И вот, на третий день Эстер надевает царство и приходит на внутренний двор дворца. А у Ахашвероша похмелье, они же с Аманом слегка погуляли, и вряд ли это длилось один день. Сел он напротив входа во внутренний двор, где обзор получше, сидит и думает: «Вот, сейчас кто-нибудь зайдет, повеселимся.»
Смотрит - стоит Эстер. И понравилась она Ахашверошу, и он протянул ей золотой скипетр. Интересная такая подробность. А не понравилась бы - не протянул бы.
Спрашивается, разве Ахашверош не был с Эстер знаком раньше? Чего было заново проверять, понравилась или нет? А вот такой он был справедливый руководитель. Не допускал кумовства. Не позволял завладеть собой стереотипам. Не разрешал персоналу почивать на лаврах за счет прошлых заслуг. Действительно, может, раньше нравилась, а теперь разонравилась? Жена не соответствует занимаемой должности? Может, пора сломать игрушку?
Но вроде, ничего так царица. Не наглая. Месяц не звал - не приходила. А сейчас пришла, может, надо чего, так стоит молча. Не ломится во дворец, не командует, как Вашти. Бледная вся, как будто не ела три дня. Боится, небось. Молодец.
И протянул ей скипетр.
***
Готовясь идти к Ахашверошу просить за евреев, Эстер поступила - с точки зрения логики этого мира - совершенно неразумно. Ей, казалось бы, необходимо понравиться Ахашверошу. А что она делает? Постится три дня. Вместо того, чтобы как-то прихорашиваться. И это потому, что Эстер знает, что решает все только Всевышний, и нравиться надо именно ему, а не дежурному гойскому императору.
А когда Всевышний помогает, то все недостатки и слабости не только не имеют значения, но и играют положительную роль, иногда самым неожиданным образом. Ахашверош, как мы помним, избавился от Вашти потому, что была сильно самоуверенной. Считала себя потомственной царицей, а его - бывшим конюхом. Да еще и совершенно обоснованно. И новую любимую жену он себе искал именно по принципу, чтобы много о себе не думала. Поэтому то, что Эстер была с голоду бледной и зеленой и выглядела невзрачно, и не создавала впечатления силы и уверенности в себе, было именно тем, что могло вызвать у Ахашверова симпатию.
Вон, как обрадовался, что жена еле на ногах стоит. Проси, говорит, что хочешь, до полцарства. Потому что был уверен, что не попросит. А то бы, конечно, не стал предлагать.
***
Эстер опасалась что Ахашверош решит, что она соскучилась. Но он пацан простой, без этих цирлих манирлих. Сразу подумал, что раз пришла, значит - чего-то надо. И говорит: чего тебе надо-то, и пусть оно тебе будет дано ומה בקשתך עד חצי המלכות וינתן לך...
Ограничение на до-полцарства, попавшее потом уже в форме обещания во множество сказок - это потому, что Бейт а-Микдаш стоит половины царства (всего, не только Ахашверошева). То есть, проси все, что угодно, но только не продолжить восстанавливать Бейт а-Микдаш. Ахашверош ведь лично приложил руку к приостановке строительства.
Ахашверошу бы юристом работать (пшат, да?). Какой талант пропал. И, ведь, не знает, что еврейка, не ожидает, что попросит, а все равно ставит ограничение. Или он, просто, все время об этом думал.
А какие чеканные формулировки, особенно мелкими буквами! Он, ведь, ни в чем не обязался. Сказал - прости, что хочешь, и "пусть оно будет тебе дано" (וינתן לך). Не "ואתן"! Можно даже перевести - "пусть будет сделано". Это - такое доброе пожелание. А не обязательство.
Ну, а на самом деле, конечно, намерение Эстер спасти еврейский народ - это и есть путь к Бейт а-Микдашу
***
На самом деле, предлагая Эстер почти все, что угодно, Ахашверош лукавил. Почему? Потому что позже, на попойке, раздобрев от вина, он предлагает то же самое еще раз, уже, возможно, более искренне. А пока - это игра на публику и заодно проверка: а что царица попросит? Может, будет иметь смысл сделать организационные выводы. Понятно, что просить не уничтожать евреев было бы в этой ситуации совершенно неэффективно.
