Немногим более 132 лет назад вышел в свет первый номер первой французской антисемитической газеты - парижского еженедельника L'Anti-Juif (всего вышло 4 номера; №1 18.12.1881, №4 08.01.1882). Газета просуществовала недолго, но вскоре ей на смену пришла еженедельная антисемитическая газета
L'Anti-Sémitique, вошедшая в историю благодаря публикации т.н. воззвания Адольфа Кремье (
Adolphe Crémieux). Первый номер газеты вышел 2 июня 1883 г.; она сначала печаталась в провинциальном г. Мондидье (есть мнение, что на самом деле в Париже, а Мондидье был указан для отвода глаз), а начиная с №32, выходила в Париже (повидимому, как ежедневная газета); после №45 вышел №47 (
в мае 1884 г.), уже под именем Le Péril social, т.к. редакция газеты хотела подчеркнуть свою приверженность делу борьбы с эксплуататорами всех национальностей; последним стал №51 от 14 июня 1884 г. [1]
Редактором
L'Anti-Sémitique был некто A. Vrécourt, но есть мнение, что газета была проектом
Эдуарда Дрюмона [2].
Т.н. воззвание Кремье было перепечатано берлинской антисемитической газетой
Deutsche Volkszeitung. Organ für sociale Reform в № от 11 октября (н.ст.) 1883 г. [3, с. 3], оттуда перепечатано московской газетой Русь, редактором которой был
И.С. Аксаков, в статье "Еврейская Интернационалка и борьба с Еврейством в Европе" // Русь. М., 1883. №21, 1/13 ноября (этот № газеты Русь не оцифрован). По словам Аксакова, он опубликовал "циркулярное воззвание "Еврейского Всемирного Союза (Alliance Israélite Universelle)", разосланное при его открытии [т.е. в 1860 г.]" [3, с. 2]. В том же номере Руси он напечатал редакционную статью, посвященную т.н. воззванию Кремье [4].
Публикации статьи "Еврейская Интернационалка и борьба с Еврейством в Европе" и двух статей Аксакова вызвали скандал в российской еврейской прессе, и Всемирный Еврейский Союз направил Аксакову опровержение, в котором говорилось [5]:
Г. Редактор. В вашем № от 1/13 ноября вы воспроизвели мнимую "Памятную записку" [Mémoire], напечатанную будто бы Адольфом Кремье в 1874 году, в день основания "Alliance israélite". Этот документ, совершенно ложный, появился впервые в одной газете, не пользующейся никаким вниманием во Франции. В нем так грубо извращаются мнения нашего знаменитого и оплакиваемого президента и речи произнесенные им в "Alliance israélite", и дается такое ложное представление о цели союза, известной всем, благодаря бюллетеням, публикуемым на немецком и французском языках, что мы считали невозможным, чтобы кто-либо мог быть введен им в заблуждение и за границей. Печально видеть, что такой человек как вы, милостивый государь, дал веру подобному документу и взял его за основание для своих достойных сожаления нападений на Израильтян. Мы объявляем, что этот документ- чистейший вымысел, что он сфабрикован от начала до конца фальсификатором, и мы протестуем как против его текста, так и против толкований, которым он подвергся. От вашей честности ожидаем мы, что вы поместите это письмо в вашей уважаемой газете. Примите уверения в нашем высоком уважении. За центральный комитет, секретарь Исидор Лёб (Isidore Loeb).
В ответ на полученное опровержение Аксаков в том же №24 Руси написал свой ответ [6], в котором указал, что получил № газеты
L'Anti-Sémitique и должен уточнить, что опубликованное т.н. воззвание Кремье есть только "выдержки (extraits) из мемуара, читанного или предъявленного самим Кремьё своим единоверцам (вероятно в заседании Союза) в апреле 1874 года, когда, по всей вероятности, Союз нуждался в новой поддержке. Выдержки эти сообщены газете каким-то высокопоставленным лицом, имя которого ей известно". Кроме этого, Аксаков заявил, что "вопрос о подложности" не имеет значения, т.к. в т.н. воззвании Кремье неподложны высказанные в нем "еврейские воззрения и чаяния" [6].
