Фольге

Jul 30, 2015 16:32



Немецко-французско-итальянский фильм "I battellieri del Volga" (в английском прокате - "Prisoners of Volga") вышел в 1959 году, когда еще живы были многочисленные русские эмигранты, поэтому в нем удивительно мало клюквы. В частности, сценарий фильма писался в соавторстве с Владимиром Туржанским, знаменитым кинорежиссером и художником русского зарубежья, который весьма активно работал во Франции, Германии и Италии над "русской темой" в кинематографе.

Началось все в Саратовской церкви.



В тот день там венчался офицер Алексей Орлофф (играет Джон Дерек) со своей невестой Ириной (Доун Аддамс).



На венчание прибыл и его начальник - генерал Горев.



Ну, за исключением очень уж бутафорских орденов, в целом неплохо, не правда ли?
Священник спрашивает: "Ирина Николовна, готова ли ты принять Алексея в мужья?" Перевод субтитров: "Раба Божья Ирина, готова ли ты принять Алексея в мужья?" Это, конечно, смешно, но учтите, что по списку ролей ее вообще зовут - Irina Tatyana.
Ирина после долгих колебания говорит: "Я" и молодожены целуются.

Вечером на балу Ирина напивается водкой а вот и нет, шампанским и признается в слезах Алексею, что ее до их знакомства снасильничал подлый генерал Горев и она ждет ребенка. Алексей не может игнорировать преступление и дает генералу по лицу! За это тот его арестовывает с помощью присутствующего на празднике казака по фамилии Лысенко.
Алексея приговаривают к военному трибуналу и именем царя Александра III приговаривают к GULAG разжалованию в простые солдаты.



С него картинно срывают погоны, срывают орден, который висел, видимо, на липучке, берут саблю и легко ломают ее об колено, символизируя позор Орлова. Ну, по крайней мере, не сделали этого над головой, как того требовал ритуал.



Кокарду одолжили либо у власовцев, либо у белоэмигрантов.

После настояний злого Горева Алексея ссылают в штрафбат. Я-я, штрафбатальоне!



Хотя в самом фильме, справедливости ради, он носит название дисциплинарного - но "штрафной" немцам понятнее.
Итак, дисциплинарный батальон в Дубровке представляет собой некий странный лагерь вдалеке от населенных пунктов, окруженный частоколом из бревен.



Под крики "айн, цвай, айн, цвай!" здесь ежедневно муштруют русских зольдатен.



Командует батальоном лейтенант Парчук - как он сам про себя говорит: "Самый старый лейтенант российской армии!"



Порядки у Парчука строгие. Стоит чуть замешкаться на пробежке - и он приговаривает солдата к прогону через строй розг. Потому что ин Тсар Раша эвариван лавд ту торч мюжикс!



Благородного Алексея, который не решился поднять руку на товарища, тоже прогоняют через строй. Но он проходит, сжав губы, без единого выкрика и стона!



У полковника Горева тоже не все ладно - в полку зреет недовольство. Офицеры вступаются за товарища, и генерал сажает их всех под домашний арест. Ин Тсар Раша ю кэн арэст регаймент!



Кстати, что еще забавно, в России Александра III всюду висят портреты Николая I.



Конечно, Ирина не бросила в беде мужа и прибыла к нему на troika, которой управляет ее верный слуга - кучер Fedya.



Она за малую мзду уговаривает Парчука устроить свидание в местном трактире наедине. На встрече она умоляет любимого простить ее и предлагает бежать вместе за границу. Ну да, от Волги до ближайшей границы-то всего ничего. Алексей долго упирается, но все же соглашается на настояния женушки. Лейтенанта накачивают водкой и коньяком, после чего верный Федя угоняет лошадей и парочка уносится куда-то к границе. Но Алексей не зря сомневался - у Ирины обостряются родовые осложнения и начинается горячка. А когда Алексей пытался ей помочь на лужайке, непривязанные лошади в испуге унеслись, потому что увидели в лесу... медведя.



Но Алексей готов ради своей любви на все! Он берет ее на руки и под песню "Там для меня горит оча-а-аг!.." несет ее дальше: "Мы скоро доберемся до границы". Так он донес ее до какой-то часовни, где Ирина и скончалась у него на руках.



Отдав тело для погребения какому-то монашеского вида старичку-отшельнику, который чем-то напоминает раскольника, хотя и крестится тремя перстами - а также оставив ему драгоценности Ирины для пожертвований на дело голодных детей - Алексей начинает думать, как переправиться через Волгу. Тут он натыкается типично русскую троицу веселых бродяг.



Ой, то есть эту троицу - троицу веселых бурлаков, которые радостно распевают песню про Волгу на чистом русском языке. Знакомьтесь: бурлак Гриша, бурлак Профессор и сын местного трактирщика Ваня.



Они идут в трактир выпить водки. Вообще, я бы не засчитал водку за клюкву, если бы ее не вспоминали тут так часто.



