А пока, в качестве бонуса - конспективно из урока рава Моше Шапиро זצוק"ל. Своими словами, из того, что я вспомнил из того, запомнил из того, что понял.
-----
Почему Аман предлагает Ахашверошу за евреев именно десять тысяч кикаров? Откуда такая сумма? Как известно, после Выхода из Мицраима, Всевышний велел евреям собрать по пол-шекеля с головы на мишкан. Так если посчитать, то сумма, которую предлагает заплатить Аман - это, как раз, пол-шекеля умножить на шестьсот тысяч умножить на среднее количество лет взрослой жизни.
Для чего существуют деньги? Не для того, конечно, чтобы сделать более удобным процесс торговли, а - прежде всего - чтобы определять значимость предметов. Их משקל. Соответственно, тяжелый - כבד - совпадает с важным, а легкий - с недостойным. Поэтому монета и называется שקל - от "веса".
Когда Всевышний приказал собрать по пол-шекелю и сказал, что это выкуп за душу, Моше было непонятно, как это можно выкупить душу деньгами. И мидраш рассказывает, что Всевышний в ответ показал Моше в небесах половину монеты из огня.
Огонь отличается от всего другого. В частности, он способен включить в себя, сделать своей частью, все, что угодно. Монета из огня поглощает, отменяет другие значимости.
Итак, сбором по полшекеля на Храм еврейским душам придается небесная, непреходящая значимость.
Аман решил съумничать, и предложил Ахашверошу выплатить стоимость еврейского народа. И таким образом, он, как бы, покупает право делать с евреями, что ему заблагорассудится.
Как это мы дошли до такого, что нашу стоимость можно выплатить деньгами? Вообще-то, конечно, нельзя, для этого монета должна быть огненной. Но вот, когда еврейский народ пытается отвернуться от Всевышнего, заявляет, что союза с Ним уже, наверное, нету, то вот тогда...
Кстати, тот приговор, написанный Аманом, так и не был отменен. А персидская империя контролировала весь мир, так что это стало законом для всего
этого мира. Ахашверош разрешил Мордехаю и Эстер написать все, что угодно, но не отменить то, что уже было написано. Таким образом, в тот раз опасность была отражена, но сам приговор сохранился. Остается он и по сей день.
Мидраш говорит, что шкалим, собранные заранее в пустыне, опередили серебро, внесенное Аманом. То есть, то непреходящее значение не может быть отменено.
И именно на эти заранее собранные полушекели, перебивающие внесенную врагами плату за приговоры, и указывает היא в песне , которую мы поем в конце пасхального седера -
"היא שעמדה לאבותינו ולנו
שלא אחד בלבד עמד עלינו לכלותינו
אלא שבכל דור ודור
עומדים עלינו לכלותינו
והקדוש ברוך הוא מצילינו מידם..."
-----
Так было, так есть и так будет.
***
Итак, тринадцатого числа первого месяца - нисана, Аман направил от имени Ахашвероша губернаторам всех стран распоряжение уничтожить всех евреев в один день, тринадцатого числа двенадцатого месяца - адара. А имущество евреев разграбить, что должно было еще добавить мотивации. Пример грамотного планирования, время, чтобы подготрвиться, было.
Кстати, представляете, как Аман намучился во время бросания жребия, когда хотел выбрать день, подходящий для погрома? Как написано, жребий бросали со дня на день и с месяца на месяц. Бросают, бросают и - ничего. И только в конце, на двенадцатом месяце, жребий, наконец, выпал. Аман уже думал, что ничего не получится (в сущности, у него и так не получилось).
К указаниям для местного руководства прилагалась еще записка: сообщить всему народу провинции, чтобы были готовы к тринадцатому адара, мол, кого-то будет велено мочить. А кого - не уточнять. Странно - зачем Аману было надо устраивать такую сложную систему? Мне кажется наиболее простым предположить, что если бы заренее, за одиннадцать месяцев, всем сообщили, что жиды внесены в план, то погромы начались бы сразу и шли бы все это время. А Аман очень сильно хотел, чтобы все произошло в один день. Может, устанавливал рекорд, или потому, что верил во жребий, что этот день - тот, в который евреев можно победить, а может - просто хотел не дать евреям подготовиться или, например, разбежаться и попрятаться.
Как бы то ни было, везде, куда эти письма приходили, евреи быстро выясняли содержание секретной части и начинали горевать, поститься, исправлять неправильные поступки и возвращаться ко Всевышнему, для чего, собственно, вся эта история и затевалась. Ахашверош использует в темную Амана, Аман, фраерок, думает, что использует Ахашвероша, а Всевышний использует их обоих - злодеи тоже выполняют Его желания, только, в отличии от праведников, вопреки собственным намерениям...
***
А Мордехай знал все, что делалось. Если в Танахе сказано «все», значит, действительно, все. Вплоть до того, что он сообщил Эстер про деньги, которые Аман предлагал Ахашверошу, с упоминанием точной суммы. Хотя про это никто, кроме тех двоих, не знал. Говорят, что к нему заходил пророк Элиягу и все рассказал.