Наконец, в апреле 1884 г. Аксаков напечатал в Руси статью некоего П. [7]; автор сообщил, что
L'Anti-Sémitique в №38 от 7 февраля 1884 г. поместила передовую статью под заглавием "Евреи, вы лжете!", избранные места из которой П. цитирует; выясняется, что публикация т.н. воззвания Кремье была в
L'Anti-Sémitique в №19 за 1883 г., а само т.н. воззвание Кремье датируется газетой 9 апреля 1874 г. В связи с критикой предыдущей публикации,
L'Anti-Sémitique в №38 еще раз поместила текст т.н. воззвания Кремье, как пишет П., на этот раз передав его "с дипломатической точностью"; текст перевода см. в [7, с. 17-19].
Во Франции т.н. воззвание Кремье было опровергнуто бюллетенем Bulletin de l'Alliance israélite universelle, официальным органом Всемирного Еврейского Союза. Надо сказать, что бюллетень издавался в двух форматах: как ежемесячник (
Bulletin mensuel de l'Alliance israélite universelle, за 1883-1884 гг. не оцифрован) и как ежегодник (
Bulletin de l'Alliance israélite universelle, за 1883-1884 гг. оцифрован). В [8] (ежегоднике за 1883 г., напечатан в октябре 1883 г.) опровержения не было, в [9] (ежегоднике за 1884 г., напечатан в сентябре 1884 г.) опровержение было помещено.
Было указано, что опровергается статья, помещенная в газете L'Anti-Sémitique в № от 6 октября 1883 г. и содержащая текст т.н. воззвания Кремье (датированного этой газетой 1872 годом); сообщалось также, что в 1883 г. в октябрьском № ежемесячного бюллетеня Всемирного Еврейского Союза было опубликовано опровержение; отмечалось, что Союз был создан в 1860 г., а не в 1872 г., что разъяснению нелепости обвинений в адрес Кремье посвящена брошюра: Salomon Neumann. Die neueste Lüge über die israelitische Allianz: ein Probestück aus der antisemitischen Moral. Berlin 1883 (не оцифрована), и что несмотря на это, в L'Anti-Sémitique в № от 17 февраля 1884 г. вновь утверждалась подлинность т.н. воззвания Кремье и был опубликован уточненный его текст, с указанием, что оригинал т.н. воззвания находится в архиве МВД Франции; по запросу Союза это утверждение было опровергнуто министром внутренних дел Вальдек-Руссо письмом от 23 июня 1884 г.
Характерно, что в позднейших публикациях во Франции антисемитические авторы цитировали краткий вариант т.н. воззвания Кремье (т.е. опубликованный в №19 в октябре 1883 г., а не в №38 от 17 февраля 1884 г. газеты L'Anti-Sémitique), и датировали т.н. воззвание 1860 г.; см., к примеру, [10] или
Le Manifeste de Crémieux, par René-Louis Berclaz, автор ссылается на: Ernest Jouin. Le Péril Judéo-Maçonnique. T. IV. Les Protocols de 1901 de G. Butmi. Paris, 1922. p. 158-159 (к сожалению, книга не оцифрована, т.ч. проверить правильность цитирования невозможно). У англоязычных авторов сначала использовался краткий перевод первой публикации в Руси, напечатанный лондонской Times [11], например [12], а в 20-х гг. цитировалась статья в Morning Post от 6 сентября 1920 г., см. [13]. На немецком т.н. воззвание Кремье (Aufruf Crémieux' bei Begründung der Alliance israélite) можно найти, например, у известного антисемитического публициста
Теодора Фрича (1-е изд. этой его книги было в 1887 г.) [14].
ПРИЛОЖЕНИЯ
Текст т.н. воззвания Кремье [15]:
{стлб. 2147} (...)
Что это так, вы усмотрите из следующего воззвания организатора и основателя всемирного израильского союза - Адольфа Кремье, который обратился в 1860 г. к евреям всей вселенной с таким воззванием (читает):
"Союз, который мы хотим создать, не есть французский, английский, швейцарский, немецкий; он- иудейский, он - всемирный; другие народы расколоты по национальностям; мы одни имеем не сограждан, а исключительно единоверцев.
"Не раньше станет еврей другом христианина или мусульманина, как в тот момент, когда свет иудейской веры, единственной религии разума, засияет повсюду среди других народов и стран, враждебных нашим нравам и интересам.
"Мы прежде всего хотим быть и остаемся евреями; национальность наша есть религия наших отцов, и мы не признаем никакой иной; мы живем на чужбине и не можем заботиться об изменчивых вожделениях совершенно чуждых нам стран, пока наши собственные нравственные, материальные задачи находятся в опасности.
"Еврейское учение должно наполнить собою мир.