Так вот, а царица говорит длинную фразу, тянет нервы, а потом вдруг берет и приглашает царя с Аманом к себе на пир. Просто, бальзам не исцарапанную душу Ахашвероша. Вашти-то его на свои пиры не приглашала, да и на его пир явиться отказалась. В короне, да. Правильно, все-таки, жену сменил.
А еще, Эстер обещает, что завтра сделает, как велел царь. Что это за повеления царя, которые без желания не делают? Эстер не соглашалась рассказать, из какого она народа. Ахашверош мог и догадываться, раз она имела отношение к Мордехаю. Но, возможно, хотел быть уверен. Или ему было важно официальное признание, что царица - из королевского рода... Да и у Мордехая она - жена же, а не дочка. Может, на стороне отыскал?.. И вот, наконец, Эстер обещает завтра рассказать. И поэтому хочет устроить небольшое застолье. Все логично.
Еще бы Ахашверош теперь не согласился. Опять же, похмелье после попоек с Аманом.
Кстати, тут возникает вопрос, забирали же незамужних. Зачем тогда взяли Эстер? Ну, может, сработала бюрократия - они только поженились, а списки составлялись по старым данным. Может, поставили хупу, а в ЗАГСЕ расписаться не удосужились. Тем более, что Мордехай сидит в парламенте, а это смертельно опасно для всей семьи. А может быть, это была такая провокация - чтобы Мордехай взбунтовался и был бы повод устроить репрессии против всех евреев?
А Аман кстати, не мог бы отвергнуть приглашение, даже если бы хотел (на второй день он, возможно, уже хотел бы не идти). Потому что, сам когда-то провел закон о наказании Вашти за манкирование приглашением царя. Теперь Аман уже не может отвергнуть приглашение царицы. Шах и мат.
***
Итак, на первом пиру с Эстер, Ахашверош снова спрашивает ее, чего же она хочет. Может, искренне, потому что накачался хорошего вина и теперь всем доволен, а может быть - надеясь, что она опьянела и теперь, наконец, проболтается (Один бывший милицейский опер упомянул в своем блоге, что разговаривая с понравившейся девушкой рефлекторно строит разговор по определенной схеме вербовки осведомителя). Трудяга.
Эстер, в ответ произносит длинную и сложную фразу и в конце, когда державный слушатель уже в нетерпении, приглашает их с Аманом назавтра еще на один пир. А там уже, говорит Эстер, я сделаю, как хотел царь.
У Ахашвероша сразу красная лампочка - бабах! Почему она снова приглашает Амана?! Что-то здесь подозрительное, она что, собирается его теперь все время звать?
Как можно легко догадаться, у евреев в Шушане от этой истории - тоже красная лампочка. Эстер, похоже, не свой человек, раз дружит с Аманом. И ждать от нее помощи - бесполезно. И теперь уже не накого надеяться, кроме как на Всевышнего... Что и требовалось доказать.
А Аман - совершенно счастлив, в первый раз за все это время - сказано, что в именно этот день он вышел с пира веселый. Действительно, понятно, что Аман планирует однажды занять место Ахашвероша. Плох тот чиновник, который не мечтает подсидеть босса... И для этого уже сделано многое. После запланированного уничтожения евреев, в распоряжении Амана в столице окажется большое количество инициативных людей, уже совершившие под его руководстом погром и нажившихся. Будет кому спровадить Ахашвероша на заслуженный вечный отдых. А теперь - еще и царица явно высказала Аману свое благоволение... Дело, практически, в шляпе.
И тут Аман натыкается на Мордехая, который не встает и не шарахается от него. И все, хорошее настроение, сами понимаете, испорчено. Потому что, действительно, как такое возможно выносить?..
Все - из-за евреев.
***
И вот, Аман, с ощущением испорченного праздника, отправляется домой и приводит тех, кто его любит и жену его Зереш. И рассказывает им про свое большое богатство, и как много у него детей, и как его царь возвеличил, и даже намекает, на возможную интрижку с царицей. Ну, что можно сказать? Это он своей жене это говорит. Дедушка Фрейд опять весел.
Вот, представьте, прихожу я домой, оттаскиваю жену от Живого Журнала, и начинаю ей хвастаться тем, сколько у меня детей и какой минус в банке. Спрашивается, куда меня госпитализируют: в психушку или в травматологию?
