Великая Syberia!

Nov 15, 2013 12:57

Вообще, игра "Сайберия" - это, конечно, классика. Классика квестов, классика вообще компьютерных игр. Тем преступнее тот факт, что я в нее до недавнего времени не играл. И вот на днях решил ознакомиться.

Конечно, говорить о ней подробно не нужно - кто хочет, тот давно все и так о ней знает, а кто не знает - тому лучше ознакомиться самому. Но все же искусства ради стоит собрать и местную ягоду, чтобы вспомнить старые времена трехмерных квестов и классики клюквенных игр, вспомнить и поностальгировать...

Итак, сюжет игры весьма оригинален. Юрист из Нью-Йорка Кейт Уолкер прибывает в Швейцарию,  местечко под названием Валадилена для встречи с владелицей "Фабрики заводных игрушек" Анной Форальберг. Фабрика делает не только игрушки, но и вообще заводные автоматы самых разных назначений, которые ничуть не уступают современным роботам. Но - престарелая Анна умирает, и оказывается, что у нее есть наследник, младший брат Ганс Форальберг, который еще маленьким ударился головой в пещере, когда полез за фигуркой мамонта, и с тех пор стал гениальным изобретателем заводных автоматов и одновременно повернулся на теме мамонтов так, что сбежал из дома в неизвестность, изредка посылая сестре письма.

Выяснив все это, Кейт Уолкер отправляется в путь к нему на механическом заводном поезде с механическим машинистом Оскаром - это одни из наиболее крупных изобретений Ганса.

Хотя время действия обозначено вполне четко - 2002 год - реальность в игре не совпадает с существующей и абсолютно намеренно. Если в Нью-Йорке, как можно понять из разговоров Кейт по телефону, все как обычно - концерты, распродажи, выпивка - то швейцарская Валадилена напоминает деревню в стиле стимпанк. После нее Кейт прибывает в странный университетский городок Бароккоштадт, причем я так и не понял, где он находится - в Германии, Франции или Швейцарии. И есть ли здесь вообще Германия и Франция. В Бароккоштадте старые здания, студенты в мантиях, гигантские статуи мамонтов, оранжерея прямо на вокзале и выращивание винных ягод прямо рядом с березами. Город окружен высокой стеной с заводным запором.

И вот тут мы встречаем былого знакомого Ганса Форальберга - профессора Понса, который, увидев фигурку мамонта из пещеры, приходит в возбуждение и рассказывает нам завязку всей сюжетной линии.



Когда-то, много тысяч лет назад на Крайнем Севере жили племена юколов, единственных людей, сумевших подчинить мамонтов. Жили они много лет, пока Ледниковый период не окончился, мамонты не вымерли, а юколы не русифицировались в результате колонизации. Сгубила их, разумеется...



Vodka! Да, много от нее полегло, проклятой...

Часть юколов уехала куда-то на север возрождать былую культуру. А дело в том, что у юколов есть древняя красивая легенда об острове Сайберия (Syberia), затерянном в сибирских океанах. Там благодаря добрым духам сохранилась небольшая популяция мамонтов и время от времени остров посылает этакий Ноев Ковчег для своих собратьев - плавучий остров с тушами и шкурами мамонтов, который прибывает из столетия в столетие к юколам. Но с каждым разом туши были все меньше, шерсть все хуже и однажды ковчег появился пустым. Так жизнь юколов потеряла смысл.

Ясен пень, вся эта завязка про мамонтов, которой посвящена вся игра - не легенда и мы должны с Форальбергом найти этот самый остров!

Итак, после лекции мы готовимся покинуть Бароккоштадт и идем к начальнику погранзаставы капитану Малатеста. Он служит здесь с 1968 года и всё это время сторожит вражеского казака, следящего за ним на склоне. То, что казак тоже не уходит с 68-го года, его не смущает.



При ближайшем рассмотрении казак оказывается сухим деревом. Капитану стыдно и он дает нам визу, которая порождает подозрения, что никакой России уже не существует, поскольку за воротами расположены, как сказано в документе, "Ostgebiete восточные территории".



И первая же следующая остановка в заброшенном заводском поселке однозначно говорит - вы ничего увидите из реальности!



Гигантские фигуры рабочих с молотками и серпами в руках и выражениями лица Ивана Драго - непременный атрибут индустриального пейзажа советского города!

Виды нашей деревеньки.












В Советском Союзе видеокамеры были даже в шахтах!