"Израильтяне, куда бы вас ни забросила судьба, во всех концах земли, всегда смотрите на себя, как на членов избранного народа.
"Если вы понимаете, что вера праотцев ваших единственный ваш патриотизм; если вы сознаете, что вопреки вашим показным национальностям вы повсюду образуете один и тот же народ; если вы веруете, что только иудаизм представляет религиозную и политическую истину; если во всем этом убе- {стлб. 2148} ждены вы, израильтяне вселенной,- то придите, услышьте наш зов и докажите нам свое согласие! Наше дело велико и свято, а успех обезпечен.
"Католицизм, наш исконный враг, лежит ниц, пораженный в голову.
"Сеть, раскидываемая израилем поверх земного шара, будет расширяться с каждым днем, и величественные пророчества наших священных книг обратятся, наконец, к исполнению.
"Близится время, когда Иерусалим явится домом молитвы для всех народов и знамя еврейского единобожия взовьется на отдаленнейших берегах. Станем же пользоваться всеми обстоятельствами, могущество наше огромно. Научимся применять его к делу. Чего нам страшиться?
"Уже недалек тот день, когда все богатства земные перейдут в собственность детей Израиля".
Исправленный текст т.н. воззвания Кремье [7]:
{с. 17} (...)
Вот этот документ, помеченный 9 апреля 1874 г., передаваемый газетой с дипломатическою точностью:
"Союз, который мы предполагаем ус- {с. 18} тановить, не есть Союз французский или английский, швейцарский или германский,- он есть иудейский, он есть всемирный.
"Зачем же Союз чисто-израильский, а не Союз всемирный и всеобший между всеми людьми добра? Зачем прививать исключительный символ, более чем всемирные принципы разума и морали'? Вот наш ответ: без сомнения, всемирное слияние в наших сердцах; но как семья предпочитается чужим людям, так точно те, кто разделяет наше блаженное верование, должны быть нам дороги прежде всего.
"Да и зачем же нам идти на встречу другим, нам, представителям истины и единственной разумной (rationelle) религии? Другие народы разделяются на нации, мы одни имеем лишь единоверцев и не имеем сограждан. Нет, Еврей не станет братом Христианина и Мусульманина раньше чем свет иудейской веры засияет повсюду.
"Разсеянные в среде народов враждебных нашим правам и нашим интересам, мы останемся прежде всего Евреями. Национальность для нас- это религия наших предков; мы не признаем никакой другой.
"Мы обитаем на землях чужих, и мы можем интересоваться переменчивостью вещей в этих странах лишь настолько, чтобы наши нравственные и материальные интересы не были в опасности.
"Израильское учение в данное время должно явиться для всего мира внушительным и отнести в разряд предразсудков странным секты, покоящиеяся на злонамеренных и ложных толкованиях нашего закона.
"Израильтяне! Если разсеянные по всем точкам земного шара, вы однакоже всегда пребываете как члены избранной нации; если вы веруете, что самая простая из духовных (spiritualistes) религий должна опять занять свое место, исполнить свою миссию, провозгласить свое право и установить свое превосходство (sa prééminence) в борьбе безпорядочных теорий среди новейших обществ; если вы верите, что свобода совести нигде лучше не охраняется как среди Евреев, если вы верите, что вера предков есть единственный патриотизм достойный признания; если вы верите, что, невзирая на ваши кажущиеся (apparentes) национальности, вы образуете только один народ, имеющий, на зло угнетающим вас нациям, свои права, желания и чаяния; если вы верите, что непреодолимая власть морали, права и разума должна наконец восторжествовать; если вы верите, что Иудейство должно занять положеше отнятое у него; если вы верите, что эта цель может быть достигнута при соединении наших средств, наших трудов, наших надежд и влияний; если вы, наконец, верите, что только одно Иудейство представляет религиозную и политическую истину,- если вы верите всему этому, Израильтяне всею мира, то придите же, услышьте наше воззвание, окажите нам вашу поддержку; дело велико и свято, и успех обезпечен!
"Уже происходит непреоборимое действие пропаганды в пользу иудейской веры. Католицизм, наш вековой враг, падает пораженный в голову; другие христианские секты пожирают друг друга и скоро перестанут существовать в виде учения (sous une forme doctrinale).
"Будущее принадлежит нам,- все возвещает это.
