Псково-Печерский монастырь 1960х гг глазами Михаила Шемякина

Jul 11, 2016 17:58

Интересные воспоминания о Псково-Печерском монастыре оставил известный художник и скульптор Михаил Шемякин, бывший там послушником в 1960х гг.

[Надо сказать, что Шемякин "в целом" относится к религии вполне прохладно; тем интереснее читать про эти, как он их называе, "феномены"]

http://www.mihailchemiakin.narod.ru/intervbw.HTM

Вот такие бывают феномены в человеческом сознании. Я много с этим сталкивался в моей жизни с разными феноменами, поскольку был послушником в Псковско-Печорском монастыре. Там жили старцы - монахи-затворники, которые выходили иногда раз в году в мир. Старцы давали советы монахам. Были такие случаи, когда пожилой, или не очень пожилой монах вечером прощается с братией, затем идет в баню, утром - на раннюю службу, затем уходит в свою келью, ложится и умирает, потому, что старец Николай, слепой ясновидящий, сказал ему: «Готовься. Такого-то числа уходишь.»

Это не вызывало у монахов никакого удивления. Отец Николай сказал, отец Ериней подготовился… и ушел. Затем через несколько часов его несли в пещеры.

С. К.: Индийские йоги тоже могут останавливать свое сердце…

М. Ш.: Он не останавливал сердце. Просто он умирал в тот день, который ему предсказал старец.

Помню, отец наместник (я был у него келейником), здоровый мужчина, художник, учившийся в студии Грекова, отец Олимпий, поздно вечером пригласил меня: «Пойдем «кукол» смотреть!» Мы идем с фонарем, а он говорит: «Отец Никодим, как живой!»

С. К.: Эти останки нетленные?

М. Ш.: Да. Они только усыхают. В то время это был образцово-показательный монастырь. Из Ватикана прислали роскошное мраморное распятие 18-го века. Они установили его вовнутрь пещеры, там, где отпевают монахов. Отец Олимпий показал мне небольшие пространства для гроба справа и слева. «А я здесь себе местечко приготовил!, - сказал он. - А напротив место для отца эконома. (Отец Ериней был очень толстый и красный. Его звали «Синьор-Помидор»). Они дружили.

- Да что Вы, отец наместник, - говорю ему я… (Отцу Олимпию было всего 56 лет.). А он и говорит: «Нет, пора! Отец Николай сказал готовиться! Еще 3-4 года проживу, приведу все дела в порядок и уйду. А за мной - «Синьор-Помидор».

И действительно, там они сейчас и лежат, переговариваются.

1960-е

Previous post Next post
Up