О бидзенской керамике (или зачем чаю-чашка, а цветам-ваза)

Apr 30, 2013 22:09


В музей знаменитого своей керамикой города Бидзен мы ездили дважды. Первый раз мы перепутали здание музея с магазином. Прогулявшись между прилавками и посмотрев на творения бидзенских мастеров и цены, мы поняли, что ничего не поняли... В музей решили не ходить и поехали дальше. И вот, спустя два года, мы «дозрели». Мы не читали ничего касающегося «крутизны» этой керамики - просто, путешествуя по Японии, проникаясь её духом, мы часто обращали внимание на продающуюся в сувенирных лавках посуду. Постепенно наш взгляд, окидывающий прилавки, начал настойчиво требовать "бидзена"....

Тогда-то мы и совершили наше второе путешествие в Бизен, чтобы с чувством насладиться видом грубоватых керамических изделий, которые славятся на всю Японию.Бидзен (Bizen) входит в "Шесть самых старых центров глиняной посуды в Японии" или "Шесть типичных центров глиняной посуды средневекового периода" наряду с Сигараки (Shigaraki), Тамба (Tanba), Этидзэн (Echizen), Сэто (Seto) и Токонамэ (Tokoname).



Мы посетили и музей и тот самый магазин. К сожалению, и в том и в другом месте фотосъемка запрещена. Поэтому, чтобы проиллюстрировать некоторые моменты, я буду использовать фото с раздобытых там буклетов.



Здание музея керамики простое и грубоватое. Несколько этажей ваз, горшков, кружек и скульптур.



В этом музее нет игровых комнат для детей (хотя в большинстве японских музеев они есть). Почти все экспонаты музея - за стеклом. Почти все, кроме глиняных скульптур в холле каждого этажа. Но и на них необычные для японских музеев таблички "Не трогать" (обычно в музеях специально выставляются экспонаты, к которым можно прикоснуться). Приятным исключением является небольшой холл первого этажа, где можно заказать чай и выбрать кружку, из которой хочешь его выпить, со стенда.  Держа эту чашку в руках и чувствуя на ощупь её приятно шероховатую поверхность, можно прочувствовать прелесть этой керамики...



Рядом с музеем находится и магазин керамики. Чтобы попасть туда, достаточно пройти через парковку с традиционной для каждого японского города картой местных достопримечательностей и пересечь дорогу.



На этом пути всё напоминает гостю о том, что он - в Бидзене, включая красочные щиты на дороге,



и телефонную будку (вполне обычную для Японии, если бы не стильная крыша).



Вход в магазин украшает красивый барельеф.





Здесь, в отличие от музея, можно трогать понравившиеся изделия. Только ооочень осторожно: цены на изделия начинаются от 1000 рублей за простые подставки под палочки и заканчиваются... кажется не заканчиваются... Самая высокая цена, которую я запомнила, была порядка 200 тысяч рублей за вазу от Мастера. Причём, если играть в игру "угадай цену", отличить вазу за 10 000 рублей от вазы за 200 000 рублей я не могла. К счастью, самые дорогостоящие экземпляры находились за стеклом. Цена на шедевр во многом зависит от имени мастера, его сотворившего. Самые известные мастера удостоены завния национального достояния Японии.



Для знатоков фамилия мастера стоит на прилавке рядом с каждой группой изделий.







Больше всего нам понравились принадлежности для саке и необычные соусники.



Спустя буквально пару недель после нашего второго визита в Бидзен, подруга-японка позвала меня в гости на дачу к талантливой женщине-рукодельнице Норико Сакои. Именно в гостях у Норико-сан я поняла то, что недопоняла в музее. Бидзенские вазы с цветами я увидела, едва войдя на веранду.



... и поняла...



Честно говоря, я не знаю, эта ли мысль лежит в основе творений бидзенских мастеров. Но, глядя на них в обстановке традиционного японского дома, именно она приходит мне в голову: внешняя оболочка должна выполнять своё предназначение, не отвлекая внимания от того, что она облекает. Главное в чашке чая не чашка, а чай. Даже тепло чашки, греющей руки, - это тепло не её, а налитого в неё чая. Точно так же и красота вазы не должна отвлекать от созерцания красоты цветов, в ней стоящих, а только подчеркивать её.




Кажется, теперь я дозрела до третьей поездки в Бидзен - проверить свою теорию :)

А что думаете Вы, глядя на бидзенскую керамику?

репортаж, искусство и культура

Previous post Next post
Up