Итак, мы попали в бывшее градообразущее предприятие по угледобыче и металлургии, а ныне заброшенную фабрику. Как я понял по легким намекам, прообразом для этой локации послужил заброшенный Донбасс. Отечественные локализаторы назвали это место "Комсомольском". Но не верь им, товаристч! На самом деле в оригинальной игре город носит звучное и благородное название "Komkolzgrad"! Вполне возможно, это был в оригинале "Колхозоград", почему нет?

Как оказалось, Форальберг работал здесь еще при Сталине! Найденный в мускулистом пролетарии звуковой валик рассказывает нам эту историю. Так же там была найдена вот такая красота.



Да, товаристч! Гигантские Человекоподобные Роботы - вот верный шаг к социализму!

Во время путешествий по фабрике мы натыкаемся, в частности, на вот такой странный плакат.



Товарищ! Ты не забыл ПОРТЕРУНМАСЯУР?!

Но добром это не кончится. Территория восточных территорий - это опасная опасность, как нас предупреждали. В итоге неизвестный грабитель грабит наш поезд, скрутив с Оскара руки. Вскоре мы находим маньяка. Вы не поверите, но это бывший директор фабрики Сергей Бородин, который так и остался сторожить здесь все добро.

Зачем ему механические руки? Для механического пианиста, который должен аккомпаниировать несравненной Елене Романской. А кто такая эта Елена?



Вот поэтому товаристч Бородин и экспроприировал руки с пролетарской прямотой!





Остается искать эту певицу, что поделаешь. К счастью, Бородин хранит небольшой архив о ней.

Романская приехала в Комсомольск из Киева - один из намеков на то, что действие происходит в Украине.



Ин Совьет Раша директора всегда носили предохранительные маски на работе!

Подписывается Бородин "почему-то" латиницей.



Марка доставила.




Выйти на Романскую можно через ее земляка - певца с типичным украинским именем Франк Малкович.



К счастью, с ним знается наша мамаша. Так мы узнаем, что Романовская находится в бывшем престижном доме отдыха для начальства, спекулянтов и отставных политиков Aralbad, который  в русской локализации стал Аралабадом.



Но как туда добраться? По наводке директора мы посещаем последнего обитателя заброшенного комсомольского космодрома. Да, вы не ослышались, в Комсомольске "на холме" есть космодром. Космодром выглядит так.



Что написано было на этом блоке, навсегда останется загадкой. Лично мне видится что-то вроде "...ЫСИНЕР". При внимательном рассмотрении оказалось, что и четверка похожа на обкусанную букву Д.



Но и сам ракетодром не хуже.

Здесь плохо видно, но справа лежат все запасы местной водки.





В американской клюкве принято писать странные и непонятные надписи на русских ящиках, что-нибудь типа "Эта сторона хрупкий" или "Вверх" или, на худой конец, "ЖПРГЫВЩН". Но только здесь догадались тупо украсить их красными звездами!





И не только их! Но и столбы!



А поможет нам в поисках транспорта местный обитатель - самый клюквенный персонаж в игре, отставной космонавт, летчик-испытатель и запойный алкоголик - полковник Борис Шаров! Гагарин, Космос, sputnik и vodka - вот его идеалы!



Пьяный космонавт, который может по неадекватности поведения и колоритности соперничать со Львом Андроповым из фильма про апокалипсис, выдает кучу лулзов от игры. По существу, львиную долю его реплик можно смело цитировать здесь.

















В конце концов он выходит провериться и засыпает. Пока он отсыпается, мы находим бумажку, которая раскрывает тайные планы советского командования, вздумавшего устроить ракетодром посреди Украины.



Приведя полковника в чувство, мы его расспрашиваем подробнее. Оказывается, да, был такой здесь старичок, Ганс Форальберг, хотел сделать пружинную стартплощадку, но когда сообразил, что советские генералы хотят устроить здесь "наш ответ СОИ" с ядерными боеголовками, сбежал за несколько дней до запуска. Борис Шаров хотел стать космонавтом и испытать эту установку, но теперь уже, конечно, не выйдет. Узнав о том, что Кейт надо в Аралабад, Шаров загорается  и предлагает сделку - он Кейт дарит дирижабль с автопилотом, а она помогает ему улететь наконец в космос.

Лично я не представляю, какой дурой надо быть, чтобы отправить в космос без гарантий возвращения немолодого больного алкоголизмом человека, но Кейт соглашается и заводит установку. Странно, но для работы необходимо проверить кровь космонавта. Полковник мнется, но потом говорит: "Настоящий военный всегда готов сделать две вещи - снять штаны и сдать кровь!"