А Зереш - ничего. Хотя злодейка.
Тут мне могут возразить, что он все это рассказывал не только Зереш, но и своим любителям. Ну, да. А то они не знали. Они его за это и любили: назавтра, когда он им расскажет, как обломался с Мордехаем, они вдруг перестанут называться любящими его, а станут просто "его мудрецами".
Интересно, кстати, что богатство Аман поставил раньше детей.
Как бы то ни было, он им все это изложил и пожаловался, что все это ему не ценно, пока еврей Мордехай сидит в парламенте. Ну, тут, в общем-то, все ясно, и комментировать нечего. Они, амалекитяне, так и в наше время себя чувствуют. И всегда. Одна у них настоящая цель в жизни.
А друганы ему все с Зереш и советуют - чего же ты нервничаешь, пусть сделают деревянный столб высотой пятьдесят локтей, завтра с утра скажешь царю, чтобы Мордехая на нем повесили, и пойдешь с царем на пьянку веселый. Аману идея понравилась, как это, говорит, я сам не додумался, и он приготовил столб. Сам, лично вкалывал, никому не доверил, целую ночь этим занимался (они ему советовали, что, мол, пусть сделают, а он - написано - сделал). Не поленился, все приготовил с вечера, чтобы, когда Ахашверош разрешит, повесить еврея быстро-быстро, пока не выкрутился. Не понимал, подлец, что евреям удается выкручиваться не из-за ловкости, а благодаря помощи свыше.
Как бы то ни было, Аман отлично подготовил казнь, план был простой и эффективный, и надо полагать, что так бы все и получилось, если бы не Всевышний.
***
А Ахашверошу не спалось. Как Бонапарт говорил: "боюсь проспать корону". Страшно ему, подозрительно. Эстер уже во второй раз подряд приглашает с ним на пир Амана... Он, она и он. Не подружились ли они, не сговорились ли устроить заговор?
Ахашверош - не трус. Трус не играет в хоккей не вскарабкивается на залитый кровью зарезанного предшественника престол и не создает охватывающую мир империю. Ахашверош - параноик. Безумно смелый. "Всех убью, один останусь" (с).
Зачем Эстер позвала Амана на пир, если знала, что это вызовет подозрения? Мы уже пытались выше предложить одно объяснение, а в Гемаре их приводится много и говорится, что Эстер учитывала все одновременно.
Например, Амана было удобно иметь под рукой, и чтобы не мог пока интриговать, и чтобы уничтожить наверняка. Вызвав ревность Ахашвероша, можно было обозлить его на Амана и разделить между ними. Была также возможность, что царь, разгневавшись, просто прикажет убить обоих, и на это Эстер тоже готова - остановить этого злодея даже ценой собственной жизни. А без Амана его планы могут рассыпаться.
***
Можно задать вопрос: разве бы помогло евреям, если бы Эстер погибла вместе с Аманом? Ведь приказ о погроме был уже отдан. И, как мы знаем, в реальности после уничтожения Амана Эстер пришлось обращаться к Ахашверошу еще раз, чтобы исправить ситуацию.
На это можно ответить, что Эстер вряд ли предполагала, что ей удастся решить всю проблему до конца. То, что так произошло - мы сразу понимаем, что это был нес. Потому что евреи по-настоящему вернулись к Всевышнему, и он в ответ вернулся к нам. Конечно, для отношений Всевышнего с нами это, скорее, норма, а не исключение, так что, вообще, непонятно, что мы такое празднуем именно в этот день. Все как всегда, правда? Но не напиться по этому поводу было бы невежливо. То есть, если посмотреть с такой точки зрения, то Пурим - это возможность поблагодарить Всевышнего за то, что он всегда принимает нас, когда мы к Нему возвращаемся . А не только за те конкретные события. Поэтому надо праздновать еще старательнее.
Как бы то ни было, по обычному, то есть, обычному для гоев, галутному течению событий, действия Эстер могли бы стать одним из этапов в развитии ситуации. Как известно, при планировании нельзя полагаться на чудо. Солдат, который на поле боя совершает подвиг, как правило не выигрывает все сражение. Он может существенно приблизить победу. И Эстер, вероятно, так и видела свою роль - улучшить ситуацию, а дальше продолжат другие. "ואני כאשר אבדתי אבדתי". В принципе, она не считала себя главным героем этой истории и была готова и к той возможности, что погибнет, не добившись сколько-нибудь значительных результатов. И не надо думать, что она не боялась, по крайней мере, до какого-то момента.
