Совершенно потрясный фильм!
Редкий, по сегодняшним временам, какой-то, возможно, последний генетический взбрык, некогда Великого Венгерского Кино.
Если тезисно, то фильм про то место в Европе, которое Старшие Цивилизованные Братья указали молодой Венгерской Демократии, порвавшей со своим мрачным Коммунистическим Прошлым в наивной вере приобщиться к Западным Свободам и Ценностям.
А если, просто, по сюжету кратенько...
В общем, живут себе поживают мама с дочкой.
(Красное и Зеленое, если следить за цветовым решением фильма).
МАМА - постоянно усталая интеллигентная женщина со следами былой красоты,
работает в привокзальном Сортире.
(Капитализм вокруг и, судя по всему, выбирать Маме не очень то и приходится!)
Она старательно, как может, украшает свое рабочее место красивым обоями, цветочками в горшочках и, главное,
заводит там целый шкаф с разными освежителями воздуха, чтобы немного поднять себе настроение.
(Запах в Сортире на большого любителя, знаете ли...)
В общем, несмотря ни на что, стремится к прекрасному.
Например, чтобы не чувствовать вони от окружающего ее Бытия.
(Отсюда, собственно и название фильма.)
А потом вечером, после трудового дня, долго всю себя отдраивает в ванной,
чтобы отмыться от этой своей необычной рабочей атмосферы.
ДОЧКА-школьница, с явными художественными устремлениями, потугами и склонностями, мечтающая стать модельером.
Учится в швейном ПТУ и что-то там такое творческое констролит из секонд-хендовского старья,
подаренного Молодой Демократии добрыми Цивилизованными Европейцами.
Дочка, понятно, свою Мать просто ненавидит.
Ненавидит за запах (оттого и постоянно держит открытым окно в своей комнате!)
Ненавидит за убогий быт, где единственное развлечение -
ежевечерний просмотр сериала с отважным комиссаром Каттани.
Ненавидит за свое неясное будущее и еще, видимо,
за интуитивное понимание того, что ее Мать сегодня, это Она завтра.
(Что, кстати, и подтверждается в самом конце фильма!)
Ну, а поскольку вокруг, вроде как, Свобода,
то девушка решается попробовать изменить свою Судьбу.
Т.е. собирает свои дизайнерские поделки, перешитые из европейского старья
и едет автостопом на конкурс молодых модельеров в Милан.
А на финишной прямой, где-то уже в Италии, на какой-то бензозаправке,
встречает улыбчивых итальянских туристов.
Знаками объясняет им, что она, мол, из Будапешта и просит подкинуть ее до Милана.
Те соглашаются, но поскольку поняли только слово Будапешт и
как раз именно туда и направляются погулять, возвращают девушку обратно, к ее родным Пенатам.
Т.е. туда где ей и положено, по их европейскому разумению, и находиться.
(Типа, к ее законному "Месту у Параши", если метафорически. В первом приближении, пока что!)
Ну, а дальше Саспиенс, как это и положено, в любом правильном кино.
Иными словами, на Маму нападают грабители сортиров, проламывают ей черепушку и ломают ногу
в поисках легкой наживы.
(Ситуация, в принципе, совершенно невозможная при Кровавом Коммунистическом Режиме, замечу в скобках!)
В общем, мама в больнице, денег у девушки нет и не предвидится.
Она какое-то время питается бутербродами,
которыми ее подкармливает подруга, а потом временно устраивается поработать в тот же самый Сортир на мамину должность.
(Временно устраивается, ага, размечталась!)
Т.е. как раз на то самое Место, которое ей, видимо, и было изначально предназначено, собственно.
КСТАТИ, место, на самом деле не такое уж и плохое, на первый взгляд.
Да и работа не такая уж и трудная, вроде как.
Сидишь себе, собираешь денюжку за пописать и покакать,
попутно занимаясь любимым Делом.
Например, параллельно можно даже и порисовать эскизы разных дизайнерских нарядов,
чем Девушка сперва и пробует заниматься.
Вот один знакомый физик-теоретик утверждал, что
«творческий человек он всегда и везде остается творческим человеком, даже в сортире» (Цитата точная!)
Оказывается, универсальная и даже несколько интернациональная Мысль, вроде как, лежащая на поверхности!
Впрочем, теоретик потому и называется теоретиком, что в практике не очень рубит, просто по определению.
И как показала дальше суровая реальность Бытия, времени на Творчество у девушки совсем не остается,
поскольку народ дружной гурьбой постоянно ломится в Сортир по своим сортирным делам.
Какое уж тут творчество!
На этой трагической (или философской, это уж кто как воспринял!) Ноте фильм и заканчивается, собственно.
Пытливый Взгляд грустных Девичьих Глаз смотрит на Зрителя с немым Укором,
как бы ища у него Поддержки и, возможно, даже Ответа на свои давно назревшие вопросы.
А что мы, собственно, можем ей тут ответить или присоветовать?
Разве что, высказать такую достаточно тривиальную мысль,
что нЕфига было ее родителям Кровавый Коммунистический Режим свергать?
Чья бы, как говорится, корова мычала…