Алексей знакомится с ними - радостные бурлаки угадывают в нем беглеца от властей и с охотой принимают к себе в компанию. Тем временем Горев, прознав о побеге, посылает на поимку Алексея kazakov во главе с Лысенко. Тот, представившись Парчуку: "Лейтенант Лысенко, казак Его Величества!", говорит, что Парчука за побег будет судить трибунал, отправляет войска дисбата назад и обшаривает окрестности с казаками сам. Казаки, кстати, поголовно одеты в черные черкески, но почему-то с шароварами донцев - синие с красными лампасами.

Вечером в трактире идет празднество.





Поет местная красавица - дочь хозяина Маша. В обычном волжском наряде. Играет ее итальянская актриса Эльза Мартинелли. Причем поет она с таким сильным итальянским акцентом, что ни слова не понятно. Ясно лишь, что поется что-то на мотив "Песни ямщика".



А потом начинаются любимые русскими пляски! А именно - танцуют цыгане (ибо какая русская деревня без цыган?).



И, конечно, KAZACHOK.



Маша знакомится с Алексеем и, конечно, по доброте душевной обещает помочь красивому дворянину достать паспорт. На Руси беглых любят.
Алексей поступает в бригаду бурлаков. Оказывается, что Профессор - это бывший студент, который хотел жениться на знакомой студентке. Но про это прознали ее родители и ему пришлось уйти в бега. Не спрашивайте. Короче, бурлаки, распевая: "Эй, ухнем!", радостно работают. Все это время вокруг действующих героев носятся без всякой системы казаки, которые ищут беглеца.
Но тут случается производственный конфликт. Виновником послужил начальник бурлаков - купец Яковлев, который возил по Волге икру.



По случайности веревка с баржи опрокинула казака, бурлаки, остановившись, заржали, конечно, баржа потянула их назад, многие упали, а один из бурлаков, Фомич (между прочим, роль исполняет Федор Шаляпин-младший), получил серьезную травму. Разгневанный Яковлев приказал оставить его в деревне и продолжать работу. Но бурлаки вступились за товарища и устроили забастовку. Обозленный Яковлев нанял других бродяг, после чего, само собой, началась драка сознательных рабочих со штрейкбрехерами в лучших традициях советского кинематографа. Но тут налетели опять куда-то проходившие казаки и жестоко разогнали прорывающееся недовольство народа.



Раненого и потерявшего сознание Алексея спас Профессор, который притащил его обратно в трактир к Маше. Та его и спрятал у себя, чтобы тот поправился. А Лысенко, которому надоела вся эта канитель, приказал pыtatь бурлаков, чтобы развязать им язык.



И вот Профессора лупят плетью с криком: "Швайне! Цурюк, швайне!" Но тут прибегает отец Маши, которого она пыталась разжалобить, потому что полюбила Алексея, - и сообщает, что Алексей прячется у него. Конечно, казаки хватают Алексея и сажают под замок.

А тем временем у Горева серьезные проблемы. К нему приходят какие-то офицеры. "А, Михайлов!" - радостно говорит Горев и протягивает руку. Но Михайлов сообщает, что приказом министра Горев снят с поста и отдан под тот же трибунал за нарушения самодержавной законности в отношение Орлоффа.



Горев понимает, что медлить нельзя и мчится в трактир, чтобы успеть лично pokaratь Алексея.
В это время товарищи Орлоффа устраивают в трактире для казаков пьянку и отвлекают их внимание песнями и плясками. Рашн методик, комрад!



Они подпирают выходы бревнами, снимают часовых и вызволяют Алексея. Но тут как раз на экипаже прибывает Горев. Увидев его, Алексей не выдерживает и выскакивает прямо перед его носом. Традиционная сцена: "Орлофф... Арестуйте его!" Но бурлаки хватают казака и кучера, а потом помогают схватить генерала а Алексей устраивает длинную битву с Горевым лично!



В конце концов, он его опрокидывает и вместе с Машей захватывает тройку. Тем временем и казаки прослышали шум. Начинается что-то невообразимое: "Все проспали! Аларм! Аларм!" "Шнеля, Алексей, шнеля!" Казаки выламывают дверь. "Нихт шиссен, ист майн тохтар!" Но Лысенко плевать на дочь трактирщика и он делает казакам предложение, от которого невозможно отказаться.





Казаки нагоняют Орлоффа и Машу, но тут весьма вовремя прибывает посланный на их перехват отряд под командованием офицера Елагина, который сообщает, что Орлофф реабилитирован, а Горев арестован. Счастливый Орлофф с Машей и друзьями уезжает в Саратов, а солдаты отдают ему честь. Хэппи-энд Глюклих энде, камераден!

В заключение стоит добавить, что несмотря на романтические штампы, плоскоту фильмов 50-х и русские стереотипы балалайка-водка-икра - фильм неплох и в принципе смотрибелен. Благодаря ему вы наконец-то сможете узнать, откуда спер свой сюжет "Сибирского цирюльника" выдающийся клюкводел отечественного кино Никита Правдогон.

Nazdorovie, genossen! Ленин, vodka, балалайка!

б) Песни и пляски, а) Кино, 2) Бутафорская клюква

Previous post Next post
Up