А то, что все получилось настолько хорошо - это уже нес от Всевышнего.
***
Итак, как и было обещано, краткий список целей, с которыми Эстер пригласила Амана на два пира.
- Чтобы устроить ему ловушку, что особенно удобно делать за столом
- Потому что в Мишлей есть рекомендация, что если ненавидящий тебя голоден, накорми его. (Я так понимаю: Аман - амалекитянин, так что он не отвяжется, но, может быть, станет менее активен)
- Чтобы у него не было возможности посоветоваться, организоваться и начать "революцию".
- Чтобы не догадались, что она еврейка.
- Чтобы евреи не надеялись, что раз царица - еврейка, то она и решит все проблемы, и не переставали просить Всевышнего
- Чтобы был все время под рукой
- Что, может быть, Всевышний обратит внимание и сделает нам нес
- Быть с ним приветливой, чтобы убили и ее и его
- Чтобы Ахашверош не успел передумать его казнить
- Чтобы его приревновал царь и иззавидовались другие министры
- Перед тем как уронить - поднимают.
Это перечислено в Гемаре за общей подписью пророка Элияу. По крайней мере, так я понял то, что там написано.
***
Так вот, чтобы побороть бессонницу, Ахашверош решил почитать летопись. Естественно, описывающую его правление, а не какую-то там древность. А то.
У серьезных людей летописи пишутся и хранятся прямо во дворце, под надлежащим контролем. Конечно, читал он не сам, хотя, несомненно, умел. Просто, не царское это дело.
Неужели описание правления Ахашвероша было настолько скучным, что от него можно было заснуть? Ведь повеселиться-то он умел, ничего не скажешь?
Разумеется, Ахашверош решил прослушать летопись не для развлечения, он просто так ничего не делал, а с целью укрепления государства. Действительно, если предположить, что Аман и Эстер планируют переворот, то не может быть, что их только двое. Должны быть сторонники, какая-то организация. В таком случае, почему же Ахашверошу никто не докладывает, ведь его так все любят!? Тяжело искать черного кота в темной комнате, когда его там нет...
Вот Ахашверош и проверяет, не было ли допушено упущений в отношении тех, кто доказал свою верность. Может быть, кому-то недодали, и теперь сотрудники не хотят доносить, полагая, что никакой выгоды им от этого не будет? В то время, как в случае успешного переворота заговорщики заработают. Так надо найти кого-нибудь и наградить так, чтобы у всех глаза повылазили.
Чтобы видели, что донести - выгоднее, чем участвовать в дележке наравне со всеми.
Можно предположить, что этим планы Ахашвероша не ограничивались. Если бы товарищ сталин заподозрил министра, стал бы он только искать, кого наградить? Как вы думаете? А вот выяснить, не обидел ли кого, поскольку именно из обиженных могут выйти заговорщики...
А если уж все равно формируются расстрельные списки, то следует посмотреть, кого еще можно к ним присовокупить.
Кроме того, как известно, регулярная смена караула является залогом долгой жизни властителя.
Понятно, что Аман свое отработал. И его люди - тоже. Надо подыскать замену и ему, и им.
И тут вдруг выясняется, что Мордехай подходит ну, просто по всем статьям. И Ахашвероша спас, и в парламенте опыт имеет. К тому же, еврей известный, значит, меньше чем через год можно будет чисто административным образом сменить. А если понравится - то и не менять, по гроб жизни благодарен будет, что уцелел в царском дворце один из всех евреев... Вроде, логично. Значит, надо начинать осыпАть милостями.
И Ахашверош, не привыкший откладывать решения, садится, несмотря на ранний час, на трон и, невыспавшийся и страдающий от похмелья, спрашивает, кто во дворе. А там - как раз Аман, который всю ночь не спал, готовил себе дерево, и с утра пораньше прибежал за ордером на Мордехая...
***
Нужно отметить эффективные методы руководства Ахашвероша. Решил кого-нибудь отправить чествовать Мордехая - и тут же, с утра пораньше: "Кто на дворе?" Если кто-то пришел в такой ранний час - на него задание и свалится.