"В настоящее время (9 апр. 1874 г.) мы имеем комитеты во всех странах мира. Всякий день будет распространяться сеть, которую Израиль бросает на земной шар, и мы увидим исполнение вдохновенных пророчеств священных книг. Приближается день, когда Иерусалим станет домом молитвы для всех наций соединенных в одну, и когда знамя израильского едннобожия {с. 19} будет развеваться в отдаленнейших концах.
"Будем же пользоваться всеми обстоятельствами. Постараемся же возобладать над отвращением и недоверием, кои мы можем внушать. Наши силы огромны, надо только уметь ими кстати пользоваться. Чего вам опасаться?
"Разве не близок день, когда все богатства земли будут принадлежать исключительно Евреям?"
1.
Revue des études juives. Paris, 1885. T. 11. p. 301.
2.
Ariane Chebel d'Appollonia. L'extrême-droite en France de Maurras à Le Pen. T. 1. Paris, 1996. p. 139.
3. Аксаков И.С. Разбор циркулярного воззвания "Еврейского Всемирного Союза". //
Русь. М., 1883. №23, 1/13 декабря,
с. 2-12. Перепечатано в:
Аксаков И.С. Сочинения. Том 3. М., 1886. с. 827-843.
4. Воззвание Кремьё, обращенное к Евреям от лица "Всемирного Израильского Союза". //
Аксаков И.С. Сочинения. Том 3. М., 1886. с. 819-826.
5. Письмо в редакцию Центрального Комитета Израильского Всемирного Союза. //
Русь. М., 1883. №24, 15/27 декабря,
с. 56-57.
6. Еще о воззвании "Всемирного Израильского Союза". //
Русь. М., 1883. №24, 15/27 декабря,
с. 57. Перепечатано в:
Аксаков И.С. Сочинения. Том 3. М., 1886. с. 843-844.
7. П. Подтверждение подлинности еврейского манифеста Кремьё. (Письмо из Берлина). //
Русь. М., 1884. №7, 1/13 апреля,
с. 16-19.
8.
Bulletin de l'Alliance israélite universelle. 2e sеrie, №7, 2е semestre 1883.
9.
Un démenti. // Bulletin de l'Alliance israélite universelle. 2e sеrie, №8, 1еr semestre 1884. p. 62-63.
10.
Roger Lambelin. Le péril juif: le règne d'Israël chez les Anglo-Saxons. Paris, 1921. p. 116-117.
11. Latest Intelligence. (From our Correspondents). Russia, St. Petersburg, Nov. 21. // Times. 21.11.1883. p. 5.
12.
Martin James Boon. The immortal history of South Africa. London, 1885. p. 460-461.
13.
Maj.-Gen., Count Cherep-Spiridovich. The Secret World Government or "The Hidden Hand". New York, 1926. p. 168.
14.
Theodor Fritsch. Antisemiten-Katechismus. 25. Auflage. Leipzig, 1893. s. 383-385.
15.
Речь депутата Маркова 2-го. Созыв 3-й, сессия III, заседание 84, 29 марта 1910 г. // Государственная Дума. Третий созыв. Стенографические отчеты. 1910 г. Сессия третья. Часть III. Заседания 65-94 (с 8 Марта по 9 Апреля 1910 г.). Спб, 1910. стлб. 2146-2155UPDATE.
П. Еврейская Интернационалка и борьба с Еврейством в Европе. (Голос из-за границы). // Русь. М., 1883. №21, 1 (13) ноября,
с. 20-26.
{с. 21} (...)