Мордехай оделся в мешковину, посыпал голову пеплом и пошел ко входу в парламент. Дальше в мешковине не пускали, требовался костюм и галстук.
Теперь - очень странно. Как вы помните, Эстер послала Мордехаю одежду, он не принял, она послала спросить, в чем дело, он рассказал и велел идти к царю, просить за еврейский народ. А Эстер на это отвечала, что, как всем известно, если кто входит к царю на внутренний двор без вызова, то его сразу казнят, кроме как если Ахашверош протягивает ему скипетр. А меня, говорит Эстер, не вызывали уже тридцать дней (кстати, это происходит тринадцатого нисана, то есть ее не звали примерно с тринадцатого адара, что интересно). Мордехай делает Эстер выговор, и она соглашается обратиться к Ахашверошу не по форме. Вроде бы, так.
Спрашивается, да как же это так, такая великая цадекет, которую мы помним столько поколений, и пытается сначала отказаться? Ну и что, что опасно, ведь надо спасать еврейский народ. Как такая праведница могла так поступить!?
Разумеется, Эстер поступила правильно, так было надо, и вот зачем: (следите за публикациями).
***
Итак, почему Эстер сначала отказывалась выполнить просьбу Мордехая просить за еврейский народ? Ну, прежде всего, она, вообще-то, не отказывалась, такого сказано не было, а описывала проблемную ситуацию. В некоторой системе отношений это могло бы быть завуалированным отказом, но здесь, учитывая еще и что Мордехай - ее рав и воспитатель - это, скорее, просьба дать совет, как действовать.
Интересно, что о том, что Мордехай пришел к парламенту одетый в мешок, сообщают Эстер ее служанки и слуги (евнухи, типа, да?). Она ужасается и посылает Мордехаю одежду (может быть, он обеднел или ограблен?), а он не принимает. И тогда Эстер спрашивает его, что это и из-за чего это, но, конечно же, не лично - где это видано, чтобы жена царя разговаривала с мужчинами. Она вызывает, чтобы передать вопрос, Атаха, из чиновников, которых поставил перед нею царь. А не кого-либо из своих верных слуг или служанок.
Отсюда понятно, что Ахашверош приставил к Эстер наблюдателей, и только через них ей было рекомендовано общаться с внешим миром. Это с его стороны было мудро. Жена, все-таки. К тому же, не волонтерка, а мобилизованная, иди знай, чего натворит. Возьмет, и завяжет контакты с врагами государства, или, вообще, сбежит, что еще хуже. Нужен глаз, да глаз.
(Кстати, не признаваясь, из какого она народа, Эстер еще и сохраняла для себя опцию при случае убежать, не привлекая на евреев гнев Ахашвероша).
Так вот, Эстер посылает Атаха с вопросом, Мордехай через него описывает ситуацию и просит, чтобы Эстер попросила царя за евреев. Эстер говорит Атаху и велит ему передать Мордехаю про скипетр и тридцать дней, и что дальше? Сказано, что Мордехаю сообщили слова Эстер. То есть, сам Атах уже не пошел, а послал кого-то подвернувшегося из слуг. Он уже убедился, что ничего политического здесь нету, просто какой-то проситель обратился с прошением, а царица ему элегантно отказала, все в порядке. ГБ потеряло интерес к этой теме.
Атах, небось, целый полковник, не меньше. Что же он, будет, как сынок, бегать по лестницам туда-и-обратно!? Государственного интереса нету, карьеру не сделаешь. Пусть молодые суетятся.
Халтурно работают. Товарыша Бэрыя на них не было... Хотя они во все эпохи халтурно работают.
Кстати, ситуация с надзором за контактами Эстер напоминает одно из объяснений того, почему Йосеф за все то время, что был в Египте исполняющим обязанности царя, не написал отцу письмо, сообщить, что жив. За иностранцем, получившим такие полномочия, несомненно, тщательно следили, чтобы чего не натворил. А тут - написать послание за границу! Такое письмо, несомненно, перехватили бы, а и у Йосефа были бы большие проблемы. (А следили за ним так, что когда он признавался братьям, что он - это он, и предварительно велел всех вывести из помещения, то, их разговор немедленно стал известен представителям фараона)
История Эстер - это, во многом, повторение истории Йосефа, можно провести много параллелей. И подумать, каковы причины различий.
И вот теперь, когда Госбезопасность отвалила, Мордехай и Эстер через верных ей слуг координируют планы. Мордехай в жесткой форме велит (а не просит), чтобы она шла спасать евреев (ויאמר מרדכי להשיב אל אסתר). А Эстер в ответ дает Мордехаю распоряжение (ותאמר אסתר להשיב אל מרדכי), чтобы все евреи поддерживали ее молитвой и постом.