И тут оказывается, что пришел, как раз, Аман. Это же какая удача. Во-первых, есть возможность Амана унизить, обломать и этим, возможно, спровоцировать на поспешные и недостаточно подготовленные действия. Кроме того, наиболее короткий путь намекнуть подчиненным на нового исполняющего обязанности - это заставить Амана его чествовать. Поставить его выше самого Амана.
Кстати, Ахашверош знает, что Аман Мордехая ненавидит, потому что не кланялся, и что Эстер раньше имела к Мордехаю какое-то отношение. Все в досье записано. Так что, продвигая Мордехая, можно вызвать между двумя предполагаемыми заговорщиками разногласия.
Ахашверош, надо сказать, реагирует на новую возможность мгновенно. Иначе в его профессии не продержаться.
Он еще и прикалывается над Аманом, создавая впечатление, что собирается чествовать его. Ахашверош этот прием любит и часто использует. С Эстер было так же. Спрашивал, чего она хочет, не чтобы выполнить, а дабы ненавязчиво выведать ее намерения.
Тут-то Аман и прокололся. Оказалось, что из всех возможных вариантов он хочет именно царские почести. Следовательно, мечтает стать царем. В сущности, он уже покойник.
А Аман еще осторожничал, не заходил на внутренний двор, ждал приглашения на внешнем, чтобы не казнили ненароком. А то - дружба дружбой, а вот возьмет царь, и не протянет жезл...
А покамест, чтобы еще поиздеваться, Ахашверош отправляет Амана проделать все, что он просил для себя - с Мордехаем. При чем, немедленно. Включая обслуживание: помочь ему одеться, подсадить на лошадь... Понятно, что после такой подколки министра в живых оставлять нельзя. Осталось найти удачный момент и повод...
***
В общем, пытался Аман отвертеться, говорил, что не знает, о каком Мордехае идет речь, но получил точный адрес, и пошел.
Адрес, кстати, был "Еврей Мордехай сидящий в царском парламенте". Это, действительно, нетривиально, чтобы сидел в парламенте и оставался явным евреем. Можно даже предположить, что в том парламенте, или в других парламентах в другие эпохи, принимали участие еще какие-нибудь Мордехаи или, там, Эхуды, но их не было смысла называть Евреями, потому что это только помешало бы доставке корреспонденции. Станет посыльный искать парламентария в кипе и с пейсами, и письмо не дойдет.
Как-то один тип выступал перед американским Конгресом, мы, говорит, решили отказаться от частей обетованной земли. Так эти фраера ему стоя аплодировали. Лучше бы присмотрелись, похож он на еврея, или на кого, может, до них бы дошло, что их дурят, и что мошенник никак не может выступать от имени еврейского народа.
То, что Мордехай был переодет из мешковины в царскую одежду, и его возили на царском коне, и провозглашали перед ним, напоминает, как это произошло с Йосефом. Его тоже фараон приказал парадно одеть, и катать в царской колеснице, и провозглашать перед ним. Еще Йосеф был назначет исполняющим обязанности царя, фараон оставил себе только трон, и с Мордехаем скоро будет то же самое.
Ну, а параллелей между ними еще много. Кстати, Мордехай - потомок Биньямина, брата Йосефа и по отцу, и по матери, и то, что теперь почести получает и он, это очень справедливо. Йосеф, как известно, на это еще тогда намекал (а где - вы в комментарии Раши на главу ויגש почитайте).
***
В эпизоде с первым чествованием Мордехая два основных действующих лица.
Начнем с Амана. Ему, все равно, недолго осталось.
Аман, вероятно, был несколько удивлен, когда на него свалилось такое. Вроде бы, все шло прекрасно, только полсуток назад отобедал с царицей и получил еще приглашение. Ну, там, была одна незначительная проблема: еврей. Не успел попросить его повесить, царь отвлек. Но ведь, какими приятными вопросами! Советовался, как лучше чествовать верного слугу (и пашутыт умэлы).
И вдруг - бац, ни с того ни сего - такое несчастье. Обидно. Не повезло.