Вот выдержки из подлинной хартии, изданной центральным правительственным органом всемирного Еврейства - «Alliance Israélite Universelle», при самом основании его, на каковой документ обращает особенное внимание сообщивший его французский журнал «L'Antisémitique»: «Союз, который мы желаем основать»,- так говорил известный «верховный жрец Еврейства» Кремьё в сем конфиденциальном манифесте,- «не есть ни французский, ни английский, ни швейцарский, ни германский, но израильский всемирный (universelle)... Другие народы распадаются на нации,- мы одни не имеем никаких сограждан, а лишь религиозных последователей. Не раньше Еврей станет другом христианина и мусульманина как в то лишь время, когда свет израильской веры, единственной здравой религии, будет светиться повсюду. Разсеянные между народами, кои враждебны нашим правам и интересам, мы тем не менее, невзирая ни на что, останемся Евреями. Наша национальность есть религия отцов наших,- другой мы не признаем никакой. Мы обитаем в чуждых землях, и мы не можем интересоваться переменчивыми интересами этих стран, пока наши собственные нравственные и моральные интересы будут в опасности. В наступивший к тому день еврейское учение должно наполнить весь мир. Израильтяне! Хотя разсеянные по всем краям земного шара, пребывайте всегда как члены избранного народа. Если вы веруете, что вера ваших предков есть единственный патриотизм; если вы верите, что вы, невзирая на ваши внешние национальности, остаетесь одним и единым народом; если вы верите, что только Еврейство представляет собою религиозную и политическую истину,- если вы верите во все это, вы, Евреи всего мира,- то придите и внемлите этот призыв наш, окажите нам ваше содействие; ибо дело велико и свято, а успех обезпечен! Католицизм, наш вековой враг, лежит уже пораженный в голову (frappé à la tête). Каждый день будет расширяться сеть распростертая по земному шару Израилем, и священные пророчества наших Св. Книг исполнятся. Настанет пора, когда Иерусалим сделается домом молитвы для всех народов, когда знамя еврейского единобожия будет развеваться в отдаленнейших концах земли. Пользуйтесь же всеми обстоятельствами! Наше могущество велико, учитесь же употреблять его в дело! Чего нам страшиться? Не далек тот день, когда все богатства земные будут исключительно принадлежать Евреям. (Les richesses de la terre appartiendront exclusivement aux Juifs)»...
По поводу сих еврейских откровений «L'Antisémitique» (в начале октября) замечает: «Каждый не-Еврей, к какой бы национальности он ни принадлежал, не {с. 22} в силах будет читать эти строки без сильнейшего огорчения. Только подумать, что в цивилизованных государствах терпят такие враждебные государственности учения, да еще распространяемые со столь бешеной дерзостью! И только вспомнить, что лишь благодаря постоянной защите католической церкви, которую тут именуют главным врагом Еврейства, в Средние века Еврейская раса была сохранена от истребления!...» *) (...)
*) Мы полагаем, что здесь автор манифеста под католицизмом разумеет вообще христианство, которое на западе только и известно в своей латинской форме. Ред.
UPDATE2.
Газета L'Anti-Sémitique за 1883 г. теперь
оцифрована: №1, 2 июня - №31, 29 декабря; выходила раз в неделю по воскресеньям. Искомый материал был помещен в №19, 6 октября, с. 148-149; это письмо в редакцию, датировано 27 сентября и подписано S..., личность не раскрыта:
La haute situation de l'auteur de la lettre suivante ne nous permet pas de livrer son nom à la publicité; mais les faits qu'elle expose nous prouvent que notre campagne porte son fruit et que bientôt nous aurons rallier l'immense majorité de tous ceux qui, en France, ont le sentiment du danger que nous ne cesserons de combattre.
Paris, le 27 Septembre 1883.
Monsieur A. Vrécourt, directeur de l'Anti-Sémitique, à Montdidier.
J'ai reconnu depuis longtemps la triste vérité qui vous a également frappé, savoir, que la clique juive répandue sur presque tous les points de notre planète, gangrène les corps sociaux avec lesquels elle est mise en contact, et que son action dans tous les pays s'y fait sentir comme une vraie pestilence. C'est pourquoi j'ai la conviction que vous faites œuvre pie, et que vous rendez un vrai service à la société en faisant connaître le Juif, en le montrant comme il est.
Vous ne sauriez trop parler à vos lecteurs de L'Alliance Israélite Universelle, de ses tendances, de ses moyens d'action. Bien peu connaissent son auteur, le juif Crémieux, qui, en avril 1874, exposait à ses coreligionnaires les plans à suivre pour exterminer la race chrétienne. Il me semble cependant que tout citoyen qui n'est pas juif, quelle que puisse être sa nationalité et pour peu qu'il sit de dignité, ressentirait le vrai coup de fouet de l'indignation en lisant quelques-uns des extraits de ce mémoire:
«L'Alliance que nous nous proposons d'établir, leur dit Crèmieux, n'est pas une alliance française ou anglaise, suisse ou allemande, elle est juive, elle est universelle.
Et d'ailleurs, est-ce à nous à aller au devant des autres, nous, les représentants de la vérité et de la seule religion rationneile? Les autres peuples sont divisés en nations, nous seuls n'avons que des corèligionnaires et n'avons pas de concitoyens. Non le Juif ne sera le frère du chrétien et du musulman que lorsque la lumière de la foi judaïque aura lui partout.
Dispersés au milieu des peuples hostiles à nos droits et à nos intérêts, nous resterons avant tout Juifs. La nationalité pour nous c'est la religion de nos pères; nous n'en reconnaissons pas d'autre.