В итоге счастливый полковник улетает на каком-то подобии крылатого кукурузника прямо в небо.



Поехали!

После отлета, кстати, на ракетодроме можно увидеть где-то слева явно социалистический плакат, но он такой мелкий, что там и рассмотреть-то ничего толком нельзя.

В общем, Кейт летит на рейсовом авто-дирижабле в Аралабад. Аралабад представляет собой какую-то помесь сочинского курорта с крымским побережьем, но абсолютно без всякой зелени, зато с кучей ржавых кораблей, лежащих на берегу. С высоты птичьего полета это выглядит так.





Мы идем в отель.



Еще одна загадочная надпись... На сей раз что-то вроде "ЧАИНС. ЧОТЕЛАРТ".

Внутри более понятно, но не менее ржачно.



"БОВЬЩОЙ ОТЕЛВ КРОНСКЫ" - название явно написано по-украински. Феликс Сметана - тоже неплохо. Еще пара намеков, что действие проходит в Украине. Хотя формально это гостиница "Кронская".



Кстати, к однозначному выводу о расположении Аралабада я так и не пришел. С одной стороны, он явно находится в Украине, горы и море подразумевают Крым. С другой стороны, Аралабад явно сделаны путем скрещения названия Аральского моря и персидского "абад", которое в Средней Азии аналогично нашему "...град". Интересно, что рядом с "курортом" постоянно дует соленый ветер с песком, из-за чего гулять по берегу можно только в противогазе.

Ну да ладно. Отвлекаем Сметану и получаем возможность поизучать журнал заказов. Судя по всему, здесь отдыхали именитые персоны, что видно по фамилиям. А русские фамилии в зарубежных играх - всегда повод для здорового смеха!





Подумать только, даже сам Пуанкаре!

Еще одна загадочная надпись. Нечто вроде БЛИКЧУВЯКАП. Похоже, бутылка с этикеткой "...ДКА" - это единственное, что разработчики правильно написали в игре.



А это единственное место в игре, где можно увидеть хотя сколько-нибудь нормально надпись на дирижабле. Мне лично видится здесь "ИТЗ ЧЕРИЫЙ 303".



Пошатавшись по отелю, где валяется пара-тройка бутылок из-под водки, мы находим Романскую, возвращаем ей голос и уговариваем выступить в Комсомольске. Петь под медный орган на заброшенной фабрике перед автоматами-шахтерами с аккомпанементом механического пианиста, да еще в антураже кроваво-красных ламп и дикой тьмы - кто ж от такого откажется? Романская соглашается и поет на фабрике "Очи черные" с сильным американским акцентом.

Эту сцену можно посмотреть целиком.

image Click to view



Но зло Бородин не хочет так просто отпускать Романскую и прячет ее под решетку. Кстати, этот маньяк, который даже в советское время носил дурацкую маску - один из самых жалких маньяков в истории. Благодаря этому Кейт с Романовской весьма безболезненно покидают его фабрику и едут в Аралабад на механическом поезде. Хотя игра утверждала нам, что у него якобы закончился завод. Кто, кстати, заводит автобота Оскара, так нигде и не показано. Надо полагать, он заводится от какого-то альтернативного источника энергии. Батареек, например.

Впрочем, это неважно. Поезд приходит в Аралабад, где мы находим внезапно - Ганса Форальберга! Он продает фабрику и едет за Сайберией. В конце игры Аралабад замерзает и там идет снег, а мы плюем на здравый смысл и вместе с Форальбергом мчимся сквозь метель к берегам Сайберии, юколам и загадочному Ковчегу Мамонтов. А это значит... Что впереди новые приключения!!!

Оставайся с нами, товаристч, во второй части все еще нажористее! Дальше будет дикая Россия, леса, тундры, избы, сибирские монастыри, русские бандиты, рыбные конфеты, злые дикие медведы, матрешки и, конечно же, мамонты, мамонты, мамонты! Очень много мамонтов!

В заключение стоит отметить, что музыка в игре звучит только периодически, в основном по штуке на локацию. Комсомольску досталась очень странная мелодия, отдаленно напоминающая одновременно русскую классику и какой-то советский марш или оперу. Слушать здесь с 4-42.

image Click to view



P.S. Интересный пост в сети, посвященный возможным "прототипам" локаций из снимков, найденных в интернете: http://dreamworlds.ru/intersnosti/72452-po-sledam-kejt-uolker.html

5) Клюквоведение, 2) Бутафорская клюква, е) Игры, 1) Отборная клюква

Previous post Next post
Up