То, что Аман рассматривает происшедшее, как несчастный случай, он сообщает сам - когда рассказывает любящим себя и Зереш "все, что с ним случилось". У злодеев так всегда - они не осознают, что Всевышний постоянно управляет миром, а относятся ко всему, что присходит, как к набору случайностей. На этом, кстати, построен ряд известных гойских теорий о происхождении видов и чего попало, здесь не место упоминать.
Так что, Аманы последующих веков ничему из этой истории не научились (все дерево уже увешано, хотя и большое) и не научатся. Ну, она и не для них записана.
***
А дальше с Аманом случился еще один казус. Когда он возил Мордехая на царском коне по центру Шушана, то из его собственного аманского дома, его собственная дочь... Ну, вы знаете. Мидраш знаменитый. В общем, она решила, что на лошади сидит Аман, а ведет ее и провозглашает - Мордехай, и опорожнила с крыши горшок на голову собственному папаше.
Он лицо поднял, посмотреть, кто это его, и она, как тургеневская барышня: ах! - и свалилась. С крыши. То ли так стыдно стало, то ли представила, что папаша теперь с нею сделает. Или сообразила, что если Мордехай на царском коне и в царских одеждах, а Аман его ведет, как слуга, то скоро все равно за всеми придут...
А неча многоэтажные особняки в центре города устраивать, да еще и на всем участке, так что крыша нависает над улицей. И нечего оттуда горшки на общую улицу опорожнять. Буржуй.
Тут невозможно не удивиться: у такого умного и хитрого Амана дочь - имбецилка? Или такая близорукая, расстояние-то было не таким большим, чтобы не разглядеть? А тут дело в том, что Аман был חפוי ראש, с покрытой головой, таким он потом и домой ломанулся. Ничего, скоро у него и лицо накроется.
Мне кажется, что не просто так Мордехая даже дочка покойничка с достаточно близкого расстояния приняла за Амана - ведь он был одет не просто шикарно, а именно так, как мечтал одеться сам Аман, и наверное, тот об этом дома рассказывал...
Можно предположить, что Аман не хотел, чтобы его в этой ситуации узнавали. Это могло бы плохо повлиять на курсы его акций, отвратить сторонников, да и вообще, как-то стремно. Вот он, как мог, и замаскировался. Закутал голову, лицо в землю...
Для хитроумного Амана вполне разумным шагом могло показаться выглядеть похожим на еврея: с покрытой головой, может, еще с какими-нибудь намеками в одежде. Может, он и провозглашал с легким ев'ейским акцентом. Чтобы и приказ был четко выполнен, и для стороннего наблюдателя все это выглядело бы так, как будто это Мордехай возит Амана. Могло такое быть? Иначе с чего бы юная амалкетанка взяла, что Амана возит именно Мордехай, а не кто угодно другой? Антисемит добровольно притворяется евреем и в качестве него получает от собственной воспитанницы - вот такой маленький скрытый сюжет... Всевышнего пытаться обхитрить бессмысленно. Аман хотел, чтобы его не узнали? Его и не узнали.
Обидно Аману.
***
Сыновей у Амана было много, а как насчет дочерей - я не слыхал. Как бы то ни было, он, похоже, был несколько опечален происшедшей трагедией. Но не очень сильно: домой он ввалился еще "авель" и с покрытой головой, но после этого сразу пожаловался любящим его и жене его Зереш, вероятно, мамаше упокойницы на все, что с НИМ случилось. Если бы у Амана был психоаналитик, он бы сказал, что это - совершенно нормальный эгоцентризм. Не будь эта стерва первой, кто предложил повесить Мордехая, мы бы ее, может быть, даже пожалели.
Кстати, Зереш, в принципе, никогда не входила в число любящих Амана. Она все время упоминается отдельно от них, по должности.
И тут "любящие его" вдруг превращаются в "его мудрых" и говорят, что если Мордехай еврей, то тебе, дорогой хозяин, амба, пиши завещание. Почему Зереш это сказала, понятно, после такого. А все остальные соучастники? Ну, они люди умные и чуткие, не зря их Аман подобрал в свой совет. Очевидно же, что ветер переменился. И сейчас очень-очень важно, чтобы при разбирательстве свидетели показали, что ты поддерживал Мордехая и, вообще, без ума от жи евреев.
Интересно, что когда предлагали вешать Мордехая, Зереш названа первой. А здесь - наоборот. Теперь им незачем пропускать ее вперед. Она, практически, вдова и, вообще, член семьи врага народа.
