Все документы из архива Мемориального Музея Катастрофы:
http://www.ushmm.org/research/collections/ Полковник Хосе Артуро Кастельянос Контрерас - генеральный консул республики Сальвадор в Женеве с 1941-го по 1945-й год. Издал больше десятка тысяч липовых документов, удостоверявших сальвадорское гражданство евреев по всей оккупированной Европе. Владелец такого документа находился под защитой Красного Креста, а позже еще и швейцарского консульства в Будапеште. Теперь-то про полковника Кастельяноса знают все, много где можно о нем прочитать, и Яд ва-Шем присвоил ему пару лет назад звание праведника мира, а при жизни он себя не афишировал. Не жизнью же он, в самом деле, рисковал. Просто у него был друг-еврей, еще с довоенных времен. И глядя, каково тому теперь приходится (а приходилось буквально без передышки бежать от погони), полковник решил помочь.
Друга - его звали Джордж Мандл - Хосе Кастельянос взял на работу к себе в женевское консульство на специально для него созданную должность «первого секретаря» и выдал ему и его семье сальвадорские паспорта, в которых фамилия Мандл поменялась на аутентичное Мантелло. А вскоре, начиная с 1942-го года, консульство принялось за массовое производство удостоверений гражданства республики Сальвадор для евреев из стран, оккупированных нацистами.
Это были фальшивые удостоверения - их владельцы не были гражданами Сальвадора. И это были подлинные документы - выданные официальными чиновниками, сальвадорскими дипломатами, на настоящих бланках, подписанные самим «первым секретарем» и заверенные подлинной печатью! И по запросу в генеральное консульство вам ответят, что да, разумеется - документы настоящие.
Росла и ширилась сальвадорская еврейская диаспора в Европе. Всё это делалось абсолютно бесплатно, заверенные фотокопии доставлялись адресатам связными еврейского подполья, почтой Швейцарии и дипломатами нейтральных стран. Отношение к ним и даваемые ими гарантии оказались разными в зависимости от страны. В большинстве стран восточной Европы они были почти бесполезны, но, например, в Дании «граждан Сальвадора» вместо Собибора и Освенцима отправляли в специальную секцию Берген-Бельзена, а по свидетельству из Бельгии - не депортировали вообще. Но сильнее всего эти документы помогли венгерским евреям - после того, как Будапешт признал нейтральную Швейцарию официальным представителем интересов Сальвадора в Венгрии, и сотни заверенных бланков с печатями были посланы швейцарскому консулу Карлу Лутцу.
Под катом - они, родимые. Фальшивые документы. Подлинные свидетельства беды и неравнодушия к ней. Все эти люди на фотографиях - для каждого из них эта бумажка означала надежду. Для одних она оправдалась, а для других - нет.
Простите, что так много, но у них у всех такие лица, что я не смогла никого выкинуть.
А это сам «первый секретарь», чья подпись стоит под каждым удостоверением.
Джордж Мандл-Мантелло:
В мае 1944-го румынский дипломат-антифашист Флориан Манолиу собственноручно доставил удостоверения сальвадорского гражданства в трансильванскую Бистрицу - родителям Джорджа Мандла. Манолиу опоздал на несколько дней - всех евреев Бистрицы уже отправили в Освенцим.
По окончании войны полковника Кастельяноса перевели в Лондон, а еще через несколько лет он ушел в отставку, уехал с женой и тремя дочерьми домой в Сальвадор и умер в неизвестности в 1977-м году.