Сейчас занялся переводом Махабхагавата-пураны. Это пурана относится к разряду упапуран, именуемого шакта-пураны, к которому также принадлежат Девибхагавата-, Калика-, Деви- и Чанди- пураны (первые две уже переведены мною). Все эти тексты были созданы в восточной части Индии, где в свое время процветал шактизм. В самом тексте МБхП она именуется исключительно пураной, но никогда упапураной, а в Брихаддхарма-пуране МБхП присутствует в списке восемнадцати упапуран. Автор МбхП, скорее всего, жил в восточной части Бенгалии, примыкающей к Камарупе (Ассаму). Это подтверждается следующими фактами:
1)Автор МбхП посвящает несколько глав прославлению Камарупы, именуемой лучшей из пятидесяти одной питх;
2)Сообщается, что Ганга сначала собиралась нести свои воды по Камарупе, но затем из-за мудреца Джахну отказалась от этого намерения;
3)Описание обрядов осеннего Наваратри соответствует бенгальским традициям;
4)Почти все манускрипты МБхП были найдены в Бенгалии, преимущественно в ее восточной части, и написаны они бенгальским письмом;
5)Только бенгальские авторы ссылаются на МБхП или приводят цитаты из нее;
6)Манускрипты с отдельными записями Наваграха-кавачи, Бхагавати-гиты, Шива-сахасранама-стотры и Камакхья-кавачи, являющихся частями МБхП, находили на всей территории Бенгалии. Собрания этих текстов хранятся в университете города Дакка и Азиатского общества Бенгалии.
Что касается времени создания МБхП, то автор предисловия утверждает, что она была составлена не позднее 12 века и аргументирует свое мнение тем, что она упоминается в Брихаддхарма-пуране, составленной, по его утверждению, не позднее середины 14 века. На самом деле, более распространено мнение, что Брихаддхарма-пурана была создана в 16 веке.
Богиня почитается в МБхП прежде всего как Кали, также как в ДБхП ее главной формой является Бхуванешвари. Кали является Парабрахманом, также как и высшей Пракрити (Мула-Пракрити). Также Кали - божественная супруга и шакти Шивы. Она пребывает на Кайласе, которая превозносится как самое священное место на земле и одновременно имеет свою собственную обитель. Пурана содержит описание этой обители Кали. Это город, со всех сторон окруженный океаном сладкой воды и обнесенный стеной из драгоценных камней. Кали пребывает в центре этого города, восседая на троне, стоящим на львах. Богине прислуживают шестьдесят четыре йогини, и также здесь присутствует множество Брахм, Вишну и прочих богов, жаждущих лицезреть высшую Богиню. Схожее описание обители высшего женского Божества содержится в двенадцатой книги ДБхП.
Кали имеет множество ипостасей. В пуране речь идет прежде всего о трех манифестациях Кали: 1). Дочь Дакши; 2). Супруга Шивы; 3). Кришна. Упоминаются также десять махавидий и дается их иконография. Касаемо питх называется только их число - 51 и приводится название лишь одной - Камарупа.
В МБхП сильно тантрическое влияние. Если ДБхП на первое место ставит авторитет Вед, то МБхП склонна признавать равнозначность Вед и Тантр. Как утверждает Деви: «О Шанкара, Агама и Веда это две моих руки, которыми я поддерживаю всю вселенную». Автор МБхП стремится создать шактистские версии всех основных преданий индуизма. Поэтому пурана содержит своего рода шактистскую Рамаяну, шактистскую Махабхарату и шактистскую Кришна-катху. Так в МБхП Рама совершает осенью поклонение Деви, и отсюда берет начало праздник Наваратри. Но мало того, Равана также оказывается почитателем Богини, покинувшей Ланку после похищения Ситы. Впрочем, в некоторых других пуранах тоже рассказывается, что Рама почитает Дургу и одолевает Равану с ее помощью, но вот версия сказаний о Кришне может даже кого-то шокировать. Согласно МБхП, однажды Шива попросил выполнить Кали одно свое желание. Оказывается, он захотел, чтобы он сам обратился в женщину, а она - в мужчину. Кали согласилась, и тогда они родились на земле: Кали в образе Кришны, а Шива в образе Радхи. При этом воплощение Кали в образе Кришны преследовало две цели: 1. Наслаждаться любовью с Шивой, 2. Уничтожать нечестивых царей. В МБхП описываются любовные забавы Кришны (Кали) и Радхи (Шивы), при этом сообщается, что на Аяну, законного мужа Радхи, сразу же после женитьбы на ней Шива насылает мужское бессилие, и таким образом, любви Кришны и Радхи никто не мешает.
Такая инверсия (перемена ролей) встречается еще раз в МБхП в мифе о перерождении Кали как Парвати. После гибели Сати Шива в Камарупе предается подвижничеству, чтобы вновь обрести ее в жены (в традиционных версиях подвижничество совершает богиня).
Язык МБхП достаточно прост, и я читаю ее, практически не прибегая к словарям. Начал я работу с версии Рамаяны, содержащейся в пуране.