Кстати, что стало с Зереш, Мегила непосредственно не сообщает. Но она свое получила. Известно, что дом Амана Ахашверош передал Эстер. Практически сразу после пира, еще задолго до самого Пурима. То ли Зереш после ареста Амана сразу к стенке поставили, то ли еще чего. Известно только, что жилплощать освободилась.
В общем, все самовыразились, и тут, вежливо постучав в дверь прикладами, врываются слуги из личной охраны Ахашвероша. И, не дав даже отмыться от содержимого горшка, срочно забирают благоухающего Амана на пир. У Ахашвероша все под контролем. Как мы уже упоминали, на царские пиры не являться нельзя, Аман сам провел закон, квалифицирующий это, как подрывную антигосударственную деятельность.
Очевидно, что Ахашверош озаботился, чтобы у униженного Амана не было времени устроить бунт и приказал привести его сразу же, как информаторы сообщили, что тот зашел домой. А на пиру Ахашверош планирует со всеми окончательно разобраться.
Амановы мудрецы с облегчением переводят дыхание. Успели!
***
Теперь давайте посмотрим, как это было со стороны Мордехая.
Как Мордехай борется против опасности, исходящей от Амана? Можно было бы предположить, что он одновременно с постом и молитвой начнет собирать оружие. Попытается обратиться в прессу или в какой багац, провести кампанию в защиту евреев, или, скажем, обратится к самим евреям и попытается убедить их ширше участвовать в общественной жизни, чтобы доказать свою полезность. Хотя бы, задействует свои обширные связи... Как мы знаем из мидраша, он, действительно, пользуется связями: собирает еврейских детей и еще более интенсивно, чем обычно, обучает их Торе. Эдот аМизрах, что с него возьмешь. Они и сегодня за ШАС голосуют.
И вот, к йешиве приходит задумчивый Аман и просит Мордехая на минутку выйти. Мордехай, не полагаясь на чудо, понимает так, что за ним пришли, и что надо спасать учеников. Надо сказать, что Всевышний обещал выживание еврейского народа в целом, но отдельным людям, даже очень хорошим, ничего не гарантировано. В особенности, когда галут и мера суда еще не исчерпана. К тому же, Мордехай, очевидно, не рассматривает себя как великого праведника... Это мы сейчас знаем.
И тут Аман начинает выражать горечь и недоумение и огребает по полной. Конечно, такое в те времена не было естественным течением событий, а свидетельствовало о вмешательстве Всевышнего. Ну, тем мы и живем.
***
... А Мордехай вернулся к парламенту. Поскольку не "в" а "к", мы понимаем, что он опять надел мешковину. В парламент, как упоминалась выше, в мешковине не пускали.
Почему он это делает? Опасность, угрожающая еврейскому народу никуда не делась. То, что лично Мордехая чествуют, дела не меняет. И уж, само собой, он не побежал рассказывать ученикам, как здорово его возвысил гойский царь...
К тому же, если он не вернется к молитве немедленно, то часть евреев, которые видели, как его чествовали, могут подумать, что все уже в порядке, и перестать просить Всевышнего.
Как известно, на всем протяжении Мегилат Эстер главным действующим лицом является Всевышний. Надо только вглядеться. И когда Ахашверош, или, там, Аман кривляются и пляшут, у них, конечно, есть личные причины, по которым они действуют так или иначе. Но, на самом деле, это - просто маскарад, призванный скрыть влияние Всевышнего. Явного проявления Его присутствия евреи на данном этапе не заслуживают. А в сокрытии, в тайне Он все равно с нами.
В Гемаре объясняется, что для ситуации, когда евреи своими руками побеждают врагов, требуются бОльшие заслуги Израиля перед Всевышним, чем для того, чтобы враги были побеждены в результате чуда. На данном этапе развития ситуации то, что Всевышний спасает евреев, уже начало проявляться, но пока - не руками самих евреев. Так складывается. Ахашверош, антисемиты, Зереш думают, что поступают самостоятельно, и все просходит, как будто бы, случайно. Так что нужно еще чуть-чуть поработать, чтобы еврейскому народу была дана возможность победить врагов своими руками. Это будет уже скоро, совсем немного осталось.