Воинская словесность. // Речь. СПб., 1914. №35 (2704), 5 (18) февраля, с. 3.
Via
http://bruchwiese.livejournal.com/310834.html.
Солдат, как известно, обучают «словесности»: ответам на вопросы, что такое знамя, присяга, враги, начальники и проч. Есть признанные учебники по этой части. Но начальникам воинских частей предоставлена, видимо, и свобода творчества. По крайней мере, нам доставлена тетрадь «вопросов и ответов», составленная для нижних чинов одной дивизии по специальному указанию и поручению ея начальника.
Словесность, преподаваемая в этой дивизии, носит несколько особый характер, даже в части, касающейся общих вопросов. Так, напр., на вопрос: «Если кто отзовется непочтительно о знамени, что знамя просто тряпка, что будешь делать?» - должен следовать ответ: «За непочтительный отзыв о знамени с места разобью морду, а затем постараюсь арестовать и отвести к начальству».
Само собою разумеется, что в отделе, посвященном политическим «наукам» («сведения о Гос. Думе и революции»), свобода творчества еще большая.
Приведем эту часть своеобразного воинского катехизиса, заслуживающую внимания:
В. Для чего учреждена Государственная Дума?
О. По приказу Государя Императора, чтобы присланные со всех концов лучшие выборные люди помогали ему следить за всем, что делается в государстве.
В. Сколько было Государственных Дум?
О. Было уже две, которые Государь приказал разогнать, настоящая по счету третья.
В. Почему разогнали 1-ю Гос. Думу?
О. Потому, что члены ея были дураки, подлецы и бунтовщики; они составили выборгское воззвание; в составе этой Думы было много жидов.
В. Почему разогнали 2-ю Гос. Думу?
О. Потому, что в числе членов ея были изменники, цареубийцы. Они устроили заговор против Государя Императора.
В. Какая 3-я Гос. Дума?
О. Работает хорошо, решает дела правильно, но в числе ея членов все же есть подлецы, левые партии мутят народ.
В. Кто вызвал революцию в России?
О. Иностранные государства, завидуя силе и могуществу России.
В. Отчего им это удалось?
О. Удалось потому, что им легко было найти подстрекателей среди жидов. В России почти 10 миллионов жидов, они хотели получить равноправие, чтобы иметь право владеть землей и захватить самое меньшее 30 миллионов десятин. Если бы они сказали это прямо, то сами бы мужики набили им морду, а потому им надо было хитро подойти к этому делу, и они охотно начали мутить народ и заставлять его требовать равенство и свободу, а народ по глупости поверил им.
В. Может ли быть еще революция?
О. Нет, не может, большинство крестьян уже поняли, что их обманывали и смущали разные бунтовщики, и если кто-нибудь будет говорить, что нужна революция, то его прежде всего бить в морду, а затем вести к начальнику.
В. Много ли в России земли?
О. Земли очень много, гораздо больше, чем нужно, но мало умных людей, умеющих ее обрабатывать.
В. Что будешь делать с тем, кто скажет, что у наших крестьян земли мало?
О. Буду бить морду...
И т.д., и т.д. Лейт-мотив этого своеобразного политического воспитания выделяется черезчур даже громко и ясно.