Nous habitons sur des terres étrangères et nous ne pouvons nous intéresser aux vicissitudes de ces pays qu'autant que nos intérêts moraux et matériels sont en péril.
La doctrine israélite doit un jour s'imposer au monde entier.
Israélites!
Si dispersés sur tous les points' de la terre vous vous regardez toujours comme membres de la nation élue;
Si vous croyez que la foi de ses ancêtres est le seul patriotisme avouable;
Si vous croyez que malgré vos nationalitès apparentes vous ne soyez qu'un seul peuple;
Si vous croyez que le judaïsme doit reprendre le rang qui lui a été ravi;
Si vous croyez enfin que le judaïsme seul représente la vérité religieuse et politique;
Si vous croyez toutes ces choses, Israélites du monde entier, venez, écoutez notre appel, accordez-nous votre adhésion; l'œuvre est grande et sainte: le succès est certain.
Le Catholicisme, notre ennemi séculaire, succombe frappé a la tête.
Nous avons actuellement des comités dans toutes les contrées du monde. Chaque jour te réseau qu'Israël va jeter sur le globe s'étendra, et nous verrons s'accomplir les prédictions sublimes de nos Livres Saints. Le jour vient où Jèrusalem deviendra la maison de prière de toutes les nations réunies en une seule, et ou le drapeau du monothéisme israélite flottera sur les plages les plus lointaines.
Profitons de toutes les criconstances. Nos forces sont immenses, sachons les utiliser à propos. Que pourriez-vous craindre? Le jour n'est-il pas prochain ou les richesses de la terre appartiendront exclusivement aux Juifs!»
Ce factum dans lequel se trouvent concentrées l'outrecuidance, l'ambition, l'infaluation et la cupidité du Juif, fait le vrai péndant des passages du Talmud cités dans votre №3: le Talmud est le code dans lequel les fils de Judas puisent le droit de nous voler toujours et de nous tuer au besoin ; et le factum Crémieux est l'Evangile dans lequel ils puisent leurs aspirations de domination universelle, et la nation jésuitique que la fin justifie les moyens.
Le Juif, est montré en déshabillé dans ce mémoire Crémieux; il y est bien dit expressément: qu'il ne reconnait aucune nationalité, et qu'il ne travaille que pour l'intérét de la race juive. Ce Crémieux a causé à la France un mal incalculable, peut-être irréparable, en émancipant les 35,000 juifs d'Algérie; les Arabes n'oublieront pas de longtemps l'affront qu'on leur a fait indirectement en donnant le titre et les droits de citoyen a ces êtres qu'ils méprisent si souverainement. Le même Crémieux, a fait tort à la France dans une autre circonstance. Nous avions, pour des causes connues, la sympathie des Roumains ; la Roumanie est infestée de Juifs; il y en a 500,000; le peuple et les législateurs de ce pays avaient des bonnes raisons pour ne pas donner aux israélites le titre de citoyen; Crémieux a eu assez d'influence et d'adresse pour pousser notre gouvernement, pendant les discussions du Traité de Berlin, à exiger du gouvernement de la Roumanie l'émancipation de ces Juifs maudits; et aujourd'hui in Roumanie se jette dans l'alliance Prusso-autrichienne contre nous; et les Roumains qui étaient nos amis, sont passés dans le camp de nos ennemis! Crémieux est l'homme, ou un des hommes qui ont le plus nui à la France; et nous, pauvres gogos, pauvres Français insensés, nous lui faisons une apothéose, nous lui faisons de maqnifiques funérailles aux frais de l'Etat!!!
Continuez-donc votre courageuse campagne, prenez-vous chaque jour corps à corps avec le Juif; l'Europe entière s'intéressera a voire œuvre.
Montrez-le tel qu'il est, un peuple grossier, vicieux, féroce et partout méprisable. Démontrez, comme vous l'avez déjà fait, que le discrédit dont l'industrie et le commerce sont affligés en ce moment est du à leur action néfaste et délétère. Et devant l'effet produit par ces révélations qui, petit à petit pénétreront dans les masses, vous verrez celle race maudite perdre son influence qu'elle ne doit qu'à la patience et à la longanimité des chrétiens.
J'ai habité longtemps les Etats-Unis et la Suisse je sais ce qu'y font les Juifs et comment ils sont considérés.
S...
П. - это
В.Ф. Пуцыкович.