Интересно, что раньше было сказано, что Эстер делала все, что велел ей Мордехай, а теперь - что Мордехай пошел и сделал, как все, что велела ему Эстер. Теперь уже она ведет партию.
***
Чего опасается Эстер? Само собой, явиться на аудиенцию без приказа, значит подвергнуть свою жизнь опасности, что делать, вообще говоря, нехорошо. Кстати, Ахашверош не отрывается от народа. Прийти с ним побеседовать может любой, свободно и демократически. Только, вот, последствия... Он парень веселый, запросто может не протянуть жезл, просто, чтобы приколоться. Скучно сидеть на троне целый день, развлечений мало...
Но вряд ли Эстер боится этого. Героизма у евреев, слава Богу, хватает.
Но вот, в том, что Эстер говорит Мордехаю, есть упоминание еще одной сложности. Фраза про то, что она уже тридцать дней не была вызвана прийти к царю является отдельной, потому что на опасность быть казненной за явку без вызова эти тридцать дней никак не влияют (или даже уменьшают ее: может, соскучился). Проблема в том, что если Эстер сама придет к Ахашверошу, да еще и после того, как он не обращал на нее внимания целый месяц, то он, вероятно, поймет так, что это она так сильно хочет его видеть. До чего же я, говорит, гарный хлопец, девки жизнью рискуют, чтобы со мной повидаться. Так он, вероятно, про себя и думал.
До сих пор Эстер остается полной праведницей и во всей этой истории находится исключительно в страдательном залоге. Ахашверош ее похитил и удерживает насильно. И она очень старается не совершать никаких действий. И она приходит к нему только, если «נקראת לבוא». Когда заставляют. Сама она ничего плохого не совершила.
А тут может получиться, что она, как бы, сама намекает, чтобы он ее изнасиловал. Понятно, что ситуация очень гнусная, и это для Эстер, вероятно, хуже, чем рисковать жизнью. Кроме того, что последствия для нее могут быть очень неприятными, она еще и опасается, что перестанет быть праведницей.
Поэтому в последней фразе беседы с Мордехаем Эстер говорит «וכאשר אבדתי אבדתי».
Все это может быть еще одной причиной того, что Эстер приглашает на вечеринку вместе с Ахашверошем Амана. Чтобы не оставаться с мерзавцем наедине. Ситуация, когда два мерзавца лучше, чем один.
А причин позвать Амана было много, и мы их אי"ה, еще изложим.
***
Что отвечает Эстер Мордехай? Прежде всего, что иначе тебе же будет еще хуже. Более того, он формулирует это очень резко, и почему? Со стороны Эстер, теоретически, возможно такое рассуждение, что лично она находится в безопасности, и если даже у Амана получится покончить с евреями, то про нее-то никто ничего не знает. Более того, поскольку Всевышний обещал сохранить еврейский народ при любых обстоятельствах, то получается, что при любом развитии событий кто-то уцелеет, и от него и пойдут все будущие евреи.
Мордехай хорошо знает Эстер и понимает, что она так по злодейски рассуждать бы не стала, но все же, мало ли что... Как известно, наш папа Яаков до последнего дня не доверял сыновьям. Он очень хотел, чтобы они все были праведниками, и надеялся, что так и будет, но опасался. Кроме того, то, что написано в Мегиле - это урок для всех Эстер во все будущие века, и среди них могли оказаться и менее праведные и смелые. А еврейский народ все равно надо спасать.
Поэтому, Мордехай и говорит так резко: не рассчитывай, что ты в безопасности. К евреям спасение все равно придет - но если ты смолчишь, оно будет ממקום אחר . Слово אחר может намекать на что-то далекое, или даже плохое. Переворот, там, может быть с революцией, или еще что. У Всевышнего много возможностей. А ты и дом твоего отца - пропадете. И - как мне кажется, ответом на второе сомнение Эстер, про обращение к Ахашверошу по своей инициативе - что кто знает, может быть именно для этой ситуации ты и попала в плен.
На это Эстер отвечает, что пойдет к царю, хотя это и нехорошо, и велит Мордехаю собрать всех евреев, находящихся в Шушане, и поститься и не есть и не пить три ночи и три дня. Интересно, что не есть и не пить не являются описанием поста, а перечисляются отдельно (через «и»). Это напоминает то, что Всевышний говорит через пророка, что угодный ему пост - это вовсе не не есть и не пить, а повернуться к Нему, вести себя порядочно, исправиться, вернуться с плохих путей.
А не едят и не пьют - для себя, чтобы лучше прочувствовать.
Мордехай сделал все, как велела Эстер, причем, поскольку это были первые три дня Песаха, поститься в них было, вообще говоря, нарушением, и так и написано, "ויעבר מרדכי", то есть, преступил. Поскольку Мордхай был ведущим ученым и праведником, то надо полагать, что он и в этом был прав. Так было правильно действовать в той исключительной ситуации.
Так, пока Ахашверош с Аманом пили и веселились, хорошие люди много чего успели сделать.